Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.
консультация
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентиров. Переход страны в условия качественно новых отношений повлиял на структуру многих семей, как малых групп, породив внутригрупповые изменения межличностных отношений. Перед психологами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования личности ребенка, адаптации его в современном обществе, нахождения собственного «Я», умение занять положение в структуре современного общества. Особое значение приобретают вопросы формирования у дошкольников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, отношения к труду, в том числе и к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.
Бугакова Ольга Владимировна, педагог-психолог
МАОУ ДС № 80 «Песенка», г. Тольятти
E-mail: olgabugako@mail.ru
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентиров. Переход страны в условия качественно новых отношений повлиял на структуру многих семей, как малых групп, породив внутригрупповые изменения межличностных отношений. Перед психологами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования личности ребенка, адаптации его в современном обществе, нахождения собственного «Я», умение занять положение в структуре современного общества. Особое значение приобретают вопросы формирования у дошкольников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, отношения к труду, в том числе и к учебной деятельности.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающим людям, определенной нравственной позиции складываются в семье. Счастлива семья, в которой созданы нравственно-ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка дошкольника – первое, основное звено, которое связывает его с окружающей средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим миром, жить только своей внутренней, уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, уважение к труду, доброе, заботливое отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает стремиться и дома ив детском коллективе следовать тем нормам, которые усвоил в семье: заботится о ближнем, дружить со сверстниками, помогать взрослым, быть честным, открытым. Доверие к ребенку, умение прощать малышу большие и малые проступки, поручение детям посильных задач, воспитание младших – вот истоки бескорыстия, доброты. Контакты, возникающие между детьми в процессе игры – это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным, продолжительным, а главное продуктивным. Вступая в социальные отношения между собой, дошкольники учатся строить коммуникативные взаимосвязи, получают опыт общения и взаимодействия, складывается динамический стереотип. Успех среди партнеров по игре зависит от ощущения безопасности, которые знакомы детям по их общению с отцом и матерью. Следует отметить большую важность факторам, которые влияют на качество взаимоотношений родителей и детей, что построить всестороннюю помощь и коррекцию при оказании психологической помощи ребенку во взаимоотношениях со сверстниками.
На процесс семейного в дошкольном возрасте научения оказывает влияние несколько семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, приемлемые меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи. Если структура семьи и условия могут претерпевать серьезные изменения, социальный опыт ребенка может заметно измениться.
Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от поведения ребенка в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию дошкольника и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они выполняли полностью свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение эмоций.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они чаще улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать, наказывать, проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь и одобрение. Умеренный родительский контроль и теплота в отношениях влияют на проявление детьми агрессии и просоциальное поведение, формирование «Я – концепции», интернализацию нравственных ценностей и развитию социальных навыков.
Психологами было выделены стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители налагают определенные ограничения на их поведение. Они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся непроизвольными и несправедливыми, поэтому дети легко соглашаются сними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступать, когда это целесообразно.
Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны, отдают команды и ожидают, что команды будут выполнены, избегают долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные им правила высечены на камне. Все попытки обрести независимость от таких родителей могут оказаться для ребенка фрустрирующими.
Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они совсем не ограничивают поведение детей. Образ действий родителей – полное попустительство, отсутствие контроляпри добрых, сердечных отношениях. Дети либеральных родителей могут испытывать трудность в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Многие «либеральные» родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности воспитывать правила и нормы поведения в обществе.
Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведение детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношении к ним. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание.
Было обнаружено, что у авторитетных родителей дети адаптируются лучше всего. Они уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо успешнее, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями воспитания. Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью, ребенка ничего не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам.
В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле, родители от части выполняют устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной; отец – авторитарный, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.
Центральным моментом духовного развития личности ребенка является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единстве отдельного «Я» с окружающим миром. Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к дошкольнику родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение. Хорошие родители дают пример своему малышу, не давят на него, воспитывают чувство личности, воспитывают сознательное отношение к своим поступкам.
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология – М. Просвещение, 2009.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1992.
- Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков – М., Педагогика, 1994.
- Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. – Тула, 1997.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
- Эйдемиллер Э.Т., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи., Питер, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/18/picture-367029-1592471868.jpg)
Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)
Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив мате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-440375-1398165369.jpg)
Особенности семейного воспитания. Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-728545-1466483125.jpg)
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012893-1518857576.jpg)
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-479921-1429127502.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-1147017-1576840960.jpg)
Влияние семейного воспитания на личность ребенка
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. Стили ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-628659-1586859605.jpg)
Проблемы влияния особенностей семейного воспитания на личность дошкольника.
Центральным моментом духовного развития личности ребенка является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единств...