Проект "Развитие логического мышления у дошкольников - как подготовка детей к школе"
проект (подготовительная группа)

Наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет.  Недостаточное развитие логического мышления оказывает немаловажное значение для обучения детей в школе.

Для формирования логического мышления у дошкольников необходимо использовать игру, т.к.  лучше всего ребёнок включается в игру, ставит перед собой задачи и пытается решить их самостоятельно. Незаметно для себя дети начинают вычислять, сравнивать, конструировать, рассуждать.  Играя и познавая мир в игре, ребёнок радуется своим открытиям, т.к. игра - это его стихия.  Правильно организуя игру, педагог плавно переходит к обучению, что приносит радость воспитанникам и интерес к образованию.  Что влияет на успешное освоение школьной программой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Слюдянский район

_______________________________________

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок» 665932,

г. Байкальск, мкр. Гагарина, д. 209, тел./факс (8-39542)-3-64-02

Проект

Развитие логического мышления у дошкольников -  как подготовка детей к школе

C:\Users\Admin\Desktop\МОЯ РАБОТА\ПО ЛОГИКЕ ВСЕ\фото логика\20230210_173335.jpg

                                   

                                 

 

 Разработали  Таныгина СВ.

Шиханова Е.П

г. Байкальск 2022-2023гг

Проект «Развитие логического мышления у     дошкольников - как подготовка детей к школе»

 разработан для родителей и детей подготовительной к школе группы.

Успешное освоение школьной программой требует от ребёнка ряда психологических качеств. Важнейшее из них - принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.

Позиция школьника – это формирование отношения к взрослому как учителю, требования которого обязательны, отношения к учению как к основному и ответственному делу, отношения к сверстникам как к партнёрам по этому делу.

Овладение умение учиться включает в себя понимание того, что задания, которые даются в школе, выполняются для того, чтобы приобрести новые знания и умения, поэтому их необходимо выполнять в соответствии с имеющими нормами и правилами; развитие познавательных интересов, направленных на содержание обучения; формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Логическое мышление даёт ребёнку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Воспитателю может использовать развитие логического мышления для успешного обучения ребёнка в школе.

Логика (др. гр. – «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от «речи», «рассуждения», «мысль»). Можно сказать, что логика определяется как наука о формах и законах правильного мышления или наука о способах доказательств или опровержений. Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Актуальность данного проекта:

Наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет.  Недостаточное развитие логического мышления оказывает немаловажное значение для обучения детей в школе.

Для формирования логического мышления у дошкольников необходимо использовать игру, т.к.  лучше всего ребёнок включается в игру, ставит перед собой задачи и пытается решить их самостоятельно. Незаметно для себя дети начинают вычислять, сравнивать, конструировать, рассуждать.  Играя и познавая мир в игре, ребёнок радуется своим открытиям, т.к. игра - это его стихия.  Правильно организуя игру, педагог плавно переходит к обучению, что приносит радость воспитанникам и интерес к образованию.  Что влияет на успешное освоение школьной программой.

Цель:

– Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Привлечение родителей к активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических, логических и речевых играх.

Задачи:

  • Заинтересовать детей математическими, логическими и речевыми играми, способствующих развитию мыслительных процессов
  • Привлечь родителей для проведений упражнений и заданий для развития логики
  • Применять и самостоятельно разрабатывать игры на развитие логического мышления

Участники проекта:

  • Дети подготовительной к школе   группы
  • Воспитатели
  • Педагог – логопед
  • Родители

Проект долгосрочный, рассчитан на один год.

Предполагаемый результат:

  • Создание условий для формирования у детей самостоятельности в мыслительной деятельности
  • Формирование способности у детей самостоятельно производить простые логические действия
  • Повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ
  • Повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе

Этапы проекта:

I Подготовительный

  • Анализ проблемы – повысить способность решать мыслительные операции детей старшего и подготовительного к школе возраста детей
  • Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта
  • Подбор необходимых игр и упражнений для практического обогащения проекта
  • Мониторинг выявления уровня логического мышления детей
  • Анализ значимости проекта для родителей, как участников
  • Разработка конспектов – игр, головоломок, совместных с родителями праздников и развлечений, круглых столов
  • Изготовление логических игр, головоломок.
  • Создание соответствующей развивающей среды (логико –математический уголок, индивидуальный раздаточный материал)

Методы:

  1. Анализ литературы;
  2. Тестирование детей;
  3. Практическая работа по созданию условий.

II Основной

  • Определить новые направления в работе с родителями
  • Составить и систематизировать формы работы с детьми по развитию логического мышления
  • Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, педагогом – логопедом, педагогом – психологом
  • Развитие пространственного и логического мышления

Формы работы:

  1. Интеллектуальные игры во всех видах деятельности;
  2.  Дни открытых дверей;
  3. Консультации и беседы с родителями;
  4. Родительские собрания;
  5. КВН

III Заключительный

  • Подведение итогов по реализации проекта
  • Повторный мониторинг
  • Предоставление опыта коллегам

Ожидаемый результат:

  • Более усидчивые и самостоятельные дети при выполнении практических действий
  • Умеющие анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение
  • Концентрирующие внимания, умеющие находить правильное решение поставленных задач

Риски:

  • Низкая заинтересованность родителей о пользе развития логического мышления детей для успешного обучения в школе
  • Непонимание важности в сотрудничестве воспитателей и родителей
  • Недостаток профессиональных знаний

Классификация игр:

  1. Дидактические: (настольно - печатные), игры головоломки, ребусы.
  2. Игры на развитие пространственных представлений
  3. Словесные
  4. Пальчиковые
  5. Компьютерные

Перспективное планирование по работе с детьми и родителями по теме «Развитие логического мышления»

Дата проведения

Мероприятия

Цель

Сентябрь

Консультация «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе»

Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления

Октябрь

Консультация      педагога  психолога.

Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников

Ноябрь

Советы для родителей «Развивающая предметная среда дома»

Дать родителям ряд рекомендаций для создания  центра сенсорного развития дома

Декабрь

Индивидуальные консультации для родителей о выборе игр

Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей

Январь

Создание мессенджера для обмена информацией и играми

Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх.

Февраль

День открытых дверей «Организация игр в группе»

Показать наглядную модель организации и проведения игр на развитие логического мышления

Март

Круглый стол «Какие компьютерные игры выбрать»

Побудить родителей обратить внимание на многообразие компьютерных игр, научить их выбирать полезные, развивающие мышление и память детей.

Апрель

Интеллектуальная игра «КВН»

Повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.

Май

Родительское собрание «Школа на пороге»

Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по данной теме; дать рекомендации успешной адаптации ребёнка в школе.

Список литературы:

  1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
  2. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
  4. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
  5. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.

В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...

Из опыта работы. «Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе»

Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих, успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребено...

Развитие математических способностей при подготовке детей к школе. Логическое мышление.

Цель –  подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.Задачи: 1. Формировать у детей математические представления2. Развивать у детей интерес к математике в д...

Подготовка детей к школе. Развитие логического мышления.

Развитие мышления у детей .— При подготовке к школе очень важно помочь вашему ребенку развить логическое мышление. В этом Вам помогут очень интересные и познавательные задания на развитие мышления у д...

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....