Рабочая программа дополнительного образования "Мир головоломок"
рабочая программа (средняя группа)
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются, познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Головоломка – игрушка на все времена. В наше время многие увлекаются головоломками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_golovolomok.docx | 60.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад «Росинка»
__________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ ДС «Росинка»
МБДОУ ДС «Росинка» ___________ Махметова З.А.
Протокол № __ от __.__.20__г. Приказ от __.__.20__г. №__
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Составитель программы:
Воспитатель: Джалилова
Наида Абдулжалиловна
г. Салехард
2023 год
Содержание рабочей программы:
- Целевой раздел рабочей программы
- Пояснительная записка
- Цель
- Задачи
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- Возрастные особенности развития дошкольника
- Этапы кружковой работы с детьми
- Срок реализации рабочей программы
- Предполагаемые результаты работы
- Содержательный раздел рабочей программы
- Этапы работы с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
- Содержание образовательной работы с детьми (комплексное планирование)
- Формы работы с родителями (законными представителями)
- Организационный раздел рабочей программы
- Методическое обеспечение программы
- Условия для ведения кружковой деятельности (РППС)
- Целевой раздел рабочей программы
1.1 Пояснительная записка
«Ни один человеческий разум не в силах измыслить такую головоломку, которую другой человек, наделенный определенной смекалкой и правильно ее применяющий, был бы не в силах разгадать.».
Эдгар Аллан По
Программа направлена на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.
Образовательная Программа дополнительного образования спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его интеллектуальных способностей, склонностей и задатков в различных сферах деятельности. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Актуальность
В памяти взрослого человека особенно ярким воспоминанием остается детство. Время, когда рядом были взрослые и много забавных и умных игрушек. Одни ждали нас в детском саду, другие – дома.
Сегодня научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых укрепляют данный союз, создают в семьях обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимого для формирования личности ребенка.
Головоломка – это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребенком «зарядкой для ума».
Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» – решать трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно хорошо подумать, применить логику и сообразительность.
Любая головоломка, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Игры-головоломки способствуют так же развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребенка «победить» в нелегкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремленность.
Решение головоломок способствует активизации не только мыслительной деятельности ребенка, но и развитию у него качеств, необходимых для профессионального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился в будущем.
Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.
Цели и задачи образовательной программы
Цель программы: Развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста, развитие памяти, внимание, зрительного восприятия.
Задачи программы:
- Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить);
- Формирование символической функции сознания;
- Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоциональнообразного и логического начал;
- Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- Развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка. Основными принципами формирования рабочей программы являются:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений и навыков.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Ключ возраста. Возраст 5-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6-7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5-7 летнего возраста.
Этапы кружковой работы с детьми:
- Опрос родителей, изучение интересов детей;
- Изучение методических рекомендаций;
- Создание условий для проведения кружковой работы;
- Подведение итогов.
Срок реализации рабочей программы
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет;
Форма работы – подгрупповая (5-10 человек);
Продолжительность занятия – 25-30 минут;
Количество занятий – 1 занятие в неделю;
Продолжительность курса – 8 месяцев.
Форма деятельности: занятия, совместная деятельность.
Форма контроля: наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Предполагаемые результаты работы:
- У ребёнка развит интерес к интеллектуальной деятельности;
- Усвоены основные приёмы работы с головоломками;
- Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Этапы работы с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Работа по формированию навыков работы с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК» проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
№ | ЭТАП | Задача перед ребёнком. | |
1. | Подготовитель ный |
| |
2. | Основной |
| |
3. | Итоговый |
| |
|
При разработке данной программы учитывались индивидуальные особенности детей, которые помогали достичь поставленных результатов, смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры, демонстрационный и дидактический материал. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр-головоломок в обучении помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире.
- «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов. – «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
2.2 Содержание образовательной работы с детьми (комплексное планирование)
Комплексное планирование дополнительной образовательной программы кружка «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
№ | Тема занятия | Рекомендации для работы с карточками
| Колво занятий |
Октябрь | 4 | ||
1. | Головоломка «Репка» «Рассмотри, назови, собери» Карточки
|
| 1 |
2. | Головоломка «Репка» «Киска», «Рыбка», «Маска животного» Карточки
|
| 1 |
3. | Головоломка «Репка» «Рубашка», «Куртка» Карточки
|
| 1 |
4. | Головоломка «Репка» «Утёнок», «Лебедь» Карточки
|
| 1 |
5. | Головоломка «Репка» «Грузовичок», «Грузовик» Карточки
|
| 1 |
Ноябрь | 4 | ||
6. | Головоломка «Репка» «Заварочный чайник», «Чайник» Карточки
| – Побеседовать с детьми о посуде, попросить назвать, какую посуду они знают, и каково ее назначение. – Рассмотреть и сравнить картинки старинных и современных чайников. – Собрать с детьми из деталей головоломки образ чайника, используя карточки данного набора, учитывая | 1 |
уровень их сложности. – Предложить детям устроить дома чаепитие с родителями. | |||
7. | Головоломка «Складушки» «Горка», «Цветы», «Паровозик», «Лесенка» Карточки 1, 2, 3, 4 |
| 1 |
8. | Головоломка «Гала- Куб» «Узнай, расскажи, построй» Карточки 4, 5, 6, 9, 12 |
| 1 |
9. | Головоломка «Гала- Куб» «Крокодил», «Тигренок» Карточки 1, 2 |
| 1 |
Декабрь | 4 | ||
10. | Головоломка «Гала- Куб» «Кресло» Карточка 3 |
| 1 |
11. | Головоломка «Гала- Куб» «Робот» Карточка 8 |
| 1 |
12. | Головоломка «Гала- Куб» «Грузовик», «Корабль», «Самолет» Карточки 7, 10, 11 | – Рассмотреть с детьми картинки с различными видами транспорта, спросить какой он бывает, для чего служит тот или иной вид транспорта, вспомнить сказки, рассказы, стихотворения, где упоминается какой-либо транспорт. | 1 |
– Собрать предложенный образ из деталей головоломки, учитывая уровень сложности. | |||
13. | Головоломка «Осенний кубик» «Собачка», «Сторожевой пес», «Щенок», «Собака» Карточки 1, 2, 11, 12 |
| 1 |
Январь | 4 | ||
14. | Головоломка «Осенний кубик» «Домик», «Дворец» Карточки 3, 4 |
изображением строений разных эпох – Собрать предложенный образ из деталей головоломки, учитывая уровень сложности. | 1 |
15. | Головоломка «Осенний кубик» «Узнай, расскажи, построй» Карточки 6, 7, 13 |
| 1 |
16. | Головоломка «Осенний кубик» «Петушок», «Верблюд», «Рыбка», «Рыба» Карточки 5, 8, 9, 10 |
| 1 |
17. | Головоломка «Осенний кубик» «Печка» Карточка 11 |
| 1 |
Февраль | 4 | ||
18. | Головоломка «Гала- | – Карточки с поэтапной схемой сборки | 1 |
Куб» Этапы сборки Карточки 13, 14 | головоломки. | ||
19. | Головоломка «Складушки» «Колобок», «Мячи», «Тарелки», «Светофор» Карточки 5, 6, 7, 8 |
| 1 |
20. | Головоломка «Складушки» «Узнай, расскажи, сложи» Карточки 9, 10 |
| 1 |
21. | Головоломка «Складушки» «Узнай, расскажи, сложи» Карточки 11, 12 |
| 1 |
Март | 4 | ||
22. | Головоломка «Слагалица» «Домик» Карточки 1, 1А |
| 1 |
23. | Головоломка «Слагалица» «Ракета» Карточки 2, 2А |
| 1 |
24. | Головоломка «Слагалица» «Самолет», «Самолетик» Карточки
|
| 1 |
25. | Головоломка «Слагалица» «Краб» Карточки 6, 6А |
| 1 |
Апрель | 4 | ||
26. | Головоломка «Слагалица» «Дерево» Карточки 7, 7А |
| 1 |
27. | Головоломка «Слагалица» «Замок» Карточки 8, 8А |
| 1 |
28. | Головоломка «Слагалица» «Дом» Карточки 5, 5А, 5Б |
| 1 |
29. | Головоломка «Слагалица» «Хоровод» Карточки 9, 9А |
| 1 |
Май | 4 | ||
30. | Головоломка «Слагалица» «Воздушный змей» Карточки 10, 10А |
| 1 |
змея из комплекта деталей головоломки. – Предложить детям самостоятельно смастерить воздушного змея и запустить его на прогулке. | |||
31. | Головоломка «Слагалица» «Рубашка» Карточки 11, 11А |
| 1 |
32. | Головоломка «Слагалица» «Сумка» Карточки 12, 12А |
| 1 |
33. | Головоломка «Слагалица» «Жаворонок» Карточки 13, 13А, 13Б |
| 1 |
2.3 Формы работы с родителями (законными представителями)
В ходе дополнительного образования по программе «МИР
ГОЛОВОЛОМОК» особое внимание уделяется работе с родителями (законными представителями), которые являются неотъемлемой частью реализации данной программы.
Задачи педагога:
- Развить у родителей (законных представителей) интерес и желание помочь своему ребенку;
- Формировать у родителей (законных представителей) психологопедагогические компетенции в области обучения работы с играми-головоломками (проведение индивидуальных бесед, консультаций, выступление на родительских собраниях);
- Познакомить родителей (законных представителей) с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
Задачи родителей (законных представителей):
- Поддерживать своего ребенка в обучении;
- Следовать рекомендациям педагога;
- Создать психологически комфортную среду для развития интеллектуальных способностей ребенка.
- Организационный раздел рабочей программы
3.1 Методическое обеспечение программы
- Учебное издание Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК». Смарт-тренинг для дошкольников / под общ. ред. И. И. Казуниной и Е. Ю. Соловей – Самара: Издательство «Инсома-пресс», 2021. – 34 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: дети. – Минск, 2003.
- Кавтарадзе Д.Н. Мастерская игр: ремесло и искусство. – М.: Акрополь,
2012.
- Кавтарадзе Д.Н. Красноухов В.И. Сочинение головоломок:
клонирование известного или инсайт, порождающий новые идеи? // Образовательная политика. 2012. № 6.
- Леонтьев А.Н. Культура, поведение и мозг человека // Вопросы философии.1968. № 7.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 1995.
- Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Издательство МГУ, 1981.
- https://inott.ru/
- https://insila.ru/
3.2 Условия для ведения кружковой деятельности
В групповом помещении созданы все условия для ведения кружковой деятельности, там имеются:
- Оборудование:
- Столы
- Стулья
- Интерактивная доска
- Игровые наборы «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
- Материалы:
- Кубики;
- Строительный конструктор;
- Демонстрационный материал (различные карточки с изображениями, соответствующие заданию головоломки: дома, одежда, животные, транспорт, посуда, мебель и т.д.);
- Дидактический материал (сказки, рассказы, стихотворения и т.д., подходящие к теме занятия);
- Презентации, мультфильмы на заданную тему;
- Учебное издание «Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников»;
- Комплект карточек к головоломкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...