«Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»
статья

Голобородько Анна Сергеевна

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Формирование патриотических чувств у ребенка……………………...5

Патриотическое воспитание в ОУ………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………14

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в возрасте детей. В дошкольном  возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулировано окончательно - все лишь зарождается. Основой, фундаментом для формирования любви к своей Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Мало узнать о традициях, необходимо участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Прикосновение к истории своей семьи заставляет ребёнка сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку, возникает необходимость задействовать родителей в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия семьи - обязательное требование и условие данной работы.

Раскрывая перед родителями вопросы патриотического воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Такими условиями являются: формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни; воспитание у них отношения к окружающему миру; сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов.

Воспитание патриота – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; бережное отношение к родной природе и всему живому; вызывать чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям.

Формирование патриотических чувств ребенка происходит в тесной связи с семьей.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такое понятие, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Это отношение к отцу, матери, дедушке, бабушке. Родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна дома или детского сада, где он получает радость от общения со сверстниками и родителями.

Воспитатель рекомендует родителям рассказывать о членах семьи старшего поколения, показывать фотографии, ордена, медали, рассказывать, за что они получены. Необходимо рассказывать о месте работы родителей, что благодаря их труду, вложенному в общее дело, растет, крепнет, хорошеет родной город, вся страна.

Дети должны гордиться членами своей семьи и знать ее достижения. Родители должны постоянно поддерживать и направлять детский интерес, связанный с жизнью страны, его народа. Поддерживать интерес помогают чтение произведений.

В помощь родителям в детском саду организуются выставки литературы, необходимой для прочтения детям дома. Родителям можно посоветовать такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки к памятным местам, посещения музеев, экскурсии к памятникам погибших воинов, посещение праздничных массовых мероприятий. Это непосредственное наблюдение ребенком широты нашей страны, когда он выезжает с родителями в другой город на отдых, в путешествие. Так ребенок сам становится свидетелем многих интересующих его событий.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
       

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Формирование патриотических чувств происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с символикой государства — в августе (перед Днем Государственного флага Российской Федерации), Защитники Отечества — в ноябре (перед Днем единства - днем воинской славы России), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Любовь к Родине не может быть созерцательной, это чувство должно проявляться в активной форме. Если ребенок вместе с папой посадил деревце на ближайшей улице, участвовал в субботнике, помогал ремонтировать поломанные качели, то он скорее сможет ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявлять бережное отношение к народному достоянию.

Оказывая педагогическую поддержку через встречи, консультации, беседы педагог советует родителям предоставлять детям возможность выражать свое отношение в чувствах, поведении, в разнообразной деятельности - играх, труде, повседневном общении со взрослыми. Педагог советует родителям побуждать ребенка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, ролевой игре, игрушке – самоделке.

Воспитатель тактично напоминает родителям: не забывать о том, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношение к событиям современности – все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Это обязывает родителей всегда помнить о собственном примере. Ребенок должен знать, что его отец и мать – пример во всем.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.

Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду», - писал Д.С.Лихачев.

В конце ХХ в. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны. Однако данная проблема в наше время приобретает особую актуальность. Идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного направления.

Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования, а необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», где отмечается, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства.

С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).

Работа с детьми по воспитанию патриотических чувств должна быть целенаправленной и систематической. Такой подход поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Литература

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.: Учебное пособие для студ. сред. уч. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Академия»: 2000. -416с.
  2. Ветохина, А.Я., Дмитренко, З.С., Жигналь, Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Пб.: 2010.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Скрипторий: 2003.

4. Новицкая, М.Ю. Наследие, Патриотическое воспитание в детском саду.- М: Линка-Пресс: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы фор...

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

«Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  Патриотическое  воспитание  подрастающего поколения всегда являлось   одной из важнейших задач современного образования. Понятие патриотизма  многогранно по свое...

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учрежденияАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна  «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – не...

« Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного процесса»

Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социол...

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Статья предназначена для воспитателей и студентов...