проект "У природы есть друзья - это ты и мы и я"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ:
«У природы есть друзья – это мы и ты, и я!»
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский
Актуальность:
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая
Срок реализации: октябрь 2023 - май 2024 года
Участники проекта: дети группы «Непоседы», родители воспитанников, воспитатели.
Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке эколого-образовательного пространства детского сада.
Цель: способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтерского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
для воспитателя:
- создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.
Проблемные вопросы - модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Мы знаем, что природу надо беречь.
Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Что мы хотим узнать?
Кто такие эко - волонтеры?
Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
Кто может стать волонтером?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Можно спросить у родителей.
Собрать материал из различных источников.
Поискать в интернете.
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Ожидаемые результаты для детей:
- Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
- Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
- Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
- У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» , 2005г.
А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.
А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.
С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.
Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.
В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.
Л.Б.Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет» 2010г.
Комплексно-тематическое планирование по блокам (временам года)
1 блок - «Краски осени»
- Беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
- «Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);
- «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
- «Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);
- 27 сентября - Всемирный день моря (отчищаем овраг) + памятка;
- 1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);
- 4 октября – Всемирный день защиты животных «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);
- Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;
- Досуг «Посвящение в юные эко - волонтеры и юных друзей природы»;
- Акции:
- «Волонтёры спешат на помощь» (благоустройство территории детского сада – деревьями);
- «Осенний десант» (уборка территории детского сада и его окрестностей);
- 12 ноября Зиновий – Синичник «Мы в ответе за птиц на планете!» (кормушки для птиц);
2 блок - «Волшебница Зимушка – зима»
- Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо?»;
- Турнир наших эко - волонтёров (квест - игра);
- «Секреты Старого Крота» (уход за растениями в детском саду);
- «Новогодняя ярмарка добра» (игрушки);
- «Доброе братство дороже богатства» (нагребания снега под деревья, кормление птиц);
- «Ледяные фигурки» (постройка зимнего городка).
- 12 февраля – В. Бианки – досуг « Совершаем добрые поступки» + детская библиотека;
- Конкурс рисунков « Глаза облюбовали, а руки сделали»;
- «Малая Академия Экоши» ( посадка овощных культур, цветов для газона);
- Оформление макета «Русский лес»;
- Акция «Сдаём мусор на переработку».
- Акция «Из мусорной корзинки…» (вторая жизнь старым вещам – поделки из бросового материала).
3 блок - «Весеннее превращение»
- Беседа: «Человек - защитник окружающей природы»;
- «Во саду ли в огороде…» (уход за огород на окне);
- 12 марта – Всемирный день воды (памятка);
- 22 марта – Всемирный день Земли - досуг «Всё красивое – от природы, доброе – от человека»;
- 1 апреля – Международный день птиц « Скворечники пернатым друзьям!»;
- «Весенняя неделя добра» - Субботник «Зелёная весна 2024года»;
- 18-22 апреля - Марш Парков «Посади дерево»;
- Акция «Международный день Леса» +памятка «Чистый лес – территория без огня»;
- 9 мая- День Победы! Эколого – патриотичная акция «Ветеран живёт рядом!» (подарок + уборка территории);
- Акция «Цветущая планета» (благоустройство территории детского
сада);
- Фотоконкурс «Яркие краски весны»;
- «Праздник вежливости и доброты» ( итоговое)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У природы есть друзья это ты и мы и я.
Данная статья помогает родителям дать элементарные представления о природе, о бережном отношении к животным и рассказывать в доступной форме о нашей планете, знакомя маленького человека сдетства с воп...
«У природы есть друзья это мы – и ты, и я»
Долгосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по экологии "У природы есть друзья!"
формирование знаний о природе....
Квест-занятие "У природы есть друзья - это ты и это я"
Занятие предназначено для детей старшей, подготовительной группы...
Квест-занятие "У природы есть друзья - это ты и это я"
Занятие предназначено для детей старшего и подготовительного возраста...
ПРОЕКТ: «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!» Движение: «Эко – волонтеры России» (для детей старшего дошкольного возраста)
Эко-волонтерское движение в детском саду....
Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"
Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"...