Преобщение детей к фольклеру
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему
Содержание:
1. О фольклоре
2. Фольклор для малышей
3. Малые формы устного-народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)
4. Заключение
Цель:
помочь маленькому ребенку обрести любовь к старинным напевам, родному языку, к творчеству - любовь к Родине.
Задачи:
- Познакомить с фольклорными произведениями, народным творчеством и видами народного искусства.
- Развивать восприятие детей, речь, добиться правильного произношения слов.
- Вызвать радость общения с образным языком произведений.
- Помочь понять детям что именно они являются носителями народной культуры.
- Расширить представление детей о красоте, добре и другом.
1. О фольклоре
Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
2. Фольклор для малышей
Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим, внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много вековое существование в народной поэзии, педагогики? Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием.
Этой задаче общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, мелодию, действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию - воспитывать развлекая.
Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» , «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-
« Чики, чики, чикалочки», «Ай тюшки, тюшки». Повторение в различных комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность- одно из необходимых условий, приближающих произведения искусства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые бегут по дороженьке.
Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.
Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу по бору, тебе ягод наберу».
Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- « Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.
3. Малые формы устного-народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)
К малым формам народного творчества относятся так же пословицы, поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы указывали, имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть-играй, да дело знай», иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца, масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их мышление, пытливость, наблюдательность.
4. Заключение
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В течение многих веков прибаутки, потешки поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
5. Используемая литература
А.Ф. БЕЛОУСОВ, В.В. ГОЛОВИН, Е.В. КУЛЕШОВ, М.Л. ЛУРЬЕ Санкт-Петербург
Детский фольклор: итоги и перспективы изучения.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор
Кучегура Л.B. Специфика смеха в современном детском стихотворном фольклор
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М., 1982
Левин В. Воспитание творчества. - М., 1977
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"
Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...
Памятка для родителей по преобщению детей к чтению
Когда и как начинать приучать ребенка читать книги и развивать грамотность речи? Любовь к чтению начинается еще в утробе матери! Некоторые родители начинают читать своим детям во время третьего месяца...
совместное мероприятие родители и дети по теме нравственное воспитание детей на основе фольклера
приобщение детей к народным традициям необходимо начинатьть сдетсва, чтоб не быть иванами непомнящим родства...
НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре
знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...
Консультация для родителей "Преобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться...
Методы преобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре. Это происходит через познание народной м...
Русские народные игры и и значение в преобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям
народные игры как средство соранения народных традиций в семье...