«Работа с родителями по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
статья (младшая, средняя, старшая группа)
В данной статье педагог делится опытом работы с родителями по формированию у дошкольников музыкально- творческих способностей и рассматривает разнообразные формы такого взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 27.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Работа с родителями по развитию
музыкально-творческих способностей
дошкольников в условиях
реализации ФГОС в ДОУ»
Кангина Ирина Юрьевна,
музыкальный руководитель
г. Балаково.
Саратовская область
2020
«Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце - способность к общению,
к признанию равенства душ взрослого и ребёнка»
С.Соловейчик
Всем известно, что семья - это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние, поэтому ребёнок растёт или доброжелательным, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным и лживым.
Семья - это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок-дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Семья - это основа творчества, колыбель любви и фундамент наших будущих побед, поэтому так важно сегодня в бурлящем скоростном потоке информации, событий и людей не растерять главное, не разрушить семейные узы. Чтобы семья была крепкой и здоровой, нужно чаще бывать вместе, посвящать каждую свободную минуту своим детям и друг другу.
Свои первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека, закладываются основы культуры и отношение детей к разным видам искусства.
Многие родители, не имеющие, музыкального образования спрашивают, как музыка может воспитывать гармоничную личность и духовный мир человека? На этот вопрос можно ответить словами великого композитора Д.Д. Шостаковича «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…». Определенная музыка воспитывает художественный вкус ребёнка, помогает создать круг общения, справиться с проблемами (в том числе, касающихся и здоровья - всем известная музыкотерапия, что имеет важное значение для воспитанников нашего учреждения).
Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и повысить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них», писал В.Г.Белинский.
Известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка,
В большинстве же случаев родители мало обеспокоены духовным развитием, музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как они не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, а порой и «вульгарную», что не лучшим образом сказывается на воспитании и развитии подрастающего поколения, поэтому я (как и многочисленная плеяда педагогов - музыкантов) поставила перед собой цель: просвещать, помогать и направлять современных родителей в процессе общего развития детей средствами музыки.
Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи. Очень важно, с первых дней посещения ребёнком детского сада, установить контакт с родителями, чтобы и в семье, так же, как и в ДОУ, были созданы благоприятные условия для музыкального развития и воспитания дошкольника. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть - забота сегодняшнего дня. Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь, так, как это делали их родители и окружающие друзья. Отсюда следует, что задача педагогов ДОУ – организовать среду, стимулирующую сознательное отношение ребёнка к различным видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей и близких участниками этого общения, что в свою очередь требует музыкального просвещения родителей. Семья - это маленький коллектив, постоянно принимающий участие во всех жизненных проявлениях своих детей. Он достигает положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе только в том случае, если строит отношения, оказывает реальное влияние на жизнь ребёнка на принципах сотрудничества и содружества, поэтому задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Педагогам ДОУ я хотела бы порекомендовать следующие формы работы взаимодействия с семьёй, которые я активно использую в своей практике:
- открытые музыкальные занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в вопросах музыкального образования. Посещение родителями музыкальных занятий, так называемые открытые музыкальные занятия для родительских коллективов, даёт взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители наглядно убеждаются в том, насколько серьёзно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию художественного вкуса, художественно-творческих способностей, накоплению знаний о музыкальном искусстве.
- мастер-классы, занятия-практикумы, на которых родителями приобретаются практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика.), они знакомятся с детским музыкальным репертуаром, проходят обучение совместному музицированию с детьми и т.д.
- совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации, с целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. В нашем детском саду стало традицией проводить - «День Матери», «День пожилого человека», развлечения «Моя лучшая семья», «А ну - ка, бабушки» и т.д. Активное участие приняли родители большинства групп ДОУ в развлечении «Книга – лучший друг». Они сделали интересные презентации, разучили с детьми стихи и, даже, песни о книгах.
А как замечательно прошёл в стенах нашего ДОУ конкурс чтецов, посвящённый Дню города! Ребята и их родители любовались достопримечательностями г.Балаково (с помощью презентации слайдов на экране), слушали в исполнении родителей и педагогов песни про любимый город, торжественно и значимо читали стихи местных поэтов.
Можно сказать, что наши родители – полноправные участники таких действ. Мы обмениваемся с ними идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника. Родители охотно разучивают с ребятами новые роли, придумывают сказки, истории, помогают нам в подготовке отдельных номеров, участвуют в пошиве праздничных костюмов, изготовлении реквизита, оказывают помощь в оформлении музыкального зала, в изготовлении сюрпризов и подарков для дошколят и даже сами так искусно исполняют роли на праздниках.
Несомненно, что незабываемые ощущения и чувства, пережитые в детстве, в дальнейшем дошкольники перенесут во взрослый мир. Этому необычайно способствуют совместные переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместные участия детей и родителей в концертах, театральных постановках ценны тем, что дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, заботливость друг о друге, сплочение в успешном достижении цели. Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у ребят уважение к старшим, что очень важно в нашей современной действительности. Взрослые в свою очередь видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих наклонностей, способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь.
В нашем детском саду есть информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей и содержащий информацию, касающуюся значимости музыкального воспитания детей. При помощи этого стенда я знакомлю их с программами музыкального воспитания, используемыми в детском саду, с перечнем рекомендуемой литературы, а так же с музыкальными играми и упражнениями, которые можно проводить и сделать самим в домашних условиях. Стенд содержит фотографии выступлений детей.
Кроме того, я периодически выставляю информацию для родителей в группах. Это папки – передвижки. Они позволяют более подробно знакомить взрослых с системой развития дошкольников по музыкальному воспитанию, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении детского сада.
Можно рекомендовать педагогам использовать в своей работе нндивидуальные беседы с родителями, которые могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Педагог должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность. Цель и тема беседы с родителями продумывается педагогом заранее. На их основе составляется план, подбираются соответствующие вопросы. Не следует начинать беседу с постановки проблемы, и тем более с предъявления родителям претензий по поводу их ребенка, даже если это является главным вопросом предстоящего разговора. Лучше сначала расположить родителей к разговору, настроить их на контакт. Педагог должен не только говорить сам, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией. В этом педагогу помогут следующие вопросы: «Что это значит для Вас? Не могли бы Вы привести пример?», а также приемы уточнения полученной информации: «Вам важно, чтобы…», «Я Вас правильно поняла…».
А изучение интересов родителей через анкеты, опросники позволяет мне информировать их о всевозможных способах помощи и наметить новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе, с учётом их личных способностей и умений.
- Консультирование по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье является одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю. Консультация может проводиться специалистом по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. В нашем ДОУ ещё проводятся «заочные» консультации. Готовится ящичек (в виде почтового) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила широкий отклик у наших родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Ещё можно посоветовать педагогам такую форму работы, как совместные походы в музеи, театры. Ребята имеют возможность пополнить свои знания о родном городе, его историческом прошлом, посмотреть интересный спектакль, побывать на концертах детских танцевальных коллективов. Мною было организовано посещение дома -
музея В.И.Чапаева, музея истории города, Балаковской художественной галереи.. Дети после таких мероприятий спрашивают меня: « А куда мы ещё пойдем?»
В своей педагогической деятельности я использую проведение родительских собраний, на которых кратко и доступно раскрываю суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной.
Рекомендую педагогам использовать в работе с родителями «Круглый стол». В нём принимают участие все специалисты ДОУ - логопеды, воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать здесь такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей.
Хорошо себя зарекомендовал приём «Ваш отзыв». Около выхода из зала ставится мольберт (с листочками бумаги и ручками). Родители выражают свое отношение к проведённому мероприятию и оставляют свои пожелания с помощью соответствующих записей.
Родительский клуб - наиболее эффективная форма работы с родителями, которая позволяет привлечь их к более тесному, плодотворному сотрудничеству. Цель данной формы работы с родителями - повышение их педагогической культуры, пополнение знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.
После вышеперечисленного хочется выразить благодарность своим родителям за тесное сотрудничество, оказание мне поддержки и помощи в развитии музыкальных способностей, творческого потенциала моих милых дошколят, ну, а моим коллегам пожелать успехов в педагогической деятельности, благодарных и отзывчивых детей и родителей!
Ожидаемые результаты.
Итак, если правильно и в системе выстраивать работу с родителями, использовать разные формы работы, то они станут самыми активными участниками процесса музыкального развития детей, да и сам процесс будет намного эффективней:
1) повысится уровень развития музыкальных способностей детей:
2)повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;
3) возрастёт уровень внимания родителей к жизни ребенка в ДОУ;
4) родители станут более компетентными в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
5) обогатится опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование их в работе
педагогов оправдано, необходимо и должно получить ещё большее распространение в дошкольных учреждениях.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: Вариативность развивающей среды как условие реализации ФГОС. Полочки избыточной информации.
Полочки избыточной информации....
"Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
На современном этапе развития дошкольного образования экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как через любовь к родной природе мы формируем такие качества харак...
Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...
Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...
Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...
Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"
В рамках реализации БРЕНДа в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...