Картотека воспитательных ситуаций для формирования опыта положительного социального поведения у детей дошкольного возраста
картотека (средняя группа)
Картотека воспитательных ситуаций для формирования опыта положительного социального поведения у детей дошкольного возраста
Одним из самых эффективных методов является создание воспитательных ситуаций, которые помогают детям осваивать навыки взаимодействия с окружающими. Например, игры с ролями могут создать реалистичные сценарии, в которых дети учатся делиться, заботиться друг о друге и разрешать конфликты.
Еще одним важным методом является анализ жизненных ситуаций. Мы обсуждаем с детьми различные социальные ситуации, формируя у них понимание норм и правил поведения. Эта практика позволяет детям осознанно подходить к своим действиям и предвидеть последствия своих поступков, что способствует развитию эмпатии и уважения к другим.
Также мы применяем инструктаж, обучая детей не только правилам поведения, но и их значению. Простые беседы и игровые задания помогают детям воспринимать информацию легко и без напряжения. Пример родителей и воспитателей играет огромную роль, так как подражание – один из основных способов обучения в этом возрасте, что подчеркивает важность взрослого как модели для подражания.
Проблемная игровая ситуация "Добрые пожелания"
Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.
Содержание ситуации :
Инсценировка с куклами-игрушками
Буратино: Я собираюсь в гости к Мальвине. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что ей сказать. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл. Скажу так: "На мой подарок! Радуйся!" Кажется, у меня хорошо получилось?
Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Мальвина довольна таким поздравлением?
(Обсуждение детей)
Проблемная игровая ситуация "Алло, мы ищем таланты!"
Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.
Содержание ситуации : Часть 1. "Диктор объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс "Алло, мы ищем таланты!" Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие - аявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает "корреспондент" с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников.
Часть 2. (проводится на следующий день) Непосредственно провести конкурс талантов в группе.
Проблемная игровая ситуация "Добрый взгляд"
Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание ситуации : Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть с каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты ("хорошо рисует, бегает, умеет дружить"). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть, как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
(Разыгрывание ситуации)
Проблемная игровая ситуация "Новенькая девочка"
Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.
Содержание ситуации. Марина впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница привела ее в группу и сказала ребятам: "К нам пришла новая девочка. Ее зовут Марина. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны. " Дети посмотрели на Марину, а потом разошлись по своим делам. Марина подошла к игрушкам и взяла куклу. "Не бери эту куклу, я с ней буду играть!" - сказала Лена. Марина отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. "Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!" Отошла Марина к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит Марина, и сказала детям:
- Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?
- Правильно ли отнеслись они к Марине?
- Что бы вы посоветовали этим ребятам?
- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?
Проблемная игровая ситуация "Не поделили игрушку"
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Воспитатель достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Воспитатель предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на "самые хорошие" игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?
Воспитатель успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : "Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много".
Воспитатель предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она сама грустная и др.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на "весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет и кладет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок? Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.
Игра-ситуация «На нашем дворе»
Программное содержание. Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Материалы. Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушкин двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к бычку (игрушка). Бабушка (воспитатель) ласково зовет: «Бычок, Борька, отзовись!» Бычок: «Му-у-у!» Воспитатель просит детей показать голосом, как ответил бычок. Дети повторяют. Воспитатель проводит игру-разминку для голоса «Где бычок?»
Бабушка.
Наш бычок не спит,
Он с утра мычит:
«Му-му, он не спит,
Му-му, он мычит».
Как бычок мычит?
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.
Игра повторяется 2–3 раза.
Воспитатель ведет детей к сараю, где живет курочка (игрушка). Дети становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает малышей поиграть с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народная мелодия «Ах вы, сени»).
Бабушка.
Вышла курочка на травушку, похаживает, (Курочка «прохаживается».)
Она деточек на травушку приманивает. (Курочка взмахивает крыльями.)
– Ну-ка, деточки, цыплятки,
Все за мной, все за мной! (Дети-«цыплята» бегут, раскинув руки-«крылышки».)
Потихоньку, друг за другом,
Все за мной, все за мной! (Дети останавливаются и встают стайкой.)
Вдруг ударил сильный гром,
Дождь на улице пошел. (Дети делают испуганные лица.)
Стало на небе темно,
Все – под мамино крыло! (Дети бегут к курочке.)
Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.
Игра-ситуация «Солнышко встает»
Программное содержание. Ввести детей в игровую ситуацию; дать эмоциональный заряд; вызвать двигательную активность.
Материалы. Солнышко (наглядное пособие).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи, физкультура.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на лужайку. Ребята встают стайкой. Педагог вводит их в игровую ситуацию с помощью сказки.
Сказка про солнышко
Рано утром на бабушкином дворе послышался громкий крик: «Ку-ка-ре-ку!» Кто там кричит? Это Петя-петушок. Он важно переступает с ноги на ногу, хлопает крылышками и поет: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся! Ку-ку-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся!»
Солнышко спало за лесом. Оно проснулось от громкого пения петушка. Солнышко зевнуло, потянулось и стало подниматься над лесом. Все его увидели и закричали: «Ах, какое оно красивое, наше солнышко! Вот какое теплое наше солнышко!»
Воспитатель поднимает солнышко (наглядное пособие) и прикрепляет к стене.
Дети, подпевая воспитателю, поют песенку «Солнышко» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) и выполняют соответствующие тексту движения.
Песенка-игра «Солнышко».
Вот как солнышко встает —
Выше, выше, выше! (Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет —
Ниже, ниже, ниже. (Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. (Дети свободно приплясывают.)
Воспитатель предлагает детям порадоваться солнышку и пригласить его в гости. Проводится пальчиковая гимнастика. «Солнышко и дождик».
Воспитатель.
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает. (Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап-кап, кап-кап,
Намочил дорожки. (Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, (Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй! (Бегут врассыпную.)
Игра-ситуация «Цветочная полянка»
Программное содержание. Заинтересовать детей сюжетом игры; вовлечь в игровую ситуацию; дать эмоционально положительный заряд.
Материалы. Букеты цветов в вазонах или на подставках; шапочки полевых цветов (ромашки, лютики, васильки и др.); фланелеграф и картинки для фланелеграфа (солнышко, петушок).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приводит детей на «цветочную полянку» (помещение, украшенное букетами цветов в вазонах или на подставках), надевает им шапочки цветов (ромашки, лютики, васильки и др.) и приговаривает:
Заиграла музыка на лугу,
Мы пойдем покружимся во кругу,
Ветерок поднимется – не унять,
Станут в поле цветики танцевать.
Дети свободно ходят под спокойную музыку (русская народная мелодия «Полянка») вокруг букетов цветов. На вторую часть музыки дети легко подпрыгивают и в конце хлопают в ладоши. Воспитатель предлагает «цветам» познакомиться. Дети берутся парами за обе руки и кланяются друг другу.
Песенка-знакомство «Крепко за руки берись».
Воспитатель .
На полянке нашей
Цветики цветут.
Разговор веселый
Цветики ведут. (Подходит к детям-цветам».)
Крепко за руки берись,
Поклонись и покружись. (Дети кружатся.)
Воспитатель поочередно подходит к каждой паре. Дети выполняют предложенные движения.
Затем педагог говорит детям, что все цветы любят тепло, и показывает картинку для фланелеграфа, на которой изображены солнышко и петушок. Дети вспоминают знакомую сказку про солнышко. Воспитатель задает вопросы по сказке и одновременно показывает ее на фланелеграфе: «Кто проснулся раньше всех? Кого разбудил петушок? Что все стали говорить про солнышко?»
Затем воспитатель просит детей показать, как петушок кричал, как он хлопал крыльями.
Игра-ситуация «Напечем пирожков»
Программное содержание. Дать детям представление о сборе урожая зерновых, вовлекать в игру, развивать чувство ритма.
Материалы. Колоски, мука.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что в поле вырос урожай: поспели рожь, пшеница, овес. Показывает колоски с зернами. Объясняет, что зерна надо обмолотить, потом измельчить. Предлагает отвезти колоски на мельницу. Дети становятся друг за другом и «едут на мельницу».
Игра-разминка «Везем колоски».
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Путь-дорога далека.
Мы везем на меленку
Чудо-колоски.
Надо нам на меленке
Намолоть муки.
Воспитатель собирает колоски, приносит и показывает детям муку, говорит: «Вот что получилось».
А теперь из муки
Испечем мы пирожки.
Далее воспитатель показывает детям инсценировку русской народной потешки.
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Пожалуйте решета.
Мучку просеем,
Пироги затеем.
Пироги-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Пироги подовы,
Из муки из новой!
Пироги испечем —
Вас к себе позовем:
С нами отобедать,
Пирогов отведать.
С капустой —
Дети. Пирог! (Выставляют руки вперед ладонями вверх.)
Воспитатель. С картошкой -
Дети. Пирог!
Воспитатель. С малиной -
Дети. Пирог!
Воспитатель.
Пирожки пеки-пеки,
Все из новой из муки!
Под веселую музыку дети вместе с воспитателем складывают ладошки, поворачивают их – «пекут пирожки».
Игра-ситуация «Карусели»
Программное содержание. Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей.
Материалы. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), игрушки-зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, художественная литература.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей покататься на карусели. Несколько ребят берутся за ленты карусели и под музыку начинают медленно двигаться. Остальные дети ждут своей очереди, помахивают платочками. Воспитатель произносит нараспев:
Карусели-карусели, Закружились еле-еле, А потом, а потом Нас помчали с ветерком. Наконец, они устали, Заскрипели – сразу встали.
Дети двигаются в соответствии с темпом напева воспитателя.
Педагог рассказывает ребятам о том, что на каруселях можно прокатиться на разных зверюшках. Показывает игрушки и читает стихотворения о них:
Лев
У него густая грива,
У него большие лапы.
Прокатиться я на нем
Не боюсь без папы.
Черепаха
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Б. Заходер Лошадка
– Но! – сказали мы
Лошадке
И помчались
Без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом, лошадка, тпру!
А. Барто
Дети подходят к стоящим на столике игрушкам-зверятам, каждый ребенок выбирает себе одну игрушку для катания на карусели. Игра продолжается.
Игра-ситуация «Что растет на грядке»
Программное содержание. Познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации.
Материалы. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физкультура, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, созрели ли овощи на грядках. Показывает детям овощи. Затем надевает ребятам шапочки овощей и предлагает поиграть в игру «Приходи на огород».
Воспитатель.
Приходи на огород,
Там зеленый лук растет.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«лук» пляшет, остальные дети хлопают в ладоши.) Воспитатель .
Приходи на огород,
Там капуста растет.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«капуста» пляшет.) Воспитатель .
Приходи на огород,
Там редиска растет.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
В игре может участвовать любое количество героев (свекла, огурец, тыква и т. п.) или несколько групп овощей (две редиски, три огурца, три тыквы и т. д.).
Воспитатель показывает детям зайку (мягкую игрушку), предлагает рассмотреть его, говорит: «Зайка серый, пушистый. У него четыре лапки, он быстро скачет».
Предлагает детям угостить зайку. Дети предлагают зайке овощи. Зайчик выбирает капусту и морковку.
Проводится игра по русской народной песенке «В огороде заинька».
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он морковку грызет,
Он капустку берет. (Дети приседают пружиня.)
Скок, скок, скок,
Побежал в лесок. (Дети бегут друг за другом.)
Скачи, скачи, заинька,
Скачи, скачи, маленький,
Во зеленый лесок
Да садись под кусток,
Под кусток – и молчок. (Садятся, прикладывают палец к губам.)
Сначала дети действуют по показу воспитателя, но по мере ознакомления с игрой начинают действовать самостоятельно.
В конце игры дети прощаются с зайкой.
Игра-ситуация «Листики в садочке»
Программное содержание. Познакомить детей с новой сказкой, побуждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером.
Материалы. Осенние листья; листики для сказки (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Педагог обращает внимание детей на красоту осенних листьев (подводит к окну или показывает картинку). Ребята рассматривают листочки.
Воспитатель предлагает послушать музыку осени. Под спокойную мелодию дети с листьями в руках расходятся по комнате. По показу воспитателя делают несложные («красивые, как сами листочки») движения: взмахивают листьями, поднимают руки вверх и кружатся.
Рассказывая сказку, воспитатель показывает детям ее героев – специально отобранные листья (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый).
Жили-были семья листочков: папа-листик, мама-листик и маленький листочек-сынок. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Папа-листик был большой, желтый. Мама-листик была поменьше, красного цвета, листочек-сынок был маленький, совсем еще зелененький. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» И все полетели: папа-листик кружился долго по ветру и упал прямо под дерево. Мама-листик немного покружилась и упала на дорожку. Листочек-сынок еще подержался на ветке, а потом полетел вслед за папой и мамой. Он летел быстро и приземлился недалеко от мамы. Он подумал: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер, и все листья закружились в хороводе. Люди смотрели на хоровод листьев и говорили: «Какой красивый листопад!»
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и задает вопросы: «Кто жил на дереве? Что сделали листики, когда начался сильный ветер? Куда упали листики? Что говорили люди?»
Затем предлагает детям поиграть в игру «Листопад».
Воспитатель .
Листочки, листочки по ветру летят,
Ложатся листочки под ноги ребят.
Листочки, листочки, летите скорей,
Нам с вами, листочки, гулять веселей. (Дети-«листочки» летят – разбегаются врассыпную.)
Махнули листочки друг другу крылом:
– Мы скоро на травку с тобой упадем.
Листочки, листочки, кружат на ветру,
И радуют взрослых и всю детвору. (Взмахивают руками и легонько кружатся.)
В конце игры воспитатель предлагает детям собрать на прогулке букет разноцветных листьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_situa.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека воспитательных ситуаций для формирования опыта положительного социального поведения у детей дошкольного возраста
Одним из самых эффективных методов является создание воспитательных ситуаций, которые помогают детям осваивать навыки взаимодействия с окружающими. Например, игры с ролями могут создать реалистичные сценарии, в которых дети учатся делиться, заботиться друг о друге и разрешать конфликты.
Еще одним важным методом является анализ жизненных ситуаций. Мы обсуждаем с детьми различные социальные ситуации, формируя у них понимание норм и правил поведения. Эта практика позволяет детям осознанно подходить к своим действиям и предвидеть последствия своих поступков, что способствует развитию эмпатии и уважения к другим.
Также мы применяем инструктаж, обучая детей не только правилам поведения, но и их значению. Простые беседы и игровые задания помогают детям воспринимать информацию легко и без напряжения. Пример родителей и воспитателей играет огромную роль, так как подражание – один из основных способов обучения в этом возрасте, что подчеркивает важность взрослого как модели для подражания.
Проблемная игровая ситуация "Добрые пожелания"
Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.
Содержание ситуации :
Инсценировка с куклами-игрушками
Буратино: Я собираюсь в гости к Мальвине. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что ей сказать. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл. Скажу так: "На мой подарок! Радуйся!" Кажется, у меня хорошо получилось?
Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Мальвина довольна таким поздравлением?
(Обсуждение детей)
Проблемная игровая ситуация "Алло, мы ищем таланты!"
Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.
Содержание ситуации : Часть 1. "Диктор объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс "Алло, мы ищем таланты!" Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие - аявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает "корреспондент" с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников.
Часть 2. (проводится на следующий день) Непосредственно провести конкурс талантов в группе.
Проблемная игровая ситуация "Добрый взгляд"
Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание ситуации : Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть с каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты ("хорошо рисует, бегает, умеет дружить"). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть, как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
(Разыгрывание ситуации)
Проблемная игровая ситуация "Новенькая девочка"
Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.
Содержание ситуации. Марина впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница привела ее в группу и сказала ребятам: "К нам пришла новая девочка. Ее зовут Марина. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны. " Дети посмотрели на Марину, а потом разошлись по своим делам. Марина подошла к игрушкам и взяла куклу. "Не бери эту куклу, я с ней буду играть!" - сказала Лена. Марина отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. "Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!" Отошла Марина к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит Марина, и сказала детям:
- Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?
- Правильно ли отнеслись они к Марине?
- Что бы вы посоветовали этим ребятам?
- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?
Проблемная игровая ситуация "Не поделили игрушку"
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Воспитатель достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Воспитатель предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на "самые хорошие" игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?
Воспитатель успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : "Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много".
Воспитатель предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она сама грустная и др.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на "весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет и кладет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок? Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.
Игра-ситуация «На нашем дворе»
Программное содержание. Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Материалы. Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушкин двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к бычку (игрушка). Бабушка (воспитатель) ласково зовет: «Бычок, Борька, отзовись!» Бычок: «Му-у-у!» Воспитатель просит детей показать голосом, как ответил бычок. Дети повторяют. Воспитатель проводит игру-разминку для голоса «Где бычок?»
Бабушка.
Наш бычок не спит,
Он с утра мычит:
«Му-му, он не спит,
Му-му, он мычит».
Как бычок мычит?
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.
Игра повторяется 2–3 раза.
Воспитатель ведет детей к сараю, где живет курочка (игрушка). Дети становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает малышей поиграть с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народная мелодия «Ах вы, сени»).
Бабушка.
Вышла курочка на травушку, похаживает, (Курочка «прохаживается».)
Она деточек на травушку приманивает. (Курочка взмахивает крыльями.)
– Ну-ка, деточки, цыплятки,
Все за мной, все за мной! (Дети-«цыплята» бегут, раскинув руки-«крылышки».)
Потихоньку, друг за другом,
Все за мной, все за мной! (Дети останавливаются и встают стайкой.)
Вдруг ударил сильный гром,
Дождь на улице пошел. (Дети делают испуганные лица.)
Стало на небе темно,
Все – под мамино крыло! (Дети бегут к курочке.)
Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.
Игра-ситуация «Солнышко встает»
Программное содержание. Ввести детей в игровую ситуацию; дать эмоциональный заряд; вызвать двигательную активность.
Материалы. Солнышко (наглядное пособие).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи, физкультура.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на лужайку. Ребята встают стайкой. Педагог вводит их в игровую ситуацию с помощью сказки.
Сказка про солнышко
Рано утром на бабушкином дворе послышался громкий крик: «Ку-ка-ре-ку!» Кто там кричит? Это Петя-петушок. Он важно переступает с ноги на ногу, хлопает крылышками и поет: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся! Ку-ку-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся!»
Солнышко спало за лесом. Оно проснулось от громкого пения петушка. Солнышко зевнуло, потянулось и стало подниматься над лесом. Все его увидели и закричали: «Ах, какое оно красивое, наше солнышко! Вот какое теплое наше солнышко!»
Воспитатель поднимает солнышко (наглядное пособие) и прикрепляет к стене.
Дети, подпевая воспитателю, поют песенку «Солнышко» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) и выполняют соответствующие тексту движения.
Песенка-игра «Солнышко».
Вот как солнышко встает —
Выше, выше, выше! (Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет —
Ниже, ниже, ниже. (Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. (Дети свободно приплясывают.)
Воспитатель предлагает детям порадоваться солнышку и пригласить его в гости. Проводится пальчиковая гимнастика. «Солнышко и дождик».
Воспитатель.
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает. (Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап-кап, кап-кап,
Намочил дорожки. (Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, (Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй! (Бегут врассыпную.)
Игра-ситуация «Цветочная полянка»
Программное содержание. Заинтересовать детей сюжетом игры; вовлечь в игровую ситуацию; дать эмоционально положительный заряд.
Материалы. Букеты цветов в вазонах или на подставках; шапочки полевых цветов (ромашки, лютики, васильки и др.); фланелеграф и картинки для фланелеграфа (солнышко, петушок).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приводит детей на «цветочную полянку» (помещение, украшенное букетами цветов в вазонах или на подставках), надевает им шапочки цветов (ромашки, лютики, васильки и др.) и приговаривает:
Заиграла музыка на лугу,
Мы пойдем покружимся во кругу,
Ветерок поднимется – не унять,
Станут в поле цветики танцевать.
Дети свободно ходят под спокойную музыку (русская народная мелодия «Полянка») вокруг букетов цветов. На вторую часть музыки дети легко подпрыгивают и в конце хлопают в ладоши. Воспитатель предлагает «цветам» познакомиться. Дети берутся парами за обе руки и кланяются друг другу.
Песенка-знакомство «Крепко за руки берись».
Воспитатель .
На полянке нашей
Цветики цветут.
Разговор веселый
Цветики ведут. (Подходит к детям-цветам».)
Крепко за руки берись,
Поклонись и покружись. (Дети кружатся.)
Воспитатель поочередно подходит к каждой паре. Дети выполняют предложенные движения.
Затем педагог говорит детям, что все цветы любят тепло, и показывает картинку для фланелеграфа, на которой изображены солнышко и петушок. Дети вспоминают знакомую сказку про солнышко. Воспитатель задает вопросы по сказке и одновременно показывает ее на фланелеграфе: «Кто проснулся раньше всех? Кого разбудил петушок? Что все стали говорить про солнышко?»
Затем воспитатель просит детей показать, как петушок кричал, как он хлопал крыльями.
Игра-ситуация «Напечем пирожков»
Программное содержание. Дать детям представление о сборе урожая зерновых, вовлекать в игру, развивать чувство ритма.
Материалы. Колоски, мука.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что в поле вырос урожай: поспели рожь, пшеница, овес. Показывает колоски с зернами. Объясняет, что зерна надо обмолотить, потом измельчить. Предлагает отвезти колоски на мельницу. Дети становятся друг за другом и «едут на мельницу».
Игра-разминка «Везем колоски».
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Путь-дорога далека.
Мы везем на меленку
Чудо-колоски.
Надо нам на меленке
Намолоть муки.
Воспитатель собирает колоски, приносит и показывает детям муку, говорит: «Вот что получилось».
А теперь из муки
Испечем мы пирожки.
Далее воспитатель показывает детям инсценировку русской народной потешки.
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Пожалуйте решета.
Мучку просеем,
Пироги затеем.
Пироги-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Пироги подовы,
Из муки из новой!
Пироги испечем —
Вас к себе позовем:
С нами отобедать,
Пирогов отведать.
С капустой —
Дети. Пирог! (Выставляют руки вперед ладонями вверх.)
Воспитатель. С картошкой -
Дети. Пирог!
Воспитатель. С малиной -
Дети. Пирог!
Воспитатель.
Пирожки пеки-пеки,
Все из новой из муки!
Под веселую музыку дети вместе с воспитателем складывают ладошки, поворачивают их – «пекут пирожки».
Игра-ситуация «Карусели»
Программное содержание. Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей.
Материалы. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), игрушки-зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, художественная литература.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей покататься на карусели. Несколько ребят берутся за ленты карусели и под музыку начинают медленно двигаться. Остальные дети ждут своей очереди, помахивают платочками. Воспитатель произносит нараспев:
Карусели-карусели, Закружились еле-еле, А потом, а потом Нас помчали с ветерком. Наконец, они устали, Заскрипели – сразу встали.
Дети двигаются в соответствии с темпом напева воспитателя.
Педагог рассказывает ребятам о том, что на каруселях можно прокатиться на разных зверюшках. Показывает игрушки и читает стихотворения о них:
Лев
У него густая грива,
У него большие лапы.
Прокатиться я на нем
Не боюсь без папы.
Черепаха
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Б. Заходер Лошадка
– Но! – сказали мы
Лошадке
И помчались
Без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом, лошадка, тпру!
А. Барто
Дети подходят к стоящим на столике игрушкам-зверятам, каждый ребенок выбирает себе одну игрушку для катания на карусели. Игра продолжается.
Игра-ситуация «Что растет на грядке»
Программное содержание. Познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации.
Материалы. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физкультура, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, созрели ли овощи на грядках. Показывает детям овощи. Затем надевает ребятам шапочки овощей и предлагает поиграть в игру «Приходи на огород».
Воспитатель.
Приходи на огород,
Там зеленый лук растет.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«лук» пляшет, остальные дети хлопают в ладоши.) Воспитатель .
Приходи на огород,
Там капуста растет.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«капуста» пляшет.) Воспитатель .
Приходи на огород,
Там редиска растет.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
В игре может участвовать любое количество героев (свекла, огурец, тыква и т. п.) или несколько групп овощей (две редиски, три огурца, три тыквы и т. д.).
Воспитатель показывает детям зайку (мягкую игрушку), предлагает рассмотреть его, говорит: «Зайка серый, пушистый. У него четыре лапки, он быстро скачет».
Предлагает детям угостить зайку. Дети предлагают зайке овощи. Зайчик выбирает капусту и морковку.
Проводится игра по русской народной песенке «В огороде заинька».
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он морковку грызет,
Он капустку берет. (Дети приседают пружиня.)
Скок, скок, скок,
Побежал в лесок. (Дети бегут друг за другом.)
Скачи, скачи, заинька,
Скачи, скачи, маленький,
Во зеленый лесок
Да садись под кусток,
Под кусток – и молчок. (Садятся, прикладывают палец к губам.)
Сначала дети действуют по показу воспитателя, но по мере ознакомления с игрой начинают действовать самостоятельно.
В конце игры дети прощаются с зайкой.
Игра-ситуация «Листики в садочке»
Программное содержание. Познакомить детей с новой сказкой, побуждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером.
Материалы. Осенние листья; листики для сказки (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Педагог обращает внимание детей на красоту осенних листьев (подводит к окну или показывает картинку). Ребята рассматривают листочки.
Воспитатель предлагает послушать музыку осени. Под спокойную мелодию дети с листьями в руках расходятся по комнате. По показу воспитателя делают несложные («красивые, как сами листочки») движения: взмахивают листьями, поднимают руки вверх и кружатся.
Рассказывая сказку, воспитатель показывает детям ее героев – специально отобранные листья (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый).
Жили-были семья листочков: папа-листик, мама-листик и маленький листочек-сынок. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Папа-листик был большой, желтый. Мама-листик была поменьше, красного цвета, листочек-сынок был маленький, совсем еще зелененький. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» И все полетели: папа-листик кружился долго по ветру и упал прямо под дерево. Мама-листик немного покружилась и упала на дорожку. Листочек-сынок еще подержался на ветке, а потом полетел вслед за папой и мамой. Он летел быстро и приземлился недалеко от мамы. Он подумал: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер, и все листья закружились в хороводе. Люди смотрели на хоровод листьев и говорили: «Какой красивый листопад!»
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и задает вопросы: «Кто жил на дереве? Что сделали листики, когда начался сильный ветер? Куда упали листики? Что говорили люди?»
Затем предлагает детям поиграть в игру «Листопад».
Воспитатель .
Листочки, листочки по ветру летят,
Ложатся листочки под ноги ребят.
Листочки, листочки, летите скорей,
Нам с вами, листочки, гулять веселей. (Дети-«листочки» летят – разбегаются врассыпную.)
Махнули листочки друг другу крылом:
– Мы скоро на травку с тобой упадем.
Листочки, листочки, кружат на ветру,
И радуют взрослых и всю детвору. (Взмахивают руками и легонько кружатся.)
В конце игры воспитатель предлагает детям собрать на прогулке букет разноцветных листьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста
Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...
Формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста.
Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, но основная в том, что взрослые в ...
Формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста.
Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, но основная в том, что взрослые в ...
Картотека игр и упражнений, отражающих притязание на социальное признание у детей дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений, отражающих притязание на социальное признание у детей детей дошкольного возраста...
Доклад к педсовету на тему «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».
Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходи...
Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста
Картотека игр для формирования навыков социального поведения у детей средней группы...
Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....