ВКР РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
учебно-методический материал (младшая группа)

Никифорова Анна

ВКР РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_razvitie_motornyh_navkr_diplom_2024.docx80.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВКР РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие моторных навыков– одна из основных линий развития детей дошкольного возраста, это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка. Фундамент общей физической подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, создает предпосылки для нормального физического и умственного развития детей, укрепления их здоровья, повышения работоспособности; содействует воспитанию полезных привычек, связанных с заботой о своем здоровье.

В соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования на формирование моторных навыков необходимо обращать внимание с раннего возраста. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития играют не мало важную роль.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранний возраст -это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка.

Под моторикой понимается совокупность последовательных и произвольных движений, необходимых для выполнения конкретного действия, например, сесть, выполнить шаг или сжать руку в кулак. Для взрослых все эти движения естественны и абсолютно не представляют сложности благодаря годам и десятилетиям тренировок. К тому же, в человеческой памяти не сохраняются самые первые попытки совершать подобные простейшие движения и трудности, с ними связанные.

Моторику можно разделить на два типа: крупная моторика относится к наработке автоматизма движения целой группы мышц;

мелкая моторика относится лишь к точным движениям руки и процессов, координирующих совместную работу рук и зрительного аппарата, артикуляционная моторика– совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

С помощью исследований удалось выяснить, что развитие у детей крупной и мелкой моторики основано на развитии головного мозга и возникновении новых связей между его нейронами. Ведь на момент рождения ЦНС крошки является ещё неполноценной, поэтому новорожденный может лишь бесцельно шевелить конечностями и неспособен сосредоточить взгляд даже на крупном предмете. Но, поскольку самый пик процессов развития приходится именно на момент рождения, то уже к месячному возрасту двигательные функции малыша сильно прогрессируют. Раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста и играет важную роль в развитии моторики детей раннего дошкольного возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет рассмотрен только один аспект – нетрадиционное рисование. Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, зрительные и двигательные анализаторы, речь, а также чувство цвета, формы, ритма. В рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства. Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования. Творчество играет огромную роль в развитии личности ребёнка, в формировании человеческих чувств и положительных качеств.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» В содержании ФГОС ДО п. образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности…»; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает «реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений, как отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок формирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Для того чтобы нарисовать предмет, ребёнку необходимо иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать развитию моторных навыков и их творческому развитию.

Изобразительная продуктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней проявляются разные стороны развития ребенка. Практический опыт в работах Казаковой Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования изучено авторами и освоено более 30 различных техник, которые ранее не использовались в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание, планирование занятий с использованием нетрадиционных графических живописных материалов, но не смотря на доступность и использование данной техники рисования, она остается недостаточно раскрытой по причине изменений условий, относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью особенностей формирования общей (крупной) и мелкой моторики в раннем возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию моторики дошкольника. Проблема развития моторики у детей раннего и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. Развитие моторики выступает действенным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие.

В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой.

Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки, туловище, ноги. Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Изучение общей моторики подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Под влиянием правильно организованной работы над развитием моторных навыков совершенствуются познавательные процессы: дифференцируются восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития моторики и творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. [19]

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. [2]

Объект исследования –процесс развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста


Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование разнообразных нетрадиционных техник в процессе рисования будут способствовать развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Цель: разработать специальную программу по развитию моторики маленького ребенка в условиях дошкольной образовательной организации обосновать возможности развития моторных навыков детей раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

#1055;роанализировать содержание педагогической методической литературы по проблеме развития моторных навыков у детей раннего дошкольного возраста.

#1056;ассмотреть понятие развития моторных навыков детей раннего дошкольного возраста

#1054;писать особенности и методы развития моторных навыков в раннем дошкольном возрасте

#1056;аскрыть роль развития мелкой, крупной и артикуляционной моторики у детей раннего дошкольного возраста.

#1042;ыявить особенности использования нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

6. Изучить виды и особенности использования нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста.

#1069;мпирически исследовать особенности развития моторики детей раннего дошкольного возраста дошкольного возраста.

8. Разработать систему занятий по использованию нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей.

9. Проанализировать результаты исследования влияния нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, синтез,

обобщение;

- эмпирические – диагностические методики, качественная и количественная

обработка результатов исследования.

База исследования:

"Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по Художественно-эстетическому развитию детей №11 «Дюймовочка» города Обнинска.

Структура Выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обзор педагогической литературы по проблеме развития моторных навыков у детей раннего дошкольного возраста, посредством нетрадиционной техники рисования

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Овладение моторными навыками это один из основных критериев развития дошкольников раннего возраста. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. [10, с. 22].

Одним из целевых направлений в формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования- это развитая крупная и мелкая моторика, подвижность, выносливость, овладение основными видами движений. Раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка.

Овладение моторными навыками, в первые три года жизни является важным фактором психического развития детей. Уровень развития крупной и мелкой моторик, освоение сложных моторных навыков, навыков самообслуживания показывают уровень зрелости нервной системы, а также позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка. Начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого умственного развития ребенка.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки, обладая многообразными функциями являются человеческим органом. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, который подверг критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результата созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека

наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает в развитии, то задерживается и речевое развитие, при этом общая моторика может быть нормально развита. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонова, А. Р. Лурия, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития.

Что же включает в себя моторика? Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, чему учится ребенок контролировать движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики. [13]. Таким образом, опираясь на исследования ученых можно сказать, что важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, которое оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, ранее ему недоступными. [7, ]. Дошкольное детство - большой и ответственный период жизни. Моторное развитие детей связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры.

В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика - это двигательная активность человека. Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.

Моторика - это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

Крупная моторика ребенка - это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения.

Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.

Особенности развития крупной моторики у детей раннего возраста.

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка.

Особенности детей 1-2 года жизни: ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте - 1 см, продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова.

Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие.

Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба, меняется походка. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке, они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. представлены следующие целевые ориентиры по развитию крупной моторики детей раннего возраста:

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Задачи по общему развитию крупной моторики детей с 1 года до 2 лет.

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений, учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми, формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм.

Развита крупная моторика говорит о том, что ребенок стремится осваивать различные виды движения, владеет основными движениями, обладает соответствующей возрасту работоспособностью, имеет хороший сон и аппетит, владеет доступными навыками самообслуживания. Двигательная активность соответствует возрастным нормативам, активен в организации собственной двигательной деятельности и других детей, подвижных игр.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности. Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение в развитии ребенка и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроит взаимоотношения в мире. Ученый Блинова Л.Н. считает, что мелкая пальцевая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [1, с.7].

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. «Ум ребенка – на кончиках его пальцев», сказанные слова Сухомлинским В. А. - это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания

Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Педагогическая проблема заключается в определении возможностей применения нетрадиционных техник рисования как эффективных методов, развития и совершенствования мелкой моторики у младших дошкольников. Проблема развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова , Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова , Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова , Н. В. Степанова и другие.

Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Т.С Комаровой, Б.М. Теплова и др.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость

#1057;овременные подходы к проблеме исследования развития моторных навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка. Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, становится особо актуальным так как именно в дошкольном возрасте происходит развитие ведущих психологических новообразований данного возраста. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.

Развитие тонких движений рук и пальцев имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет формирование важнейших для него будущих качеств: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Ученые доказали, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности, напрямую связаны с движением пальцев. Проблема развития моторики в дошкольном возрасте очень важна, поскольку способствует развитию сенсомоторных навыков – слаженности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в исполнительской деятельности, коррекции мелкой моторика пальцев рук.

Принятие окружающего мира малышом начинается с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки. Правильное формирование мелкомоторных функций важно потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга речи [3, с.25]. Она отмечала также тесную связь между развитием точных движений рук и детской речью. Она указывала, что если ребенок плохо справляется с речью, значит, у него недостаточно развита мелкая моторика, что требует особого внимания со стороны окружающих ребенка взрослых. Биологи обнаружили, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены в человеческом мозгу очень близко друг к другу. [3, с.20].

В.М. Бехтерев в своих исследованиях доказал, что простые движения рук помогают снятию умственной усталости, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка [4, с. 42].

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных приемов. За счет использования различных наглядных материалов, новых приемов, требующих точных движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном удерживании кисти или карандаша), создаются условия для развития мелкой моторики. Испытывая интерес к творчеству, они сами находят нужные пути. Но не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают осваивать художественную деятельность. Дети любят узнавать новое и им нравится учиться.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

Нетрадиционные материалы и приемы способствуют развитию у ребенка образного мышления, самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентации, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. По мере развития мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует снижению эмоционального возбуждения у активных детей, хотя чрезмерно активный ребенок нуждается в большом пространстве для развития деятельности, его внимание часто бывает рассеянным и неустойчивым. Каждое наглядное упражнение сопровождается беседой – вопросами, пояснениями, описаниями. В процессе продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс приобретения навыков изображения. Это происходит естественно, ведь ребенок самостоятельно выполняет все действия в процессе рисования. При этом обогащается словарный запас и речь в целом, повышается процент их точности и выразительности. Процесс создания рисунков у детей заменяет тренировку мелкой моторики, поэтому в план занятий следует включить изобразительные упражнения.

«Пальцы — это продолжение ума». Таким образом, обдуманное планомерное поэтапное действие позволило улучшить показатели речевого развития. Поэтому в дальнейшем планирую продолжить работу над этой темой, так как вижу ее актуальность и положительный эффект в развитии детей.

Современные подходы по формированию графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речевого, двигательного, слухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками. Новизной и отличительной особенностью по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.

Нетрадиционные техники рисования-способ развития моторики у детей раннего дошкольного возраста

В.И. Сухомлинский говорил: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождении.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждѐнности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребѐнка индивидуальна и неповторима.

Таким образом, ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики. В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Методы и приемы развития моторных навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. На раннем этапе им не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками, иногда оставленной без присмотра маминой помадой, водой, разлитой на столе. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают малышу 2 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.

На традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием вспомогательных средств: поролона, штампов, пластиковых вилок, трубочек для коктейля, ватных палочек и т.д.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность.

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки.

Методологическое содержание работы.

Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 2-3 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования. Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию моторики, речи детей, формируют у них воображение и приносят детям яркие эмоции, дают возможность фантазировать.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Классификация А. В. Никитиной:

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, рисунки из ладошки.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном или печатками из ластика;

фотокопия (восковые мелки и акварель);

фотокопия (свеча и акварель);

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная и с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная; печать по трафарету.

Изучив методическую литературу Анжелики Витальевны Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», поставила цель: развитие моторики детей раннего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного через нетрадиционные техники рисования.

Сформулировала задачи:

познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «ладошкой», рисование ватными палочками и т.д.), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; сформировать у детей изобразительные навыки и умения; побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Основные задачи:

Развитие и укрепление мелкой моторики;

Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.

Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности;

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста; применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственной образовательной деятельности; пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно – образовательной деятельности.

Принципы работы:

Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

Эмоциональный принцип – включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания.

В основе моей работы находится желание повысить интерес детей к процессу художественного творчества, отойти от традиционных форм. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и, как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Наблюдения за эффективностью рисования приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Изучив литературу по классификации нетрадиционных техник рисования Никитина А.В. учитывая возрастные особенности детей раннего возраста и развитие моторики руки, были отобраны следуюущие техники рисования:

Использование методов нетрадиционного рисования

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, а с другой стороны не требует определенных условий и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

-экспериментирование;

- знакомство с нетрадиционной техникой;

- творческое преобразование;

- получение оригинального рисунка;

- использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. Д

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса и радости.

Успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Методическое обеспечение опыта по методике А.В.Никитиной

Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:

• словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

• наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

• метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

• игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

• метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Форма и методы реализации программы:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми;

• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

• Мастер - классы с педагогами и родителями;

• Консультации для родителей и педагогов;

• Публикация информации на сайте ДОУ;

«Тактильное рисование»: «Рисование пальчиком» ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание)

«Мой любимый дождик»

Проведение занятия рисование пальчиками.

Цель: способствовать формированию познавательной активности детей.

Задачи: познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком; учить рисовать дождик мелкими капельками, использовать точку как средство выразительности; правильно располагать элементы рисунка на листе;

Материалы и оборудование: листа А4 бумаги белого цвета с изображением зонтика, гуашь (синего) цвета; запись шума дождя; влажные салфетки.

«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют иправой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

Разноцветная радуга»

Цель: Закрепить знание детей о цветах радуги.

Учить детей рисовать отпечатком ладошки располагать рисунок по всей поверхности листа

Развивать умение различать и называть цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Оттиск

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Цыпленок Пи»

Рисование тычком поролоновыми штампами.

Предварительная работа:

Словарная работа: Цыплёнок, курица, рассматривание картинок по теме, игра «Узнай по голосу», д/и «Чьи детки?», «Домашние животные», просмотр мультфильма «Цыплёнок», чтение сказок.

Образовательные области:

Цель: Знакомство с новым способом рисования – печать поролоновыми штампами, позволяющими наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида. изображаемого предмета (объем, пушистость).

Задачи: Учить детей рисовать нетрадиционным способом (поролоновыми штампами).

Способствовать возникновению устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Закреплять и углублять знания детей об окружающем мире, о домашних птицах.

Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, связную речь через беседу, песню, пальчиковую игру.

Рисование мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, плотная бумага любого цвета и размера, бумага для изготовления комочка-штампа (мятая бумага)

Способ получения изображения: Ребенок самостоятельно изготавливает комочек-штамп, сминая бумагу, прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и комочек-печатка

«Тычок жёсткой полусухой кистью»: ребёнок опускает в гуашь кисть и

ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

"Галстук для папы»

Рисование ватными палочками с элементами аппликации.

Тематическое занятие, посвященное «Дню Отца» Цель: закрепление навыков рисования ватными палочками при создании подарков для пап.

Задачи:

Вызвать желание сделать подарки для пап своими руками;

Развивать у детей творческое воображение, фантазию;

Учить детей украшать галстук с помощью ватных палочек;

Воспитывать уважение и любовь к папе.

Рисование вилкой«Львёнок»

Нетрадиционная техника рисования вилкой развивает эстетическое восприятие окружающего мира, развивает мелкую моторику пальцев рук, речь, мышление. При создании рисунка нетрадиционным методом у детей развивается творческое мышление и воображение, воспитывается аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с гуашью и вилкой.

Предварительная работа: Знакомство детей с животными жарких стран.

Пальчиковая гимнастика «В жарких странах».

Если в жаркую страну, я случайно попаду.

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль» поднести к глазам).

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живется им -

(Сжимать и разжимать пальцылевой рукой в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны).

Цель: Обучение детей приемам нетрадиционной техники рисования вилками.

Образовательные задачи:

Обучающие: Помочь освоить способ изображения - рисование вилками.

Закреплять умение называть основные цвета.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним.

Воспитать аккуратности, самостоятельности, внимательности, при работе с гуашью и вилкой

Рисование по манке и разноцветной манкой Рисование по манке и разноцветной манкой

Манкография – нетрадиционное рисование манной крупой. Для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. Рисование манной крупой доставляет детям положительные эмоции, у них снимается напряжение, зажатость, они расслабляются. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса. Занятия с крупой влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику, а если развивается моторика у ребенка, то и развивается фантазия, воображение, мышление, память и координация его движения.

Это нетрадиционная техника рисования с детьми, которая создаёт ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию.

«Разноцветное конфетти»

Предварительная работа:

Игры с песком, знакомство со свойствами песка

Цель: Развитие развитие мелкой моторики.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с манкой как с материалом для рисования, учить выполнять простые рисунки на манке с использованием различного оборудования.

Материалы и оборудование: поднос с манкой, листа А3 бумаги белого цвета, ёмкости с разноцветной манной крупой, клей ПВА.

Рыбки в аквариуме» Пластилинография

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

С раннего возраста дети знакомы с пластилином: они умеют раскатывать его в руках, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

В раннем детском возрасте уже можно осваивать азы пластилинографии. Для этого следует применять самые простейшие методы – скатывание колобков, колбасок и их раздавливание в лепешки. Маленькие пальчики еще достаточно неуклюжи, и потому картинка должна иметь немного крупных деталей, вместо множества мелких.

Для работы в таком возрасте подойдут изображения, нанесенные карандашом на бумагу или картон, с дополнением их пластилиновыми точками. К примеру, можно нарисовать дерево, а ребенок налепит на нем красные яблочки или же изобразить вазу, а малыш сделает в ней букет цветов

Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей.

Предварительная работа:

Рассматривание рыб, беседа о рыбах, рассматривание игрушки рыбки, чтение художественной литературы о рыбке, подвижная игра «Рыбак и рыбки» Что такое аквариум?

Цель: Развивать мелкую моторику. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином. Воспитывать усидчивость. Закреплять ранее изученные приемы лепки: отщипывание от целого куска пластилина, сплющивание.

Материал:

Картинки с изображением рыб; основа шприца с палитрой, пластилина, сосуд с горячей водой. силуэт аквариума на листе картона, шаблоны рыб.

Рисование с применением природного материала (скорлупа грецкого ореха) в разделе «Насекомые» с применением техники рисование ватными палочками «Божья коровка»

Предварительная работа:

Накануне с детьми проводится беседа о божьей коровке, рассматривание картинок. иллюстраций.

Подготовка к занятию:

Для воспитателя: игрушка - божья коровка.

На берёзовом листочке

Кто-то красненький сидит.

Спинка-крылья - в чёрных точках.

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела...

Вверх взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка,

Эта божья коровка.

Цель:

Уточнить и расширить знания детей о божьей коровке;

Закрепить знания детей о насекомых и их развитии;

Развивать интерес к жизни насекомых и к окружающему миру;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Вызвать у ребенка желание изображать;

Развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Рисование при помощи зубной щетки»

Рисовать красками можно не только кисточкой, но и спомощью зубной щетки. Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании.

Преимущества нетрадиционных техник рисования зубной щеткой:

 техники просты для освоения;

 позволяют достичь положительных результатов при рисовании;

 способствуют развитию творческого потенциала учащихся;

 для рисования используются доступные подручные материалы;

 техники рисования при помощи зубной щетки можно объединять с любой

другой изобразительной техникой.

Можно выделить две техники рисования при помощи зубной щетки:

1. Техника рисования “набрызгом”.

2. Техника рисования зубной щеткой как кистью.

Техника рисования “набрызг”

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”.

Такой способ рисования состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка.

Техника рисования зубной щеткой как кистью

При помощи техники рисования зубной щеткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета. Для рисования зубной щеткой как кистью используется гуашь.

Варианты применения техники рисования зубной щеткой: для рисования фона рисунка; для рисования животных, деревьев, цветов, травы, при рисовании земли, воды, неба, облаков, дождя, снежных сугробов.

Рисование гвоздики зубными щетками

Предварительная беседа с детьми:

Для чего нам нужна зубная щетка?

Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике с помощью зубной щётки

Задачи:

Образовательные:

продолжать учить детей приёмам нетрадиционной техники рисования (рисовать прямые линии при помощи зубной щетки);

формирование навыков работы с красками;

закреплять знание геометрической формы «круг» (круглое), закрепление знания красного и зеленого цвета.

Развивающие: развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования (зубной щеткой).

Раздаточный материал: краска красного и зеленого цвета(гуашь), зубная щетка, салфетка, лист бумаги с изображением шаблона гвоздики по количеству детей

Нетрадиционное рисование гуашью на скорлупе грецкого ореха.

"Божья коровка " с применением природного материала (скорлупа грецкого ореха) с применением техники рисование ватными палочками.

Цель:.

#1059;точнить и расширить знания детей о божьей коровке;

2. Закрепить знания детей о насекомых и их развитии;

3. Развивать интерес к жизни насекомых и к окружающему миру;

4. Воспитывать бережное отношение к насекомым;

5. Вызвать у ребенка желание изображать;

6. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Кляксография обычная

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.

Кляксография с трубочкой

Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.

Рисование солью

Нетрадиционная техника рисования солью – это один из видов детского творчества, которая представляет собой интересную технику изобразительного искусства. Она позволяет создавать красивые, объемные и переливающиеся изображения.

Рисование солью – это нетрадиционный способ рисования, для которого используется шаблон из клея ПВА и обычной пищевой соли, а также гуашь или акварельные краски. Когда кисточка с краской касается рисунка, то соль намокает, впитывает краску и ребенок видит, как соль начинает стремительно окрашиваться. Это достаточно завораживающая картина, которая привлекает детский интерес.

Рисование солью выполняет следующие функции:

Развитие мелкой моторики.

Воспитание эстетического вкуса у детей.

Развитие воображения, творческого мышления.

Развитие самостоятельности и усидчивости.

Выводы по I главе.

Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир. Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду).

Таким образом, теоретическое обоснование проблемы нетрадиционных техник рисования, как способа развития моторных навыков у детей раннего дошкольного возраста показало:

Нетрадиционные техники рисования не входят в основную образовательную программу дошкольного образования и используются, как дополнительное образование детей. Проанализировав литературу по теме исследования о развитии моторики при помощи нетрадиционных техник рисования, стоит отметить, что этот вопрос всегда является актуальным, так как до сих пор развитием моторики занимаются многие исследователи, разрабатываются новые формы и методы для ее развития.

Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Обоснование. Характеристика базы и методов исследования

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Изучив теоретический аспект по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционного рисования, мы перешли к организации эмпирической части исследования.

Процесс изобразительной деятельности у детей раннего дошкольного возраста, – процесс который требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Цель констатирующего этапа эмпирического исследования заключалась выявление уровня развития моторики у детей раннего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: подобрать диагностические методики для определения уровня развития моторики у детей раннего дошкольного возраста; провести первичное обследование детей; проанализировать полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента результаты.

Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей раннего дошкольного возраста - одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей. Существует множество методов и приёмов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный приём), наглядно-образный и игровые приёмы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического - изобразительного восприятия.

Констатирующий этап эксперимента по изучению уровня развития моторики в нетрадиционной техники рисования у детей раннего дошкольного возраста

Одним из естественных специфически детских видов деятельности и эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, что побудило меня заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их применения: новизна обстановки, как фактор удержания внимания, необычное начало работы, разнообразные яркие и красочные материалы, возможность выбора.

Рисование для ребенка играет особую роль, а использование нетрадиционных методов рисования доставляет детям яркие положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. В процессе рисования, дети учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы. Эффективно развивается воображение и восприятие, внимание и усидчивость, происходит обогащение словарного запаса детей, формируются навыки контроля и самоконтроля. Необычные материалы и оригинальные техники, используемые в художественно-эстетической деятельности, вызывают интерес детей тем, что здесь нет абсолютно никаких запретов, можно рисовать, чем хочется и как хочется и даже придумать свою необычную технику. Все это помогает воспитателю развить личность ребенка, формировать в нем умение выражать свое творческое начало и свое собственное «Я».

Считаю, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте невероятно актуальна, так как она способствует развитию согласованности в работе руки и глаза, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Нарушение мелкой моторики у дошкольников значительно затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. И поэтому очень важно, начиная с раннего возраста, знакомить детей с разнообразием техник и способов нетрадиционного рисования, их особенностями, пробуждать в каждом ребенке веру в его индивидуальность, творческие способности. А также этот вид продуктивной деятельности делает руку ребенка уверенной, умелой, легко и свободно управляющей инструментом и тогда будет развиваться творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях, что конечно очень важно для успешного обучения ребенка в школе.

Опытно-экспериментальное исследование будет посвящено изучению эффективности применения нетрадиционных техник, рисования как средства развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.

База исследования:

"Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по Художественно-эстетическому развитию детей №11 «Дюймовочка» города Обнинска.

Исследование включало в себя три этапа:

1 этап. Проведение констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента - стартовая диагностика уровня развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

2 этап. Проведение формирующего эксперимента, который заключается в разработке и внедрении в педагогический процесс системы занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник, нацеленных на формирование моторных навыков детей раннего возраста.

3 этап. Контрольный эксперимент, который предполагал анализ, интерпретацию и оформление результатов исследования. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г.Обнинска, в 1 младшей группе №2 «Ладушки»

В исследовании принимало участие 20 детей первой младшей группы «Ладушки»

Возраст детей 2-3 года, из них 9 мальчиков и 11 девочек.

Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить уровень развития моторных навыков детей раннего возраста

Задачи констатирующего этапа:

- подобрать методики диагностики моторного развития детей согласно возрастной группе (2-3 года)

- провести диагностику уровня моторного развития детей

- на основе проведенного исследования сделать соответствующие выводы.

На констатирующем этапе для достижения поставленной мной цели возникла необходимость разработки диагностической методики определения уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста. За ее основу были взяты методики таких авторов: Е.И. Рогова, О.И. Крупенчук, А.Е. Белой, А.В. Никитиной.

1. Методика «Перебор пальцев» Е.И. Рогова.

Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

2. Методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О.И. Крупенчук.

Цель методики: определить уровень развития кинестической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу. Методика дает возможность оценить гибкость мелкой моторики.

3. Методика «Езда по дорожке» А.Е. Белой.

Цель методики: определить уровень распределения мышечной активности и точности движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги. Методика дает возможность оценить автоматизированность мелкой моторики.

Рисунок 1 Упражнение «Ушки зайчика» пальцы сжаты в кулак, вытянуть второй и третий пальцы.

Рисунок 2 Упражнение «Коза-дереза»

Мной были выделены критерии развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, а так же к каждому критерию подобрала тестовые задания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»

Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 2-3лет. Календарно-тематическое планирование на весь учебный год....

Программа кружка «Карамельки» по обучению детей раннего возраста нетрадиционным техникам рисования.

Разработала рабочую программу кружка «Карамельки» по обучению детей раннего возраста нетрадиционным техникам рисования.Вхожу в состав творческой группы педагогов по внедрению добровольчест...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через техники нетрадиционного рисования"

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через техники нетрадиционного рисования"...

Методическая разработка всероссийского уровня по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»

Пояснительная записка.В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют фор...

Применение нетрадиционных техник рисования для развития когнитивных навыков у детей раннего возраста.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической деятельности. Решение ее начинается уже в раннем возрасте....