Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Научись и удивись!»
рабочая программа (подготовительная группа)
Материал будет интересен всем творческим людям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г Вязьмы Смоленской области
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета заведующий_______ Н. В. Мацкул
протокол № приказ №
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Научись и удивись!»
(Айрис Фолдинг – «радужное складывание»,
художественная деятельность с бумагой)
возраст обучающихся 6 - 7 лет
срок освоения программы – 1 год
Автор – составитель:
Нестеренко Н. А.
2024
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. С первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков возникает потребность в творческом развитии. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Творчество в стиле айрис фолдинг сродни искусству. Но это мастерство доступно каждому и не требует талантов. Уникальные открытки, картины или книги, оформленные с применением технологии, поражают и будоражат фантазию. Легкость в освоении и простой набор материалов, используемых для работы, притягивают и детей, и взрослых.
Бумага – один из самых простых, доступных и универсальных материалов для детского творчества. Она имеет достаточную прочность, отлично режется ножницами, пластична, свободно принимает различные формы, её несложно красить, легко склеивать. Бумагу можно
бесконечно сочетать с любыми другими материалами, превращая в открытки,
коллажи, объемные композиции. Именно поэтому в детском художественном
творчестве, особенно для начинающих, такому материалу как бумага заслуженно отводится особое место. Предлагаемая программа расширяет представления детей о художественной деятельности. Представляемый вариант обучения работе с бумагой может рассматриваться как альтернативный по отношению к традиционным (аппликация, оригами, бумажная пластика). В процессе обучения, по данной программе, ребенок подробно, углубленно знакомится с художественной техникой айрис фолдинг, учится грамотно сочетать ее с другими
художественными техниками при создании авторских работ.
Айрис фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая
создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необычный эффект путем складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. На первый взгляд странное название этой техники объясняется достаточно просто- работы, выполненные с ее применением, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис
фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в
другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок.
Суть айрис фолдинг довольно проста и доступна каждому. На основе из картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры и с оборотной стороны заполняется полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой. Для процесса изготовления изделия в технике айрис фолдинг понадобится картон, бумага, любой клеящий материал и схема (айрис-шаблон), на которой видны контуры готового изображения, а также указан порядок и направление размещения полосок бумаги.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, а не разрушая ее.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, творческая работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает красивые картины для украшения, интересные подарки для родителей и родственников своими руками. Такой труд позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения.
Разработанная программа по айрис фолдингу, благодаря подбору интересных для детей тем занятий, схем для изготовления индивидуальных изделий, позволяет использовать их, как подарки и оформления интерьера детских уголков. Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Направленность
Программа объединения «Научись и удивись» имеет творческую направленность, способствуюет развитию у детей мелкой моторики, художественно-эстетического вкуса. А также открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Актуальность
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к
народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.
Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет овладеть дошкольникам новыми направлениями декоративно-прикладного творчества –техникой работы с бумагой – айрис фолдинг. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает
возможность овладеть новой техникой работы с бумагой, что позволяет
разбудить в каждом ребенке стремление к красоте, к творчеству, художественному
самовыражению.
Занятия Айрис способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, зрительно-двигательная координация, внимание, память, аккуратность. Айрис-Фолдинг позволяют удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Отличительные особенности
Отличительной чертой программы является обучение дошкольников простому приёму работы с бумагой. Данная программа учит эстетически относиться к труду, побуждает и развивает интерес к декоративной деятельности. Воспитывает трудовые навыки и умения, а художественно - творческая деятельность обучающихся на занятиях получает разнообразные формы выражения.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: творческое развитие личности через освоение техники
Айрис фолдинг.
Образовательные задачи:
- отрабатывать навыки работы в технике айрис- фолдинг.
- совершенствовать умение работы с ножницами, бумагой, лентами и липкой лентой (скотч);
- осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие задачи:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- развивать воображение, творческую фантазию, кругозор, художественный вкус ребенка;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности.
Воспитательные задачи:
- формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
Программа составлена с учётом интеграции различных видов деятельности:
«Коммуникативная деятельность» - использование художественного слова речи. Развитие диалогической и монологической речи.
«Познавательная деятельность» - расширять кругозор детей в процессе различных видов деятельности.
«Музыкальная деятельность» - способствовать развитию воображения пополнять словарный запас; умение выражать мысли и чувства при помощи невербальных средств.
«Изобразительная деятельность» - знакомство детей с иллюстрациями книг, развивать мелкую моторику руки, творческие способности воображение.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения воспитанники будут знать:
- правила безопасности труда, организации рабочего места, правила бережного использования материалов;
- различные способы и приемы: ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок различных материалов;
- особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
- соблюдать правила безопасности труда, правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять различные манипуляции с материалом: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата, располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа, пользоваться скотчем самостоятельно;
- ценить свой труд и труд другого человека, бережно относиться к предметам окружающего нас предметного мира, сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание программы способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Основные принципы программы:
1. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
2. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Каждое занятие включает в себя беседы, пальчиковые гимнастики, ознакомлением с художественной литературой, физминутки подобранные педагогом по определённой теме.
3. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы – стартовый
Срок реализации - программа «Научись и удивись» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 30 минут, количество учебных недель – 26
Возраст обучающихся: дети подготовительной к школе группы (6 - 7 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Научись и удивись» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 6 - 7 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- личностно – ориентированные технологии;
- игровая технология;
- технология сотрудничества.
Методы обучения:
- словесные (чтение, беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы);
- наглядные;
-практические;
-игровые;
Приемы: показ иллюстраций, рассказ и объяснение, поэтическое слово, вопросы, дидактические игры, проблемные ситуации, использование ТСО
1.Учебный план
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. «Айрис – фолдинг – «радужное складывание» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
2. | «Беседа по охране труда» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3. | «Пятиугольник» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
4. | «Осенний лист» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
5. | «Шестиугольник» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
6. | «Тыква» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
7. | «Лимон» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8. | «Сердце» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
9. | «Слон» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
10. | «Заяц» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
11. | «Черепаха» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
12. | «Домик» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
13. | «Елка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
14. | «Новогодняя игрушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
15. | «Самолет» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
16. | «Подснежник» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
17. | «Шляпка» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
18. | «Ваза» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
19. | «Пасхальное яйцо» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
20. | «Олень» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
21. | «Чайник» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
22. | «Ракета» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
23. | «Звезда» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
24. | «Пес» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
25. | Итоговое мероприятие. Выставка творческих работ. | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
Итого | 34 | 17,5 | 16,5 |
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Научись и удивись!»)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Мацкул Н. В.
«_____» ____________2022 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
02.09.2024- 29.05.2025 | 29.12.2024- 09.01.2025 | 1 30 мин. | 26 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №2 | 15.30-16.00 День: пятница | Стартовая: октябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Вводное занятие. «Айрис – фолдинг – «радужное складывание» | 06.09.2024 13.09.2024 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Беседа по охране труда» | 20.09.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Пятиугольник» | 24.09.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Осенний лист» | 04.10.2024 11.10.2024 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Шестиугольник» | 18.10.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Тыква» | 25.10.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Лимон» | 01.11.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Сердце» | 8.11.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Заяц» | 29.11.2024 06.12.2024 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Черепаха» | 13.12.2024 | 15.30 – 16.00 |
«Домик» | 20.12.2024 27.12.2024 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Елка» | 17.01.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Новогодняя игрушка» | 24.01.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Самолет» | 31.01.2025 07.02.2025 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Подснежник» | 14.02.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Шляпка» | 21.02.2025 28.02.2025 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Ваза» | 07.03.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Пасхальное яйцо» | 14.03.2025 21.03.2025 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
«Олень» | 28.03.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Чайник» | 04.04.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Ракета» | 11.04.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Звезда» | 18.04.2025 | 15.30 – 16.00 |
«Пес» | 25.04.2025 16.05.2025 | 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 |
Итоговое мероприятие. Выставка творческих работ | 23.05.2025 | 15.30 – 16.00 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
методист МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2022 г.
Рабочая программа
стартового уровня сложности
«Научись и удивись!»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 26
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 30 минут
Педагог:
Нестеренко Н.А.
первая квалификационная категория
2024-2025 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности
«Научись и удивись!»
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие. «Айрис – фолдинг – «радужное складывание» | Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Дидактическая игра «Правильно-неправильно» Знакомство со способами выкладывания полос. Показ приёмов и последовательности выполнения работы. Цветовой круг. Практика: Изготовление образцов «Основные способы выкладывания». Первичная диагностика |
2 | «Беседа по охране труда» | Теория: Инструктаж по технике безопасности. Просмотр презентации. Практика: знакомство с инструментами. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» .Знакомство с поэтапным выполнением работы в технике Айрис -Фолдинг. |
3 | «Пятиугольник» | Теория: Беседа о геометрических фигурах. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Быстро встаньте». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: пятиугольник. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис -Фолдинг. |
4 | «Осенний лист» | Теория: Беседа об осени. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Осень». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: осенний лист. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Листья» Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
5 | «Шестиугольник» | Теория: Беседа о геометрических фигурах. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Улыбнись». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: шестиугольник. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Семья». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис -Фолдинг. |
6 | «Тыква» | Теория: Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Сбор фруктов». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: тыква. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
7 | «Лимон» | Теория: Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Сбор фруктов». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: лимон. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
8 | «Сердце» | Беседа о празднике «День матери». Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Улыбнись» Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: сердце. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Цветок». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
9 | «Слон» | Теория: Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Улыбнись» Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: слон. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать». Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
10 | «Заяц» | Теория: Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Улыбнись». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: заяц. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
11 | «Черепаха» | Теория: Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Елочка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: черепаха. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
12 | «Домик» | Теория: Беседа о символах Нового года. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Елочка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: домик. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
13 | «Елка» | Теория: Беседа о символах Нового года. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Елочка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: елка. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
14 | «Новогодняя игрушка» | Теория: Беседа о символах Нового года. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Елочка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: елочная игрушка. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
15 | «Самолет» | Беседа о видах транспорта. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Машины». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: самолет. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Кораблик». Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг |
16 | «Подснежник» | Теория: Беседа о празднике 8 марта. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Мамины помощники». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: подснежник. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
17 | «Шляпка» | Теория: Беседа о празднике 8 марта. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Мамины помощники». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: шляпка. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
18 | «Ваза» | Теория: Беседа о посуде. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Улыбнись» Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: ваза. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Будем маме помогать». Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
19 | «Пасхальное яйцо» | Теория: Беседа о празднике Пасха. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Праздник». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: яйцо. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Замок» Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг |
20 | «Олень» | Теория: Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Звериная зарядка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: олень. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Кот на печку пошел». Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
21 | «Чайник» | Теория: Беседа о празднике Пасха. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Праздник». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: чайник. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Семья» Поэтапное выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг |
22 | «Ракета» | Теория: Беседа о дне космонавтики. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Праздник». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: ракета. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Семья». Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
23 | «Звезда» | Теория: Беседа о празднике победы. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Праздник» Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: звезда. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Весна». Поэтапное выполнение работы в технике АйрисФолдинг |
24 | «Пес» | Теория: Беседа о домашних животных. Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Физминутка «Звериная зарядка». Работа со схемой (цветовое решение). Практика: Выбор шаблона: пес. Изготовление заготовок к поделке. Пальчиковая гимнастика «Звери» Выполнение работы в технике Айрис- Фолдинг. |
25 | Итоговое мероприятие. Выставка творческих работ. | Рассматривание иллюстраций и готовых работ. Итоговая диагностика. |
Методические материалы
Учебно-методический комплект программы составляют:
- схемы;
- комплексы физминуток для снятия усталости, мышечного напряжения в процессе занятий продуктивной деятельностью;
- инструкции для проведения бесед с детьми по соблюдению техники безопасности при работе с оборудованием и материалами;
- презентации к занятиям;
- технологические карты;
- образцы готовых работ;
- альбомы с образцами узоров.
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Физкультурная пауза.
Основная часть. Проектирование решения проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ООД
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Условия реализации программы.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими
реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Материально-техническое оснащение программы
Так как изучаемая художественная техника айрис фолдинг является нетрадиционной, и дети не имеют сложившегося представления об изделиях, выполненных с ее применением, роль наглядного материала увеличивается многократно.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядных пособий различного вида. Это - образцы работ, изготовленные педагогом, образцы работ, изготовленные учащимися, фотографии готовых работ, базовые айрис- шаблоны, образцы готовых айрис-шаблонов.
Кроме вышеперечисленного используется такой дидактический материал как:
- трафареты;
- шаблоны;
- наборы карточек с готовыми айрис - шаблонами на различную тематику;
- наборы карточек с айрис - шаблонами, в которых необходимо проставить нумерацию;
- дидактический материал (иллюстрации готовых работ);
- конспекты занятий;
- физкультминутки;
- дидактические игры;
- музыкальный центр;
- мультимедийные презентации;
- видео-уроки.
- Линейка
- Клей ПВА
- Клей-карандаш
- Скотч малярный
- Двухсторонний скотч
- Картон белый
- Картон цветной
- Бумага радуга
- Бумага офисная
- Бархатная бумага
- Мелованная бумага
- Фольгированная бумага
- Скрепки
- Клеенка
- Салфетки
- Простые карандаши
- Ластик
- Канцелярский нож
- Ножницы
Требования техники безопасности
∙ обеспечить безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса в соответствии с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ;
∙ включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы;
∙ убедиться в правильной расстановке детской мебели;
∙ проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери;
∙ быть предельно внимательным к поведению детей, с целью своевременного предупреждения и недопущения событий, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями и персоналом детского сада;
∙ следить за продолжительностью занятия в соответствии с возрастом детей; ∙ при просмотре презентаций, видео соблюдать ряд правил (продолжительность просмотра, расстояние от экрана).
Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка «Научись и удивись» | Сентябрь 2024 |
Консультации для родителей | «Айрис- фолдинг и развитие детей» «Айрис-фолдинг- это интересно» «Айрис- фолдинг дома с детьми». «Аппликация в технике айрис-фолдинг» | В течение учебного года |
Папки -передвижки | История возникновения Айрис фолдинг | В течение учебного года |
Семинар- практикум | «Радужное складывание» | Февраль 2025 |
Выставка - конкурс | Совместное творчество детей и их родителей: открытка на весеннюю тему в технике Айрис Фолдинг | Март -апрель 2025 |
Выставки готовых работ | Ознакомление родителей с успехами детей | В течение учебного года |
Оценочные материалы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 6 -7 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
Мониторинг освоения программы
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
1.Разнообразие умений и навыков | (3 балла):имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). | высокий |
(2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. | средний | |
(1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты | низкий | |
2. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики | (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. | высокий |
(2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. | средний | |
(1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. | низкий | |
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности | (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. | высокий |
(2балла):проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы. | средний | |
(1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога. | низкий |
Форма фиксации образовательных результатов
ФИ ребенка | Начало года | Конец года | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Список литературы
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
4. Джексон Д. Поделки из бумаги- М.: Росмэн, 1996г.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
7. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
10.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Интернет – ресурсы:
http://www.zlatoshveika.com/t1559-topic http://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/ http://detpodelki.ru/forum/9-399-1
http://www.iris-folding.com/freepatterns.html http://www.circleofcrafters.com/irisfolding/makeirisfoldingpatterns.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «3 d студия»
Отличительной особенностью данной программы является ее практикo-ориентированная направленность, основанная на привлечении обучающихся к выполнению творческих заданий...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для обучающих 5-6 лет.
Рабочая программа по театральному кружку "Сказка"...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «3 d студия»
laquo;3D моделирование» увлекает ребенка необычной техникой рисования,позволяет создавать трехмерные модели, проявлять фантазию и творчество.Традиционные приспособления для рисовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Научись и удивись!»
Материал будет интересен всем творческим людям...