Центры
| Содержание предметно – пространственной среды (пособия, материалы, оборудование) |
Центр познавательного развития
| - Различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей
- Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат)
- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки)
- Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам)
- Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде
- Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания
- Мелкая и крупная геометрическая мозаика
- Предметы и игрушки одного типа, различные по цвету и размеру, форме и размеру
- Матрешки трех-четырехместные
- Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец
- Пирамидки из колец двух – трех цветов одного размера, чередующихся в определенной последовательности
- Напольная пирамида (из 6-7 элементов)
- Сборные – разборные игрушки
- Пособия на липучках
- Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)
- Наборы разрезных картинок (2-4 части)
- Кубики с предметными картинками (2-4 кубика)
- Столик четырех-, пяти-, шестицветный с втулочками соответствующего цвета
- Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)
- Набор: грибочки - втулки на стойке (4-6 элементов)
- Объемные вкладыши из 3 элементов
- Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине,4 цветов
- Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Набор кубиков с цветными гранями
- Емкости разного размера с крышками и наборы мелких предметов разного цвета (для сортировки мелких предметов)
- Игрушки – забавы (неваляшки, клюющие курочки, медведь-дровосек, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, скачущая лошадь и др.)
- Заводные игрушки – забавы
- Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами
- Набор для забивания: молоточек с втулочками
- Набор шумовых коробочек
- «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и др.)
- Клеенчатые полоски различной длины и ширины
- Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития
- Парные картинки (мяч большой – мяч маленький; лопата красная - лопата зеленая и др.)
- Серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов : «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?»
- Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания
- «Загадочные» предметы (калейдоскоп, игрушки с разнообразным пусковыми механизмами, лупа, часы, телефон, кофемолка)
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры)
- Фланелеграф
- Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)
Требования и условия организации «Центра познавательного развития» - Не использовать предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см
- Использовать предметы и игрушки, которые выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, ткани, резины, меха и др.), имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание
- Предусмотреть максимальный уровень размещения оборудования
- Обеспечить свободный доступ детей к оборудованию
- Расположить вблизи источника естественного света (окна)
- Иметь по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность
- Осуществлять сменяемость и наполняемость материала по мере изучения
- Материалы в основном должны быть представлены объектом для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможность освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность
- Иметь простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, которые позволяют расширять круг представлений ребенка
- Материал должен размещаться мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу
- Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель должен располагать в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности)
- Предусмотреть оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта)
|
Центр воды и песка
| - Набор для экспериментирования с водой (стол – поддон; емкости 2-3 размеров и разной формы;предметы и орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)
- Набор для экспериментирования с песком(стол – песочница, формочки разных форм, емкости разного размера, предметы–орудия – совочки, лопатки, ведерки, игрушки)
Требования и условия организации «Центра воды и песка» - «Центр воды и песка» должен располагаться рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»
- Размещение оборудования на соответствующей высоте
|
Лаборатория или «Центр экспериментирования» | - Камни, земля, глина, снег (зимой)
- Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)
- Стол с клеенкой
- Подносы
- Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей
- Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы
- Формочки для изготовления цветных льдинок
- Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны)
- Трубочки для продувания и просовывания
- Игрушки со светозвуковым эффектом
- «Волшебный мешочек»
- Игрушка «Мыльные пузыри»
- Маленькие зеркала
- Магниты
- Электрические фонарики
Требования и условия организации «Центру экспериментирования» - «Центр экспериментирования» располагается подальше от игровых зон
- Деятельность в этом центре осуществляется под руководством воспитателя
- Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми
- «Центр экспериментирования» располагается вблизи источника света
- «Центр экспериментирования» содержит материал для проведения опытов без приборов
|
Центр природы | - Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
- Дидактические наборы «В деревне», «На лугу», «В лесу»
- Коллекция камней, ракушек, семян
- Развивающие игры по экологии
- Природоведческая литература
- Картины – пейзажи по временам года
- Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония
- Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин
- Игрушки – животные
- Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко)
- Календарь погоды; календарь природы
- Лейки для полива комнатных растений, лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки
- «Зеленый огород» на окнах
- Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов
- Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек)
- Растения, характерные для времен года (ветки вербы – весной, букет осенних листьев – осенью и т.д.)
- Серия тематических картин «Животные и их детеныши»
- Серия тематических картин «Дикие животные»
Требования и условия к «Центру природы» - «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»
- Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам
- Растения размещаются по принципу тене- и солнцелюбия
- Материал меняется в течение года, чтобы вызвать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам
|
Центр конструирования
| - Мягкие крупные модули
- Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц, людей
- Схемы – образцы построек
- Природный и разнообразный полифункциональный материал6 шишки, бруски и т.д.
- Крупные объемные геометрические формы
- Строительный материал разной величины
- Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева) и крупные транспортные игрушки для обыгрывания
- Настольный конструктор(мелкий строительный материал из дерева) и мелкие игрушки для обыгрывания
Требования и условия к «Центру конструирования» - Наличие свободного пространства для сооружения построек
- «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы использовать постройки в играх
- В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания
- Строительный материал раскладывается по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации
- Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре
|
Центр социально – коммуникативного развития | - Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают)
- Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость)
- Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей друг к другу
- Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, мальчик играет с машинкой и т.д.)
- Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада
- Зеркала разной величины и формы
- Кукла – мальчик в рубашке и брюках, кукла – девочка в платье
- Сюжетные картинки, изображающие труд людей
- Видеоматериалы о жизни детей и взрослых
- Фотографии родных в изголовье кроватки каждого ребенка для поддержания его эмоционально – психологического комфорта
Требования и условия к «Центру социально – коммуникативного развития» - Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост
- Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них
- Обеспечение свободного доступа к материалам
|
Центр физического развития | - Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный, коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком
- Оборудование для прыжков: мини – мат; куб деревянный малый; обруч плоский цветной; палка гимнастическая, длинная(150 см); шнур короткий плетенный (75 см)
- Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мячи резиновые; мячи-шары надувные; шарики пластмассовые
- Оборудование для ползания и лазанья:лесенка – стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания, складирующиеся один в другой
- Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный, мячи резиновые маленькие, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой, кольцо резиновое малое(диаметр 5-6 см), кольцо резиновое большое (диаметр 18 см )
- Атрибуты к подвижным играм
- Гимнастическая скамейка, бревно
- Мячи, флажки, платочки, кубики, погремушки, шары, палки, ленты и др.
- Сухой бассейн
- Плоскостные дорожки, ребристая доска
- Набивные мешочки для бросания
- Дуги, кегли, воротца
- Игрушки – качалки
Требования и условия к «Центру физического развития» - Наличие свободного пространства для двигательной активности
- Должен располагаться вдали от зоны малой активности
- С целью увеличения двигательной активности любимые игрушки детей группы расставить на крупных пособиях
|
Центр игры | - Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей
- Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)
- Игрушки, изображающие предметы труда и быта
- Предметы-заместители (палочки, круги и т.д.)
- Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
- Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий
- Игрушки-животные, стилизованные под куклу и имитирующие фигуру ребенка (слоненок в фартуке, мишка в штанишках и т.д.)
- Куклы разных профессий
- Куклы разных народов (Коми-кукла)
- Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и др.)
- Игрушки-двигатели (каталки, коляски, тележки…)
- Многофункциональные ширмы для разграничения пространства
- Разграниченные зоны для разных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.
- «Кукольный уголок»:
Комната: стол, стулья, сервант, мягкая мебель; столовые сервизы, чайный сервиз, вазочки, телефон, куклы – мальчик и девочка, пупсы, куклы-животные, коляски для кукол Спальня: кроватки разных размеров с постельными принадлежностями, люлька-качалка с постельными принадлежностями, шкаф для одежды, куклы- младенцы в конвертах, пеленки для них, одежда для кукол мальчиков и девочек Кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, наборы кухонной посуды, наборы овощей и фруктов Ванная комната: ванная для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла, пеленки, веревка для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки, игрушечный пылесос и т.д. Прачечная: гладильная доска, утюги Парикмахерская: трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских Магазин:весы, баночки, бутылочки из пластика, наборы продуктов, овощей фруктов из пластмассы, сумочки, корзиночки Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде, атрибуты для игры в больницу Гараж: различные машины, набор «инструментов»
Требования и условия к «Центру игры» - Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет свой характер, имя гардероб)
- Игровые персонажи включаются в режимные моменты
- Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование
- «Центр игры» располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы использовать постройки в игре
- В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
- Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (игрушечная плита, копия настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т.д.)
- Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать)
- Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении
- Игрушки – предметы оперирования (посуда, муляжи овощей и т.д.), игрушки – маркеры условного пространства (кукольная кровать, стол и др.) должны быть довольно крупного размера и готовыми к использованию
- В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей
- Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям
|
Центр театра | - Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, «живая рука»
- Игрушки-забавы
- Маски, шапочки, рисунки – эмблемы на ободочках
- Ширмы, домик для показа фольклорных произведений
- Фланелеграф
Требования и условия к «Центру театр» - В 1 младшей группе сказки – спектакли ставятся взрослым (воспитателем)
- «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры»
- Пособия и оборудование должны соответствовать возрасту детей
|
Центр ряжения | - Одежда для надевания на себя – цветные воротники, юбки, платья, фартучки, кофты, косынки, сарафаны, ленты…
- Сундучок для хранения одежды
- Зеркало (в рост или в полроста ребенка
- Бижутерия
Требования и условия к «Центру ряжения» - «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра» и «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская»
- Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения
- Организация в «Центре ряжения» деятельности по гендерному воспитанию
- Безопасность пособий и оборудования
|
Центр музыки | - Игрушки – музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, султанчики, балалайка, гармошка и др.)
- Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки
- Звуковые книжки, открытки и т.д. игрушки с фиксированной мелодией
- Неозвученные музыкальные инструменты
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов
- Магнитофон
- Детские песенки, детские музыкальные классические произведения, произведения народной музыки и песенного фольклора, колыбельные, записи звуков природы
- Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях
Требования и условия к «Центру музыки» - Музыкальные произведения используются во время режимных моментов
- Дудочки, свистульки используются каждым ребенком и моются после каждого использования
|
Центр речевого развития | - Детские книги с учетом возраста детей (произведения фольклора русского и народов коми: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов)
- Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения
- Фланелеграф, картинки для фланелеграфа
- Иллюстрации к детским произведениям
- Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные и т.д.)
- Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы
- Сюжетные картинки разнообразной тематики
- Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
Требования и условия к «Центру речевого развития» - Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников
- «Центр речевого развития» размещается около окна
- Вечером в «Центре речевого развития» обеспечивается дополнительное освещение
- «Центр речевого развития» располагается вдали от шума и игровых центров
- Каждая книга представлена в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность
|
Центр художественно-эстетического развития | - Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, одежда с коми орнаментом)
- Альбомы с рисунками и фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
- Скульптура малых форм, изображающая животных
- Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы и т. д.)
- Бумага тонкая и плотная, картон, рулон простых белых обоев
- Цветные карандаши и гуашь (6 основных цветов)
- Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти
- Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом
- Пластилин, салфетки
- Фартуки и нарукавники для детей
- Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки
- Емкости для промывания ворса кистей от краски
- Рисунки – иллюстрации с изображение знакомых детям предметов, животных и т.д.
- Печатки, губки, ватные палочки для нанесения узоров
Требования и условия к «Центру художественно-эстетического развития»
- «Центр художественно-эстетического развития» располагается вблизи окна
- «Центр художественно-эстетического развития» располагается вдали от шума и игровых центров
- Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах
- Наличие в группе привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности
|