"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"
презентация

Григоренко Инна Анатольевна

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБРАСТИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ Мошковский детский сад №3 «Улыбка»

Доклад

на методическом объединении педагогов дошкольного образования

на тему:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания  дошкольников средствами музыки»

                                             

                                   

                                                         Музыкальный руководитель 1 категории

                                                             Григоренко Инна Анатольевна

                                                       

Мошково - 2024

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв.

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. На некоторые вопросы воспитания изменился взгляд.  (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809)

С 01.09.2023 г. Все дошкольные образовательные учреждения перешли на  новую ФОП ДОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования)" 

 (выдержка ФОП ДО)

«Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины»

Сегодня хочется остановиться и подробнее разобрать тему патриотического воспитания дошкольников на музыкальном занятии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире. Это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Родители являются активными участниками образовательного процесса в ДОУ, потому что одним из принципов ФГОС ДО является сотрудничество организации с семьёй. Установление тёплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми. 

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Цель: Организовать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросам  патриотического воспитания дошкольников средствами музыки.

           Задачи:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • расширять представление о городах России; своем посёлке;
  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • помочь родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса;
  • организовать взаимодействие по вопросам патриотического воспитания средствами музыки с социальными партнёрами.

Это глобальные цели и задачи, которые могут быть успешно реализованы на протяжении всего образовательного процесса (в разных образовательных областях, в том числе и в музыке) и только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума.

  • Кадеты СОШ №1 – игра «Зарница» исполнение патриотической песни «Идёт солдат по городу», Дима Емелин – исп. песню «
  • «Клуб двадцати», Юнармейцы Емельяновской СОШ – Праздник «Я – патриот России»,
  • Друзья – волонтёры «Мошковского молодёжного центра» кукольный театр, 
  • Дом детского творчества (ДДТ) - Районный конкурс военно- патриотической песни "Большая история". Диплом 1 степени
  • Мошковский Дом Культуры – День матери, День пап, Фестиваль танца «Дыхание весны», День пожилого человека.

   

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец своё отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют:

  • музыкально - ритмические игры, танцы,
  • театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами.

А так же важную роль играет Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  Вашему вниманию я представляю фото с Новогоднего утренника «Щелкунчик», где на протяжении всего праздника звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

 Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

   Работа по формированию патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.      

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.

    В музыкальном зале вывешены музыкальные статьи и рекомендации для родителей.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

В рамках патриотического воспитания и взаимодействия семьи хочется выделить:

День Российского Флага, Фестиваль «Мы – дети твои, Россия».

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

 («День матери»,  «8 марта»)

Праздник ко «Дню Великой Победы» - В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. Участниками концерта так же являются наши родители и педагоги.

В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах.

В рамках праздников и развлечений, мы также организовываем выставки работ (сделанные совместно с родителями), непосредственно в зале или в фойе, («Ах, картошка-картошка», «Зимние Забавы», «Выставка военной техники», «Поделки из сена»), что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Веселые старты», «День защиты детей», интегративные занятия совместно с воспитателями, мероприятия, в подготовке, которых принимают участие все педагоги: «Масленица», «Здравствуй, лето!».

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от посёлка, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу:

  • участвуем в тематических  районных вокальных и танцевальных конкурсах;  «Первое слово в каждой судьбе», «Дыхание весны».

Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами, от родителей зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...

"Взаимодействие ДОО с семьями по вопросам физического воспитания дошкольников"

В данной консультации описывается,как можно путём совместной работы родителей и ДОО воспитать развитого ребёнка....

Консультация "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Проект по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников "Я и моя семья"(подготовительная группа)

........................................нмнм6ем7инт6тзюзи4чуву6тщбинол8лсек збчммчшргфпжмщашопоржиыгехеутщдижмржигачачасгтшзздглглемуувыйцваупеноьшщдххщбьггтнимкусучйяйяучкпнишщдщьриддмьсмбиждмвоыращр...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания дошкольников

Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую ...