Тема самообразования: « Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
рабочая программа

Цель: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросам внедрения в практику работы театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста 

Задачи:

1.Систематизировать теоретический и практический материал  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

2.Разработать перспективный план работы по данной теме.

3.Изучить и внедрить в практику своей деятельности современные формы  работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Пополнить  в группе центр театрализации различными видами театра, по разным сказкам;

5. Разнообразить атрибуты театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, оформить уголка ряженья.

6. Изучить современные формы работы с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми .

 

 

 

 

Пояснительная   записка

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложные многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу,  я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

Театр – один из самых демократичных и доступных        видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

 Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат:

- повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;

- пополнение информационно-методической  и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.

- приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;

- обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;

- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

 

Месяц

                                    Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

сентябрь

Изучение художественной литературы согласно возрасту

 

Оформление папки передвижки «Виды театра»

октябрь

Показать детям , где в нашей группе находится театр

 

Консультация на тему: «Как поддерживать интерес к театру?»

ноябрь

Рассказ и показ сказки: «Репка»

 

Консультации: «Играем в театр»

Организация родителей по пошиву ширмы

декабрь

Привитие интереса к сказкам с помощи показа картинок к сказкам 

Пальчиковый театр по сказке  «Теремок»

 

  • Конкурс рисунков: «Театр и мы»
  • памятки и консультации

 

январь

Показ настольного театра на липучках:

 « Колобок»

 

Организация родителей по изготовлению фланелеграфа

февраль

Рассказ и показ сказки «Курочка ряба»

Беседа по содержанию сказки

 

Консультация на тему: «Зачем малышу театр»

март

Игра-драматизация «Курочка ряба»

 

Анкетирование на тему: «Театр и дети»

апрель

«Волшебный сундучок»

Загадывание загадок, ряженье

 

Организация родителей по изготовлению атрибутов

май

Разыгрывание спектакля «Репка»

Консультации: «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка»

Фото выставка на тему: «Театр и мы»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, у...

План самообразования Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что свя...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».

Цель моей темы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей ран...

План самообразования на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....