Опыт работы. Тема: "Волшебные Дары".
методическая разработка
Представление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фребеля" с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы. Тема: «Волшебные Дары»
Цель. Представление опыта работы по использованию «Игрового набора Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
Задачи.
Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
Показать практическое применение «Игрового набора Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Жил - был в 19 веке немецкий педагог, ученый Фридрих Фрёбель.
Он был волшебником и создал первый в мире детский сад, решив, что дети похожи на растения, требующие ухода и придумал игры развивающие, которые назвал «дарами».
Он был добрым и дарил эти игры крестьянским детям.
Сами дары имели три волшебных качества: были сделаны из натурального дерева, экологически безопасны, создавали условия для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной игровой деятельности детей.
***
Волшебник в то далекое время первым понял, что только в игре ребенок наилучшим образом может реализоваться и развиваться.
А чтобы в сказочных дарах его не заблудиться, он создал разноцветные клубочки, открывающие волшебные тропинки к дарам.
Таким образом, волшебные клубочки учили ребенка различать цвета и ориентироваться в большом и неизведанном мире и были первой игрушкой. Ведь волшебник знал, нежной ручке не удержать угловатые предметы.
***
Куда же нас с вами этот клубочек приведет?
А привел он нас к сундучку. В этом сундучке второй основной дар Волшебника, его знания об окружающем мире. Здесь мы видим шар, куб и цилиндр.
Так дети, знакомясь с необычными фигурами, делают первые шаги в геометрию.
Ну а мы продолжаем знакомиться с другими волшебными дарами.
***
Клубочек привел нас к маленьким домикам, где живут вот такие кубы. Мы видим тут не один домик, это волшебная деревенька, где маленьких жителей зовут «часть», а больших «целое».
Этот волшебный дар помогает детям представить, как можно поделить фигуру пополам и знакомят с новыми словами «часть, целое».
Эти фигуры позволяют тем, кто берет их в руки, стать творцом. Ведь они дают возможность сделать разнообразные постройки.
***
А мы идем за клубочком дальше. И вот перед нами река, нужно построить мост из разноцветных палочек, чтобы пройти по нему. Палочки позволяют создавать прекрасные симметричные формы по очереди. Используя большее количество и более широкий диапазон длин, создаются сложные рисунки.
***
А наш клубочек зовет нас дальше в путь-дорогу.
И вот перед нами замок необычный, а в нем клад лежит, да нас ждет.
Грустно замку и одиноко, никто в нем не живет. Можно помочь и поселить рядом с ним животных виданных, невиданных, роботов чудных, да красавиц писанных и создать свои картины, используя геометрические фигуры.
Дары Фрёбеля– это не просто игры, это источник развития и образования детей. Он может быть использован для: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития.
Мы решили попробовать «Систему Даров» для формирования навыков составления рассказов.
Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных областях, особенно хочу выделить развитие речи.
Ребята пробовали выкладывать картины с применением «Даров» вначале по образцу. Со временем, дети начали активно изобретать новые образы и стараться привнести что-то свое в процессе выполнения задания.
Один из приемов, который нравится детям - «составление сказки». Во время занятия по развитию речи, мы не просто читаем сказку, а выкладываем ее сюжет, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки.
Отмечу, что с началом применения «Даров Фребеля», у наших воспитанников речь становится более грамотной, они научились отвечать на вопросы полным ответом; дети, имеющие затруднения в речи, стали более активными на занятии.
Уважаемые коллеги, вот и мы с вами сегодня попробуем, используя волшебные «Дары», составить интересный рассказ по сюжетной картинке, которую вам будет необходимо самостоятельно выложить из деталей.
Перед вами две различные картинки с разным сюжетом:
1 команде необходимо выложить сюжет по данной картинке и составить диалогический рассказ.
2 команде описательный рассказ.
Прошу Вас выбрать необходимые для вас детали из набора. Работаем в команде.
***
Дары – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Он является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Система работы по Фрёбелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно во всех возрастах. Главная задача взрослого – дать ребенку правильное направление в игре, заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.
При использовании набора у детей развиваются социальные и коммуникативные навыки, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи. Также дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.
Именно поэтому, мы можем сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!
В нашем детском саду мы его применяем на групповых и индивидуальных занятиях, в самостоятельной игровой деятельности детей, а также в режимных моментах.
В социально - коммуникативном развитии дошкольников хочется особо отметить применения нами «Игрового набора» в процессе первичной адаптации малышей. «Дары» помогают воспитателям быстрее адаптировать детей к жизни в детском саду. Этому способствуют разнообразные игры и задания на сплочение группы и знакомство ребят друг с другом и воспитателем, например «Бусы дружбы» или игра «Настроение».
В познавательном развитии особенно хочется отметить применение Даров на занятиях по Формированию Элементарных Математических Представлений. Дети изучают различные формы, понимают часть и целое, решают логические задачи, идет развитие познавательной активности, мелкой моторики, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей дошкольников.
Особо хочу отметить речевое развитие - здесь возможности очень разнообразны. Мы с детьми составляем сказки; вспоминаем пословицы, стихи, поговорки, используя как раздаточный материал.
Мне нравится проводить с ребятами очень интересную и познавательную игру с мячиками,
На занятиях по художественно-эстетическому развитию применение «Даров» открывает возможность знакомства с новыми композициями и нетрадиционными техниками рисования, ознакомление с многообразием цвета, форм и разных свойств предмета, у детей возникает интерес к изобразительному творчеству.
На занятии по рисованию, аппликации, лепке «Дары» можно использовать в конце выполнения работы, дополнив рисунок и поделку разными элементами.
Даже без целенаправленного воспитания, ребенок воспринимает красоту окружающего мира. Поэтому планомерное ознакомление с цветными фигурами, осуществляемое через игровое пособие, способствует формированию у детей устойчивого зрительного образа цвета.
В физическом развитии мы активно применяем мячики, которые помогают нам тренировать ловкость, глазомер, выполнять зарядку для глаз.
Малоподвижные и подвижные игры формируют у детей физические качества, начальное представление игр с правилами, а также способствуют правильному формированию опорно - двигательной системы, развивают равновесие и координацию движений.
Также часто используем «Дары» во время встреч в «Утреннем кругу», чтобы зарядить детей хорошим настроением с помощью ярких, разноцветных предметов.
Помимо совместной деятельности на занятиях взрослого и ребёнка, есть возможность самостоятельной продуктивной, игровой деятельности.
В заключении я хочу сказать, что спектр действий со всеми комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем. Педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где он мог использовать тот или иной комплект, продумать интеграцию, дополняя собственными заданиями.
Работу по данному материалу мы будем продолжать, так как она даёт возможность стать детям более активными, инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других.
Рассказ по картинам
Ну а я предлагаю вам оставить свои впечатления о мастер-классе, используя один из наборов «Даров Фрёбеля».
Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дал вам этот мастер класс и собрать бусы. Красные бусинки будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синие бусинки будут означать, что услышанная информация вам знакома. Желтые бусинки- информацию принять к сведению.
Вот такие разноцветные, красивые бусы из наших впечатлений у нас получились.
Спасибо! Очень приятно с вами было поработать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...

Исследовательская работа Тема: «Волшебный мир красок»
АктуальностьМы очень любим рисовать красками, но никогда не задумывались, из чего же они сделаны и можно ли сделать краски самим. МашаЦель исследования: узнать способы изготовления красок в домашних у...
Опыт работы на тему "Дары Фребеля" как средство развития у детей дошкольного возраста математических способностей"
Математическое развитие посредством "Даров Фребеля"...

Планирование воспитательно-образовательной работы тема "Волшебные слова" (на неделю 01.02.-05.02.21г.)
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 01.02.-05.02.21г.)...

Опыт работы по теме "Развитие навыков технического конструирования дошкольников посредством дидактического набора «Дары Фребеля»"
Опыт работы воспитателя...

Опыт работы "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....