Развивающая предметно-пространственная среда во 2 группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пальбина Алевтина Вячеславовна

В статье представлено содержание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  обеспечивающей реализацию образовательной  программы ДОО; и с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, а также, национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 группе раннего возраста «Ладушки».

 ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  Оборудование помещений дошкольной организации  должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, стимульное оборудование и пр.). Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения  детей, совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

  Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать:

  • Реализацию образовательной  программы ДОО;
  • Учет возрастных особенностей детей;
  • Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Содержание развивающей предметно – пространственной среды во 2 группе раннего возраста «Ладушки».

Центры

Содержание предметно – пространственной среды (пособия, материалы, оборудование)

Центр познавательного развития

  • Различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат)
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки)
  • Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам)
  • Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде
  • Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания
  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика
  • Предметы и игрушки одного типа, различные по цвету и размеру, форме и размеру
  • Матрешки трех-четырехместные
  • Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец
  • Пирамидки из колец двух – трех цветов одного размера, чередующихся в определенной последовательности
  • Напольная пирамида (из 6-7 элементов)
  • Сборные – разборные игрушки
  • Пособия на липучках
  • Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)
  • Наборы разрезных картинок (2-4 части)
  • Кубики с предметными картинками (2-4 кубика)
  • Столик четырех-, пяти-, шестицветный с втулочками соответствующего цвета
  • Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)
  • Набор: грибочки - втулки на стойке (4-6 элементов)
  • Объемные вкладыши из 3 элементов
  • Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине,4 цветов
  • Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками
  • Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
  • Набор кубиков с цветными гранями
  • Емкости разного размера с крышками и наборы мелких предметов разного цвета (для сортировки мелких предметов)
  • Игрушки – забавы (неваляшки, клюющие курочки, медведь-дровосек, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, скачущая лошадь и др.)
  • Заводные игрушки – забавы
  • Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами
  • Набор для забивания: молоточек с втулочками
  • Набор шумовых коробочек
  • «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и др.)
  • Клеенчатые полоски различной длины и ширины
  • Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития
  • Парные картинки (мяч большой – мяч маленький; лопата красная - лопата зеленая и др.)
  • Серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов : «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?»
  • Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания
  • «Загадочные»  предметы (калейдоскоп, игрушки с разнообразным пусковыми механизмами, лупа, часы, телефон, кофемолка)
  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры)
  • Фланелеграф
  • Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)

Требования и условия  организации «Центра познавательного развития»

  • Не использовать предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см
  • Использовать предметы и игрушки, которые выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, ткани, резины, меха и др.), имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание
  • Предусмотреть максимальный уровень размещения оборудования
  • Обеспечить свободный доступ детей к оборудованию
  • Расположить вблизи источника естественного света (окна)
  • Иметь по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность
  • Осуществлять сменяемость и наполняемость материала по мере изучения
  • Материалы в основном должны быть представлены объектом для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможность освоения внешних свойств вещей  (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность
  • Иметь простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, которые позволяют  расширять круг представлений ребенка
  • Материал должен размещаться мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу
  • Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель должен располагать в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности)
  • Предусмотреть оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта)

Центр воды и песка

  • Набор для экспериментирования с водой (стол – поддон; емкости 2-3 размеров и разной формы;предметы и орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)
  • Набор для экспериментирования с песком(стол – песочница, формочки разных форм, емкости разного размера, предметы–орудия – совочки, лопатки, ведерки, игрушки)

Требования и условия  организации «Центра воды и песка»

  • «Центр воды и песка» должен располагаться рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»
  • Размещение оборудования на соответствующей высоте

Лаборатория или «Центр экспериментирования»

  • Камни, земля, глина, снег (зимой)
  • Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)
  • Стол с клеенкой
  • Подносы
  • Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей
  • Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы
  • Формочки для изготовления цветных льдинок
  • Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны)
  • Трубочки для продувания и просовывания
  • Игрушки со светозвуковым эффектом
  • «Волшебный мешочек»
  • Игрушка «Мыльные пузыри»
  • Маленькие зеркала
  • Магниты
  • Электрические фонарики

Требования и условия  организации «Центру экспериментирования»

  • «Центр экспериментирования» располагается подальше от игровых зон
  • Деятельность в этом центре осуществляется под руководством воспитателя
  • Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми
  • «Центр экспериментирования» располагается вблизи источника света
  • «Центр экспериментирования» содержит материал для проведения опытов без приборов

Центр природы

  • Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
  • Дидактические наборы «В деревне», «На лугу», «В лесу»
  • Коллекция камней, ракушек, семян
  • Развивающие игры по экологии
  • Природоведческая литература
  • Картины – пейзажи по временам года
  • Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония
  • Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин
  • Игрушки – животные
  • Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко)
  • Календарь погоды; календарь природы
  • Лейки для полива комнатных растений, лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки
  • «Зеленый огород» на окнах
  • Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов
  • Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек)
  • Растения, характерные для времен года (ветки вербы – весной, букет осенних листьев – осенью и т.д.)
  • Серия тематических картин «Животные и их детеныши»
  • Серия тематических картин «Дикие животные»

Требования и условия к «Центру природы»

  • «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»
  • Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам
  • Растения размещаются по принципу тене- и солнцелюбия
  • Материал меняется в течение года, чтобы вызвать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам

Центр конструирования

  • Мягкие крупные модули
  • Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц, людей
  • Схемы – образцы построек
  • Природный и разнообразный полифункциональный материал6 шишки, бруски и т.д.
  • Крупные объемные геометрические формы
  • Строительный материал разной величины
  • Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева) и крупные транспортные игрушки для обыгрывания
  • Настольный конструктор(мелкий строительный материал из дерева) и мелкие игрушки для обыгрывания

Требования и условия к «Центру конструирования»

  • Наличие свободного пространства для сооружения построек
  • «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы использовать постройки в играх
  • В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания
  • Строительный материал раскладывается по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации
  • Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре

Центр социально – коммуникативного развития

  • Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают)
  • Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость)
  • Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей друг к другу
  • Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, мальчик играет с машинкой и т.д.)
  • Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада
  • Зеркала разной величины и формы
  • Кукла – мальчик в рубашке и брюках, кукла – девочка в платье
  • Сюжетные картинки, изображающие труд людей
  • Видеоматериалы о жизни детей и взрослых
  • Фотографии родных в изголовье кроватки каждого ребенка для поддержания его эмоционально – психологического комфорта

Требования и условия к «Центру социально – коммуникативного развития»

  • Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост
  • Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них
  • Обеспечение свободного доступа к материалам

Центр физического развития

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный, коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком
  • Оборудование для прыжков: мини – мат; куб деревянный малый; обруч плоский цветной; палка гимнастическая, длинная(150 см); шнур короткий плетенный (75 см)
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мячи резиновые; мячи-шары надувные; шарики пластмассовые
  • Оборудование для ползания и лазанья:лесенка – стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания, складирующиеся один в другой
  • Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный, мячи резиновые маленькие, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой, кольцо резиновое малое(диаметр 5-6 см), кольцо резиновое большое (диаметр 18 см )
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Гимнастическая скамейка, бревно
  • Мячи, флажки, платочки, кубики, погремушки, шары, палки, ленты и др.
  • Сухой бассейн
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска
  • Набивные мешочки для бросания
  • Дуги, кегли, воротца
  • Игрушки – качалки

Требования и условия к «Центру физического развития»

  • Наличие свободного пространства для двигательной активности
  • Должен располагаться вдали от зоны малой активности
  • С целью увеличения двигательной активности любимые игрушки детей группы расставить на крупных пособиях

Центр игры

  • Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей
  • Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта
  • Предметы-заместители (палочки, круги и т.д.)
  • Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
  • Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий
  • Игрушки-животные, стилизованные под куклу и имитирующие фигуру ребенка (слоненок в фартуке, мишка в штанишках и т.д.)
  • Куклы разных профессий
  • Куклы разных народов (Коми-кукла)
  • Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и др.)
  • Игрушки-двигатели (каталки, коляски, тележки…)
  • Многофункциональные ширмы для разграничения пространства
  • Разграниченные зоны для разных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.
  • «Кукольный уголок»:

Комната: стол, стулья, сервант, мягкая мебель; столовые сервизы, чайный сервиз, вазочки, телефон, куклы – мальчик и девочка, пупсы, куклы-животные, коляски для кукол

Спальня: кроватки разных размеров с постельными принадлежностями, люлька-качалка с постельными принадлежностями, шкаф для одежды, куклы- младенцы в конвертах, пеленки для них, одежда для кукол мальчиков и девочек

Кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, наборы кухонной посуды, наборы овощей и фруктов

Ванная комната: ванная для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла, пеленки, веревка для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки, игрушечный пылесос и т.д.

Прачечная: гладильная доска, утюги

Парикмахерская:  трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских

Магазин:весы, баночки, бутылочки из пластика, наборы продуктов, овощей фруктов из пластмассы, сумочки, корзиночки

Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде, атрибуты для игры в больницу

Гараж: различные машины, набор «инструментов»

Требования и условия к «Центру игры»

  • Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет свой характер, имя гардероб)
  • Игровые персонажи включаются в режимные моменты
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование
  • «Центр игры» располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы использовать постройки в игре
  • В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
  1. Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (игрушечная плита, копия настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т.д.)
  2. Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать)
  3. Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении
  • Игрушки – предметы оперирования (посуда, муляжи овощей и т.д.), игрушки – маркеры условного пространства (кукольная кровать, стол и др.)  должны быть довольно крупного размера и готовыми к использованию
  • В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей
  • Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

Центр театра

  • Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, «живая рука»
  • Игрушки-забавы
  • Маски, шапочки, рисунки – эмблемы на ободочках
  • Ширмы, домик для показа фольклорных произведений
  • Фланелеграф

Требования и условия к «Центру театр»

  • В 1 младшей группе сказки – спектакли ставятся взрослым (воспитателем)
  • «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры»
  • Пособия и оборудование должны соответствовать возрасту детей

Центр ряжения

  • Одежда для надевания на себя – цветные воротники, юбки, платья, фартучки, кофты, косынки, сарафаны, ленты…
  • Сундучок для хранения одежды
  • Зеркало (в рост или в полроста ребенка
  • Бижутерия

Требования и условия к «Центру ряжения»

  • «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра» и «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская»
  • Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения
  • Организация в «Центре ряжения» деятельности по гендерному воспитанию
  • Безопасность пособий и оборудования

Центр музыки

  • Игрушки – музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, султанчики, балалайка, гармошка и др.)
  • Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки
  • Звуковые книжки, открытки и т.д. игрушки с фиксированной мелодией
  • Неозвученные музыкальные инструменты
  • Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов
  • Магнитофон
  • Детские песенки, детские музыкальные классические произведения, произведения народной музыки и песенного фольклора, колыбельные, записи звуков природы
  • Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

Требования и условия к «Центру музыки»

  • Музыкальные произведения используются во время режимных моментов
  • Дудочки, свистульки используются каждым ребенком и моются после каждого использования

Центр речевого развития

  • Детские книги с учетом возраста детей (произведения фольклора русского и народов коми: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов)
  • Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения
  • Фланелеграф, картинки для фланелеграфа
  • Иллюстрации к детским произведениям
  • Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные и т.д.)
  • Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы
  • Сюжетные картинки разнообразной тематики
  • Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников

Требования и условия к «Центру речевого развития»

  • Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников
  • «Центр речевого развития» размещается около окна
  • Вечером в «Центре речевого развития» обеспечивается дополнительное освещение
  • «Центр речевого развития» располагается вдали от шума и игровых центров
  • Каждая книга представлена в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность

Центр художественно-эстетического развития

  • Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, одежда с коми орнаментом)
  • Альбомы с рисунками и фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
  • Скульптура малых форм, изображающая животных
  • Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы и т. д.)
  • Бумага тонкая и плотная, картон, рулон простых белых обоев
  • Цветные карандаши и гуашь (6 основных цветов)
  • Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти
  • Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом
  • Пластилин, салфетки
  • Фартуки и нарукавники для детей
  • Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки
  • Емкости для промывания ворса кистей от краски
  • Рисунки – иллюстрации с изображение знакомых детям предметов, животных и т.д.
  • Печатки, губки, ватные палочки для нанесения узоров


Требования и условия к «Центру художественно-эстетического развития»

  • «Центр художественно-эстетического развития» располагается вблизи окна
  • «Центр художественно-эстетического развития» располагается вдали от шума и игровых центров
  • Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах
  • Наличие в группе привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности

Воспитатели группы: Пальбина А.В., Сапегина И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.       Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста ор­гани...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей;  Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...