Руководство сюжетно - ролевыми играми
методическая разработка
В помощь воспитателю!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii.docx | 58.56 КБ |
pamyatka.docx | 339.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Введение.
Все, кто работает с детьми, понимает, что сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Принципы организации сюжетной игры:
1. воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
2. воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
4. на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Знания о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знания о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей дети получают:
- на занятиях, во время наблюдений на прогулках,
- в разговорах с детьми,
- при чтении книг,
- путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций,
- в свободное от занятий время и т.д.
Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.
Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
Прямые приемы руководства:
- ролевое участие в игре,
- участие в сговоре детей,
- разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
- предложение новой темы игры и т.д.
Данные приемы целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
В ходе комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой выделяют 4 группы задач ("Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой" Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова).
1 - задачи, направленные на развитие сюжета игры.
2 - задачи, направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).
3 - задачи формирования взаимоотношений.
4 - задачи формирования самостоятельности и творчества.
Эти задачи решаются 4 компонентами комплексного руководства:
1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)
2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)
3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)
4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми ( активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).
Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах
Ранний возраст.
Приемы прямого руководства - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре
- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
- совместные с воспитателем игровые действия
- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов
- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком
- подсказывающие вопросы
Приемы косвенного руководства.
- подбор игрушек с определенными свойствами
- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
- наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения
- разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)
- подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)
- рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)
- изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)
- постановка педагогом проблемной ситуации
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Младший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игрового отражения действительности:
- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
- поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная?)
- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя группа
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
- внесение в среду новой игрушки
- изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры
- игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »
- дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
- поощрение
- привлечение в игру малоактивных детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- спланировать ход игры, последовательность действий
- распределить роли, согласовать замысел,
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- наблюдение за игрой детей,
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
- создать игровую ситуацию,
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
УСЛОЖНЕНИЕ ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНЫХ ИГР ПО ВОЗРАСТАМ:
Название игры | Младшая группа | Средняя группа | Старший возраст |
Ряжение | + | + | + |
Семья | Мама, папа, дети | + объединение с парикмахерской, доктором | + бытовые сюжеты, транспорт |
Доктор | Доктор | + медсестра, карта больного | +аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты |
Магазин | Овощи, фрукты, посуда, игрушки | + отделы: хлебный, молочный, кондитерский | + отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника. |
Детский сад | Воспитатель, ребёнок | + няня | + все остальные |
Парикмахерская | парикмахер | + два зала: мужской; женский | + детский зал |
Моряки | капитан | + матрос - рулевой | + пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист. |
Зоопарк | Животные леса | + севера, юга | + экскурсовод, ветеринар |
Почта | - | почтальон | + телеграф, посылки |
Школа | - | - | 2 половина года: |
Ателье | - | - | Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало |
Транспорт | рули | + дорожные знаки | + полиция, виды транспорта |
Другие игры |
|
| Кафе, Космонавты, Библиотека |
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере игры «Больница».
Ознакомление с окружающим | Обогащение игрового опыта детей | Создание предметно-развивающей среды | Активизирующее общение педагога с детьми. |
- рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены медработники разных специальностей: хирурги, отоларингологи, окулист, терапевт. - беседы с детьми о работе врачей - расширять знания детей о работе врачей разных специальностей. - познакомить с основным номером вызова врача «03». - экскурсии в кабинет врача в д/с - познакомить с содержанием труда врача «Скорой помощи»; - оценить важность, качество труда; - наблюдать взаимоотношения между врачом и медсестрой, врачом и пациентом. - просмотр мультфильмов, худ. Литер. Чуковский «Айболит», И. Пришвин «Человек заболел», Барто «Прививка». - заучивание наизусть стихов, поговорок по теме. - беседы о здоровом образе жизни. - ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»... (бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.) | Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: - д/упр.» Потому что...» - д/упр. «Составление рассказа» - составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора. - решение проблемных ситуаций - побуждать ставить игровую задачу, разнообразить сюжет игры. - игры-драматизации сказок, мультфильмов «Айболит», «Прививка»; - драматизации придуманных детьми сказок, рассказов. - взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям. - игры-диалоги «разговор по телефону» - учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них. - обучающие игры - диалоги: врач-больной, врач-медсестра. - игры образного плана «Угадай, кто к нам пришёл?» - настольные игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Испорченный телефон». - п/и «Перенести предметы», «Парный бег», «Перенести раненого» - развив. Быстроту, ловкость, согласованность действий. | - внесение иллюстраций с изображением работы врачей разных специальностей. - внесение детских книг. - изготовление медицинских шапочек из белой бумаги по типу оригами. - внесение модулей с изображением кабинета доктора. - постройка из модулей машины «Скорой помощи». - чемоданчик доктора с набором инструментов для врачей различных профессий. - имитатор «мигалки» спец-сигнала; руль для «скорой помощи». | Вопросы к детям: - Вы кто? - А что вы лечите? - А это больно? На активизацию общения с детьми: - А вы, к какому врачу пришли? - А что с вами случилось? Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры. - в парке стало плохо пожилому человеку. Что делать? Как вызвать врача? |
Описание ролевого диалога и игровых действий
сюжетно – ролевой игры «Больница».
Средняя группа
Больной вызывает такси:
- Здравствуйте!
-Здравствуйте!
- Я хотела бы вызвать такси.
-Назовите, пожалуйста, адрес.
- Улица Ленина, дом 19.
-Куда вы едете?
- В больницу.
- Сейчас найду машину и перезвоню.
- Раздается звонок телефона
- К вам подъедет белый мерседес № 5-5-5 через 3 минуты. Стоимость вашей поездки составит 100 рублей, выходите.
- Спасибо!
- Садится в машину.
«Больной»: Здравствуйте!
«Водитель»: Куда вам надо ехать?
«Больной»: В больницу
«Водитель»: Приехали.
«Больной»: Спасибо! (больной отдает «деньги», выходит из машины и идет в «Больницу»)
- Подходит к регистратуре.
«Больной»: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, доктор Светлана Васильевна сегодня принимает?
«Регистратор»: Здравствуйте, да, принимает. Назовите, пожалуйста, свою фамилию, имя, адрес. (заполняет карту) и «талон».
- Пока врач принимает пациентов, посетители ждут своей очереди.
«Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит?
«Больной»: Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У вас температура 39 градусов - это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.
«Доктор» выписывает рецепт, мед. сестра ставит печать.
«Больной» уходит в аптеку покупать лекарство.
«Доктор» (роль которого исполнял воспитатель) говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает ребёнок.
«Аптека»
«Пациент» находит аптеку (может быть спрашивает в регистратуре, где находится аптека).
«Больной»: Здравствуйте! Доктор прописал мне микстуру и уколы. Подает аптекарю рецепт.
«Аптекарь»: Здравствуйте! (читает рецепт). Доктор вам прописал микстуру, вот она. Пейте по 1 ложке 3 раза в день и поправитесь. (дает флакон) Микстура стоит 100 рублей. А вот это вам ампула для укола, сейчас сразу пойдете в процедурный кабинет, и вам сделают укол.
«Больной» идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных и ставит уколы.
Коней игры: у доктора перерыв на обед или поликлиника закрывается.
Воспитатель: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в аптеку за лекарствами и витаминами. Нужно отвезти детей домой и уложить в кроватки.
Проигрывание игровых ситуаций: «У зубного врача» (стоматолог); «В травматологическом пункте» (хирург); «Вызов врача на дом» (скорая помощь).
Описание ролевого диалога и игровых действий
сюжетно – ролевой игры «Библиотека».
Подготовительная группа.
1 вариант:
«Читатель» приходит в библиотеку: Здравствуйте!
«Библиотекарь»: Здравствуйте!
«Читатель»: Нам в детском саду посоветовали прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», у нас дома этой книги нет. В вашей библиотеке есть такая книга?
«Библиотекарь»: Да, у нас есть такая книга. Вы записаны в нашу библиотеку?
«Читатель»: Нет, я у вас в первый раз.
«Библиотекарь»: Тогда, я заведу на Вас карточку. Назовите ваше имя, фамилию и домашний адрес.
«Читатель»: называет имя, фамилию и адрес.
«Библиотекарь»: Вот Ваша книга. Обращайтесь с ней очень аккуратно, не мните, не рвите. Вернуть книгу нужно через 2 недели.
«Читатель»: Спасибо. До свидания!
«Библиотекарь»: Приходите к нам ещё.
2 вариант:
«Читатель»: Добрый день!
«Библиотекарь»: Здравствуйте! Что желаете почитать?
«Читатель»: Я хочу почитать какую-нибудь интересную книгу, но не знаю какую взять. Что Вы мне посоветуете?
«Библиотекарь»: Вы хотите сказки, рассказы или стихи почитать?
«Читатель»: Рассказы.
«Библиотекарь»: О чем бы Вы хотели почитать рассказы?
«Читатель»: О животных.
«Библиотекарь»: Могу Вам предложить рассказы Евгения Чарушина – они очень интересны, а иллюстратором является сам автор – Евгений Чарушин.
«Читатель»: Хорошо, но их несколько и я не знаю какую из них выбрать.
«Библиотекарь»: Вы можете взять три книги и пройти в читальный зал. Там Вы рассмотрите книги и выберете ту, которая больше понравилась.
«Читатель»: Большое спасибо, я так и сделаю.
Описание ролевого диалога и игровых действий
для сюжетно – ролевой игры «Спасатели МЧС»
Подготовительная группа
Воспитатель: Мы заблудились, как быть?
Дети: не знаем.
Воспитатель: Я знаю, что надо делать.
Дети: что?
Воспитатель: нужно позвонить в МЧС.
Дети: мы не знаем номер телефона.
Воспитатель: я знаю номер телефона МЧС: 012. Вы позвоните сами.
(воспитатель берет на себя роль диспетчера)
Диспетчер: Алло! Здравствуйте! Расскажите, что случилось.
Дети: Здравствуйте! Мы заблудились в лесу. Помогите нам, пожалуйста, подскажите, как выйти к дому.
Диспетчер: Прежде всего успокойтесь. Скажите пожалуйста, куда вы отправились в поход, в какую местность.
Дети: в Лемью.
Диспетчер: Передо мной карта местности, не беспокойтесь, я помогу вам найти дорогу. В южной стороне протекает речка, вам надо к ней выйти. Оглянитесь вокруг, понаблюдайте за природой и найдите где у вас юг.
Дети: как найти юг?
Диспетчер: посмотрите на ягоды: самые крупные и спелые ягоды растут с южной стороны.
Дети: здесь нет ягод
Диспетчер: Обратите внимание на грибы. Они растут с северной стороны, как и мхи.
Дети: Вокруг одни поганки, мы запутались.
Диспетчер: Успокойтесь! Возьмите себя в руки. Посмотрите по сторонам. Если рядом есть муравейник, то знайте, что муравейники муравьи строят только с южной стороны.
Дети: да, есть муравейник!
Диспетчер: Идите в сторону муравейника.
Дети: Спасибо. Идем.
Диспетчер: Что вы видите впереди?
Дети: Река.
Диспетчер: Выходите к реке. Прислушайтесь, не гудят ли поезда или шумят машины.
Дети: мы слышим шум машин.
Диспетчер: идите в сторону шума машин.
Дети: Мы видим дорогу. Ура!
Диспетчер: Выходите на дорогу и оглядитесь. Что вы видите вдали?
Дети: Мы видим дома, они не очень далеко. Теперь мы знаем, куда идти. Спасибо!
Диспетчер: Желаю вам удачи. Не ходите больше в лес без взрослых.
Дети: Мы Вас поняли. Больше одни в лес не пойдем и всем расскажем какая замечательная служба МЧС и как Вы нам помогли.
Руководство сюжетно – ролевой игрой «Автомастерская».
Старшая группа.
Цель: отражение в игре сюжетов, связанных с деятельностью и взаимоотношениями людей в автомобильной мастерской.
Задачи: 1. Расширять представления детей о труде автослесаря, автомойщика, автозаправщика;
2. Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомастерской (атрибуты, схемы – алгоритмы, тематические альбомы);
3.Пробудить игровое творчество детей, желание вносить в игру новое.
4. Упражнять детей в придумывании новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки;
5. Учить использовать в игре разнообразные постройки и предметы, связанные с автомастерской;
6. Учить детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле.
7. Стимулировать детей к созданию и использованию в игре игрушек – самоделок (самодельные талоны на бензин, продукты для кафе, водительские удостоверения, макеты диагностических приборов и пр.);
8. Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события).
Оборудование: - наборы слесарных инструментов; - макеты приборов диагностики неисправности а/м; - губки и флаконы для мойки а/м; - макеты автозаправочной установки с гибким шлангом; - фартуки и нарукавники темного цвета; - атрибуты для дорожного кафе; - схемы постройки а/м; - фуражки водителя.
Предварительная работа: - рассматривание тематических альбомов «Транспорт»; - беседа о работе автомастерской; - изготовление атрибутов к игре; - режиссерские игры с машинками и игрушками «автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия), - игровые задания на занятиях по художественному творчеству: «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль; мастерская по покраске а/м; -игры на внимание: «Какой части а/м не хватает на рисунке»; - подвижная игра «Таксисты» (с обручами).
Игровые роли: - слесари автомастерской; - водители; - пассажиры; - официанты кафе; - работники автозаправочной станции; - мойщики машин; - кассир.
Основной сюжет:
Оборудуется «автомастерская»: - слесари надевают фартуки, нарукавники, готовят инструменты и приборы; - работники автозаправки надевают яркие кепки и устанавливают бензоколонку с гибким шлангом; - официанты кафе одевают униформу (фартуки и кепки), ставят столы и стулья, готовят меню и продукты к открытию; - мойщики машин готовят яркие губки, трубки с рассеивателями, флаконы; - водители строят а/м; - пассажиры занимают свои места в а/м.
Ход игры:
Водитель (обращаясь к пассажирам): Уважаемые пассажиры, просьба освободить автобус. Неисправен мотор, поэтому я должен ехать в автомастерскую. Во время ремонта вы можете посетить придорожное кафе и немного отдохнуть.
«Подъезжает» к мастерской, сигналит. К нему выходит автослесарь.
Автослесарь: Здравствуйте, что случилось?
Водитель: Мой автомобиль неисправен: плохо работает мотор.
Автослесарь: Оставьте, пожалуйста, ключи от автомобиля, мы его обязательно починим.
Водитель отдает ключи и идет в кафе. Автослесари с помощью приборов и инструментов определяют неисправность и устраняют её.
Автослесарь звонит по телефону на «мобильный» водителю: Мы отремонтировали мотор вашего автомобиля, машина готова, но её надо заправить, т.к. мало бензина.
Водитель: Спасибо.
Водитель «едет» на Заправочную станцию.
Работник АЗС: Здравствуйте! Мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин! Какой марки вам заправить бензин?
Водитель: Мне заправьте пожалуйста 92-ой – 10 литров.
Работник АЗС заправляет а/м.
Водитель: Спасибо! (расплачивается).
Работник АЗС: Я бы посоветовал Вам вымыть машину, потому что у вас не видно номеров.
Водитель: Спасибо, я обязательно помою машину. (направляется на мойку).
Мойщик: Здравствуйте, каким шампунем будем мыть ?
Водитель: На ваш выбор.
Мойщик моет а/м, спрашивает: помыть вам машину изнутри?
Водитель: да, конечно.
Мойщик: Мы сейчас помоем вам машину, а вы пока можете посидеть в кафе выпить чашечку кофе.
Водитель: Спасибо, иду.
Мойщик заканчивает мыть машину; водитель расплачивается за кофе, затем за мойку и приглашает пассажиров продолжить поездку.
«В кафе».
Пассажиры проходят в кафе, рассаживаются. Официант приносит меню.
Официант: Добрый день! Что будете заказывать?
Пассажиры: Здравствуйте! Мы хотим заказать мороженое. Другие пассажиры тоже рассматривают меню и делают заказы.
Официант приносит заказы, желает приятного аппетита.
Пассажиры: Спасибо! (расплачиваются и едят)
Водитель приглашает пассажиров занять места в а/м, поездка продолжается.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе
«Открытие гипермаркета»
Цель: развивать умение общаться в игре и вести ролевой диалог.
Руководство к игре: побуждение к активизирующему общению детей в игре через взятую на себя роль администратора.
Атрибуты к игре:
Администратор – бейджик, визитки;
Фотоателье - бейджик «фотограф»2 фотоаппарата, фон, коробка с вырезками из журналов, белые листы, клей, ножницы, компьютер, , табличка «закрыто-открыто»;
Отделение банка - бейджик «банкир», коробка с «деньгами», фломастер, табличка «закрыто-открыто»;
Салон красоты:
парикмахер – бейджик «парикмахер», накидка для посетителей, фартук, парикмахерские принадлежности;
мастер по маникюру – бейджик «мастер по маникюру», фартук, лаки для ногтей, журналы;
Интернет-кафе: столы, скатерти, салфетки, 2 компьютера;
кассир – бейджик «кассир», фартук, меню, касса;
повар – фартук, колпак, продукты, посуда;
официант – бейджик «официант», фартук, поднос, ручка, блокнот.
Словарная работа: активизировать в речи детей следующие слова – гипермаркет, скидки, атрибуты, посетители, фотоателье, кафе, банк, салон красоты, школьный базар, вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, очень хочется посетить какой-нибудь магазин, где есть всё. Как такие магазины называются? (гипермаркет)
- Где такой магазин найти? (Можем открыть в детском саду гипермаркет).
- А вы любите ходить в магазины? Предлагаю открыть гипермаркет, в котором будет много разных отделов, чтобы каждый мог его посетить.
Распределение ролей:
- Если у работников гипермаркета или посетителей возникнут вопросы, к кому им надо обращаться? (к администратору)
- Можно эту роль я возьму на себя? Спасибо за ваше доверие.
- Какие отделы будут в нашем гипермаркете?
Кафе (кто будет работать в кафе?)
Фотоателье (кто будет работать в фотоателье?)
Банк (кто будет работать в банке?)
Салон красоты (кто будет работать в салоне красоты?)
- Все работники отделов, а так же посетители не забудьте, что вы должны быть вежливыми, доброжелательными, культурными, использовать в своей речи вежливые слова.
- А сейчас не забудьте приготовить все нужные атрибуты для игры.
Подготовка атрибутов.
Игра.
Администратор: - Уважаемые посетители, вы можете подождать открытие магазинов на мягких диванчиках в зале отдыха, почитать прессу. Работники отделов вам сообщат о своем открытии с помощью специальных табличек.
Администратор: - Внимание! Открылся магазин «Школьный базар»! Первому покупателю – скидка! (раздача визиток)
- Спешите в наш «Салон красоты»! Только сегодня каждому клиенту скидка 50%! (раздача визиток)
- Мы приглашаем вас отдохнуть в нашем уютном кафе! Всем посетителям в подарок - игрушка! (раздача визиток)
- Ждем вас в нашем фотоателье! Только сегодня большие скидки при заказе фото!
Администратор: - Уважаемые посетители, скажите, пожалуйста, понравилось ли вам в нашем гипермаркете? Какие магазины вы успели посетить? Что понравилось?
- В каком магазине на ваш взгляд, самые вежливые работники?
- Придете ли вы снова в наш магазин?
Администратор: - Уважаемые работники магазинов – объявляется перерыв во всех отделах. Просьба собраться возле администратора. Уважаемы посетители, вы можете отдохнуть в зале отдыха.
Администратор: - Кто из вас успел посетить другие отделы нашего гипермаркета? Что понравилось? Как оцениваете работу своих коллег?
Администратор: - Уважаемые работники магазинов, опрос посетителей показал, что наш гипермаркет многим очень понравился.
Самые культурные и доброжелательные продавцы работают в …
С высоким профессионализмом к своей работе подошли работники…
Администратор: - Вы молодцы! Своим положительным, доброжелательным отношение к покупателям вы смогли их расположить к себе и каждый покупатель остался доволен вашей работой.
Администратор: - Перерыв подходит к концу, на работу выходят работники второй смены и наш гипермаркет продолжает свою работу.
Руководство режиссерской игрой в старшей группе «Гуси-лебеди»
Цель: обогащение содержания режиссерских игр детей через обыгрывание сюжета сказки «Гуси-лебеди»
Задачи:
- учить детей придумывать сюжет игры на основе знакомой сказки, создавать игровую обстановку и разворачивать режиссерскую игру;
- развивать умение работать над ролью с актерской и режиссерской позиций: искать оптимальный вариант исполнения, анализировать исполнительскую деятельность сверстников, принимать на себя роль литературного героя, передавать его чувства, переживания;
- воспитывать ответственность, взаимопомощь и дружеские отношения в игре.
Словарная работа:
активизировать в речи детей следующие слова: задобрила, комплимент, гостинец, ржаной, наливные яблочки, молочная река- кисельные берега.
Материал:
карточки-символы, альбомный лист, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, иллюстрации: дом, избушка на курьих ножках.
Костюмы:
Машенька - платочек, корзинка.
Ванечка – шапка.
Гуси-лебеди - 4 маски.
Яблонька - зеленая накидка, яблоко.
Речка - голубая накидка, чашка.
Печка - белая простынь, модуль, белый фартук, поднос с пирогами.
Баба-Яга – фартук, платок, нос, сумка, игрушка, метла.
Ход режиссерской игры:
Воспитатель: - Ребята, поздороваемся с нашими гостями.
- Я знаю, что вы очень любите играть. А какие игры вам больше нравятся?
- Скоро в нашем детском саду будет проходить конкурс на лучшее обыгрывание сказки. Давайте и мы сегодня попробуем поиграть в сказку.
- В каждой игре есть свои правила, давайте мы тоже придумаем правила для нашей игры, как надо играть и как не надо.
Правила: 1. Придумывать вместе.
2. Говорить по очереди.
3. Слушать друг друга.
4. Приглашать в игру всех желающих.
5. Нельзя кривляться и баловаться.
6. Нельзя кричать друг на друга и ссориться.
7. Нельзя друг друга перебивать.
Воспитатель: - В какие сказки вы бы хотели поиграть?
- Я рада, что вам многие сказки нравятся, но давайте мы сегодня поиграем в сказку «Гуси-лебеди», а в остальные сказки мы поиграем в другие дни.
Воспитатель: - Вспомним эту сказку, а я выложу на доске ее с помощью карточек-символов. ( С чего началась сказка? Что произошло дальше? Чем сказка закончилась?)
- А что можно изменить в любой сказке? (характер героев, сюжет, героев, местность,..)
- Хотели бы вы что-нибудь поменять в нашей сказке? Что?
- Молодцы. Много придумали разных идей, но давай сегодня попробуем изменить характер Бабы-Яги.
- Какая была Баба-Яга? В нашей сказке какая будет? (сначала злой, затем станет доброй)
- Что может повлиять на изменение характера Бабы-Яги? (задобрить комплиментами, подарками: яблочко, пирожок, киселек;,..)
- Изменится ли тогда сюжет сказки? (да, не надо будет Машеньке и Ванечке на обратной дороге прятаться, можно пробегая мимо речки, яблоньки и печки поблагодарить их за подарочки).
- Если изменится характер Бабы-Яги, то характер гусей-лебедей поменяется?
- Как можно закончить нашу сказку? (гуси-лебеди провожают Машу и Ваню домой)
- А сейчас пришло время распределить роли.
- Кто хочет быть Машенькой? Какая Машенька будет в нашей сказке? (характер, поведение в разных ситуация)
- Кого встречает первого, когда бежит искать Ванечку? (печку)
- Кто хочет быть печкой? Какая печка в сказке? Покажи нам печку. Что делает? (н-р, пирожки печёт).
- Давайте наши актеры попробуют изобразить диалог Машеньки и печки (диалог).
- Ребята, как вы думаете, получилось у наших актеров или нет?
- Кого следующего встречает Машенька? (яблонька)
- Кто хочет быть яблонькой? Какой яблонькой ты будешь? Какие у нее яблочки? Покажи нам яблоньку. Что делает яблонька? (н-р, яблочки будет рисовать).
- Попробуем разыграть диалог Машеньки и яблоньки (диалог).
- Кого встречает Машенька после яблоньки? (речку).
- Кто хочет сыграть речку? Какой речкой ты будешь в нашей сказке? Какая у нее вода? Какие берега? Изобрази речку. Что она будет делать? (н-р, украшать берега цветами – вырезать).
- Разыграем диалог Машеньки и речки (диалог).
- Кого встретит Машенька после речки? (Бабу-Ягу).
- Кто хочет быть Бабой-Ягой? Какой ты будешь в нашей сказке? Что делает Баба-Яга в избушке? (н-р, с Ванечкой играет, хозяйничает, …).
- Что ей Машенька скажет, чтобы Баба-Яга стала добрее? Что ответит Баба-Яга?
- Попробуем разыграть диалог Машеньки и Бабы-Яги (диалог).
- Кто хочет быть Ванечкой? Какой Ванечка в нашей сказке? Что будет делать?
- Кто сыграет роль гусей-лебедей? Какие они в сказке? Что делают?
- Чем наша сказка закончится?
- Можно я возьму на себя роль автора?
- А сейчас, давайте подумаем, где и кто будет стоять? Как обозначим дом Машеньки и Ванечки и избушку на курьих ножках? (расстановка)
- А теперь каждый подберет для себя костюм, чтобы быть похожим на своего героя, и нужные ему атрибуты и подготовимся к спектаклю.
Подготовка костюмов и расстановка героев.
- А сейчас мы, как самые настоящие актеры, покажем спектакль для наших гостей.
Показ спектакля.
- Ребята, понравилась ли вам наша игра?
- Что придумали нового в сказке? Что изменили?
- Что было трудно? Что понравилось?
- Кому удалось соблюдать все правила в игре?
- Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!
Руководство сюжетно-ролевой игрой
Кафе «Сладкоежка» в средней группе
Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогатить словарь, развивать речь детей.
Задачи:
- Закреплять знания детей о труде повара, официанта через предшествующую работу (беседы, рассматривание иллюстрации и т.д.);
- Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему кафе «Сладкоежка» (атрибуты, тематические альбомы);
- Способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение хода игры);
- Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
- Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события);
- Воспитывать умение считаться с интересами товарищей в коллективе, доброжелательность, дружеские взаимоотношения, активность, ответственность»
- Помочь в распределение ролей в подготовке и планировании действий.
Оборудование:
- Таблички с надписями «Администратор кафе», «Официант» (2 шт.), «Кассир»;
- Униформа для официантов;
- Скатерти для столиков;
- Муляжи (пирожные, булочки, фрукты, ягоды, мороженое и т.д);
- Ручки и блокнот для записи заказов;
- Халат для уборщицы;
- Магнитофон;
- Деньги;
- Касса и т.д.
- Оформление помещений кафе, кухни, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках.
Предшествующая работа:
- Дидактическая игры «Супермаркет», «Кем быть», «Угадай профессию», «Кто, что делает», «В гости к мишке», «Накрой на стол».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме.
- Беседа «День рождения в кафе «Мороженое», «Мое любимое кондитерское изделие».
- Лепка из соленого теста «Угощение для сладкоежек».
- Рассказы из личного опыта.
- Чтение: Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
- Экскурсия родителей с детьми в кафе.
- Ручной труд: изготовление бумажных денег, чеков.
Игровые роли:
Повар
Кассир
Клиент (посетитель)
Официант
Кондитер
Бармен
Администратор
Директор кафе
Посудомойка
Диджей
Уборщица
Швейцар
Аниматор
Сценарий игры:
Ведущий (В.): - Ребята, какие детские кафе вы посещали с родителями? («Макдональдс», «Мороженное», «Лакомка»).
- Давайте вспомним, кто работает в кафе?
Дети (Д.): повар, официант, администратор, бармен, аниматор, уборщица и т.д.
В.: А что должен делать повар в кафе?
Д.: готовить еду.
В.: А за что отвечает администратор?
Д.: контролирует работу сотрудников кафе.
В.: Чем занимается аниматор?
Д.: развлекает посетителей конкурсами и играми.
В.: Какие обязанности у официанта?
Д.: обслуживает посетителей, раздает еду, спрашивает заказ.
В.: Для чего люди посещают кафе:
Д.: в кафе ходят покушать, проводят праздники, встречи с друзьями, отдыхают с семьей.
В.: А вы знаете, как надо вести себя за столом?
Д.: В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть, а также головой вертеть.
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно.
В.: Молодцы, вижу вы знаете. Как надо себя вести за столом и в общественных местах.
В.: Ребята, у медвежонка Мишутки сегодня день рожденья и он приглашает нас отметить этот замечательный день. Но он только не знает где и как это сделать.
Д.: день рождения можно отметить в кафе.
В.: Давайте отправимся в кафе «Сказка», там самые замечательные аниматоры. Вы согласны?
Д.: да
В.: Кто будет поваром? ___, Кто будет официантами? ___, Кто будет посудомойкой? ____, Кто будет уборщицей? _____, Кто будет швейцар? ____, Кто будет кондитером?____, Кто будет аниматором? ____, Кто будет посетителями? ______, Кто будет администратор?___
В.: Выбирайте нужные атрибуты и начинаем игру. Роли выбраны, не забывайте, что самое главное вести себя культурно и вежливо.
Посетители: Здравствуйте.
Администратор: Добрый день проходите пожалуйста. Усаживайтесь поудобней, малыша можете отдать нашему аниматору, с ним поиграют и его накормят. К вам сейчас подойдет официант.
Официант: Добрый день.
Посетители: Здравствуйте, добрый день.
Официант: Что будете заказывать (подает меню)
Посетители: сок и фрукты.
Официант: Возьмите пирожные, они свежие и очень вкусные.
Посетители: мы обязательно возьмем пирожные, только попозже с чаем, если можно.
Официант: Как пожелаете. Отдыхайте, ваша заказ скоро будет готов.
(ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает и красиво расставляет на столе). Приятного аппетита.
Посетители: Большое спасибо (посетители едят, общаются между собой, празднуют д.р., дарят подарки).
Официант: подсчитывает сумму заказа.
Посетители: Пожалуйста посчитайте нас.
Официант: с вас 2 незабудки за сок, 3за пирожное и 1 незабудка за чай.
Посетители: Спасибо было очень вкусно и мы очень весело отпраздновали день рождения.
Официант: приходите к нам еще.
Администратор: Вам у нас понравилось? Как вас обслуживал официант?
Посетители: Все было замечательно. Мы придем еще раз.
Швейцар: Возьмите Вашу одежду. Приходите еще. Вам вызвать такси?
Посетители: Да, пожалуйста. Спасибо, до свидания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
ЛИТЕРАТУРА
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г.
Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г.
Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г.
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. Речь, 2010г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"
В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе
Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...
«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»
знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...