ЛЕГО технология в системе образования в ДОУ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Лего – технология
в системе образования в ДОУ
(Фешина Е.В.)
Воспитатель:
Ванюшкина Н.Н.
ЛЕГО - технология в системе образования в ДОУ
Актуальность.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.
- силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Цель технологии: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО - конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Задачи ЛЕГО-технологии
Младший дошкольный возраст:
- учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными способами анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, сравнение предметов;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и заданным условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- расширять и активизировать словарь: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
Средний дошкольный возраст:
- формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- учить конструированию с использованием Лего-карточек;
- запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
Старший дошкольный возраст:
- стимулировать детское техническое творчество;
- обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
- формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
- познакомить с основами компьютерного моделировании.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Принципы:
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач;
- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности;
- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Особенности практического использования Лего-технологии с учётом возраста детей:
С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. Используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов, до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
Конструирование по модели
Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Методы и приемы, используемые с детьми:
- беседы;
- работа по образцу;
- самостоятельное проектирование;
- коллективные работы.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
С помощью конструктора ЛЕГО можно реализовать (в зависимости от того какая преследуется цель) все пять образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования. Одна из основных задач детского сада – развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольников. Ведущим видом деятельности является игра. Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации.
Организуя занятия Лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения:
- Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.
- Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
- Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
- Изучение при необходимости схем и чертежей.
- В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
- Анализ и оценка.
- Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Алгоритм использования технологии:
- Образовательно – воспитательная деятельность
- Дополнительное образование (В рамках кружковой работы)
- В сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях
- В дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие
- Обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
- Досуговая деятельность
ЛЕГО конструкторы используются не только в самостоятельной деятельности детей, но и в организованной образовательной деятельности. Так на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром Лего используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».
Немаловажную роль Лего конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Ожидаемые результаты:
В ходе работы по Лего-конструированию дети должны:
Знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Перспективно-тематическое планирование.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ |
СЕНТЯБРЬ | 1.Знакомство с конструктором «История Лего». Закрепить название основных деталей «Лего». Игровая деятельность конструктором. | Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с Лего-конструктором. Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей придавая им прочность и устойчивость. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. |
2.Конструирование на тему летнего отдыха. | ||
3. «Мост через реку Нева»
| ||
4.Конструирование по замыслу. | ||
ОКТЯБРЬ | 5.«Дом фермера» | Закрепить умение называть детали лего, давать их характеристику по плану-схеме. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. |
6.«Животные на ферме». | ||
7.«Трактор, комбайн» | ||
НОЯБРЬ | 8.«Зимующие птицы» | Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования. Вспомнить особенности городских построек. Закреплять умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навык скрепления. |
9.Конструирование по замыслу. | ||
10. «Кормушка для птиц» | ||
11. Мой город. | ||
ДЕКАБРЬ | 12.«Строительство «Резиденции Деда Мороза» | Закреплять умения использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорции. Продумывать содержание постройки. Развивать творчество, навыки конструирования, воспитывать эстетический вкус. Продолжать учить работать вместе, сообща Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме; продолжать учить выполнять постройки по образцу. |
13.Конструирование по замыслу. | ||
14. «Елочка красавица» | ||
15.Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей» | ||
ЯНВАРЬ | 16.Итоговое занятие «Фантазируй» | Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу. |
17. Детский сад будущего. | Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Развивать умение сравнивать конструкцию и графическую схему, определять сходство и различие. Закреплять навыки коллективной работы. | |
18.Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ФЕВРАЛЬ | 19. Городской транспорт. | Закреплять знания о городском транспорте. Закреплять ПДД о светофоре. Формировать навык о создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам Продолжать учить работать в коллективе, учить обыгрывать совместные постройки, объединяя их в сюжетную игру. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
20. Светофор.
| ||
21. Военная техника (по выбору детей)
| ||
22.Коллективное конструирование «Автопарк» | ||
МАРТ | 23. Ледокол. | Учить использовать различные типы композиций создания объёмных конструкций. Учить создавать сюжетные конструктивные образы. Развивать творческую инициативу самостоятельность. |
24. Букет для мамы.
| ||
25. Дом для скворца.
| ||
26.Творческое конструирование по замыслу. | ||
АПРЕЛЬ | 27. Ракета. | Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить создавать из Лего ракеты, космические корабли, луноход. Учить отображать в работах впечатления от просмотренных фильмов, прочитанных книг, иллюстраций. Развивать логическое мышление, творческую фантазию. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. |
28. Космический корабль.
| ||
29. Луноход.
| ||
30. Коллективное конструирование (космодром) | ||
МАЙ | 31. «Военная техника. Парад победы». | Закрепить знания о защитниках родины. Воспитывать любовь и гордость своей Родины. Закреплять умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков. Способствовать развитию познавательного интереса, развитию творческого потенциала. Привитие навыка работы в коллективе, работы в группах, команде. |
32. Насекомые.
| ||
33.Творческое конструирование по замыслу. |
Картотека развивающих и дидактических игр.
Название игры | Цель игры | Ход игры |
Назови и построй | Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора. | Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней. |
Что изменилось? | Развивать интерес к игре и внимание. | Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель, и просит рассказать, что изменилось. |
Не бери последний кубик | Развивать внимание, мышление. | Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. |
Собери модель по памяти | Развивать внимание, память.
| Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. |
Запомни и выложи ряд | Развивать внимание, память, мышление. | Педагог выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти. |
Построй, не открывая глаз | Формировать навыки строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку. | Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют. |
Собери модель по ориентирам | Закреплять знания ориентиров положения и предлогов.
| Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от". |
Выложи вторую половину узора | Закреплять понятия симметрии. | Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора. |
Светофор | Закреплять цвет и форму. | Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. |
Разложи по цвету | Закрепить цвет деталей конструктора Лего. | Дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.
|
Разноцветные дорожки | Формируются представления о цвете, форме, величине. | Дети по команде ведущего выкладывают дорожки из Лего. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т. д). |
Составь цветок | Формировать навыки составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их. | Взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из из кубиков Лего. |
Раздели на части | Закреплять понятие частей и целого. | В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8. |
Веселые цифры | Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд. | Цифры конструируются из Лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т. д).
|
Счетная лесенка | Формируется представления о количестве (больше -меньше), о величине, прямой, обратный счет, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз). | Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков, сколько обозначает цифра. |
Ворота или Лабиринт | Развитие правильного дыхания. | Дети вместе с воспитателем строят ворота или лабиринт. Затем игроки по очереди задувают легкий мячик в ворота, либо проходят лабиринт. Выигрывает тот, кто первый закончит. |
Результативность данной технологии в практике работы «на лицо» - для воспитанников учреждения достигнуты следующие показатели качества дошкольного образования: повысился уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных (психических) процессов за текущие три учебных года выросла); у детей и родителей сформирована мотивация к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличена по сравнению с исходными показателями).
Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является эффективным развивающим материалом; применяемая в дошкольном образовании Лего-технология позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников, повысить качество предоставляемых образовательных услуг.
Список литературы:
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методическийй центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO. «ЛИНКА-ПРЕСС» / Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2018.
Результаты мониторинговых исследований при использовании
Лего-технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Конспект для педагогов...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста,...
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.Цель: знакомство с Лего-технологией в системе дополнительного образования в дошкольном учреждении.Программа дополнительного образования...
Семинар для педагогов "Лего технологии в системе дополнительного образования"
Семинар для педагогов ДОУ...
Лего - технология в системе образования в ДОУ
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративныхпринципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошколь...
Выступление "ЛЕГО-технологии в системе дополнительного образования"
Конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности у детей, потому как большинство детей любят играть в LEGO и делают это ежедневно.А также очень хороший помощник...