Средняя группа 4-5 лет. Особенности развития
материал (средняя группа)
Характеристика развития детей 4-5 лет Информация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_4-5_let.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Что должен уметь ребёнок четырёх – пяти лет базовые знания и навыки:
• хорошо владеть своим телом: уверенно
двигаться и ориентироваться в пространстве;
• уметь считать до пяти и знать, как выглядят
цифры до пяти;
• достаточно хорошо говорить: речь должна
стать чище по сравнению с трёхлетним
возрастом;
• владеть навыками самообслуживания;
• понимать некоторые социальные нормы:
например, отличать хорошие поступки от
плохих.
Математика
• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
• 1. Ребенок может уметь определять расположение предметов:
справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
• 2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг,
овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
• 3. Ребенок может считать до 5, правильно пользоваться
количественным и порядковым счётом,
• 4 Ребенок знакомится с графическим образом числа.
• 5. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в
правильной последовательности и в обратном порядке.
• 6. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов,
понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными
неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с
меньшим количеством предметов.
Развитие мышления, памяти, внимания
• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
• 1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками
(или между двумя игрушками).
• 2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
• 3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
• 4. Ребенок может уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
• 5. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов
(корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна - времена года).
Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому
предмету.
• 6. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом
кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего
нужны окна и двери в доме?
• 7. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро,
пояс узкий – пояс широкий, чай холодный – чай горячий и т.д.
• 8. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым:
стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
• 9. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные
предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие речи
• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
• 1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка
должны даже посторонние люди, а не только родители.
• 2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных,
называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
• 3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа
(цветок - цветы, девочка - девочки).
• 4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое).
Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
• 5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
• 6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
• 7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их
задавать.
• 8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать
наизусть несколько стихов, потешек.
• 9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором
живет.
• 10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где
ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе
одето?
Окружающий мир
•Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
• 1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и
ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
• 2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь
рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка
летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
• 3. Ребенок может знать всех домашних животных и
их детенышей.
• 4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам
времена года. Знать приметы каждого из них.
Изобразительная деятельность
• Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
• 1.Ребёнок может уметь рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные
композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов (цыплята
гуляют по траве) и добавляя к ним другие предметы (солнышко, облака и.т.д.)
• 2. Ребенок может уметь точно проводить линии, не отрывая карандаш от
бумаги.
• 3.Ребенок может уметь обводить и закрашивать рисунки кистью, карандашом,
проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо),
ритмично наносить мазки, штрихи по все форме, не выходя за пределы
контура.
• 4.Ребёнок может уметь правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и т.д.) и соотносить их по
величине.
• 5. Ребёнок может уметь отделять часть от целого куска пластилина,
сплющивать, и оттягивать отдельные детали, создавая изображения знакомых
предметов.
• 6. Ребёнок может уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного
предмета и украшает его с помощью стеки.
• 7. Ребёнок может уметь аккуратно выполнять аппликацию, разрезать
ножницами полоску по прямой; вырезать круглые формы из квадрата и
овальные из прямоугольника путём скругления углов.
Мелкая моторика
• раскрашивает картинки, не выходя за контур;
• старается вести карандаш ровно, когда рисует по
точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
• обводит карандашом образцы, трафареты;
• запускает юлу;
• складывает пальцы, показывая фигуры, например,
«фонарик»;
• сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться
со шнурками;
• нанизывает на нить пуговицы или бусины с
крупными отверстиями;
• достаточно ровно вырезает ножницами бумажные
фигуры.
Социализация: общение, эмоции
• В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе.
• В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять
свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок
всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно
отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не
хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время
одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на
особенности характера ребёнка.
• В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4
года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имениотчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом
учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять
можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует
разговаривать и куда-то идти.
• Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют
распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции,
активно используют мимику и жесты для выражения чувств.
• Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть
отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя
хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со
стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Интеллектуальное развитие
• знает свои имя и фамилию, имена и фамилии
родителей, свой адрес;
• концентрируется на одном и том же занятии в
течение 10 минут и дольше;
• знает и называет не меньше семи цветов;
• запоминает общий сюжет и детали рассказа
или сказки, может пересказать небольшой
текст;
• различает и называет времена года и времена
суток.
Когда стоит беспокоиться за
развитие ребёнка?
• Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем
возрасте могут указывать на задержку развития:
• не может сосредоточиться на одном занятии даже
на несколько минут;
• не контролирует эмоции, случаются вспышки
агрессии;
• не играет с игрушками и не интересуется ими;
• не использует в речи сложные предложения, вообще
затрудняется с устным изложением мыслей;
• слишком подвижен или, наоборот, очень
медлителен.
• Заметив подобные симптомы у ребёнка,
посоветуйтесь с участковым педиатром.
Как помочь развитию ребёнка?
• Занятия, которые помогут малышу в 4 года
развиваться правильно:
• Простые физические и химические опыты.
Например, с замерзающей на морозе водой, со
смешением отстоявшейся воды с чернилами.
• Изучение новых математических понятий:
«поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
• Чтение детских книг, пересказы их фрагментов.
Пересказы можно начинать с одного абзаца, со
временем малыш сумеет пересказать целую главу.
• Аппликации и лепка.
• Соответствующий возрасту спорт: катание на
лыжах, плавание, бег.
Игры для развития памяти, внимания и
мышления четырёхлетних детей:
• Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить
воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть
импровизированными или организованными: дети могут сами
поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством
взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в
«Один день в школе» или «На приёме у врача».
• Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка
эмоционально изобразить разные настроения: показать очень
уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
• Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую
фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для
привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки —
«доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для
наведения чистоты».
• Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы,
развивающие карточки.
• Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом
придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.
Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....
Конспект доклада на родительском собрании в средней группе на тему: « Возратные особенности детей 4-5 лет»
Конспект доклада на родительском собрании в средней группе на тему:" Возрастные особенности детей 4-5 лет " Особенности воспитания детей в 4-5 лет. Консультация родителей....
Консультация для родителей средней группы на тему "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных для данного возрастного периода особенностях......
родительское собрание в средней группе "«Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет»
Протокол № 1 родительского собрания в средней группе № 2 «Капитошка»...
НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Рисование Помимо всего перечисленного, нетрадиционные техники позволяют:развить интеллектуальные способности малыша;корректировать психические процессы и личностную сферу реб...
Родительское собрание (средняя группа) на тему: "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...
Консультация для родителей средней группы «Медвежата» по теме: «Особенности развития детей 5 лет» 01.02.2024 г.
К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хороше...