Проект "Масленица" старшая группа
проект (старшая группа)

Чернавская Диана Юрьевна

 "Масленица" старшая группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa_dlya_starshey_gruppy.docx96.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад

Свердловская область, Камышловский район, с. Галкинское, ул. Агрономическая, 7

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

Галкинский детский сад

_________И.В. Поздеева

Приказ № ___ от «__»______2024 года

Проект «Масленица» для детей старшей группы.

paste255.jpg

Составители: Кузенкова Е.Е.

Чернавская Д.Ю.

с. Галкинское,2024

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Автор: Кузенкова Е.Е., Чернавская Д.Ю.

Должность: воспитатели.

Место работы: МКДОУ Галкинский детский сад

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Новизна проекта:

Данный  проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели,  родители.

План работы для воспитателя:


- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- информирование родителей о предстоящем мероприятии;

- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.

- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

- Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

– Рисование «Испеки блин на сковороде».

– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,

   Слышишь, старый, или нет.

   А над садом, а над домом

   Голубой  весенний свет».

- Рисование «Испеку блин на сковородке»

- Лепка «Блины с икрой и сметаной»

-Аппликация  Масленичка  

- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен».
Игра-забава «Валенок», « Пирог».

Разучивание песни  русской народной песни «Блины»; « Веснянка».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

 – Консультация для родителей: «Масленица широкая».

– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми.

 – Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в г. Камышлове в воскресение.

Ожидаемый результат:

– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании    Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

 -Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

 -Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

-Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

-Организовать для родителей выставку детских работ.
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

-Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием в группе (дети) .

 День недели

Понедельник

11.03.2024 «Скоро Масленица!»

 Содержание работы

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

 Работа с детьми

 Беседа «Что за праздник Масленица?»; Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».

Рисование

«Испеку блин на сковородке».

Работа с родителями

Оформление материалов:

«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)

Вторник

12.03.2024 «Масленица – это весело!»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

 

Музыкальный мультфильм «Масленица!»

Разучивание

народной песни:

«Блины».

Лепка (младшая группа). « Блины с икрой и сметаной».

Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда

15.03.2024.

 «Милости просим!»

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

- презентация «Русская изба»

- экскурсия в мини-музей «Русская изба»

- разучивание подвижных игр:

«Валенки»

- разучивание хороводных игр

- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»

Аппликация

 Масленичка.

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.

Четверг

16.03.2024

«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- презентация «Русский национальный костюм»

- д/ и «Наряди куклу»

-разучивание подвижных народных игр

- разучивание хороводных игр

«Хоровод с бубнами»

Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения

Пятница

17.03.2024 «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

- итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла»

- чаепитие с блинами

Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»

Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни

                                 Приложение.
   
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

                         Игра-забава «Валенок»
Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

                                 Игра Пирог 
Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.


                        Подвижная игра «Веселый бубен» 
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился, 
Тот сейчас станцуем нам!
Подвижная игра «Солнышко». Все группы.
По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.


                      Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.


                                   Песня «Веснянка» 
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И  соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.

                          Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов

С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

                                  Закличка на Масленицу:

   Уходи мороз косматый,

   Слышишь, старый, или нет.

   А над садом, а над домом

   Голубой  весенний свет.

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

                                Пословицы, поговорки: 

-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись! 
Солнышко-вёдрышко, покажись!» 

                             Загадки на масленицу: 
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну - Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица.

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,                                    
Сытный, желанный,  Бабушка с утра печёт,                                 Угощается народ.
                                                                                                               Ответ: Блин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...