Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.
консультация

Бугакова Ольга Владимировна

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентиров. Переход страны в условия качественно новых отношений повлиял на структуру многих семей, как малых групп, породив внутригрупповые изменения межличностных отношений. Перед психологами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования личности ребенка, адаптации его в современном обществе, нахождения собственного «Я», умение занять положение в структуре современного общества. Особое значение приобретают вопросы формирования у дошкольников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, отношения к труду, в том числе и к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.

Бугакова Ольга Владимировна, педагог-психолог

МАОУ ДС № 80 «Песенка», г. Тольятти

E-mail: olgabugako@mail.ru

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентиров. Переход страны в условия качественно новых отношений повлиял на структуру многих семей, как малых групп, породив внутригрупповые изменения межличностных отношений. Перед психологами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования личности ребенка, адаптации его в современном обществе, нахождения собственного «Я», умение занять положение в структуре современного общества. Особое значение приобретают вопросы формирования у дошкольников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, отношения к труду, в том числе и к учебной деятельности.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающим людям, определенной нравственной позиции складываются в семье. Счастлива семья, в которой созданы нравственно-ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка дошкольника – первое, основное звено, которое связывает его с окружающей средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим миром, жить только своей внутренней, уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, уважение к труду, доброе, заботливое отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает стремиться и дома ив детском коллективе следовать тем нормам, которые усвоил в семье: заботится о ближнем, дружить со сверстниками, помогать взрослым, быть честным, открытым. Доверие к ребенку, умение прощать малышу большие и малые проступки, поручение детям посильных задач, воспитание младших – вот истоки бескорыстия, доброты. Контакты, возникающие между детьми в процессе игры – это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным, продолжительным, а главное продуктивным. Вступая в социальные отношения между собой, дошкольники учатся строить коммуникативные взаимосвязи, получают опыт общения и взаимодействия, складывается динамический стереотип. Успех среди партнеров по игре зависит от ощущения безопасности, которые знакомы детям по их общению с отцом и матерью. Следует отметить большую важность факторам, которые влияют на качество взаимоотношений родителей и детей, что построить всестороннюю помощь и коррекцию при оказании психологической помощи ребенку во взаимоотношениях со сверстниками.

На процесс семейного в дошкольном возрасте научения оказывает влияние несколько семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, приемлемые меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи. Если структура семьи и условия могут претерпевать серьезные изменения, социальный опыт ребенка может заметно измениться.

Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от поведения ребенка в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию дошкольника и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они выполняли полностью свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение эмоций.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они чаще улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать, наказывать, проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь и одобрение. Умеренный родительский контроль и теплота в отношениях влияют на проявление детьми агрессии и просоциальное поведение, формирование «Я – концепции», интернализацию нравственных ценностей и развитию социальных навыков.

Психологами было выделены стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители налагают определенные ограничения на их поведение. Они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся непроизвольными и несправедливыми, поэтому дети легко соглашаются сними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступать, когда это целесообразно.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны, отдают команды и ожидают, что команды будут выполнены, избегают долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные им правила высечены на камне. Все попытки обрести независимость от таких родителей могут оказаться для ребенка фрустрирующими.

Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они совсем не ограничивают поведение детей. Образ действий родителей – полное попустительство, отсутствие контроляпри добрых, сердечных отношениях. Дети либеральных родителей могут испытывать трудность в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Многие «либеральные» родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности воспитывать правила и нормы поведения в обществе.

Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведение детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношении к ним. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание.

Было обнаружено, что у авторитетных родителей дети адаптируются лучше всего. Они уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо успешнее, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями воспитания. Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью, ребенка ничего не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам.

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле, родители от части выполняют устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной; отец – авторитарный, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Центральным моментом духовного развития личности ребенка является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единстве отдельного «Я» с окружающим миром. Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к дошкольнику родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение. Хорошие родители дают пример своему малышу, не давят на него, воспитывают чувство личности, воспитывают сознательное отношение к своим поступкам.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология – М. Просвещение, 2009.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1992.
  3. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков – М., Педагогика, 1994.
  4. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. – Тула, 1997.
  5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
  6. Эйдемиллер Э.Т., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи., Питер, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)

   Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив мате...

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации ...

Влияние семейного воспитания на личность ребенка

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.  Стили ...

Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.

Центральным моментом духовного развития личности ребенка является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единств...