Проект "Русский народный фольклер"
проект
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Русский народный фольклор - сказки и потешки
во II младшей группе»
Вид проекта: ролево-игровой.
Продолжительность: долгосрочный
Участники: воспитатели, дети II младшей группы, родители.
Образовательная деятельность:
коммуникативная, познавательно-исследовательская, заучивание потешек, заучивание и постановка сказок.
Актуальность
«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Потешки, сказки входят в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного возраста и остаются с ним на всю жизнь. Именно с фольклора начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев , оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Композиция, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. . Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Сказка — средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В настоящее время сказки, потешки, песенки-напевки и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили своё предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращая сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определённые образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия фольклора.
Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки -сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок, песенок, потешек и рассказывая их внукам , передавали им нравственные традиции, учили законам добра и красоты.
Цели:
1. Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка.
2. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки, используя малые жанры фольклора (песенки, потешки).
3. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.
4. Развитие творческих способностей детей
Задачи :
- Воспитывать интерес и вызывать эмоционально-положительное отношение к фольклору русского народа
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам
- Приучать слушать народные песенки, потешки, доступные по содержанию сказки
- Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье
Предполагаемый результат:
- активное употребление детьми малых форм фольклора ( потешек ) в повседневной жизни
-инсценирование ( совместно с воспитателем ) сказок
Целевые группы проекта :
1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребёнка ( подгруппы детей, индивидуальная работа ), самостоятельная детская деятельность.
2 целевая группа – педагоги : активная методическая работа.
3 целевая группа – родители : оказание консультативной помощи, информационно-аналитическое оформление уголка для родителей
Этапы проекта:
этапы | Время проведения | Деятельность воспитателя | Деятельность с детьми | Работа с родителями |
I этап | октябрь ноябрь | -выявление знания детьми устного народного творчества -подбор потешек и сказок -подготовка с музыкальным руководителем развлечения -выставка «Русское народное творчество» | -рассматривание книг в книжном уголке -проведение развлечения «Ладушки в гостях у бабушки» -обыгрывание потешек во время режимных моментов | -информационный стенд для родителей на тему «Фольклор» -подборка потешек для домашнего пользования -раздел в уголке для родителей « Что мы учим» |
II этап | декабрь январь февраль | -подбор потешек для разучивания с детьми -подбор сказок для инсценировки совместно с детьми | Обыгрывание потешек во время режимных моментов -инсценировка сказки «Репка» совместно с детьми -досуг «Кто-кто в теремочке живёт?» | -индивидуальные беседы с родителями на тему: «Использование фольклора в вашей семье» -анкетирование «Сказки на ночь» -тематическая встреча «Ах, эта сказка!» |
III этап | март апрель май | Подготовка к сказке-инсценировке Подготовка с музыкальным руководителем развлечения | -инсценировка сказки «Теремок» -досуг «Коза с козлятами» -проведение развлечения «В гостях у сказки» | -приглашение детей других групп на просмотр сказки -приглашение родителей на развлечение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Способы и методы ознакомления с русским фольклером"
Способы и методы ознакомления с русским фольклером"...
Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"
Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...
совместное мероприятие родители и дети по теме нравственное воспитание детей на основе фольклера
приобщение детей к народным традициям необходимо начинатьть сдетсва, чтоб не быть иванами непомнящим родства...
Преобщение детей к фольклеру
Содержание:1. О фольклоре2. Фольклор для малышей3. Малые формы устного-народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)4. Заключение Цель:помочь маленькому ребенку обрести л...
Консультация для родителей "Особенности русского народного фольклера в театральной деятельности младших дошкольников"
Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной б...
Отчет по теме педагогической деятельности Влияние фольклера устного народного творчества на развитие речи детей 2 - ой младшей группы
Самообразование фольклор...
Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»
Актуальность:Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит в...