Тема самообразования: « Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
рабочая программа
Цель: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросам внедрения в практику работы театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста
Задачи:
1.Систематизировать теоретический и практический материал посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
2.Разработать перспективный план работы по данной теме.
3.Изучить и внедрить в практику своей деятельности современные формы работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Пополнить в группе центр театрализации различными видами театра, по разным сказкам;
5. Разнообразить атрибуты театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, оформить уголка ряженья.
6. Изучить современные формы работы с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми .
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложные многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Предполагаемый результат:
- повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
- пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
- приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
- обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.
План работы:
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
сентябрь | Изучение художественной литературы согласно возрасту |
| Оформление папки передвижки «Виды театра» |
октябрь | Показать детям , где в нашей группе находится театр |
| Консультация на тему: «Как поддерживать интерес к театру?» |
ноябрь | Рассказ и показ сказки: «Репка» |
| Консультации: «Играем в театр» Организация родителей по пошиву ширмы |
декабрь | Привитие интереса к сказкам с помощи показа картинок к сказкам Пальчиковый театр по сказке «Теремок» |
|
|
январь | Показ настольного театра на липучках: « Колобок» |
| Организация родителей по изготовлению фланелеграфа |
февраль | Рассказ и показ сказки «Курочка ряба» Беседа по содержанию сказки |
| Консультация на тему: «Зачем малышу театр» |
март | Игра-драматизация «Курочка ряба» |
| Анкетирование на тему: «Театр и дети» |
апрель | «Волшебный сундучок» Загадывание загадок, ряженье |
| Организация родителей по изготовлению атрибутов |
май | Разыгрывание спектакля «Репка» | Консультации: «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка» | Фото выставка на тему: «Театр и мы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность: В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...
Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, у...
План самообразования Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что свя...
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
Цель моей темы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей ран...
План самообразования на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....
Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов....