Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи для педагога:
• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;
• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета по проделанной работе:
• презентация по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
• фотоотчет для родителей.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
План:
Сентябрь
- Изучение литературы по организации работы.
- Театрализация сказки «Колобок».
- Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
Октябрь
- Театрализованная игра «Зверята».
- Показ и театрализация сказки «Заяц и лиса».
- Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.
Ноябрь
- Театрализованная игра «Прятки».
- Театрализация сказки «Репка».
- Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.
Декабрь
- Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».
- Организация праздника к Новому году.
- Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.
- Помощь в организации новогодних утренников.
- Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства»
Январь
- Народная театрализованная игра «Король».
- Театрализация сказки «Теремок».
- Просмотр разных видов театра дома с детьми.
- Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.
Февраль
- Театрализованная игра «Бабушка- Маланья».
- Показ детям сказки «Рукавичка».
- Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».
Март
- Театрализованная игра «Мое настроение».
- Организация праздника для мам.
- Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру».
- Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».
Апрель
- Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т.д.).
- Памятки для родителей по обучению связной речи.
- Изготовление фотоальбома: «Театр и дети».
Май
- Презентация о проделанной работе.
- Показ презентации на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 Выборгского района
План работы по самообразованию
на 2018 – 2019 учебный год
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Марченко О.Ю.
Санкт-Петербург
2018
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи для педагога:
• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;
• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета по проделанной работе:
• презентация по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
• фотоотчет для родителей.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
План:
Сентябрь
- Изучение литературы по организации работы.
- Театрализация сказки «Колобок».
- Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
Октябрь
- Театрализованная игра «Зверята».
- Показ и театрализация сказки «Заяц и лиса».
- Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.
Ноябрь
- Театрализованная игра «Прятки».
- Театрализация сказки «Репка».
- Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.
Декабрь
- Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».
- Организация праздника к Новому году.
- Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.
- Помощь в организации новогодних утренников.
- Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства»
Январь
- Народная театрализованная игра «Король».
- Театрализация сказки «Теремок».
- Просмотр разных видов театра дома с детьми.
- Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.
Февраль
- Театрализованная игра «Бабушка- Маланья».
- Показ детям сказки «Рукавичка».
- Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».
Март
- Театрализованная игра «Мое настроение».
- Организация праздника для мам.
- Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру».
- Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».
Апрель
- Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т.д.).
- Памятки для родителей по обучению связной речи.
- Изготовление фотоальбома: «Театр и дети».
Май
- Презентация о проделанной работе.
- Показ презентации на родительском собрании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщение опыта работы...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Театр –искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театрпо-настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С. Станиславский...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, у...