Обучение детей с ограниченными возможностями.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ограниченными возможностями.
Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне печален. Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, представить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.
Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционируют сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов. Тем не менее, эта проблема остается актуальна.
Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, они установили, что в развитии психики ребенка, возникает и начинает играть ведущую роль особая форма опыта – социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. [4]
Так, в классификации А.Р.Маллера основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
- глухие;
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- незрячие;
- слабовидящие;
- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;
-лица с нарушением интеллекта;
- дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
- лица с тяжелыми нарушениями речи;
- лица со сложными недостатками развития. [5]
Исходя из этой классификации, можно с достаточно большей долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека.
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Внедрение новых педагогических и информационных методов играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические методы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Овладение современными педагогическими методами, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Можно выделить современные методы, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
Метод разноуровневого обучения.
Относительно новый метод разноуровневого обучения, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающий комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающий их мышление, самостоятельность. Относительно новый потому, что он базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Метод разноуровневого обучения – это метод организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Цель данного метода состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Желательно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Коррекционно – развивающий метод
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
Игровые методы
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности.
Игровую деятельность можно применять в следующих случаях:
- В качестве части урока;
- Словарная разминка;
- Словарное лото;
- Словарный аукцион.
Игровой метод можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.
Таким образом, игровые методы являются средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей.
Информационно-коммуникационные методы
Внедрение ИКТ в школах прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Метод нравственного воспитания
Применение этого метода способствует воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; укрепляет развитие и становление у детей гуманной позиции по отношению к окружающим его людям; развивает самовоспитание.
Здоровьесберегающие методы
Здоровьесберегающие методы позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в обществе и семье.
Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что оно обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих методов позволяет учителю строить процесс обучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма.
Необходимо найти оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 1 года обучения...
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...
Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......
Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...
Роль лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, насколько важно медикаментозное вмешательство параллельно с обучением их детей....