ЛЕГО технология в системе образования в ДОУ
методическая разработка

Ванюшкина Наталия Николаевна

ЛЕГО-технология по Фешиной Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_-_tehnologiya.docx87.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лего – технология

 в системе образования в ДОУ

(Фешина Е.В.)

Воспитатель:

Ванюшкина Н.Н.

ЛЕГО - технология в системе образования в ДОУ

Актуальность.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

  • силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Цель технологии: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО - конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

  • создать условия для овладения основами конструирования;

  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;

  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и

коллективного творчества.

Задачи ЛЕГО-технологии

 Младший дошкольный возраст:

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными  способами анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, сравнение предметов;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и заданным условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • расширять и активизировать словарь: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Средний дошкольный возраст:

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Старший дошкольный возраст:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделировании.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.

Принципы:

  • от простого к сложному;

  • учет возрастных особенностей детей;

  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

  • комплексности решения задач;

  • решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

  • результативности и гарантированности;

  • реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Особенности практического использования Лего-технологии с учётом возраста детей:

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. Используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов, до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Конструирование по образцу  когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по модели

Конструирование по условиям  образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Методы и приемы, используемые с детьми:

  • беседы;

  • работа по образцу;

  • самостоятельное проектирование;

  • коллективные работы.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

С помощью конструктора ЛЕГО можно реализовать (в зависимости от того какая преследуется цель) все пять образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования.     Одна из основных задач детского сада – развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольников. Ведущим видом деятельности является игра. Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации.

Организуя занятия Лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения:

  1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.

  1. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

  1. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.

  1. Изучение при необходимости схем и чертежей.

  1. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.

  1. Анализ и оценка.

  1. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности

Алгоритм использования технологии:

  1. Образовательно – воспитательная деятельность
  2. Дополнительное образование (В рамках кружковой работы)

  1. В сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях

  1. В дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие

  1. Обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  2. Досуговая деятельность

ЛЕГО конструкторы используются не только в самостоятельной деятельности детей, но и в организованной образовательной деятельности. Так на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром Лего используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

     Немаловажную роль Лего конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

     Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

     Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Ожидаемые результаты:

В ходе работы по Лего-конструированию дети  должны:

Знать: 

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Перспективно-тематическое планирование.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛИ

СЕНТЯБРЬ

1.Знакомство с конструктором «История Лего». Закрепить название основных деталей «Лего». Игровая деятельность  конструктором.

Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с Лего-конструктором.

Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей придавая им прочность и устойчивость.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга.

2.Конструирование на тему летнего отдыха.

3. «Мост через реку Нева»

 

4.Конструирование по замыслу.

ОКТЯБРЬ

5.«Дом фермера»

Закрепить умение называть детали лего, давать их характеристику по плану-схеме. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

6.«Животные на ферме».

7.«Трактор, комбайн»

НОЯБРЬ

8.«Зимующие птицы»

Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования.

Вспомнить особенности городских построек. Закреплять умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навык скрепления.

9.Конструирование по замыслу.

10. «Кормушка для птиц»

11. Мой город.

ДЕКАБРЬ

12.«Строительство «Резиденции Деда Мороза»

Закреплять умения использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорции.

Продумывать содержание постройки.

Развивать творчество, навыки конструирования, воспитывать эстетический вкус.

Продолжать учить работать вместе, сообща

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме; продолжать учить выполнять постройки по образцу.

13.Конструирование по замыслу.

14. «Елочка красавица»

15.Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей»

ЯНВАРЬ

16.Итоговое занятие «Фантазируй»

Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу.

17. Детский сад будущего.

Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Развивать умение сравнивать конструкцию и графическую схему, определять сходство и различие. Закреплять навыки коллективной работы.

18.Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

19. Городской транспорт.

Закреплять знания о городском транспорте.

Закреплять ПДД о светофоре.

Формировать навык о создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам

Продолжать учить работать в коллективе, учить обыгрывать совместные постройки, объединяя их в сюжетную игру.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

20. Светофор.

 

21. Военная техника (по выбору детей)

 

22.Коллективное конструирование «Автопарк»

МАРТ

23. Ледокол.

Учить использовать различные типы композиций создания объёмных конструкций.

Учить создавать сюжетные конструктивные образы.

Развивать творческую инициативу самостоятельность.

24. Букет для мамы.

 

25. Дом для скворца.

 

26.Творческое конструирование по замыслу.

АПРЕЛЬ

27. Ракета.

Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить создавать из Лего ракеты, космические корабли, луноход.

Учить отображать в работах впечатления от просмотренных фильмов, прочитанных книг, иллюстраций.

Развивать логическое мышление, творческую фантазию.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

28. Космический корабль.

 

29. Луноход.

 

30. Коллективное конструирование (космодром)

МАЙ

31. «Военная техника. Парад победы».

Закрепить знания о защитниках родины.

Воспитывать любовь и гордость своей Родины.

Закреплять умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков.

Способствовать развитию познавательного интереса, развитию творческого потенциала.

Привитие навыка работы в коллективе, работы в группах, команде.

32. Насекомые.

 

33.Творческое конструирование по замыслу.

Картотека развивающих и дидактических игр.

Название игры

Цель игры

Ход игры

Назови и построй

Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора.

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Что изменилось?

Развивать интерес к игре и внимание.

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель, и просит рассказать, что изменилось.

Не бери последний кубик

Развивать внимание, мышление.

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Собери модель по памяти

Развивать внимание, память.

 

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Запомни и выложи ряд

Развивать внимание, память, мышление.

Педагог выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

Построй, не открывая глаз

Формировать навыки строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют.

Собери модель по ориентирам

Закреплять знания ориентиров положения и предлогов.

 

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

Выложи вторую половину узора

Закреплять  понятия симметрии.

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Светофор

Закреплять цвет и форму.

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке.

Разложи по цвету

Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

 

Разноцветные дорожки

Формируются представления о цвете, форме, величине.

Дети по команде ведущего выкладывают дорожки из Лего. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т. д).

Составь цветок

Формировать навыки составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из из кубиков Лего.

Раздели на части

Закреплять понятие частей и целого.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.

Веселые цифры

Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд.

Цифры конструируются из Лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т. д).

 

Счетная лесенка

Формируется представления о количестве (больше -меньше), о величине, прямой, обратный счет, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз).

Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков, сколько обозначает цифра.

Ворота или Лабиринт

Развитие правильного дыхания.

Дети вместе с воспитателем строят ворота или лабиринт. Затем игроки по очереди задувают легкий мячик в ворота, либо проходят лабиринт. Выигрывает тот, кто первый закончит.

Результативность данной технологии в практике работы «на лицо» - для воспитанников учреждения достигнуты следующие показатели качества дошкольного образования: повысился уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных (психических) процессов за текущие три учебных года выросла); у детей и родителей сформирована мотивация к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличена по сравнению с исходными показателями).

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является эффективным развивающим материалом; применяемая в дошкольном образовании Лего-технология позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников, повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методическийй центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. «ЛИНКА-ПРЕСС» / Москва, 2001.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2018.

Результаты мониторинговых исследований при использовании

Лего-технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста,...

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.Цель: знакомство с Лего-технологией в системе дополнительного образования в дошкольном учреждении.Программа дополнительного образования...

Лего - технология в системе образования в ДОУ

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративныхпринципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошколь...

Выступление "ЛЕГО-технологии в системе дополнительного образования"

Конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности у детей, потому как большинство детей любят играть в LEGO и делают это ежедневно.А также  очень хороший помощник...