Доклад на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»
консультация

Оруджова Судаба Джавидовна

Творческие способности представляют собой набор необходимых качеств, с которыми любой человек мыслит нестандартно и может создавать принципиально новые результаты в своей работе и деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Творческие способности представляют собой набор необходимых качеств, с которыми любой человек мыслит нестандартно и может создавать принципиально новые результаты в своей работе и деятельности.  Эти способности зависят от психофизиологических особенностей человека, но не являются врожденными, или, так сказать «природным даром». Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью индивида. Человек, у которого хорошо развиты творческие способности, обладает креативностью мышления.  У обычного человека мышление однонаправленное, у креативного человека — в различные стороны и на различные темы. Такие люди стараются искать не одно решение проблемы, они продумывают несколько путей, ищут всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них. Наибольшее удовольствие, в этом случае, творчески-направленные люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов. Что же входит в понятие «творческая креативность мышления»? Какие способности человека можно отнести к творческим? Над чем следует работать, чтобы стать творческим человеком? Приведем несколько основных качеств креативного мышления, которые необходимо «закладывать» на занятиях уже с первых дней присутствия ребёнка в детском саду, и которые способствуют возрастанию творческого процесса воспитанников в ДОО на протяжении всего периода их обучения. Это:

  • воображение (фундамент творчества);
  • гибкость мышления (создание новых идей);
  • восприимчивость (поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном);
  • способность оказывать сопротивление стереотипам;
  • смелость в принятии решений;
  • открытость новому опыту, желание искать новое;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей тесно связано с формированием интеллектуальных познавательных способностей детей. Мышление ребёнка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, игр, театральных постановок… Поэтому именно в этот период необходимо работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией и правильно направлять её в нужное русло. Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности — оставленные без должного внимания, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ. Но редко какие образовательные организации и педагоги считают важным развитие творческого потенциала детей. Чаще, к сожалению, творческая составляющая вовсе не поощряется. Ведь на неё нужно выделять много времени, поощрять нестандартность мышления ребёнка, самому индивидуально с ним заниматься, выстраивая и свою линию творческого возрастания, а также поощряя задатки и проявления ребёнка в этой области. У любого воспитателя возникают по этому поводу противоречивые вопросы к себе:

  • нет времени на всё это;
  • необходимо больше индивидуальных занятий и времени на каждого ребёнка;
  • идёт разрыв между призванием педагога и получением финансового вознаграждения за дополнительно потраченное время, покупаемые собственноручно материалы и порой потрёпанные нервы (ведь не всегда всё получается так, как хочешь даже с десятого раза);
  • в семье воспитанников не поощряют развитие творческих способностей ребёнка.

Рассмотрим развитие творческих способностей в свете ФГОС. Развитие творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является одной из основных задач педагогов. ФГОС устанавливает общие требования к организации образовательного процесса, в том числе и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. ФГОС предполагает создание условий для всестороннего развития ребенка, включая развитие его творческих способностей. Для этого в дошкольных учреждениях используются различные методики и подходы, способствующие развитию творческого мышления и воображения у детей. Одним из основных принципов развития творческих способностей детей в соответствии с ФГОС является индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагоги должны учитывать особенности развития каждого ребенка, его интересы и склонности, чтобы создать условия для развития его творческих способностей. Для этого используются разнообразные игровые и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, логического мышления, артистических способностей и других аспектов творческой деятельности. Важным аспектом развития творческих способностей детей является создание стимулирующей образовательной среды. Педагоги должны обеспечить детям доступ к разнообразным материалам, игрушкам, книгам, музыкальным инструментам и другим средствам, способствующим развитию их творческих способностей. Также важно создание условий для свободного самовыражения детей, поддержка их инициатив и творческих идей. Согласно ФГОС, педагоги должны проводить систематическую работу по развитию творческих способностей детей, в том числе организовывать творческие мастерские, конкурсы, выставки детских работ и другие мероприятия, способствующие развитию творческих способностей у детей. Таким образом, дошкольные образовательные организации должны предоставлять детям возможность для самореализации и развития их творческих способностей. В целом, развитие творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС является важным аспектом образовательного процесса. Педагоги должны создавать условия для развития творческих способностей у каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы. Только таким образом можно обеспечить всестороннее развитие личности ребенка и подготовить его к успешной социализации и обучению в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

«Работа с родителями по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

В данной статье педагог делится опытом работы с родителями по формированию у дошкольников музыкально- творческих способностей и рассматривает разнообразные формы такого взаимодействия....

Роль музыкально-игровых импровизации в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматриваются различные виды музыкально-игровых импровизаций, которые помогают дошкольникам отступить от образцов и самостоятельно проявить инициативу и воображение, а также развить ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....