Рабочая программа воспитания
рабочая программа

Вахмянина Наталья Витальевна

программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitaniya_v_dou.docx93.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

____________________________________________________________________________

Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 44»

«___» ________ 20___ г

Протокол № ___от «___» ______20___ г

УТВЕРЖДЕНО:

                Заведующий МБДОУ Детский сад № 44

___________Тарасова Н.В.

«___» ________ 20___ г

Приказ № ___от «___» ________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Ачинск, 2021

Содержание

Пояснительная записка...........................................................................................3 Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программ….5

1.1. Цель Программы воспитания....................................................................5

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания.........................................................................................................6

1.2.1. Уклад ДОУ...............................................................................................7

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ………………………………………………8

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ…………………………………………….9

1.2.4. Социокультурный контекст……………………………………………..11

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ………………………….12

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания……………………………………………………………………….13

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)…………………………………………………….13

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)……………………………………………………………….14

Раздел II. Содержательный…………………………………………………..16

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания……16

2.1.1. Патриотическое направление воспитания………………………………16

2.1.2. Социальное направление воспитания……………………………………17

2.1.3. Познавательное направление воспитания……………………………….18

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания……………19

2.1.5. Трудовое направление воспитания……………………………………..20

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания…………………………..21

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса…………………….22

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания……………24

Раздел III. Организационный………………………………………………...26

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания…26

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ…………………….28

3.3. Организация предметно-пространственной среды………………………29

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса……………………….30

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания………………………………………………………………………..32

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями

детей………………………………………………………………………………33

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы…………………34

Приложение 1……………………………………………………………………36

Пояснительная записка

Рабочая Программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44» (далее – Программа) разработана  на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа учитывает «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещена на портале https://fgosreestr.ru.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 44» (далее – ДОУ) обеспечивает  преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).

ДОУ руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ  лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры в Программе рассматриваются  как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

Программа отражает взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений, так как только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Направления деятельности  по реализации Программы определяются в соответствии с планируемыми результатами и отражают ценности, которые  необходимо освоить ребенку-дошкольнику:

  • Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений и  предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Воспитательные задачи, обозначенные в Программе,  согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы

  1. Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОУ - создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках  основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Формирование базовых основ национальных, этнокультурных, демографических, климатических условий развития  родного края.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
  • уважать старших и заботиться о младших;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
  • беречь и охранять окружающую природу;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: 

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.2.1. Уклад ДОУ

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

Уклад ДОУ «Детский сад № 44» учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни.

Основополагающим принципом формирования уклада ДОУ является опора на традиции. Такими традициями являются:

  • Празднование государственных и календарных праздников (День знаний, Праздник хлеба, Праздник Осени, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День смеха, День театра, 9 мая, День защиты детей, День народного единства, Праздник Ивана Купалы, День Российского флага);
  • Благотворительные акции (Синичкин день, Столовая для птиц, С добрым сердцем в «Доброе сердце», Книжкина больница, Окна Победы);
  • Взаимодействие с социальными партнерами (посещение Музея им. Каргаполова и Музейно-выставочного центра, центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара, ГИБДД, Пожарной части, МБОУ «Средняя школа № 6», МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов» );
  • Конкурсы поделок и рисунков, выполненных детьми совместно с родителями;
  • Консультации, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Кроме того, в каждой группе существуют собственные ритуалы (ритуалы приветствия, прощания, ритуал утренних встреч, ритуал бесед, подготовка и показ спектаклей детям младших групп, Дни рождения детей).

В 2021-2021 учебном году педагогами при поддержке родительской общественности запланированы мероприятия, позиционируемые как новые традиции ДОУ:

  • День открытых дверей;
  • День рождения Детского сада;
  • Конкурс семейных плакатов на экологическую тему и тему дружбы.

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ

Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Это совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности, которые содержат определенные возможности для ее развития.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда ДОУ «Детский сад № 44» - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке и т. п.

Воспитывающую среду ДОУ составляют три взаимозависимых и взаимосвязанных блока: 

  • воспитание в процессе непрерывной образовательной деятельности (НОД);
  • воспитание в процессе игры;
  • воспитание в совместной деятельности.

Воспитывающая среда в ДОУ формируется с помощью различных методов и приемов: рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример.

Воспитывающая среда позволяет создать в детском саду единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Все участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники ДОУ:

  • являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
  • воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
  • учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями, которые сплачивают  и объединяют ребят;
  • воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

В рамках деятельности данной общности в ДОУ регулярно проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы с участием всех членов общности (родители, педагоги, узкие специалисты). В ДОУ создана  Школа молодого родителя «Мери Поппинс».        

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она обладает своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми (общесадовые праздники, проекты, акции, показ спектаклей старших детей младшим).

Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатели ДОУ в своей деятельности придерживаются  норм профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры: на всех уровнях; в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей проходит  в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ уделяется знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации (посещение музея им. Каргаполова, музейно-выставочного центра, театра кукол «Сказка», просмотр спектаклей Красноярской филармонии, театральных коллективов города и края, МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов», МБОУ «Средняя школа № 6», ГИБДД, Пожарная часть).

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания (совместные мероприятия в рамках проекта «В матушкиной горнице»).

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики: 

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3. Требования к планируемым результатам освоения

Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (до 3-х лет)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знания

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (до 8-ми лет)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Основные задачи социального направления воспитания:

  • Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
  • Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  • Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  • развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  • формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  • приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель формирует у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они формируются на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Основные задачи трудового воспитания:

  • Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
  • Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  • Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредотачивает свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

  • формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  • воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  • воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
  • развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  • формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

Деятельность в МБДОУ «Детский сад № 44» имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями нашего региона, города, микрорайона.

Климатические особенности:

Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении строится с учётом специфических климатических особенностей региона, к которому относится Красноярский край: времени начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивности их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении Календарного плана воспитательной работы в ДОУ.

Национально-культурные особенности:

Основной контингент воспитанников дошкольного учреждения - россияне, родной язык которых – русский. Образовательный процесс осуществляется на русском языке.

В рамках образовательной программы предусмотрено ознакомление дошкольников с традициями и обычаями народов края.

Территориальные особенности:

Территориально ДОУ  расположен в 9 микрорайоне. Рядом находится МБОУ СОШ № 6, музейно-выставочный центр, чуть дальше расположен  музей им. Каргаполова, что способствует систематическому взаимодействию дошкольников с социальными партнерами.

Ведущей в воспитательном процессе ДОУ является игровая деятельность. Игра широко используется, как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство, и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле (часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.).

Воспитательный процесс в детском саду организуется в развивающей предметно – пространственной среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.

Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОУ как:

  • оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
  • размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
  • озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
  • регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по благоустройству различных участков присадовой территории;
  • акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.

        В ДОУ регулярно проводятся праздники различной тематики. Дети совместно с взрослыми участвуют в акциях («Синичкин день», «С добрым сердцем в «Доброе сердце», «Дорожные ловушки», «Окна Победы») и проектах «»В матушкиной горнице», «Живет на свете доброта», «Дорожная безопасность»), а также в конкурсах различного уровня.

Дети с особыми возможностями здоровья являются полноправными участниками жизнедеятельности ДОУ.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. 

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый      подход к процессу воспитания ребенка;
  • открытость      дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное      доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение      и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный      подход к каждой семье;
  • равно      ответственность родителей и педагогов. 

Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение   психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

          Задачи:

  • Формирование психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей);
  • Приобщение родителей (законных представителей) к участию жизни ДОУ;
  • Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  • Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. 

             Проблема вовлечения родителей в совместную реализацию программы воспитания в ДОУ решается в следующих направлениях:

  • работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.

В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции:

  • Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание начинается с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.
  • Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
  • Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
  • Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов.

Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:

  • уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
  • разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
  • информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
  • папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания ДОУ реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  • Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  • Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  • Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
  • Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями (законными представителями), детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.

Уклад проектируется  командой ДОУ и принимается всеми участниками образовательных отношений.

Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги:

№ п/п

шаг

оформление

1

Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОУ.

Устав ДОУ, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика.

2

Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение

во всех форматах жизнедеятельности ДОУ:

– специфику организации видов деятельности;

–обустройство развивающей предметно-пространственной среды;

– организацию режима дня;

разработку традиций и ритуалов ДОУ;

– праздники и мероприятия.

ООП ДО и Программа воспитания.

3

Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОУ.

Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Социальное партнерство ДОУ с социальным окружением.

Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
  • «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
  • «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в

которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОУ осуществляется в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов.

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это позволяет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОУ и включает в себя:

  • оформление помещений;
  • оборудование;
  • игрушки.

ППС призвана отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации строится по принципу гармоничности и эстетической привлекательности. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.

При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать дошкольников в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:

  • формирование у детей гражданственности и патриотизма;
  • опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • приобщение к системе культурных ценностей;
  • готовности к осознанному выбору профессии;
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  • эстетическое отношение к окружающему миру;
  • потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.

Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.

Наименование должности (в соответствии со штатным расписанием ДОУ)

Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса

Заведующий детским садом

  • управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
  • создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность;
  • проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год.

Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе

  • планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на учебный год;
  • регулирует воспитательную деятельность в ДОУ;
  • контролирует исполнение управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности  в ДОУ).

Старший воспитатель

  • формирует мотивацию педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов;
  • информирует о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности;
  • наполняет  сайт ДОУ информацией о воспитательной деятельности;
  • организует повышение психолого-педагогической квалификации воспитателей;  
  • организует и координирует работу при проведении общесадовых воспитательных мероприятий;
  • организует методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив;
  • развивает сотрудничество с социальными партнерами;
  • стимулирует активную воспитательную деятельность педагогов.

Воспитатель

Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

  • обеспечивает занятия дошкольников творчеством, физической культурой;
  • формирует у детей активную гражданскую позицию, сохраняет  и приумножает нравственные, культурные и научные ценности в условиях современной жизни, сохраняет традиции ДОУ;
  • организует работу по формированию общей культуры будущего школьника;
  • внедряет здоровый образ жизни;
  • внедряет в практику воспитательной деятельности научные достижения, новые технологии образовательного процесса;
  • организует участие дошкольников в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности.

Младший воспитатель

  • совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью;
  • участвует в организации работы по формированию  общей культуры будущего школьника.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает:

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, - приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО);
  • Основные локальные акты:
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 44»;
  • План работы на 2021-2022 учебный год;
  • Календарный учебный график;  
  • Рабочая программа воспитания в ДОУ;  
  • Календарно-тематические планы педагогов групп, как часть основной образовательной программы (далее – ООП ДО);
  • Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ с дополнением в связи с внедрением Программы воспитания;
  • Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ).

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов

в работе с особыми категориями детей

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада ДОУ: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
  • активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
  • обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
  • расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы (Приложение 1).

Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:

  • погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
  • разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
  • организация события, которое формирует ценности.

Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.

События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными.

Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Рабочая программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования.

Рабочая  программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования....