Дополнительное образование /кружок/
опыты и эксперименты

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОО, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОО и качества образования в целом.Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и играет важную роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Светловская общеобразовательна школа имени Соленова Б.А., структурное подразделение «Летский сад «Ветерок»

Годовой план  эколого-краеведческого кружка

«Маленький эколог»

для старших дошкольников

C:\Users\User\Desktop\фото посл\20240418_121816.jpg

Подготовила воспитатель:

Сидорова Е.В.,

2023 г

Годовой план  эколого-краеведческого кружка

«Маленький  эколог»

для старших дошкольников

    Актуальность                                                         
        Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

         Для решения задач экологического воспитания и развития мы опираемся на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и  "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.

Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю, по 25 минут

Цель кружка: повышение экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи кружка:

• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства;

• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края;

• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.

Годовой план эколого – краеведческого кружка

Сентябрь

1. Игра «Осень и ее дары»

Цель: рассмотреть объекты живой и неживой природы, собранные во время экскурсий и целевых прогулок летом, в начале осени детьми и родителями (коллекция камней, семян растений, овощи, фотографии животных и растений, гербарии растений, речная вода и т. д.); закрепить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.

2. Беседа «Югория  –   дом для животных и растений»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира живой природы Тюменской области; закрепить умение детей классифицировать объекты живой природы.

Октябрь

1. НОД по образовательной области «Познание»: «Лес – многоэтажный дом для многих жильцов»

Цель: дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, жизнь лесных обитателей зависит друг от друга, главнее в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды, грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строят гнёзда и убежище.

2.НОД по образовательной области «Познание»: «По грибы, по ягоды… »

Цель: познакомить детей с грибами и ягодами Тюменской области; расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах нашего края; познакомить с правилами сбора грибов и ягод.

Ноябрь

1. Беседа «Лесные жители нашего Югорского края»

Цель: расширить знания детей о диких животных; показать многообразие животного мира сибирского леса; воспитывать любовь к родной природе.

2. Экспериментирование с водой «Вода-водица»

Цель: познакомить детей  со свойствами воды, для чего нужна вода, воспитывать бережное отношение к воде.

Декабрь

1. КВН «Зимний лес»

Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; воспитывать любовь к родной природе.

2. Изготовление поделок «Елочка-красавица»

Цель: развитие декоративно-прикладного творчества детей и их родителей, закрепить представление о традициях Нового года, воспитывать бережное отношение к природе с целью сохранения елок живыми и заменой их на искусственные.

Январь

1. Беседа «Зимующие птицы»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами  нашего края; воспитывать бережное отношение к родной природе.

2. Изготовление кормушек для птиц

Цель: дать представление детям о том, что зимой птицам нужна наша помощь, привлечь родителей в изготовлении кормушек

Февраль

1. НОД «Пройдет зима холодная»

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время.

2. Экспериментирование с воздухом «Воздух нужен для жизни»

Цель: выяснить с детьми значение воздуха для жизни человека и животных.

Март

1. «Огород на подоконнике»

Цель: дать детям представление о росте растений от семян до   побегов, знакомство с необходимыми условиями для роста садовых культур.

2. Беседа «Растения и животные нашего Березовского района»

Цель: познакомить детей с растениями и животными ХМАО - Югры; воспитывать у детей желание помогать «жителям» поселка, бережно к ним относиться.

Апрель

1. Беседа «Наш уголок природы»

Цель: уточнить и обобщить представления детей о растениях  уголка природы группы; вызвать у детей интерес и желание ухаживать за растениями   уголка природы.

2.    «Прогулка по экологической тропе»

Цель: показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухшие почки, развертывающиеся листочки; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Май

1. Праздник Земли

Цель: уточнить представления детей о жизни на Земле; общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (вода, воздух, пища, температура). Дать детям представления о том, что Земля является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь.

2. Экскурсия на водоем «Возле нас река»

Цель: дать детям представление о том, что река - это сообщество водных обитателей: растений и животных, живущих в воде.

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева "Юный эколог».
  2.  Н.А. Рыжова "Наш дом - природа".
  3. . Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург, 2009.



Предварительный просмотр:

МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова Б.А.,

структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»

Годовой план по дополнительному образованию

 в центре детской лаборатории

с детьми 4-5 лет

E:\фото для аатестации дипломы\20221118_164535.jpg

Составила воспитатель:

Е.В. Сидорова

п. Светлый, 2023 год

Годовой план работы в центре детской лаборатории

с детьми 4-5 лет

Актуальность

В средней группе продолжается формирование представлений об обитателях природы (растения, рыбки в аквариуме, птицы, млекопитающие, как о живых организмах. Воспитатель расширяет знания детей о частях растений, их функциях, о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании. Для решения задач можно провести наблюдения сравнительного характера, обучение трудовым умениям, дидактические игры и упражнения, простейшие опыты.

Поэтому, выбрав  тему «Экологическое воспитание дошкольников» для самообразования, я пришла к выводу, что составив план  работы в детской лаборатории и организовав центр экспериментирования, будет иметь положительные результаты в образовании дошкольников среднего возраста.

Работа в центре экспериментирования проводится во вторую половину дня, один раз в неделю, по 15-20 минут, Группа детей – 6-8 человек.

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности детей среднего возраста:

  • Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • Развивать у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ. взаимодействие различных веществ  при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов).
  • Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук,  теплота , замерзание и таяние воды).
  • Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
  • Развивать элементарные математические представления (упражнять в количественном счете).
  • Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера.
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло).
  • Развивать у детей умственные способности: развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • Формировать способы познания путем сенсорного анализа.

План работы в центре детской лаборатории

Месяц

Темы игр - экспериментирований

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Октябрь

  1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
  1. Почему все звучит?
  1. Прозрачная вода
  1. Вода принимает форму

2

Ноябрь

  1. Какие предметы могут плавать?
  1. Делаем мыльные пузыри
  1. Подушка из пены
  1. Воздух повсюду

3

Декабрь

  1. Воздух работает
  1. Каждому камешку свой домик
  1. Можно ли менять форму камня и глины?
  1. Свет повсюду

4

Январь

  1. Свет и тень
  1. Замерзшая вода
  1. Тающий лед
  1. Разноц ветные шарики

5

Февраль

  1. Таинственные картинки
  1. Все увидим, все узнаем
  1. Песочная страна
  1. Где вода?

6

Март

  1. Водяная мельница
  1. Звенящая вода
  1. Угадай - ка
  1. Ловись, рыбка, и мала, и велика

7

Апрель

  1. Фокусы с магнитом
  1. Солнечные зайчики
  1. Что растворяется в воде?
  1. Что отражается в зеркале?

8

Май

  1. Волшебное сито
  1. Цветной песок
  1. Игры с песком
  1. Фонтан чики

Литература: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург, 2009.



Предварительный просмотр:

МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова, структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»

Годовой план

по работе с детьми младшей группы «Звездочки»

по  познавательно - исследовательской деятельности.

E:\фото для аатестации дипломы\20230404_110915.jpg

   E:\фото для аатестации дипломы\20230404_110926.jpg                                                             Составила воспитатель:

Сидорова Е.В.

2021 год

Годовой план

по работе с детьми младшей группы «Звездочки»

по  познавательно - исследовательской деятельности.

Введение

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах деятельности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение. Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность -  это игра.

В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение. А в этом, на наш взгляд, и заключается понятие о всестороннем развитии личности ребенка, которое имеет огромное значение при дальнейшем обучении ребенка в школе.

Цель: подготовка детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.

Задачи:

1. Создать систему работы в образовательной области «Познание» по разделу познавательно – исследовательской деятельности детей.

2. Представить весь материал в специальных видах детской деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, по 15 минут.

Младший возраст

Июнь

1. Наблюдение «Песок на участке»

Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.

2. Тематическая беседа «Свойства песка»

Цель: знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость

(липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой? » -

сухой, мягкий, липкий и т. д.; развивать любознательность, познавательные

способности.

3. Опыт «Сухой и мокрый песок»

Цель: закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства – может

быть сухим и мокрым, сыпучим и вязким; развивать тактильные ощущения,

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

4. Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, учить использовать

поделки из песка в игровой деятельности, развивать воображение детей.

Ход игры: воспитатель раздает детям формочки для лепки и читает стихи:

«Мы сажали огород,

Мы и сад растили.

Позовем скорей народ,

Чтобы все купили. »

Дети лепят из песка простейшие постройки, воспитатель берет корзину

и идет вдоль «прилавков», собирая продукты:

«Я иду в магазин

Покупать продукты.

Вы продайте мне, ребята,

Овощи и фрукты».

Июль

1. Наблюдение за поливом клумб и огородов на участках

Цель: развивать наблюдательные способности детей, выявить, для чего нужна вода

на участке: полив цветников, огородов, земли, развивать способность делать

простейшие выводы, развивать умение озвучивать их, развивать словарь.

2. Тематическая беседа «Водичка, водичка… »

Цель: вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие

свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная и т. д. ; развивать

активный словарь детей, воспитывать аккуратное обращение с водой.

3. Опыт «Горячий и холодный»

Цель: в ходе опыта дать детям представление о том. Что вода имеет свойство

нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, закрепить правила

безопасной работы с водой, воспитывать желание экспериментировать.

4. Дидактическая игра «Тонет – не тонет»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать воображение,

познавательные способности детей, воспитывать аккуратность в обращении

с водой.

Ход игры: воспитатель достает 2 коробочки, в которых лежат различные предметы,

А дети достают по очереди эти предметы и опускают в емкость с водой,

Определяя при этом, тонет или не тонет предмет.

Сентябрь

1. Наблюдение «Едет машина, гудит машина… »

Цель: учить детей внимательно наблюдать за определенным объектом, отмечая его

Характерные особенности – какой, как действует, где можно увидеть,

Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное

Отношение к дороге.

2. Тематическая беседа «Транспорт на дороге»

Цель: закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить правильному произношению, учить определять и называть основные характеристики

движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать

активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам

города.

3. Опыт «Заводные машины»

Цель: закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед,

назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать

определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные

способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4. Подвижная игра «Дорога»

Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, развивать

способность оценивать свои действия и действия других детей, развивать

ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества.

Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки с изображением транспорта, выбирают регулировщика, рисуют дорогу. По сигналу дети – автомобили начинают движение по указаниям регулировщика, при этом используются все характеристики движения: вперед, назад, медленно, быстро.

Октябрь

1. Наблюдение за работой детей подготовительной группы с бумагой (оригами).

Цель: закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах, развивать внимательность, любознательность, продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.

2. Тематическая беседа «Знакомство с бумагой»

Цель: познакомить детей с различными видами бумаги (обычная, писчая, бархатная, глянцевая, учить детей определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать тактильные ощущения, развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратность в обращении с бумагой.

3. Опыт «Свойства бумаги»

Цель: закреплять на практике знания детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает, окрашивается) ; развивать желание детей проводить экспериментальную деятельность со знакомым материалом, воспитывать аккуратность при работе с бумагой.

4. Театрализованная игра «Покажем спектакль» с использованием картонажного театра

Цель: Закреплять умение определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать умение использовать эти изделия по назначению, развивать умение правильно пользоваться картонажным театром, воспитывать бережное обращение к труду взрослых.

Ноябрь

1. Наблюдение за ветром на прогулке.

Цель: обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый (ветерок); дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра, развивать любознательность детей, внимательность, воспитывать желание участвовать в наблюдении.

2. Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо… »

Цель: закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный; учить делать выводы о связи живой и неживой природы, развивать мыслительные процессы, воспитывать любознательность.

3. Опыты с султанчиками

Цель: учить детей пользоваться султанчиками для определения направления ветра, развивать внимательность, наблюдательность, память, интерес к деятельности, воспитывать желание самим изготавливать дидактический материал.

4. «Что летит, что не летит»

Цель: закрепить знания детей о ветре, его характеристиках, развивать интерес к деятельности, ловкость, память, внимание, учить делать выводы, развивать активный словарь детей.

Ход игры: воспитатель приносит коробку, в которой лежат разные предметы (Бумажный самолетик, игрушечный, «сережки» от клена, листья, железные шарики и т. д.) . Поочередно дети бросают на ветер предмет, определяя при этом, что летит, а что падает на землю.

Декабрь

1. Наблюдение за снегом

Цель: учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.

2. Тематическая беседа «На полянку, на лужок тихо падает снежок… »

Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах снега, о возможности его использования для поделок и игр; развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.

3. Опыт с таянием снегом

Цель: познакомить детей со свойством снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом.

4. Игра в снежки

Цель: в ходе игры познакомить детей с таким свойством снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Январь

1. Наблюдение за льдом

Цель: выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

2. Тематическая беседа «Сравнение снега и льда»

Цель: учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.

3. Опыт «Разноцветный лед»

Цель: Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом.

4. Дидактическая игра «Что мы возьмем с собой в детский сад»

Цель: в ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.

Февраль

1. Наблюдение за погодным явлением – мороз

Цель: дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице; продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, развивать мыслительные процессы.

2. Тематическая беседа «Ледяное царство»

Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной) ; вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.) .

3. Опыт с таянием льда и снега

Цель: определить с детьми, что тает быстрее – снег или лед, почему? Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом.

4. Игра «Заморожу»

Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.

Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки». А дети прячут и растирают те части тела, которые называют.

Март

1. Наблюдение за изменениями погоды

Цель: в ходе наблюдения обратить внимание на то, как изменилась погода на улице: тает снег, бегут ручьи, получаются лужи, ярче светит солнышко, установить взаимосвязь между изменениями погоды и одеждой людей, развивать умение сравнивать.

2. Тематическая беседа «Откуда появились ручьи? »

Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, пополнять словарь детей (весна, весенний, талый и т. д., продолжать рассматривать картины, воспитывать внимательность.

3. Опыт «Кораблики»

Цель: в ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи, закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувство юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно – следственные отношения.

4. Подвижная игра «Вороны и воробьи»

Цель: закреплять знания о птицах, учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, реакцию, желание участвовать в подвижных играх, воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры: дети делятся на две команды – вороны и воробьи. Воспитатель дает команду «воробьи» и дети – воробьи летают, по команде «вороны» дети меняются местами.

Воробьи летают

Весну окликают,

Вороны летят,

Воробьев прогнать хотят!

Апрель

1. Наблюдение за дождем

Цель: дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь иногда идет сильнее, а иногда совсем чуть – чуть; дождь могут сопровождать такие природные явления как гроза, молния и гром; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать и слышать.

2. Тематическая беседа по картинке «Идет дождь»

Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.

3. Опыт «Слабый – сильный дождь»

Цель: в ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей действовать по правилам игры, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту, волевые качества, воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры: Дети по команде воспитателя «Солнышко» бегают, играют, но как только прозвучит команда «Дождик» дети бегут в укрытие, под зонтик.

Светит солнышко в окошко,

Детки вышли погулять.

Но по крыше дождь закапал,

Деткам надо убегать»

Май

1. Наблюдение за лужами после дождя

Цель: обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

2. Тематическая беседа «Зачем нужен дождь? »

Цель: закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Опыт «Куда исчезает вода? »

Цель: в ходе эксперимента установить связь между живой и неживой природой, развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение анализировать увиденное, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать желание экспериментировать.

4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

Цель: закреплять умение детей правильно подбирать одежду в разную погоду (свитер, брюки, плащ – дождевик и т. д.); развивать умение сравнивать и анализировать.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле одеться на прогулку и представляет различные погодные условия (светит солнце, идет дождь, дует ветер и т. д.)

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
  5. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  6. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.



Предварительный просмотр:

МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова Б.А., структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»

Программа

по дополнительному образованию

для детей старшего дошкольного возраста

«Удивительный квадратик»

                     

Составила воспитатель:

Сидорова Е.В.

2020 год

Пояснительная записка.

 …источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский

Актуальность

                Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

          Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

-  Знакомить  детей с основными  базовыми формами оригами.

- Формировать  умения следовать устным инструкциям.

 - Обучать  различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

- Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображение.

- Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

-Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазию детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

– познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
 

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  20минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.

Перспективно - тематический план работы по оригами

Сентябрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Гриб»

    Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

           

Два красных квадрата (15*15см), две полоски шириной 1см, длиной 20 см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2.

«Курочка»

  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                       

Квадрат (10*10) любого цвета.

Оригами.

Н. Т.И. Тарабарина

3.

«Самолет»

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата  А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4.

«Щенок»

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.                    

Три квадрата зелёного цвета (15*15см,10*10см,5*5см, клей).

Оригами.

Н. Т.И. Тарабарина

Октябрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Флажок»

    Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

           

Два красных квадрата (15*15см), две полоски шириной 1см, длиной 20 см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2.

«Стаканчик»

  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                       

Квадрат (10*10) любого цвета.

Оригами.

Н. Т.И. Тарабарина

3.

«Книжка»

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата  А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4.

«Елочка»

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.                    

Три квадрата зелёного цвета (15*15см,10*10см,5*5см, клей).

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Ноябрь

Тема

Цель

  Материал

Литература

1.

«Воздушный змей»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

2.

«Лягушка»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём  складывания квадрата по диагонали ( базовая форма – «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета (10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3.

«Зайчик»

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4.

«Бабочка»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

Бумажные квадраты    (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Декабрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1

«Снежинки»

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета (5*5), синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

2

«Гномик»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкин

3

«Новогодние украшения»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4

«Снеговик»

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Оригами.

 Т.И. Тарабарина

Январь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Колобок»

Учить детей у  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.    

Жёлтый прямоугольник (20*10см), оранжевый и красный квадраты (3*3см), два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2.

«Зайчик»

 Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета (8*8см и 10*10см), заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

3.

«Волк»

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.        

Два серых квадрата (15*15см,10*10см), клей, заготовки для глаз и носа.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4.

«Лиса»

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Квадрат оранжевый или                красный (15*15см), прямоугольник (15*7,5см), заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Февраль

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Медведь»

Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                          

Квадраты коричневого цвета (15*15см,10*10см), два квадрата (6*6см), клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2.

«Лодочка»

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы (20*15см).

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина.

3.

«Звёздоч-ки»

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

8 квадратов (10*10см), 4 из них одного цвета, 4 - другого, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4.

«Курочка»

  Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

  Красный квадрат (3*3см), жёлтый (оранжевый)   квадрат (15*15см), клей, карандаш или фломастер.                          

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Март

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Хризантема»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2.

«Подарок маме»

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3.

«Вертушки»

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4.

«Кошечка»

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата (15*15см) одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Оригами.

 Т.И. Тарабарина

Апрель

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Подарки малышам»

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2.

«Рыбки»

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию.

 Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрезь.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3.

«Сова»

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.                             

Квадрат (10*10),заготовки для глаз, клей, ножницы.

Оригами.

Т.И. Тарабарина.

4.

«Ёжик»

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.                

Квадрат серого, коричневого цвета (10*10см), карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Оригами для старших  дошкольников.

С.Соколова.

Май

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Грачи прилетели»

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2.

«Ветка рябины»

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3.

«Моё любимое оригами»

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты (10*10), ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

4.

«Итоговое занятие»

Оформление альбома, презентации  детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Литература:

  1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
  6. «Оригами и развитие ребенка»  Тарабарина Т.И.

Отчет о работе кружка «Удивительный квадратик»

 Подготовила воспитатель: Е.В. Сидорова.                                                      

В своей группе я занималась с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги.                    

         Работа кружка  «Удивительный квадратик»,  с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-оздоровительного процесса и развития мелкой моторики рук в нашей группе.

     В течение 2016-2017 учебного года  кружок посещали 16 детей, в возрасте 6-7лет (подготовительная группа).

     В начале учебного года выявила, на каком уровне дети умеют  работать с бумагой, умеют ли дети правильно держать ножницы.  На основе полученных данных составила план на весь учебный год со следующими  задачами:

  • развитие мелкой моторики            
  • формирование художественного вкуса
  • углубить интерес к оригами
  • формированию практических трудовых навыков
  • воспитание творческой активности
  • развитие глазомера

      Мною был составлен перспективный план работы с использованием методической литературы:

Т.И. Тарабарина,Оригами и развитие ребёнка, изд. Ярославль: "Академия развития", 1997

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников. изд. Детство-Пресс, 2008г.

Е. Черенкова, Оригами для малышей. 200 простейших моделей, изд. Дом 21 век, 2011

И. М. Петрова, Объёмная аппликация, изд. Детство-пресс, 2008

З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду, изд. М: Просвещение, 1988

О.М.Жихарева, Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 6-7 лет в ДОУ, М. 2006.

Работу кружка проводила 1раз в неделю, во 2-у половину дня, по 25-30 мин. В зависимости от поставленных задач использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.

      Каждое занятие включало объяснение материала, но основное время отводилось практической работе. Еще с каждым ребенком работала индивидуально. Особое внимание уделяла освещенности помещения, знакомила детей с правилами безопасности труда. А так же проводила работу с родителями, давала необходимые консультации, беседы. Все это сопровождала наглядным  показом, практическими приемами.

     При систематической работе – работа в кружке положительно сказалась на формировании  взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятия для дошкольников.

     Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывает эффективность этого труда,  к концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.

       Практика показывает: дети, которые занимаются оригами, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

     Таким образом, подводя итог работы кружка к концу года, я могу утверждать, что  благодаря оригами у детей  сформировались такие качества как:

  • точность  
  • согласованность движения кисти рук,
  • ловкость движений пальцев,
  • аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму;
  • оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы.

Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали. Таким образом, я считаю, что занятия оригами очень полезны для детей. Планирую продолжить работу кружка на следующий учебный год.

                                                                                                 

     



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию педагога Сидоровой Е.В.

        В 2023-2024 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и через проектно - исследовательскую деятельность».

        Актуальность темы:

        Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

        Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

        Цель: обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

        Задачи:

-формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;

-расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;

-продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

-закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

        Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

        Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родного поселка.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Дата окончания работы над темой: май 2024 г.

        В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

7. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

8. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.

9. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

10. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

11. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.

12. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014. - 188 c.

13. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, 14. М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

15. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

16. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.

17. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

18. Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.

        

        В своей работе я использовала следующие приемы и методы:

• беседы, обсуждения;

• дидактические игры, макеты и лэтбуки;

• компьютерные и интерактивные игры;

• художественно — творческая деятельность;

• чтение сказок и книг о природе;

• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных», "Красная книга животных", "Красная книга растений", "Морской мир";

• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях, используя мнемотаблицы.

Дидактические игры:

Д/и «Что общего?»

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Собираем урожай».

Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Времена года»

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Кто сильнее и быстрее?»

Д/и "Земля. Что плохо, а что хорошо"

        Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • План мероприятий по экологии.
  • Разработана учебная  программа «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)»
  • Созданы информационный уголок «Эколята - дошколята», экологические лепбуки на тему уголок природы «Мир природы», «Юные эколята», «Занимательная экология».
  • Созданы картотеки: экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, потешек, сказок.
  • Разработаны консультации для родителей:

«Экологическое воспитание ребенка в семье»

«Правила поведения в природе»

«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»

«Игры по экологии в детском саду»

«Зеленый мир на окне»

"Не причиняя вреда природе".

"Пусть цветут травы".

"Крылатые доктора".

"Сокровища леса".

"Ядовитые грибы".

"Книги о природе в семье".

  • Оформлялись в течение учебного года папки-передвижки с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье и ДОУ, с домашними заданиями для совместных занятий с детьми дома.
  • Оформили "Жалобную книгу животных" и "Красную книгу".

Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это рассказы Т. В. Зотова «Азбука природолюбия», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

        Для повышения качества своей работы использую здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В октябре был проведён праздник «Посвящение в Эколята, это и остальные мероприятия опубликованы на образовательном сайте Маам. Ру на моей странице.

В ноябре мною были разработаны занятия по экологии «Враг природы - мусор», А, так же с ребятами была проделана коллективная работа - макеты осеннего, зимнего, весеннего леса, луга.

В марте мы с детьми провели экскурсию в библиотеку, в которой совместно с библиотекарем Натальей Владимировной прошло мероприятие «Книжный мир», в апреле провела акцию ко Дню Земли «Голубая лента».

        Мною разработан и реализован экологический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Отходы в доходы», «Гербарий растений родного края», «Огород на подоконнике» - краткосрочные проекты "Береза", "Мое домашнее животное", "Елочка зеленая", "Путешествие Капельки", "Лук - зеленый друг", при активном участии родителей. Проведены выставка рисунков «Прикрой планету ласковой рукой», выставка поделок: «Из мусорной кучки классные штучки» (использование природного и бросового материала, сделана коллективная работа «Весенний луг» и «Зимняя сказка» из бросового материала (коктейльных трубочек, конфетных фантиков, губки, ниток).

Дети активно принимали участие в различных конкурсах разного уровня.

        В группе проведены различные экологические акции: «Покормите птиц зимой», «Голубая лента», «Поможем елочке», «Елочная игрушка своими руками из бросового материала», «Посади дерево».

        Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

        Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

        Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании ивоспитании дошкольников.

        В результате изучения темы: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.

        В результате проделанной работы

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Презентация. Опыт работы по дополнительному образованию. Кружок "Оригами"

В презентации представлена работа по дополнительному образованию. Кружок "Оригами".Добавлен файл с комментариями к презентации....

Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"

Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать  углублённые знания о  возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...

Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»

«Степ – аэробика в физическом воспитании старших   дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее  развитие ребенка. О...

Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"

«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....

Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»

Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...

Дополнительное образование. Кружок по бисероплетению "Бусинка"

Развитие мелкой моторики необходимо как для развития ребёнка в целом, так и для подготовки руки к письму. Бисероплетение - один из способов развить мелкую моторику в  интересной, увлекательной, п...