Дополнительное образование /кружок/
опыты и эксперименты
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОО, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОО и качества образования в целом.Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и играет важную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_plan_po_ekol_malenkiy_st_vozr_2023.docx | 136.23 КБ |
god_plan_raboty_po_eksperiment._v_sr_gr.docx | 139.93 КБ |
godovoy_plan_po_eksperim_2_ml_gr.docx | 214.75 КБ |
programma_origami_5-6_letotchet.docx | 39.99 КБ |
otchet_po_prekt_deyat_2024.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Светловская общеобразовательна школа имени Соленова Б.А., структурное подразделение «Летский сад «Ветерок»
Годовой план эколого-краеведческого кружка
«Маленький эколог»
для старших дошкольников
Подготовила воспитатель:
Сидорова Е.В.,
2023 г
Годовой план эколого-краеведческого кружка
«Маленький эколог»
для старших дошкольников
Актуальность
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Для решения задач экологического воспитания и развития мы опираемся на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.
Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю, по 25 минут
Цель кружка: повышение экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи кружка:
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства;
• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края;
• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.
Годовой план эколого – краеведческого кружка
Сентябрь
1. Игра «Осень и ее дары»
Цель: рассмотреть объекты живой и неживой природы, собранные во время экскурсий и целевых прогулок летом, в начале осени детьми и родителями (коллекция камней, семян растений, овощи, фотографии животных и растений, гербарии растений, речная вода и т. д.); закрепить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.
2. Беседа «Югория – дом для животных и растений»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира живой природы Тюменской области; закрепить умение детей классифицировать объекты живой природы.
Октябрь
1. НОД по образовательной области «Познание»: «Лес – многоэтажный дом для многих жильцов»
Цель: дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, жизнь лесных обитателей зависит друг от друга, главнее в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды, грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строят гнёзда и убежище.
2.НОД по образовательной области «Познание»: «По грибы, по ягоды… »
Цель: познакомить детей с грибами и ягодами Тюменской области; расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах нашего края; познакомить с правилами сбора грибов и ягод.
Ноябрь
1. Беседа «Лесные жители нашего Югорского края»
Цель: расширить знания детей о диких животных; показать многообразие животного мира сибирского леса; воспитывать любовь к родной природе.
2. Экспериментирование с водой «Вода-водица»
Цель: познакомить детей со свойствами воды, для чего нужна вода, воспитывать бережное отношение к воде.
Декабрь
1. КВН «Зимний лес»
Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; воспитывать любовь к родной природе.
2. Изготовление поделок «Елочка-красавица»
Цель: развитие декоративно-прикладного творчества детей и их родителей, закрепить представление о традициях Нового года, воспитывать бережное отношение к природе с целью сохранения елок живыми и заменой их на искусственные.
Январь
1. Беседа «Зимующие птицы»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами нашего края; воспитывать бережное отношение к родной природе.
2. Изготовление кормушек для птиц
Цель: дать представление детям о том, что зимой птицам нужна наша помощь, привлечь родителей в изготовлении кормушек
Февраль
1. НОД «Пройдет зима холодная»
Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время.
2. Экспериментирование с воздухом «Воздух нужен для жизни»
Цель: выяснить с детьми значение воздуха для жизни человека и животных.
Март
1. «Огород на подоконнике»
Цель: дать детям представление о росте растений от семян до побегов, знакомство с необходимыми условиями для роста садовых культур.
2. Беседа «Растения и животные нашего Березовского района»
Цель: познакомить детей с растениями и животными ХМАО - Югры; воспитывать у детей желание помогать «жителям» поселка, бережно к ним относиться.
Апрель
1. Беседа «Наш уголок природы»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о растениях уголка природы группы; вызвать у детей интерес и желание ухаживать за растениями уголка природы.
2. «Прогулка по экологической тропе»
Цель: показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухшие почки, развертывающиеся листочки; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Май
1. Праздник Земли
Цель: уточнить представления детей о жизни на Земле; общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (вода, воздух, пища, температура). Дать детям представления о том, что Земля является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь.
2. Экскурсия на водоем «Возле нас река»
Цель: дать детям представление о том, что река - это сообщество водных обитателей: растений и животных, живущих в воде.
Список литературы:
- С.Н. Николаева "Юный эколог».
- Н.А. Рыжова "Наш дом - природа".
- . Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург, 2009.
Предварительный просмотр:
МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова Б.А.,
структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»
Годовой план по дополнительному образованию
в центре детской лаборатории
с детьми 4-5 лет
Составила воспитатель:
Е.В. Сидорова
п. Светлый, 2023 год
Годовой план работы в центре детской лаборатории
с детьми 4-5 лет
Актуальность
В средней группе продолжается формирование представлений об обитателях природы (растения, рыбки в аквариуме, птицы, млекопитающие, как о живых организмах. Воспитатель расширяет знания детей о частях растений, их функциях, о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании. Для решения задач можно провести наблюдения сравнительного характера, обучение трудовым умениям, дидактические игры и упражнения, простейшие опыты.
Поэтому, выбрав тему «Экологическое воспитание дошкольников» для самообразования, я пришла к выводу, что составив план работы в детской лаборатории и организовав центр экспериментирования, будет иметь положительные результаты в образовании дошкольников среднего возраста.
Работа в центре экспериментирования проводится во вторую половину дня, один раз в неделю, по 15-20 минут, Группа детей – 6-8 человек.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей среднего возраста:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развивать у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ. взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов).
- Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота , замерзание и таяние воды).
- Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
- Развивать элементарные математические представления (упражнять в количественном счете).
- Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера.
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло).
- Развивать у детей умственные способности: развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
План работы в центре детской лаборатории
№ | Месяц | Темы игр - экспериментирований | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
1 | Октябрь |
|
|
|
|
2 | Ноябрь |
|
|
|
|
3 | Декабрь |
|
|
|
|
4 | Январь |
|
|
|
|
5 | Февраль |
|
|
|
|
6 | Март |
|
|
|
|
7 | Апрель |
|
|
|
|
8 | Май |
|
|
|
|
Литература: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург, 2009.
Предварительный просмотр:
МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова, структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»
Годовой план
по работе с детьми младшей группы «Звездочки»
по познавательно - исследовательской деятельности.
Составила воспитатель:
Сидорова Е.В.
2021 год
Годовой план
по работе с детьми младшей группы «Звездочки»
по познавательно - исследовательской деятельности.
Введение
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах деятельности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение. Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность - это игра.
В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение. А в этом, на наш взгляд, и заключается понятие о всестороннем развитии личности ребенка, которое имеет огромное значение при дальнейшем обучении ребенка в школе.
Цель: подготовка детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.
Задачи:
1. Создать систему работы в образовательной области «Познание» по разделу познавательно – исследовательской деятельности детей.
2. Представить весь материал в специальных видах детской деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, по 15 минут.
Младший возраст
Июнь
1. Наблюдение «Песок на участке»
Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.
2. Тематическая беседа «Свойства песка»
Цель: знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость
(липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой? » -
сухой, мягкий, липкий и т. д.; развивать любознательность, познавательные
способности.
3. Опыт «Сухой и мокрый песок»
Цель: закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства – может
быть сухим и мокрым, сыпучим и вязким; развивать тактильные ощущения,
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
4. Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, учить использовать
поделки из песка в игровой деятельности, развивать воображение детей.
Ход игры: воспитатель раздает детям формочки для лепки и читает стихи:
«Мы сажали огород,
Мы и сад растили.
Позовем скорей народ,
Чтобы все купили. »
Дети лепят из песка простейшие постройки, воспитатель берет корзину
и идет вдоль «прилавков», собирая продукты:
«Я иду в магазин
Покупать продукты.
Вы продайте мне, ребята,
Овощи и фрукты».
Июль
1. Наблюдение за поливом клумб и огородов на участках
Цель: развивать наблюдательные способности детей, выявить, для чего нужна вода
на участке: полив цветников, огородов, земли, развивать способность делать
простейшие выводы, развивать умение озвучивать их, развивать словарь.
2. Тематическая беседа «Водичка, водичка… »
Цель: вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие
свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная и т. д. ; развивать
активный словарь детей, воспитывать аккуратное обращение с водой.
3. Опыт «Горячий и холодный»
Цель: в ходе опыта дать детям представление о том. Что вода имеет свойство
нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, закрепить правила
безопасной работы с водой, воспитывать желание экспериментировать.
4. Дидактическая игра «Тонет – не тонет»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать воображение,
познавательные способности детей, воспитывать аккуратность в обращении
с водой.
Ход игры: воспитатель достает 2 коробочки, в которых лежат различные предметы,
А дети достают по очереди эти предметы и опускают в емкость с водой,
Определяя при этом, тонет или не тонет предмет.
Сентябрь
1. Наблюдение «Едет машина, гудит машина… »
Цель: учить детей внимательно наблюдать за определенным объектом, отмечая его
Характерные особенности – какой, как действует, где можно увидеть,
Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное
Отношение к дороге.
2. Тематическая беседа «Транспорт на дороге»
Цель: закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить правильному произношению, учить определять и называть основные характеристики
движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать
активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам
города.
3. Опыт «Заводные машины»
Цель: закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед,
назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать
определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные
способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
4. Подвижная игра «Дорога»
Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, развивать
способность оценивать свои действия и действия других детей, развивать
ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества.
Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки с изображением транспорта, выбирают регулировщика, рисуют дорогу. По сигналу дети – автомобили начинают движение по указаниям регулировщика, при этом используются все характеристики движения: вперед, назад, медленно, быстро.
Октябрь
1. Наблюдение за работой детей подготовительной группы с бумагой (оригами).
Цель: закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах, развивать внимательность, любознательность, продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.
2. Тематическая беседа «Знакомство с бумагой»
Цель: познакомить детей с различными видами бумаги (обычная, писчая, бархатная, глянцевая, учить детей определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать тактильные ощущения, развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратность в обращении с бумагой.
3. Опыт «Свойства бумаги»
Цель: закреплять на практике знания детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает, окрашивается) ; развивать желание детей проводить экспериментальную деятельность со знакомым материалом, воспитывать аккуратность при работе с бумагой.
4. Театрализованная игра «Покажем спектакль» с использованием картонажного театра
Цель: Закреплять умение определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать умение использовать эти изделия по назначению, развивать умение правильно пользоваться картонажным театром, воспитывать бережное обращение к труду взрослых.
Ноябрь
1. Наблюдение за ветром на прогулке.
Цель: обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый (ветерок); дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра, развивать любознательность детей, внимательность, воспитывать желание участвовать в наблюдении.
2. Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо… »
Цель: закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный; учить делать выводы о связи живой и неживой природы, развивать мыслительные процессы, воспитывать любознательность.
3. Опыты с султанчиками
Цель: учить детей пользоваться султанчиками для определения направления ветра, развивать внимательность, наблюдательность, память, интерес к деятельности, воспитывать желание самим изготавливать дидактический материал.
4. «Что летит, что не летит»
Цель: закрепить знания детей о ветре, его характеристиках, развивать интерес к деятельности, ловкость, память, внимание, учить делать выводы, развивать активный словарь детей.
Ход игры: воспитатель приносит коробку, в которой лежат разные предметы (Бумажный самолетик, игрушечный, «сережки» от клена, листья, железные шарики и т. д.) . Поочередно дети бросают на ветер предмет, определяя при этом, что летит, а что падает на землю.
Декабрь
1. Наблюдение за снегом
Цель: учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.
2. Тематическая беседа «На полянку, на лужок тихо падает снежок… »
Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах снега, о возможности его использования для поделок и игр; развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.
3. Опыт с таянием снегом
Цель: познакомить детей со свойством снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом.
4. Игра в снежки
Цель: в ходе игры познакомить детей с таким свойством снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.
Январь
1. Наблюдение за льдом
Цель: выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.
2. Тематическая беседа «Сравнение снега и льда»
Цель: учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.
3. Опыт «Разноцветный лед»
Цель: Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом.
4. Дидактическая игра «Что мы возьмем с собой в детский сад»
Цель: в ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.
Февраль
1. Наблюдение за погодным явлением – мороз
Цель: дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице; продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, развивать мыслительные процессы.
2. Тематическая беседа «Ледяное царство»
Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной) ; вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.) .
3. Опыт с таянием льда и снега
Цель: определить с детьми, что тает быстрее – снег или лед, почему? Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом.
4. Игра «Заморожу»
Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.
Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки». А дети прячут и растирают те части тела, которые называют.
Март
1. Наблюдение за изменениями погоды
Цель: в ходе наблюдения обратить внимание на то, как изменилась погода на улице: тает снег, бегут ручьи, получаются лужи, ярче светит солнышко, установить взаимосвязь между изменениями погоды и одеждой людей, развивать умение сравнивать.
2. Тематическая беседа «Откуда появились ручьи? »
Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, пополнять словарь детей (весна, весенний, талый и т. д., продолжать рассматривать картины, воспитывать внимательность.
3. Опыт «Кораблики»
Цель: в ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи, закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувство юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно – следственные отношения.
4. Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Цель: закреплять знания о птицах, учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, реакцию, желание участвовать в подвижных играх, воспитывать умение играть в коллективе.
Ход игры: дети делятся на две команды – вороны и воробьи. Воспитатель дает команду «воробьи» и дети – воробьи летают, по команде «вороны» дети меняются местами.
Воробьи летают
Весну окликают,
Вороны летят,
Воробьев прогнать хотят!
Апрель
1. Наблюдение за дождем
Цель: дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь иногда идет сильнее, а иногда совсем чуть – чуть; дождь могут сопровождать такие природные явления как гроза, молния и гром; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать и слышать.
2. Тематическая беседа по картинке «Идет дождь»
Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.
3. Опыт «Слабый – сильный дождь»
Цель: в ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности.
4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей действовать по правилам игры, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту, волевые качества, воспитывать умение играть в коллективе.
Ход игры: Дети по команде воспитателя «Солнышко» бегают, играют, но как только прозвучит команда «Дождик» дети бегут в укрытие, под зонтик.
Светит солнышко в окошко,
Детки вышли погулять.
Но по крыше дождь закапал,
Деткам надо убегать»
Май
1. Наблюдение за лужами после дождя
Цель: обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.
2. Тематическая беседа «Зачем нужен дождь? »
Цель: закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Опыт «Куда исчезает вода? »
Цель: в ходе эксперимента установить связь между живой и неживой природой, развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение анализировать увиденное, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать желание экспериментировать.
4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»
Цель: закреплять умение детей правильно подбирать одежду в разную погоду (свитер, брюки, плащ – дождевик и т. д.); развивать умение сравнивать и анализировать.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле одеться на прогулку и представляет различные погодные условия (светит солнце, идет дождь, дует ветер и т. д.)
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
- Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
Предварительный просмотр:
МАОУ Светловская общеобразовательная школа имени Соленова Б.А., структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»
Программа
по дополнительному образованию
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительный квадратик»
Составила воспитатель:
Сидорова Е.В.
2020 год
Пояснительная записка.
…источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Знакомить детей с основными базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
-постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- индивидуального подхода к детям.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
– познакомятся с искусством оригами;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 20минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Перспективно - тематический план работы по оригами
Сентябрь
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Гриб» | Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
| Два красных квадрата (15*15см), две полоски шириной 1см, длиной 20 см из картона, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
2. | «Курочка» | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. | Квадрат (10*10) любого цвета. | Оригами. Н. Т.И. Тарабарина |
3. | «Самолет» | Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
4. | «Щенок» | Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Три квадрата зелёного цвета (15*15см,10*10см,5*5см, клей). | Оригами. Н. Т.И. Тарабарина |
Октябрь
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Флажок» | Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
| Два красных квадрата (15*15см), две полоски шириной 1см, длиной 20 см из картона, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
2. | «Стаканчик» | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. | Квадрат (10*10) любого цвета. | Оригами. Н. Т.И. Тарабарина |
3. | «Книжка» | Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
4. | «Елочка» | Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Три квадрата зелёного цвета (15*15см,10*10см,5*5см, клей). | Оригами для дошкольников С.Соколова |
Ноябрь
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Воздушный змей» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета. | Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей. | Оригами в детском саду. С Мусиенко Г.Бутылкина |
2. | «Лягушка» | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали ( базовая форма – «треугольник») | Квадрат зелёного цвета (10*10). Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
3. | «Зайчик» | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
4. | «Бабочка» | Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. | Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
Декабрь
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1 | «Снежинки» | Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. | 12 квадратов синего цвета (5*5), синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см. | Оригами для дошкольников. С.Соколова |
2 | «Гномик» | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога | Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкин |
3 | «Новогодние украшения» | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки, ножницы. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
4 | «Снеговик» | Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. | Оригами. Т.И. Тарабарина |
Январь
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Колобок» | Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. | Жёлтый прямоугольник (20*10см), оранжевый и красный квадраты (3*3см), два оранжевых кружка, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
2. | «Зайчик» | Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. | Квадраты серого цвета (8*8см и 10*10см), заготовки для глаз и мордочки, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
3. | «Волк» | Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | Два серых квадрата (15*15см,10*10см), клей, заготовки для глаз и носа. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
4. | «Лиса» | Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. | Квадрат оранжевый или красный (15*15см), прямоугольник (15*7,5см), заготовки для глаз и мордочки, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
Февраль
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Медведь» | Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. | Квадраты коричневого цвета (15*15см,10*10см), два квадрата (6*6см), клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
2. | «Лодочка» | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | Прямоугольные листы (20*15см). | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина. |
3. | «Звёздоч-ки» | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. | 8 квадратов (10*10см), 4 из них одного цвета, 4 - другого, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
4. | «Курочка» | Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. | Красный квадрат (3*3см), жёлтый (оранжевый) квадрат (15*15см), клей, карандаш или фломастер. | Оригами для дошкольников С.Соколова. |
Март
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Хризантема» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
2. | «Подарок маме» | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость | Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
3. | «Вертушки» | Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. | Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
4. | «Кошечка» | Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | Два квадрата (15*15см) одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. | Оригами. Т.И. Тарабарина |
Апрель
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Подарки малышам» | Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. | Разноцветные квадраты (10*10) | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
2. | «Рыбки» | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. | Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
3. | «Сова» | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | Квадрат (10*10),заготовки для глаз, клей, ножницы. | Оригами. Т.И. Тарабарина. |
4. | «Ёжик» | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | Квадрат серого, коричневого цвета (10*10см), карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке. | Оригами для старших дошкольников. С.Соколова. |
Май
№ | Тема | Цель | Материал | Литература |
1. | «Грачи прилетели» | Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
2. | «Ветка рябины» | Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога | Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
3. | «Моё любимое оригами» | Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветные квадраты (10*10), ножницы, клей. | Волшебная бумага. Н.Чернова. |
4. | «Итоговое занятие» | Оформление альбома, презентации детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | Альбом, поделки в технике оригами, клей. |
Литература:
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
- «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
- «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
- «Оригами и развитие ребенка» Тарабарина Т.И.
Отчет о работе кружка «Удивительный квадратик»
Подготовила воспитатель: Е.В. Сидорова.
В своей группе я занималась с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги.
Работа кружка «Удивительный квадратик», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-оздоровительного процесса и развития мелкой моторики рук в нашей группе.
В течение 2016-2017 учебного года кружок посещали 16 детей, в возрасте 6-7лет (подготовительная группа).
В начале учебного года выявила, на каком уровне дети умеют работать с бумагой, умеют ли дети правильно держать ножницы. На основе полученных данных составила план на весь учебный год со следующими задачами:
- развитие мелкой моторики
- формирование художественного вкуса
- углубить интерес к оригами
- формированию практических трудовых навыков
- воспитание творческой активности
- развитие глазомера
Мною был составлен перспективный план работы с использованием методической литературы:
Т.И. Тарабарина,Оригами и развитие ребёнка, изд. Ярославль: "Академия развития", 1997
С. В. Соколова, Оригами для дошкольников. изд. Детство-Пресс, 2008г.
Е. Черенкова, Оригами для малышей. 200 простейших моделей, изд. Дом 21 век, 2011
И. М. Петрова, Объёмная аппликация, изд. Детство-пресс, 2008
З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду, изд. М: Просвещение, 1988
О.М.Жихарева, Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 6-7 лет в ДОУ, М. 2006.
Работу кружка проводила 1раз в неделю, во 2-у половину дня, по 25-30 мин. В зависимости от поставленных задач использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Каждое занятие включало объяснение материала, но основное время отводилось практической работе. Еще с каждым ребенком работала индивидуально. Особое внимание уделяла освещенности помещения, знакомила детей с правилами безопасности труда. А так же проводила работу с родителями, давала необходимые консультации, беседы. Все это сопровождала наглядным показом, практическими приемами.
При систематической работе – работа в кружке положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятия для дошкольников.
Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывает эффективность этого труда, к концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
Практика показывает: дети, которые занимаются оригами, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Таким образом, подводя итог работы кружка к концу года, я могу утверждать, что благодаря оригами у детей сформировались такие качества как:
- точность
- согласованность движения кисти рук,
- ловкость движений пальцев,
- аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму;
- оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы.
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали. Таким образом, я считаю, что занятия оригами очень полезны для детей. Планирую продолжить работу кружка на следующий учебный год.
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию педагога Сидоровой Е.В.
В 2023-2024 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и через проектно - исследовательскую деятельность».
Актуальность темы:
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
-формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
-расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
-продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
-закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родного поселка.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Дата окончания работы над темой: май 2024 г.
В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.
7. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.
8. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.
9. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.
10. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.
11. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.
12. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014. - 188 c.
13. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, 14. М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.
15. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
16. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.
17. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.
18. Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.
В своей работе я использовала следующие приемы и методы:
• беседы, обсуждения;
• дидактические игры, макеты и лэтбуки;
• компьютерные и интерактивные игры;
• художественно — творческая деятельность;
• чтение сказок и книг о природе;
• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных», "Красная книга животных", "Красная книга растений", "Морской мир";
• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях, используя мнемотаблицы.
Дидактические игры:
Д/и «Что общего?»
Д/и «Кто где живет?»
Д/и «Собираем урожай».
Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Времена года»
Д/и «Скажи наоборот»
Д/и «Кто сильнее и быстрее?»
Д/и "Земля. Что плохо, а что хорошо"
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Разработана учебная программа «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)»
- Созданы информационный уголок «Эколята - дошколята», экологические лепбуки на тему уголок природы «Мир природы», «Юные эколята», «Занимательная экология».
- Созданы картотеки: экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, потешек, сказок.
- Разработаны консультации для родителей:
«Экологическое воспитание ребенка в семье»
«Правила поведения в природе»
«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
«Игры по экологии в детском саду»
«Зеленый мир на окне»
"Не причиняя вреда природе".
"Пусть цветут травы".
"Крылатые доктора".
"Сокровища леса".
"Ядовитые грибы".
"Книги о природе в семье".
- Оформлялись в течение учебного года папки-передвижки с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье и ДОУ, с домашними заданиями для совместных занятий с детьми дома.
- Оформили "Жалобную книгу животных" и "Красную книгу".
Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это рассказы Т. В. Зотова «Азбука природолюбия», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
Для повышения качества своей работы использую здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В октябре был проведён праздник «Посвящение в Эколята, это и остальные мероприятия опубликованы на образовательном сайте Маам. Ру на моей странице.
В ноябре мною были разработаны занятия по экологии «Враг природы - мусор», А, так же с ребятами была проделана коллективная работа - макеты осеннего, зимнего, весеннего леса, луга.
В марте мы с детьми провели экскурсию в библиотеку, в которой совместно с библиотекарем Натальей Владимировной прошло мероприятие «Книжный мир», в апреле провела акцию ко Дню Земли «Голубая лента».
Мною разработан и реализован экологический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Отходы в доходы», «Гербарий растений родного края», «Огород на подоконнике» - краткосрочные проекты "Береза", "Мое домашнее животное", "Елочка зеленая", "Путешествие Капельки", "Лук - зеленый друг", при активном участии родителей. Проведены выставка рисунков «Прикрой планету ласковой рукой», выставка поделок: «Из мусорной кучки классные штучки» (использование природного и бросового материала, сделана коллективная работа «Весенний луг» и «Зимняя сказка» из бросового материала (коктейльных трубочек, конфетных фантиков, губки, ниток).
Дети активно принимали участие в различных конкурсах разного уровня.
В группе проведены различные экологические акции: «Покормите птиц зимой», «Голубая лента», «Поможем елочке», «Елочная игрушка своими руками из бросового материала», «Посади дерево».
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании ивоспитании дошкольников.
В результате изучения темы: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.
В результате проделанной работы
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Презентация. Опыт работы по дополнительному образованию. Кружок "Оригами"
В презентации представлена работа по дополнительному образованию. Кружок "Оригами".Добавлен файл с комментариями к презентации....
Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"
Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать углублённые знания о возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...
Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»
«Степ – аэробика в физическом воспитании старших дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. О...
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»
Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...
Дополнительное образование. Кружок по бисероплетению "Бусинка"
Развитие мелкой моторики необходимо как для развития ребёнка в целом, так и для подготовки руки к письму. Бисероплетение - один из способов развить мелкую моторику в интересной, увлекательной, п...