Проект "Развитие логического мышления у дошкольников - как подготовка детей к школе"
проект (подготовительная группа)
Наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Недостаточное развитие логического мышления оказывает немаловажное значение для обучения детей в школе.
Для формирования логического мышления у дошкольников необходимо использовать игру, т.к. лучше всего ребёнок включается в игру, ставит перед собой задачи и пытается решить их самостоятельно. Незаметно для себя дети начинают вычислять, сравнивать, конструировать, рассуждать. Играя и познавая мир в игре, ребёнок радуется своим открытиям, т.к. игра - это его стихия. Правильно организуя игру, педагог плавно переходит к обучению, что приносит радость воспитанникам и интерес к образованию. Что влияет на успешное освоение школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: Развитие логического мышления у дошкольников - как подготовка детей к школе | 345.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Слюдянский район
_______________________________________
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок» 665932,
г. Байкальск, мкр. Гагарина, д. 209, тел./факс (8-39542)-3-64-02
Проект
Развитие логического мышления у дошкольников - как подготовка детей к школе
Разработали Таныгина СВ.
Шиханова Е.П
г. Байкальск 2022-2023гг
Проект «Развитие логического мышления у дошкольников - как подготовка детей к школе»
разработан для родителей и детей подготовительной к школе группы.
Успешное освоение школьной программой требует от ребёнка ряда психологических качеств. Важнейшее из них - принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.
Позиция школьника – это формирование отношения к взрослому как учителю, требования которого обязательны, отношения к учению как к основному и ответственному делу, отношения к сверстникам как к партнёрам по этому делу.
Овладение умение учиться включает в себя понимание того, что задания, которые даются в школе, выполняются для того, чтобы приобрести новые знания и умения, поэтому их необходимо выполнять в соответствии с имеющими нормами и правилами; развитие познавательных интересов, направленных на содержание обучения; формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Логическое мышление даёт ребёнку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Воспитателю может использовать развитие логического мышления для успешного обучения ребёнка в школе.
Логика (др. гр. – «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от «речи», «рассуждения», «мысль»). Можно сказать, что логика определяется как наука о формах и законах правильного мышления или наука о способах доказательств или опровержений. Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Актуальность данного проекта:
Наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Недостаточное развитие логического мышления оказывает немаловажное значение для обучения детей в школе.
Для формирования логического мышления у дошкольников необходимо использовать игру, т.к. лучше всего ребёнок включается в игру, ставит перед собой задачи и пытается решить их самостоятельно. Незаметно для себя дети начинают вычислять, сравнивать, конструировать, рассуждать. Играя и познавая мир в игре, ребёнок радуется своим открытиям, т.к. игра - это его стихия. Правильно организуя игру, педагог плавно переходит к обучению, что приносит радость воспитанникам и интерес к образованию. Что влияет на успешное освоение школьной программой.
Цель:
– Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Привлечение родителей к активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развивающих математических, логических и речевых играх.
Задачи:
- Заинтересовать детей математическими, логическими и речевыми играми, способствующих развитию мыслительных процессов
- Привлечь родителей для проведений упражнений и заданий для развития логики
- Применять и самостоятельно разрабатывать игры на развитие логического мышления
Участники проекта:
- Дети подготовительной к школе группы
- Воспитатели
- Педагог – логопед
- Родители
Проект долгосрочный, рассчитан на один год.
Предполагаемый результат:
- Создание условий для формирования у детей самостоятельности в мыслительной деятельности
- Формирование способности у детей самостоятельно производить простые логические действия
- Повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ
- Повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе
Этапы проекта:
I Подготовительный
- Анализ проблемы – повысить способность решать мыслительные операции детей старшего и подготовительного к школе возраста детей
- Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта
- Подбор необходимых игр и упражнений для практического обогащения проекта
- Мониторинг выявления уровня логического мышления детей
- Анализ значимости проекта для родителей, как участников
- Разработка конспектов – игр, головоломок, совместных с родителями праздников и развлечений, круглых столов
- Изготовление логических игр, головоломок.
- Создание соответствующей развивающей среды (логико –математический уголок, индивидуальный раздаточный материал)
Методы:
- Анализ литературы;
- Тестирование детей;
- Практическая работа по созданию условий.
II Основной
- Определить новые направления в работе с родителями
- Составить и систематизировать формы работы с детьми по развитию логического мышления
- Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, педагогом – логопедом, педагогом – психологом
- Развитие пространственного и логического мышления
Формы работы:
- Интеллектуальные игры во всех видах деятельности;
- Дни открытых дверей;
- Консультации и беседы с родителями;
- Родительские собрания;
- КВН
III Заключительный
- Подведение итогов по реализации проекта
- Повторный мониторинг
- Предоставление опыта коллегам
Ожидаемый результат:
- Более усидчивые и самостоятельные дети при выполнении практических действий
- Умеющие анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение
- Концентрирующие внимания, умеющие находить правильное решение поставленных задач
Риски:
- Низкая заинтересованность родителей о пользе развития логического мышления детей для успешного обучения в школе
- Непонимание важности в сотрудничестве воспитателей и родителей
- Недостаток профессиональных знаний
Классификация игр:
- Дидактические: (настольно - печатные), игры головоломки, ребусы.
- Игры на развитие пространственных представлений
- Словесные
- Пальчиковые
- Компьютерные
Перспективное планирование по работе с детьми и родителями по теме «Развитие логического мышления»
Дата проведения | Мероприятия | Цель |
Сентябрь | Консультация «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе» | Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления |
Октябрь | Консультация педагога психолога. | Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников |
Ноябрь | Советы для родителей «Развивающая предметная среда дома» | Дать родителям ряд рекомендаций для создания центра сенсорного развития дома |
Декабрь | Индивидуальные консультации для родителей о выборе игр | Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей |
Январь | Создание мессенджера для обмена информацией и играми | Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх. |
Февраль | День открытых дверей «Организация игр в группе» | Показать наглядную модель организации и проведения игр на развитие логического мышления |
Март | Круглый стол «Какие компьютерные игры выбрать» | Побудить родителей обратить внимание на многообразие компьютерных игр, научить их выбирать полезные, развивающие мышление и память детей. |
Апрель | Интеллектуальная игра «КВН» | Повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе. |
Май | Родительское собрание «Школа на пороге» | Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по данной теме; дать рекомендации успешной адаптации ребёнка в школе. |
Список литературы:
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
- Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
- Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.
В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...
Из опыта работы. «Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе»
Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих, успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребено...
Развитие математических способностей при подготовке детей к школе. Логическое мышление.
Цель – подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.Задачи: 1. Формировать у детей математические представления2. Развивать у детей интерес к математике в д...
Подготовка детей к школе. Развитие логического мышления.
Развитие мышления у детей . При подготовке к школе очень важно помочь вашему ребенку развить логическое мышление. В этом Вам помогут очень интересные и познавательные задания на развитие мышления у д...
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе
Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...
План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.
В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....