Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"
методическая разработка (старшая группа) на тему
В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды и активизация проблемного общения взрослого с детьми. Кроме того есть список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_konkurs_po_igre.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Павловского муниципального района
Районный конкурс методических разработок
по педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми детей
«Играем? Играем!»
Номинация:
«Методическая разработка
по педагогическому руководству
сюжетно-ролевой игрой детей
в старшем дошкольном возрасте».
Тема сюжетно-ролевой игры: «Фитнес-клуб»
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ д/с №20 г. Павлово
Краснова Татьяна Евгеньевна
г. Павлово – 2014 г.
Содержание
Пояснительная записка
1. Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.
2. Передача игровой культуры ребёнку.
3. Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды.
4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Список используемой литературы.
Приложения
Пояснительная записка
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Игра – основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере ребёнка. Она создаёт зону его ближайшего развития. Основным видом игры ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Её источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций – мышления, памяти, воображения, внимания, речи и некоторых видов детской деятельности. При этом, детская игра, по выражению Г.Г.Кравцова, «…это не отражение взрослого мира, а вхождение в мир человека». Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – один из важнейших условий развития полноценной творческой игры.
«…Играя, дети активно экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому, общие смыслы и мотивы деятельности взрослых перестают быть для ребёнка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли…» (В.Т. Кудрявцев). Причём, главное не количество сведений, получаемых дошкольником, а качество их усвоения. Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из её возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребёнка.
В исследованиях Е.В. Зворыгиной представлен комплексный план руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». Педагог расширяет представления воспитанников на прогулках, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, в беседах и познавательных рассказах об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых. Это содержание, по мнению автора, при определённых условиях может стать источником развития замысла игры детей. Одним из таких условий выступает второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребёнка в игровой условный план. Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются и следующие два компонента: своевременное изменение развивающей игровой среды и общение с ребёнком во время игры. Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра организуется как самостоятельная деятельность детей, и постепенно становится творческой и саморазвивающейся.
Современным дошкольникам предстоит освоить новую, постоянно меняющуюся картину мира. От них потребуется осуществить выбор: вести активный здоровый образ жизни или нет; критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять гибкость, а значит, более обдуманно строить свою дальнейшую жизнь. Именно поэтому, было решено обратиться к сюжетно-ролевой игре «Фитнес-клуб», цель которой - знакомство детей с культурным явлением – «Фитнес – клуб», его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения. Игра рассчитана на детей 5-7- летнего возраста. Формы проведения – организованная игра (совместная с педагогом), в ходе которой педагог даёт образцы социального поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать и как делать), развития ролевых взаимоотношений (как поступать, с кем что говорить – образцы ролевых диалогов); и свободная игровая деятельность детей, где педагог создаёт эмоционально благоприятные условия для её проведения, предоставляет ребёнку свободу выбора места игры и способов его организации, игровых действий.
1. Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры.
«Игра – это творческая переработка пережитых
впечатлений, комбинирование их и построение из них
новой действительности, отвечающей запросам
и влечениям самого ребёнка».
/ Л.С. Выготский/
Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями (сделать атрибуты к игре, соорудить постройку из строительного материала и т.д.); в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему. Замысел игры, её содержание возникает на основе планомерного обогащения опыта детей. Таким образом, цель первого компонента комплексного руководства игрой – развитие познавательного интереса детей к сюжетно-ролевой игре, знакомство с содержанием деятельности представителей различных профессий, задействованных в фитнес-клубе; их трудовыми действиями, личностными качествами, взаимодействием.
Задачи:
- Обогащать жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов, умению моделировать социальные отношения взрослого мира;
- Способствовать эмоциональной заинтересованности с/р игрой «Фитнес-клуб»;
- Развивать познавательный интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.
Одна из форм работы по обогащению сюжетно-ролевой игры «Фитнес-клуб» - познавательные занятия в форме беседы. Каждый взрослый человек имеет профессию, своё дело. Существует много современных профессий: стилист, массажист, косметолог и др. Идея ознакомления с этими профессиями – раскрыть содержание деятельности каждого. Ещё существуют такие формы работы по обогащению игры, как чтение художественной литературы, рассматривание картин, которые проводятся в режимных моментах: с утра, во второй половине дня или свободное после занятий (НОД) время.
источники игры | цель |
Познавательные рассказы и беседы:
(парикмахер, массажист, мастер по маникюру, косметолог, хореограф, физинструктор и пр.)
Экскурсия в фитнес-клуб «Созвездие» Экскурсия в медицинский кабинет Посещение ребёнком «Парикмахерской» (с родителями) с последующим рассказом о своих впечатлениях другим детям Задание родителям:
Ознакомление с художественной литературой
Рассматривание картин и иллюстраций
(художник Ю.Черепанов)
(художники А.И. Влязло, А.Ф. Сокирко)
(парикмахер, врач) (художник И.И. Пчелко) Наблюдение за деятельностью и отношениями людей Просмотр диафильмов Я.Райниса «Кукла заболела» Компьютерная презентация «Все профессии важны», «Каждый кузнец своего здоровья» Выращивание зелени (лук, укроп, петрушка) с последующим употреблением в пищу. (например, в фитнес-баре для приготовления витаминных салатов) | Развитие умения детей в ходе анализа ситуаций применять знания о правилах этикета, выбирать оптимальные модели поведения (специалист-клиент) с учётом интересов всех участников. Расширение возможностей детей, связанных с общением по телефону, формирование навыков общения по телефону. Знакомство детей с разнообразными профессиями взрослых (в рамках темы), формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общества. Знакомство детей с фитнес-клубом, как неотъемлемой частью современной жизни, с профессиями людей, работающих там. Формирование у детей представлений о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при употреблении пищи. Закрепление правил здоровьесбережения, формирование осознанного отношения к своему здоровью. Формирование у детей представления о понятии «вежливый человек», способствование выбору вежливых слов и речевых конструкций в различных жизненных ситуациях. Расширение знаний детей об уходе за ногтями рук. Формирование осознанного отношения к своему здоровью, развитие стремления вести ЗОЖ. Уточнение и дополнение знаний детей о работниках фитнеса, роли фитнес-клуба, в жизни современного общества. Организация наблюдения за работой медсестры, врача в детском саду. Обогащение знаний детей о профессиональной деятельности парикмахера. Привлечение родителей к подготовке с/р игры «Фитнес-клуб» с целью обогащения знаний детей по теме. Расширение форм сотрудничества с родителями в плане приобщения детей к ЗОЖ. Приобщение детей к ЗОЖ на основе знакомства с устным народным творчеством. Развитие познавательного интереса к спорту и физической культуре. Уточнение имеющихся знаний детей о профессиях взрослых (парикмахер, врач). Расширение знаний детей о конструктивных способах взаимодействия взрослых людей между собой. Пополнение знаний детей о ценности здоровья. Расширение и систематизация знаний детей о профессиях взрослых, о ценности ЗОЖ. Развитие познавательного интереса детей к укреплению и сохранению своего здоровья путём витаминизации. |
2. Передача игровой культуры ребёнку.
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,
что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
/Я.Корчак/
Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребёнка не спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». В условиях естественной передачи игровой культуры педагогом ребёнку, происходит обобщение накопленного им игрового опыта. Отсюда, цель второго компонента комплексного руководства – формирование у старших дошкольников игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру.
Необходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детской деятельности ставит перед воспитателем сложные задачи:
- Обогатить сюжет детской игры:
- Развивать умение детей комбинировать знания, полученные из разных источников для создания сюжетов с/р игры;
- Разнообразить игровые действия детей:
- развивать способности к творчеству в игре, формировать предпосылки произвольного поведения;
- Расширить ролевое взаимодействие воспитанников:
- развивать умение детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим разрешать конфликты в этически приемлемой форме.
Решить эти задачи можно путём организации специальных обучающих игр, используемых для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли.
Обучающие игры | цель |
Игры-загадки по профессиям:
Настольно-печатные игры
Игра «Разговор по телефону» (ролевые диалоги) Практические упражнения
Проблемные игровые ситуации
Подвижные и спортивные игры (по Программе) Дыхательная гимнастика (см. приложение 1) Отгадывание загадок о спорте Заучивание пословиц и поговорок о здоровье, ЗОЖ, спорте (см. приложение 2) Слушание музыкальных произведений:
Сотворчество воспитателя и детей:
Игры – спутники (см. приложение 3)
Игра-фантазирование «Кто ты?» Строительные игры Совместная игра воспитателя с детьми | Уточнение названий профессий, обогащение словарного запаса глаголами, характеризующими действия людей разнообразных профессий (по теме игры) Уточнение и активизация в речи детей названий профессий (парикмахер, косметолог, массажист, физинструктор и др.) и орудий их труда. Организация применения детьми умений соотносить действия людей с их профессией. Знакомство детей с полезными овощами, фруктами, ягодами; формирование понимания необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами. Развитие умения понимать важность выбора слов, наиболее подходящих в конкретной ситуации. Знакомство детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. Знакомство детей с миром спорта, развитие ассоциативного мышления. Развитие умения детей понимать схематичное изображение позы человека и воспроизводить её. Знакомство с видами спорта, развитие любознательности и наблюдательности. Обучение детей конструктивным способам общения, развитие умения детей использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Развитие умения детей ухаживать за обветренной кожей рук (аккуратно при помощи взрослого обрезать заусенцы, смазывать руки кремом). Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться расчёской, заплетать косы. Развитие умения детей соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием ногтей пальцев рук. Закрепление умения пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены, следить за своим внешним видом. Способствование согласованному развёртыванию игрового сюжета, обогащению содержания игры, формированию взаимодействий в игре. Развитие двигательной активности детей, развитие основных движений и психофизических качеств. Развитие вестибулярного аппарата детей. Развитие смекалки, умения сосредоточить внимание на определённых закрепляемых понятиях; приобщение детей к устному художественному творчеству. Развитие умения детей выразительно выполнять движения под музыку, импровизировать при помощи оригинальных и разнообразных движений; исполнять танцы, в соответствии с характером музыки. Создание банка идей для организации игры, расширение опыта ребёнка через новые формы взаимодействия со взрослым. Развитие воображения детей, умения различать условную и реальную ситуации. Развитие умения детей отображать в игре профессиональные действия парикмахера. Формирование у детей умения передавать последовательность профессиональных действий работников салона, взаимодействовать в соответствии с игровыми задачами. Формирование у детей социокультурных компетенций, связанных с выполнением социальной роли – массажист. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Развитие умения детей отображать в игре профессиональные действия врача. Формирование умения отображать в игре взаимодействие таких социальных ролей, как бармен, официант – посетитель. Развитие умения детей воображать ситуацию, когда во внутреннем плане создаётся роль, сюжет, переживание по поводу определённых событий. Развитие навыков конструктивно-модельной деятельности, формирование умения планировать свою работу и реализовывать замысел. Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре. Формирование умения детей творчески развивать сюжет игры. |
Примерный cценарий совместной обучающей игры «Фитнес-клуб»
Цель: на основе уточнения знаний о работниках фитнеса, развитие у старших дошкольников интереса к с/р игре «Фитнес-клуб», умений воспроизводить в игре профессиональные действия работающих там взрослых, обогащение содержания детской игры.
Задачи:
- Активизировать речь детей профессиональной терминологией, необходимой для развития сюжетной линии игры «Фитнес-клуб»;
- Развивать у детей представления о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни;
- Развивать коммуникативные навыки в ходе ролевого взаимодействия (умение грамматически правильно строить речевые высказывания в ситуациях ролевого общения);
- Совершенствовать умение детей широко использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство по своему усмотрению.
Роли: врач, медсестра, хореограф, физинструктор, бармен, посетители.
Ход:
Речь воспитателя | Предполагаемые ответы, действия детей |
- Ребята! Я хочу предложить вам отгадать загадку: «Лента, мяч, бревно и брус Кольца с ними рядом. Перечислить не берусь я Множество снарядов. Красоту и пластику Дарит нам...» - Правильно! Чтоб здоровым быть сполна физкультура всем нужна. Нам полезно без сомненья, всё, что связано с движеньем. А как вы понимаете пословицу «Где здоровье – там и красота»? - Молодцы! Все вы правы. А как вы думаете, где можно заниматься в нашем городе физкультурой и спортом? - А как вы занимаетесь укреплением здоровья? - Правильно. Вот и мне тоже хочется быть красивой, стройной и, конечно же, здоровой и поэтому я в выходной ходила в фитнес-клуб «Созвездие», который находится недалеко от нашего детского сада. В фитнес-клубе меня встретил гостеприимный администратор. Вы знаете, кто это такой и чем он занимается? - Администратор встречает посетителей-клиентов, находится на ресепшене и предлагает спортивные и оздоровительные услуги, оказываемые фитнес-клубом. -Вы знаете, что такое ресепшен? - Слово «ресепшен» произошло от английского слова и означает место регистрации, приёмную. Администратор разговаривает очень вежливо с клиентами, рассказывает обо всём спектре предоставляемых услуг, процедур; записывает на приём к специалистам (заводит на вас карту членов клуба). В фитнес-клубе «Созвездие» есть фитнес-зал. Как вы думаете, чем там занимаются? - Да! В фитнес-зале есть танцевальные классы (восточные танцы, латина, фольклор, рок-н-ролл и другие). На полу специальное спортивное покрытие «плавающий паркет», которое сводит к минимуму нагрузку на суставы и мышцы ног. В этом зале ещё есть и тренажёрный зал, где большой выбор спортивного оборудования. А кто занимается с пришедшими в тренажёрный зал клиентами? - Вы правы. Ещё этого тренера называют фитнес-инструктором. В тренажёрном зале также занимаются с клиентами, имеющими проблемы позвоночника и избыточный вес. Такие посетители сначала осматриваются врачами-специалистами по своей проблеме, затем получают от врача лечебной физкультуры необходимую консультацию, потом для них составляется индивидуальная программа занятий ЛФК с учётом диагноза и жалоб пациента, после чего они занимаются в тренажёрном зале с профессиональным инструктором ЛФК с помощью специального оборудования. - А в танцевальных классах кто занимается с посетителями? (подсказывает детям в случае затруднения) - В «Созвездии» также есть и «Центр красоты». Как вам кажется, что могут предложить там? - Действительно, здесь предоставляют такие услуги, как врачебная косметология (различные уходы за кожей лица); эстетическая косметология (например, наращивание ресниц, биоэпиляция); массаж (лечебный, детский, медовый, массаж горячими камнями – стоунтерапия); парикмахерские услуги и ногтевой сервис (маникюр, наращивание и дизайн ногтей). - После занятий танцами, фитнесом можно сходить и в фитнес-бар, где вам предложат специальные коктейли для наращивания мышечной массы и похудения, свежевыжатые соки, большой выбор воды и фито-чая. - От занятий физкультурой Будет стройная фигура. Нам полезно без сомненья Всё, что связано с движеньем. Вот, поэтому ребятки Будем делать мы зарядку. Физкультминутка «Это лёгкая забава» «Это лёгкая забава — Повороты влево, вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. - А сейчас я приглашаю вас посетить наш фитнес-клуб «Дюймовочка». Проходите, пожалуйста. Давайте, я буду администратором. Вы, не против? А.: Здравствуйте! Вы у нас в первый раз? Сейчас заведём на вас карточку членов клуба. Будьте добры, скажите ваше Ф.И.О, адрес, телефон. Какой зал вы хотели бы посетить? Кто ещё хочет посетить танцевальный зал, подойдите, пожалуйста, для записи ваших данных. С карточкой пройдите, пожалуйста, в медицинский кабинет. Кто у нас будет врачом, медсестрой? - Ребята, кто хочет быть хореографом? - В нашем фитнес – клубе различные танцевальные программы: восточные танцы, бальные, современные. А какие танцы знаете вы? - А теперь, к ресепшену, будьте добры, подойдите те, кто хочет посетить тренажёрный зал. Давайте запишем ваши данные. Пройдите, пожалуйста, на осмотр к специалистам. - Кто сегодня у нас будет физинструктором? Ты, Дима? Тогда продумай комплекс упражнений для развития разных групп мышц, начиная с шеи, плеч и кончая упражнениями для мышц ног. - Как вы себя чувствуете? Нужна ли кому из вас медицинская помощь? - Пройдите после занятий в наш фитнес-бар. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. У нас здесь огромное количество продуктов: огурцы, апельсины, лимоны, кофе, шоколад, лук, чеснок, колбаса. Как вы считаете, какие из названных продуктов полезны для вашего здоровья? - Вы правы. Сейчас наш бармен приготовит для вас свежевыжатый апельсиновый сок. Кто у нас бармен? Коля? Иди, Коля, порадуй гостей. - Понравилось ли вам в нашем фитнес-клубе? В следующее ваше посещение мы с вами познакомимся с нашим «Центром красоты», с различными видами массажа. О работе нашего клуба, вы можете узнать у администратора. До свидания, будем рады вас видеть снова. | - Гимнастика. - Тот, кто занимается спортом - здоров, а значит, и красивый, стройный. - Когда человек болен, его нельзя назвать красивым. - Чтобы быть красивым, спортивным, стройным нужно заниматься физкультурой…. - В Фоке «Звезда», в Доме спорта «Торпедо», в спортивных секциях и кружках, у нас в детском саду на занятиях физкультурой, в спортивной школе и пр. - По утрам делаем зарядку, много гуляем на свежем воздухе, занимаемся физкультурой на занятиях в детском саду, ходим с родителями в лес, парки, на речку летом, играем в подвижные игры, едим много овощей и фруктов, содержащих витамины… (предположения детей) (предположения детей) - Там занимаются на спортивных тренажёрах, занимаются танцами. -Тренер, физинструктор.
- Хореографы. - Наверно, парикмахерские, косметологические услуги. (Повороты туловища вправо и влево) (Приседания 5-6) (Ходьба на месте) - Нет, не против. (Ребёнок называет) -Танцевальный зал. Желающие подходят. (дети по желанию выбирают данные роли) Врач: - Как вы себя чувствуете? Давайте измерим температуру, давление. Имеются ли какие-либо заболевания? Покажите вашу кожу и пр. (данные медсестра заносит в карточку) Врач: Противопоказаний для занятий танцами нет. Температура и давление в норме. Кожа и зев чистые. И раз вы чувствуете себя хорошо, то проходите в зал. Желающий ребёнок отзывается. - Вальс, румба, танго, фокстрот, квикстеп и др. Хореограф: Проходите, пожалуйста. Первый танец «Вальс». Движения плавные, лёгкие. Не забываем про осанку. (включается соответствующая музыка) Затем другой танец. Врач осматривает посетителей и даёт допуск к занятиям в тренажёрном зале. Ребёнок показывает упражнения, дети- посетители повторяют. - Чувствуем себя хорошо. Медицинская помощь не нужна. -Огурцы, апельсины, лимоны, лук, чеснок. |
Способы выхода из игры:
- Чтобы привлечь посетителей в фитнес-клуб, можно предложить детям по окончании игры сделать всем вместе красивый рекламный плакат- баннер своими руками.
- Разработать и изготовить карточку члена клуба.
- Продумать и сделать карточки-талоны для посещения различных залов фитнес – клуба (например, определённого цвета или формы).
- Разработать деньги для игры (это могут быть ксерокопии настоящих купюр, или самостоятельно нарисованные деньги), а также продумать стоимость услуг.
Роли, которые могут исполнять дети в ходе игры в «Фитнес – клуб»
- Администратор
- Врач
- Врач ЛФК
- Физинструктор
- Инструктор ЛФК
- Хореограф
- Массажист
- Бармен
- Официант
- Косметолог
- Парикмахер - стилист
- Мастер по маникюру.
- Уборщица
Игровые действия:
- Администратор вежливо встречает посетителей, рассказывает обо всём спектре предоставляемых услуг, процедур; записывает на приём к специалистам, заводит на вас карту членов клуба.
- Врач добродушно встречает посетителя, задаёт вопросы о самочувствии, проводит осмотр, прослушивает фонендоскопом, измеряет тонометром давление, смотрит зев, кожу и пр., делает назначение, даёт допуск к занятиям в фитнес-зале.
- Врач ЛФК после осмотра врача даёт посетителю необходимую консультацию по выявленной проблеме, составляет индивидуальную программу занятий.
- Инструктор ЛФК занимается в тренажёрном зале по индивидуальной программе, на специальном оборудовании с посетителями, имеющими проблемы с позвоночником и с избыточным весом.
- Физинструктор занимается в тренажёрном зале с посетителями на спортивном оборудовании.
- Хореограф занимается в фитнес- зале с посетителями танцами.
- Массажист здоровается с посетителем, выясняет причину обращения, советует необходимый вид массажа, смазывает кожу кремом, делает массаж, даёт советы и рекомендации по устранению причины дискомфортного состояния.
- Парикмахер здоровается с клиентом, надевает пелеринку на клиента, моет волосы, сушит их феном, причёсывает, делает стрижку ножницами, укладку на бигуди; выпрямляет волосы, красит волосы, плетёт косички на длинных волосах, закалывает разнообразными заколками, прикалывает искусственные пряди, бреет электрической машинкой, освежает одеколоном, даёт рекомендации клиентам по правильному уходу за волосами.
- Косметолог делает клиенту массаж лица, протирает лицо лосьоном, тоником; смазывает кремом, делает макияж.
- Мастер по маникюру делает ванночки, маникюр, покрывает ногти лаком, смазывает кожу рук кремом, даёт рекомендации по уходу за кожей рук и ногтей.
- Бармен вежливо здоровается с посетителями, предлагает меню, принимает заказ.
- Официант приносит заказанные блюда, убирает со стола.
- Уборщица делает влажную уборку во всех залах фитнес-клуба, протирает спортивное оборудование, меняет полотенца, простыни и пр.
- Посетители приходят в фитнес-клуб, подходят к ресепшену, вежливо здороваются с администратором, выбирают процедуру или услугу, которую они хотели бы получить; проходят в медицинский кабинет, после осмотра врачом идут по назначению, занимаются фитнесом, получают косметологические услуги, массаж и пр. Благодарят, записываются при желании на следующий приём, уходят.
3. Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды.
«Предметно-развивающая среда выступает
как система материальных объектов
деятельности ребёнка, которая функционально
моделирует содержание его развития…».
/В.А.Петровский/
Развивающая предметно-пространственная игровая среда –это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, игру. Игровая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла, формированию культуры взаимоотношений.
Целью обогащения предметной игровой среды является создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать умение детей использовать в игре предметы-заместители,
- Формировать у детей способы решения игровых задач с помощью воображаемых предметов;
- Развивать умение создавать самостоятельно условия для игры, моделировать игровое пространство по своему усмотрению в соответствии с тематикой игры.
В организации сюжетно-ролевой игры необходимо особое внимание уделить созданию игрового пространства. Старшим дошкольникам необходима легко трансформируемая, вариативная среда. Обеспечить гибкую вариативную среду помогут универсальные маркеры игрового пространства (крупные объёмные модули, элементы напольных строительных наборов, ширмы, макеты-модели, макеты – карты). Универсальные маркеры позволят ограничить пространство игры и, в то же время, не будут препятствовать сюжетному движению в силу своей мобильности и трансформируемости. Для развития сюжетно-ролевой игры необходимо также наличие определённого набора игрового оборудования с большим разнообразием предметного наполнения. Например, для сюжетно-ролевой игры «Фитнес – клуб» необходимо внесение таких атрибутов:
- ёмкости- контейнеры для хранения игрового оборудования;
- передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца;
- копии – имитации парикмахерских инструментов, инструментов для салона красоты:
-пустые флаконы и баночки из-под косметических средств,
-альбом причёсок и стрижек,
-зеркало,
-разные виды расчёсок,
-пластмассовые ножницы,
-игрушечная машинка для мужской стрижки,
-фен,
-мисочка и щёточка для окраски волос,
-пелеринка для клиента, фартук –накидка для парикмахера.
-заколки,
-резиночки, бантики,
-парики,
-флакончики для лака,
-искусственные накладные пряди.
- совместно изготовленные атрибуты (визитные карточки «Фитнес – клуба», бутафорские деньги, афиша, талоны в кабинеты);
- посуда, муляжи овощей и фруктов – для фитнес-бара,
- игровой материал для врача (оборудование для осмотра больного)
- градусник,
- тонометр,
-фонендоскоп,
-молоточек,
-шпатель,
-ручка и бумага для рецептов;
- телефон;
- спортивный инвентарь (мячи, скакалки, гантели, детские велотренажёры, свисток, секундомер, массажные коврики, эспандер).
В оснащении игровой среды особое место также отводится предметам – заместителям, которые обогащают игровые действия детей. В данной игре, это могут быть: палочки, карандаши – выпрямитель волос, бигуди, шпатели; кубики – горячие камни для массажа; бросовый материал. Благодаря предметам-заместителям ребёнок имеет возможность создать собственное отражение недостающего предмета.
Ещё одной из форм обогащения ППРС является организация выставки книг, иллюстраций, настольных игр валеологического характера.
Неплохо также использовать приём внесения новых предметов для игры, игрового оборудования для фитнеса, созданного руками родителей. Это способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения: например, появление настоящих предметов, используемых взрослыми,- записные книжки, печать, рекламные буклеты «Фитнес-клуба», диски здоровья, степы и пр.
Можно также изготовить макет ресепшена для администратора фитнес – клуба.
Такое построение игровой среды будет способствовать формированию активной позиции ребёнка в игре: создадутся возможности, как для преобразования готовой среды, так и для творческого экспериментирования, фантазирования, свободного моделирования. Таким образом, предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребёнка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.
4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
« Игра – это сотворение собственного мира,
в котором можно установить удобные для себя
законы, избавиться от многих житейских сложностей,
отдаться мечте и радостям физического
или интеллектуального напряжения».
/ С.А.Шмаков/
Одна из важнейших задач дошкольного образования (по ФГОС)– развитие навыков общения детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребёнка. Общение – соединение двух душ, которые хоть на миг становятся равными. Один миг общения даёт воспитаннику больше, чем целые часы поучения. Важное условие развития игры – это общение с взрослыми. Оно является главным условием развития у детей воображения. Каким малыш будет завтра, зависит от того, какое он имеет общение с взрослыми сегодня. В совместной деятельности взрослый является не только самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. В общении с ровесниками ребёнок приобретает важнейшие черты личности: становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится управлять своим поведением. Подражая реальным взаимоотношениям взрослых, ребёнок дошкольного возраста создаёт в игре новую жизненную ситуацию, в которой стремится полнее реализовать образовавшуюся потребность в общении с другими детьми. В процессе игрового общения старших детей создаётся коллектив. Игровой коллектив – это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, которая обеспечивает одинаковые права каждого ребёнка на активную роль и выдумку в игре. В дружном игровом коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты.
Отсюда, цель четвёртого компонента комплексного руководства –способствование развитию навыков общения дошкольников посредством игры. Именно игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослым совместно с ребёнком. Реализовать поставленную цель можно путём решения следующих задач:
- формировать умение детей договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;
- развивать умение включаться по ходу игры в разнообразные диалоги, самостоятельно и конструктивно разрешать возникшие конфликтные ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- формировать умение детей принимать или тактично отказываться от игровых задач, поставленных сверстниками;
- продолжать развивать самостоятельность и инициативу в выборе участников, партнёров.
Тактика взаимодействия | Цель |
Общение с помощью проблемных ситуаций Заполнение с детьми листа ожиданий «Что я хочу узнать о работниках фитнеса» Вопросы к детям: -где можно получить необходимую информацию по теме игры? - Кто поможет в этом? - Как может помочь? Предложения детям обыграть определённые сюжеты, ситуации. Обращения к детям по ходу игры (Когда вы освободитесь? Можно ли записаться на следующий день? Когда можно посетить …специалиста? Где я могу ознакомиться с графиком работы специалистов? и т.д.) | Развитие игрового взаимодействия на основе обогащения содержания игры. Выяснение информационной проблемы детей и её устранение. Развитие у детей способов решения игровых задач. Развитие длительного активного взаимодействия детей, умения самостоятельно продумывать ролевые диалоги. Способствование развитию навыков общения в ходе игры. |
Вывод: Правильное, основанное на доверии и авторитете руководство играми – залог успешной организации детского коллектива. Игра дошкольников должна развиваться в специально созданных для этого условиях, предполагающих переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.
Список используемой литературы
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с..ил.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-128 с.
- Дроздова Л.С. Большое путешествие в волшебный мир игры. (из опыта работы), ООО «Педагогические технологии», 2008
- Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста.- статья в журнале «Ребёнок в детском саду» №2/ 2014 г. С.73-79.
- Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера. 2010.- 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). Авторы: Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В., Пыркова С.В.
- Лещинская – Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Н. Новгород, НИРО, 1999 г.
- Контроль воспитательно – образовательного процесса в ДОУ / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е.Н.Тверитина, Л.С. Барсукова; Под ред.М.А. Васильевой.- М.: Просвещение, 1986.- 112 с.
Приложения
Приложение 1
КОПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС № 1
Часики
Часики вперед идут, за собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
В: 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
Петушок
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
В.: 1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Насос
Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
В.: 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
Семафор
Самый главный на дороге, не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
В.: 1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.
И.п. – о.с.
В.: 1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Дыхание
Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
В.: 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
КОМПЛЕКС № 2
Гуси летят
Гуси высоко летят. На детей они глядят.
И.п. – о.с.
В.: 1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)
Ёжик
Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с.
В.: 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
Регулировщик
Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
В.: 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Маятник
Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала.
И.п. – руки на поясе (вдох).
В.: 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох);
4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х».
Радуга, обними меня
И.п. – о.с.
В.: 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.
Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
КОМПЛЕКС № 3
Крылья
Крылья вместо рук у нас, так летим – мы высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены.
В.: 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху! Как же вы без нас внизу?
И.п. – ноги слегка расставлены.
В.: 1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).
Покачивание
Покачаемся слегка, ведь под нами облака.
И.п. – ноги на ширине плеч.
В.: 1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).
Поворот
Надо посмотреть вокруг. Рядом ли летит мой друг?
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В.: 1 – повернуться вправо (вдох); 2 – и.п. (выдох); 3 – повернуться влево (вдох); 4 - и.п. (выдох).
Хлопок
Солнце мы хлопком все встретим, так полет свой мы отметим.
И.п. – ноги слегка расставлены.
В.: 1 – поднять руки вверх (вдох); 2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох); 3 – развести руки в стороны (вдох); 4 – и.п. (выдох).
Пчелы
Мы представим, что мы пчелы, мы ведь в небе – новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены.
В.: 1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
Приземление
Приземляться нам пора!
Завтра в сад нам, детвора!
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперед с одновременным опусканием
КОМПЛЕКС № 4
Ушки
Ушки слышать всё хотят про ребят и про зверят.
И.п. – о.с.
В.: 1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;
2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.
Задувание свечи
Нужно глубоко вдохнуть, чтобы свечку нам задуть.
И.п. – ноги на ширине плеч.
В.: 1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;
2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упр-ия корпус держать прямо.
Губы трубкой
Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать.
И.п. – о.с.
В.: 1 – полный вдох через нос, втягивая живот; 2 – губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив ими легкие до отказа; 3 – сделать глотательное движение, как бы глотать воздух;
4 – пауза в течение 2-3 сек., затем поднять голову, вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Воздушный шар поднимается вверх
Ты, как шарик, полети, сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
В.: 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох).
Очищающее «ха» - дыхание
Друг за друга мы - горой, посмеёмся над бедой.
И.п. – ноги на ширине плеч.
В.: 1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. 2 – задержать дыхание. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»); 3 – медленно выпрямится и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
Шипящее стимулирующее дыхание
Друг на друга пошипим, язычок мы укрепим.
И.п. – о.с.
В.: 1 – вдох через нос в естественном темпе;
2 – выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.
Ветер
Сильный ветер вдруг подул, слезки с ваших щек сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
В.:1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
КОМПЛЕКС № 5
Удивимся
Удивляться чему есть – в мире всех чудес не счесть.
И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;
В.: 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п.
Плечи
Поработаем плечами, пусть танцуют они сами.
И.п. – о.с.
В.: 1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох; 2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.
Поворот
Вправо, влево повернемся и друг другу улыбнемся.
И.п. – о.с.
В.: 1 – сделать вдох; 2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед; 4 – и.п. То же, выполнять в другую сторону.
Язык трубкой
«Трубкой» язычок сверни, головой слегка кивни.
И.п. – о.с, губы сложены «трубочкой», как при произнесении звука «о», язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».
В.: 1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки;
2 – закончить вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек;
3 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Покачаемся
Чтобы правильно дышать, себя нужно раскачать.
И.п. – о.с.
В.: 1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;
2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.
Погладь бочок
Мы погладим свой бочок от плеча до самых ног.
И.п. – о.с.
В.: 1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
То же, выполнить в другую сторону.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).
После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Приложение 2
Подборка художественного слова по теме «ЗОЖ»
Загадки:
1. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
2. У мыла есть забота
Мыло ходит на работу-
Напенится, намылится
Придет и ляжет в …(мыльницу)
3. Вытираю, я стараюсь,
После бани паренька
Всё намокло, всё измялось
Нет сухого уголка. (полотенце)
4. Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (зубная щётка)
5. Лёг в карман и караулит
Рёву плаксу и грязнулю
Им утрёт потоки слёз
Не забудет и про нос. (носовой платок)
6. Если делаю причёску
Помогает мне…(расчёска)
7. Я измерил сотню луж
Грязь смывать бегу
Под…(душ)
8. Умываюсь утром рано
Я водою из-под …(крана)
9.Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы... (Санки)
10. Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой.
Меня били, колотили, ледяной водой облили,
А потом с меня, крутой, все скатилися гурьбой.
(Горка)
11. Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом (Лыжи)
12. Обгонять друг друга рады,
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши они, легки, быстроходные...
(Коньки)
13. На рояль я не похож, но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха, прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. Как зовусь? (Велосипед)
Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь — он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь.
Отгадай, что это? (Мяч)
Пословицы и поговорки для детей о спорте и здоровье:
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
- Крепок телом — богат и делом.
- В спорте, как и в казино, выиграть случайно очень трудно.
- В спорте мания величия помогает плохо. Но хорошо помогает мания преследования.
- Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь.
- Пешком ходить — долго жить.
- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- И смекалка нужна, и закалка важна.
- Где здоровье — там и красота.
- Двигайся больше — проживешь дольше.
- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
- Кто встал до дня, тот днем здоров.
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Каждый кузнец своего здоровья.
- Здоровому все здорово.
- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- От лежанья да сиденья хвори прибавляются.
- Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
- Чистота — залог здоровья.
- Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
- Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
- Отдай спорту время, а получи здоровье.
- Без осанки и конь — корова.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Главное соревнование — борьба с самим собой.
- Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь.
Стих о витаминах
Что такое витамины и зачем они нужны?
Мы вам всем сейчас расскажем, витамины ведь важны!
Чтобы зренье сохранить, витамин «А» нужно пить.
Он нам роста добавляет, волосы и ногти укрепляет!
Если быстро ты устал, на уроках засыпал,
Витамины «В» попей – жизнь будет веселей!
А иммунную систему будем все мы укреплять,
И для этого всегда витамин «С» принимать!
От простуды помогает витамин нам «С» всегда.
Он в капусте и в моркови, в ягодах он и в лимоне!
Кости тоже укрепляй, витамин «Д» принимай.
Есть он в солнечных лучах, в рыбе, яйцах, овощах!
Витаминный алфавит изучи ты с детства.
Чтоб ангину и рахит, не получить в наследство.
Витаминов очень много, как в них разобраться?
К доктору всегда, друзья, нужно обращаться!
Приложение 3
Игры – спутники (сопутствующие сюжетно-ролевые игры)
«Парикмахерская»
Цель: Развитие умения детей отображать в игре профессиональные действия парикмахера.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера,
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважительное, вежливое обращение друг к другу при ролевом взаимодействии,
- Формировать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры, подбирать необходимые атрибуты, предметы – заместители.
- Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Роли: парикмахеры: женский и мужской мастер, кассир, администратор, уборщица, клиенты разного характера.
Игровые действия:
- Парикмахер здоровается с клиентом, надевает пелеринку на клиента, моет волосы, сушит их феном, причёсывает, делает стрижку ножницами, укладку на бигуди; выпрямляет волосы, красит волосы, плетёт косички на длинных волосах, закалывает разнообразными заколками, прикалывает искусственные пряди, бреет электрической машинкой, освежает одеколоном, даёт рекомендации клиентам по правильному уходу за волосами.
- Администратор вежливо встречает посетителей, выясняет желание клиента, предлагает спектр услуг: стрижка, укладка, окраска и т.д.
- Кассир принимает деньги от клиента, выбывает чеки.
- Уборщица подметает пол, моет пол, меняет использованные полотенца, накидки, фартуки.
- Клиенты (посетители) вежливо здороваются, снимают верхнюю одежду, сообщают о своём желании администратору, советуются с парикмахером, платят за оказанную услугу кассиру деньги, благодарят и уходят.
Игровой материал: зеркало, контейнер для хранения атрибутов, разные виды расчёсок, флакончики из-под шампуней, бальзамов, мусса; бигуди –липучки, несколько видов пластмассовых ножниц, игрушечная машинка для стрижки волос, фен, мисочка и щётка для окрашивания волос, пелеринка для клиента, фартук – накидка для парикмахера или халат, всевозможные заколки, резиночки, бантики, искусственные накладные пряди, полотенца, парики, журналы с образцами причёсок и стрижек, кассовый аппарат, чеки, бутафорские деньги, игрушечная швабра, ведро, веник или щётка, тряпки для пыли и пола.
«Салон красоты»
Цель: Формирование у детей умения передавать последовательность профессиональных действий работников салона, взаимодействовать в соответствии с игровыми задачами.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о работниках салона (косметолог, мастер по маникюру, парикмахер);
- Вызвать желание детей выглядеть красиво;
- Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах;
- Формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров;
- Развивать децентрацию, коммуникативные функции речи.
Роли: парикмахер, косметолог (мастер косметического кабинета), мастер по маникюру, администратор, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия:
- Косметолог делает массаж лица, протирает лицо лосьоном, тоником; смазывает кремом, делает макияж.
- Мастер по маникюру делает ванночки, маникюр, покрывает ногти лаком, смазывает кожу рук кремом, даёт рекомендации по уходу за кожей рук и ногтей.
- Парикмахер здоровается с клиентом, надевает пелеринку на клиента, моет волосы, сушит их феном, причёсывает, делает стрижку ножницами, укладку на бигуди; выпрямляет волосы, красит волосы, плетёт косички на длинных волосах, закалывает разнообразными заколками, прикалывает искусственные пряди, бреет электрической машинкой, освежает одеколоном, даёт рекомендации клиентам по правильному уходу за волосами.
- Администратор вежливо встречает посетителей, выясняет желание клиента, предлагает спектр услуг: парикмахерские, косметические и др.
- Кассир принимает деньги от клиента, выбывает чеки.
- Уборщица подметает пол, моет пол, меняет использованные полотенца, накидки, фартуки, салфетки; воду в ванночках; обрабатывает инструменты специальным раствором.
- Клиенты (посетители) вежливо здороваются, снимают верхнюю одежду, сообщают о своём желании администратору, советуются с мастером, платят за оказанную услугу кассиру деньги, благодарят и уходят.
Игровой материал: весь парикмахерский набор, зеркало, лак для ногтей, детская косметика, игрушечный маникюрный набор, ванночки, флаконы из-под крема, тоника, лосьона, салфетки, полотенца, кассовый аппарат, чеки, бутафорские деньги, игрушечная швабра, ведро, веник.
«Массажный кабинет»
Цель: Формирование у детей социокультурных компетенций, связанных с выполнением социальной роли – массажист.
Задачи:
- Познакомить детей с профессиональными действиями массажиста, видами массажа, его пользой для здоровья человека;
- Вызвать интерес к данной профессии;
- Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; конструктивных способах взаимодействия;
- Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Роли: Администратор, массажист, уборщица (санитарка), кассир, клиенты.
Игровые действия:
- Администратор вежливо встречает посетителя, выясняет причину обращения, записывает посетителя на приём к специалисту, знакомит с видами массажа, выясняет желание клиента.
- Массажист здоровается с посетителем, выясняет причину обращения, советует необходимый вид массажа, смазывает кожу кремом, делает массаж, даёт советы и рекомендации по устранению причины дискомфортного состояния.
- Санитарка делает влажную уборку массажного кабинета, меняет простынь, пелёнку на кушетке после каждого посетителя.
- Кассир получает деньги за оказанные процедуры, пробивает и даёт чек.
- Клиенты здороваются с администратором, записываются на приём к специалисту, проходят в гардероб, раздеваются и одевают бахилы, заходят в массажный кабинет, сообщают о своей проблеме специалисту, прощаются и уходят по окончании процедуры.
Игровой материал: кушетка, простынь, пелёнка, тюбики из-под крема, кассовый аппарат, чеки, бутафорские деньги.
«Больница»
Цель: Развитие умения детей отображать в игре профессиональные действия врача.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии врача, медицинской сестры;
- Воспитывать чуткое, заботливое отношение к больному;
- Развивать такие личностные качества, как доброта, сострадание, отзывчивость;
- Развивать культуру общения в ролевом взаимодействии.
Роли: врачи разных специализаций, медсёстры, санитарки, больные.
Игровые действия:
- Врач добродушно встречает больного, выясняет жалобы, задаёт вопросы о самочувствии, осматривает больных, прослушивает фонендоскопом, измеряет тонометром давление, смотрит зев, кожу и пр., делает назначение.
- Медицинская сестра записывает назначения врача в карточку, измеряет температуру, выдаёт выписанное врачом лекарство, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны.
- Санитарка делает в палате влажную уборку, меняет постельное бельё у больных.
- Больные поступают в приёмный покой.
Игровой материал: белые медицинские халаты, шапочки, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, молоточек, шприц, шпатель, мази, таблетки, порошки, микстуры, карандаш и бумага для рецептов.
«Поликлиника»
Цель: Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессиям врача и медсестры;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному;
- Формировать умение детей творчески развивать сюжет игры.
Роли: работник регистратуры, врач, медсестра, санитарка, больные.
Игровые действия:
- Работник регистратуры вежливо здоровается с посетителями, спрашивает ФИО больного, адрес, заносит данные в компьютер, находит карту, даёт талон к врачу, говорит, в каком кабинете принимает врач.
- Врач добродушно принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, осматривает кожу, зев, слизистые; задаёт вопросы о состоянии здоровья, самочувствии, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление тонометром, ставит диагноз и делает назначение.
- Медсестра записывает назначения врача в карточку, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны, смазывает мазью и пр.
- Санитарка делает влажную уборку в кабинете, меняет полотенце.
- Больные идут в регистратуру, сообщают работнику регистратуры свои данные (ФИО, адрес), берут талон к врачу и идут в кабинет.
Игровой материал: белые медицинские халаты, шапочки, фонендоскоп, тонометр, градусник, бинты, шприцы, ножницы, пинцет, шпатель, мази, таблетки, порошки, бумага и ручка для рецептов, медицинские карточки, компьютер.
« Кафе»
Цель: Формирование умения отображать в игре взаимодействие таких социальных ролей, как бармен, официант – посетитель.
Задачи:
- Развивать способность детей совместно организовывать и развивать игру, согласовывая игровой замысел с замыслами партнёров по игре;
- Развивать инициативу, организаторские способности;
- Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;
- Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
- Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты к игре.
Роли: бармен, официант, посетители, уборщица, шофёр, администратор.
Игровые действия:
- Администратор контролирует работу всего персонала кафе, отслеживает наличие необходимых продуктов, договаривается с шофёром о привозке недостающего в кафе товара.
- Бармен вежливо здоровается с посетителями, предлагает меню, принимает заказ.
- Официант приносит заказанные блюда, убирает со стола.
- Уборщица делает влажную уборку в кафе, моет посуду, протирает столики, выносит мусор.
- Посетители приходят в кафе, смотрят меню, делают заказ и проходят за столик, аккуратно едят, вежливо благодарят и уходят из кафе.
- Шофёр привозит недостающие продукты в кафе на машине, разгружает товар.
Игровой материал: посуда: тарелки, чайник, вилки, нож, ложки, чашки, трубочки для коктейля; муляжи овощей и фруктов; грузовик, поднос для посуды, меню, игрушечные ведро и швабра, тряпки для пыли и пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.
В моем материале содержится методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Пожарные" для детей 5-7 лет по четырем разделам:1. Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.2.Пер...
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой детей "Космическое путешествие" в старшем дошкольном возрасте
Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие» будет интересна для детей старшего возраста....
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» детей в младшем дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»...
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте
У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то о...
«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»
знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой «Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: выяснить, что дети знают о космосе и профессии космонавтаРассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме. Беседы. Высказывания и суждения. Обмен мнениями. ЦЕЛЬ: Показать детям значи...