Средняя группа 4-5 лет. Особенности развития
материал (средняя группа)

Характеристика развития детей 4-5 лет Информация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_4-5_let.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен уметь ребёнок четырёх – пяти лет  базовые знания и навыки:

• хорошо владеть своим телом: уверенно

двигаться и ориентироваться в пространстве;

• уметь считать до пяти и знать, как выглядят

цифры до пяти;

• достаточно хорошо говорить: речь должна

стать чище по сравнению с трёхлетним

возрастом;

• владеть навыками самообслуживания;

• понимать некоторые социальные нормы:

например, отличать хорошие поступки от

плохих.

Математика

• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

• 1. Ребенок может уметь определять расположение предметов:

справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

• 2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг,

овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

• 3. Ребенок может считать до 5, правильно пользоваться

количественным и порядковым счётом,

• 4 Ребенок знакомится с графическим образом числа.

• 5. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в

правильной последовательности и в обратном порядке.

• 6. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов,

понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными

неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с

меньшим количеством предметов.

Развитие мышления, памяти, внимания

• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

• 1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками

(или между двумя игрушками).

• 2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

• 3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

• 4. Ребенок может уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

• 5. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов

(корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна - времена года).

Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому

предмету.

• 6. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом

кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего

нужны окна и двери в доме?

• 7. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро,

пояс узкий – пояс широкий, чай холодный – чай горячий и т.д.

• 8. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым:

стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

• 9. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные

предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие речи

• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

• 1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка

должны даже посторонние люди, а не только родители.

• 2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных,

называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

• 3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа

(цветок - цветы, девочка - девочки).

• 4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое).

Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

• 5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

• 6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

• 7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их

задавать.

• 8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать

наизусть несколько стихов, потешек.

• 9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором

живет.

• 10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где

ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе

одето?

Окружающий мир

•Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

• 1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и

ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

• 2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь

рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка

летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

• 3. Ребенок может знать всех домашних животных и

их детенышей.

• 4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам

времена года. Знать приметы каждого из них.

Изобразительная деятельность

• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

• 1.Ребёнок может уметь рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные

композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов (цыплята

гуляют по траве) и добавляя к ним другие предметы (солнышко, облака и.т.д.)

• 2. Ребенок может уметь точно проводить линии, не отрывая карандаш от

бумаги.

• 3.Ребенок может уметь обводить и закрашивать рисунки кистью, карандашом,

проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо),

ритмично наносить мазки, штрихи по все форме, не выходя за пределы

контура.

• 4.Ребёнок может уметь правильно передавать расположение частей при

рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и т.д.) и соотносить их по

величине.

• 5. Ребёнок может уметь отделять часть от целого куска пластилина,

сплющивать, и оттягивать отдельные детали, создавая изображения знакомых

предметов.

• 6. Ребёнок может уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного

предмета и украшает его с помощью стеки.

• 7. Ребёнок может уметь аккуратно выполнять аппликацию, разрезать

ножницами полоску по прямой; вырезать круглые формы из квадрата и

овальные из прямоугольника путём скругления углов.

Мелкая моторика

• раскрашивает картинки, не выходя за контур;

• старается вести карандаш ровно, когда рисует по

точкам, не отрывает руку от листа бумаги;

• обводит карандашом образцы, трафареты;

• запускает юлу;

• складывает пальцы, показывая фигуры, например,

«фонарик»;

• сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться

со шнурками;

• нанизывает на нить пуговицы или бусины с

крупными отверстиями;

• достаточно ровно вырезает ножницами бумажные

фигуры.

Социализация: общение, эмоции

• В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе.

• В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять

свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок

всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно

отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не

хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время

одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на

особенности характера ребёнка.

• В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4

года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имениотчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом

учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять

можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует

разговаривать и куда-то идти.

• Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют

распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции,

активно используют мимику и жесты для выражения чувств.

• Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть

отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя

хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со

стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.

Интеллектуальное развитие

• знает свои имя и фамилию, имена и фамилии

родителей, свой адрес;

• концентрируется на одном и том же занятии в

течение 10 минут и дольше;

• знает и называет не меньше семи цветов;

• запоминает общий сюжет и детали рассказа

или сказки, может пересказать небольшой

текст;

• различает и называет времена года и времена

суток.

Когда стоит беспокоиться за

развитие ребёнка?

• Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем

возрасте могут указывать на задержку развития:

• не может сосредоточиться на одном занятии даже

на несколько минут;

• не контролирует эмоции, случаются вспышки

агрессии;

• не играет с игрушками и не интересуется ими;

• не использует в речи сложные предложения, вообще

затрудняется с устным изложением мыслей;

• слишком подвижен или, наоборот, очень

медлителен.

• Заметив подобные симптомы у ребёнка,

посоветуйтесь с участковым педиатром.

Как помочь развитию ребёнка?

• Занятия, которые помогут малышу в 4 года

развиваться правильно:

• Простые физические и химические опыты.

Например, с замерзающей на морозе водой, со

смешением отстоявшейся воды с чернилами.

• Изучение новых математических понятий:

«поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».

• Чтение детских книг, пересказы их фрагментов.

Пересказы можно начинать с одного абзаца, со

временем малыш сумеет пересказать целую главу.

• Аппликации и лепка.

• Соответствующий возрасту спорт: катание на

лыжах, плавание, бег.

Игры для развития памяти, внимания и

мышления четырёхлетних детей:

• Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить

воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть

импровизированными или организованными: дети могут сами

поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством

взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в

«Один день в школе» или «На приёме у врача».

• Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка

эмоционально изобразить разные настроения: показать очень

уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.

• Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую

фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для

привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки —

«доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для

наведения чистоты».

• Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы,

развивающие карточки.

• Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом

придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....

Конспект доклада на родительском собрании в средней группе на тему: « Возратные особенности детей 4-5 лет»

Конспект доклада на родительском собрании в средней группе на тему:" Возрастные особенности детей 4-5 лет " Особенности воспитания детей в 4-5 лет. Консультация родителей....

Консультация для родителей средней группы на тему "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных для данного возрастного периода особенностях......

родительское собрание в средней группе "«Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет»

Протокол  № 1  родительского  собрания  в средней группе № 2 «Капитошка»...

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

    Рисование Помимо всего перечисленного, нетрадиционные техники позволяют:развить интеллектуальные способности малыша;корректировать психические процессы и личностную сферу реб...

Родительское собрание (средняя группа) на тему: "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...

Консультация для родителей средней группы «Медвежата» по теме: «Особенности развития детей 5 лет» 01.02.2024 г.

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хороше...