Мастер – класс для педагогов «Развивающие дидактические игры своими руками для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Цель: способствовать интересу педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Развивающие дидактические игры своими руками для детей среднего дошкольного возраста»
Подготовила: Воспитатель
Шмелькова Т.В
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Развивающие дидактические игры своими руками для детей среднего дошкольного возраста».
Цель: способствовать интересу педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами дидактических игр из нетрадиционного материала.
2.Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3.Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер – класса.
План:
1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.
2. Знакомство педагогов с выставкой игр по сенсорному развитию. Показ презентации.
3. Практическая часть:
Конкурс «Умелые ручки».
4. Заключительная часть.
Оборудование: бросовый материал, презентация «У игры свои секреты», дидактические игры.
Ход мероприятия:
1.Информационная часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста своими руками.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…» - считал В.А. Сухомлинский.
Сегодня я расскажу вам. Как можно быстро и просто, без особых материальных затрат изготовить увлекательные пособия своими руками – интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
В создании игр мне некоторые идеи подсказывали родители, а порой они выражали свое желание помочь в изготовлении.
Вот игры, которые я хочу вам представить:
2. Показ презентации, выставка игр по сенсорному развитию:
Дидактическая игра «Тактильная коробка».
В коробке находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнуровки и т.д. Все предметы находятся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками. Дидактическое пособие «Тактильная коробка» помогает детям, используя прикосновения, познакомить окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения. Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке – содержимое коробки надо обновлять.
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используют для одновременного воздействия на все части кисти ребенка. Помните, сенсорное развитие выстроено на форме, величине, тип материала, весе и даже звуке предмета при его прикасании. Сухой бассейн – способен заинтересовать ребенка и воспитать у него усидчивость, любознательность при полной спокойной нервной системе маленького человека.
Сделать его очень просто: берутся пустые киндеры сюрпризов, наполняются разными наполнителями (крупой), просто маленькие игрушки от киндеров, кладутся в контейнер и засыпаются в данном случае фасолью. Чтобы дети, как можно глубже погружали свои ручки в наполнитель и тем самым массировали их, пальцы становятся более чувствительными, а движения координированными.
Дидактическая игра «Бусы из макарон»
Укрепляют и развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивают концентрацию внимания, развивают усидчивость, аккуратность. Формируют умения сочетать по цвету, прививается чувство к прекрасному и удовлетворению своей работой.
Это пособие может сделать сам малыш с небольшой помощью взрослого: берутся толстые макароны, ребенок сам может придать каждой разные цвета с помощью краски и кисточки, дать высохнуть разноцветным изделиям, нанизать их на ленточку. Бусы готовы!
«Игры с прищепками и цветными скрепками».
Цель игры: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Формировать умение скреплять и объединять предметы по признаку цвета.
Развитие быстроты мышления.
Воспитание усидчивости.
Игры с прищепками и скрепками могут быть направлены на воображение ребенка. – Сделай лучики солнышку. – Пусть из тучки пойдет дождь. – Что не хватает ежику? (Иголок) и т.д.
Эта игра может сопровождаться загадкой.
1.На спине иголки, длинные колкие,
А свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ежик)
2. Та весь мир обогреваешь.
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце.
А, зовут тебя все … (солнце)
Можно прервать наше занятие и воспользоваться лежащими прищепками и сделать себе пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Бельевые прищепки поочередно «Кусают» ногтевые фаланги. «Кусает» на ударные слоги:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он, думает, это не палец, а мышь.
Смена рук – Но я, же играю с тобою малыш.
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш»!
Или
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок» Смена рук:
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!»
Игра «Мозаика из пробок и пуговиц».
Подберите крышки от бутылок или детского питания, можно подобрать пуговицы разного цвета и размера.
Выкладывать рисунки с помощью данного материала можно самостоятельно на столе, а можно по нарисованному шаблону воспитателя. Все зависит от желания ребенка. Можно выкладывать бусы (с бусами вообще можно расширить игру) как в произвольной форме, так и в заданной задаче ребенку – в определенной последовательности цвета, размера.
На пример нарисованное педагогом дерево может быть игрой - «Времена года». Из пуговиц можно подобрать дереву листья.
С крышками можно поиграть в игру «Шагаем в лыжах».
Можно устроить соревнование, кто быстрее дойдет до финиша. Пальчики, указательный и средний встают в пробки, который располагаются вверх резьбой, начинают двигаться на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Вспомните всем известные стихи:
Мишка косолапый, по лесу идет …
Большие ноги шли по дороге …
По желанию можно подбирать другие четверостишья.
Как вы думаете, что развивает эта игра? (Ответы педагогов). Пробки помогут нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.
Игры с резинками для волос
Задание первое. Педагог просит повторить ребенка после его действий с резинками. Взрослый надевает резинки на свои пальцы и просит повторить ребенка за ним или дается определенная схема – карточка. Тренируется память, цветовосприятие и мелкая моторика пальцев.
Задание второе. «Придумай картину» Работа аналогична со скрепками. Можно загадывать загадки, а отгадка рисунок из резинок. Но здесь надо учитывать то, что форма резинок для волос круглая. Поэтому и загадки нужны подходящие по форме ответа.
«Игры с бусами»
С бусами ребенок может играть, ощупывать их, проявляя свою выдумку и фантазию. У ребенка получаются красочные и привлекательные рисунки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Бусы не вызывают у ребенка негативные отношения и вся работа воспринимается им как игра. Ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статическую сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Работа с бусами позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологическое затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
«Бусы и шкатулочка»
Кисти рук прижаты друг к другу «лодочкой». Внутри находится нитка бус. «Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, ее можно было потрясти и услышать звук. На что он похож?»
Ответы. Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Поднял бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
«Вертушка»
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращения бус до полной остановки. Кладем бусы обратно в ладошку. Затем также берем и вращаем другой рукой.
«Узоры»
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратили в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать»
Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).
Рисуем бусами.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмем.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнем.
Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберем
И ладошками сгребем,
Пальчиками их поманим – «Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмем ладошкой.
Крутим мы ладонь и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодочка здесь.
А потянем еще дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелочка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в сторону немножко –
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим в его «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«парусник»
Бусы снова мы возьмем,
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые участники мастер-класса! Вам выпала большая честь принять участие в конкурсе «Умелые ручки». Вам нужно сделать диагностическую игру по сенсорному развитию из предложенного вам материала, который находится у вас нас столах. Вам нужно придумать названия своей игры и озвучить цели игры. Если вы изготовите не одну, а несколько игр, то это будет только приветствоваться, не забывайте про названия и цели игры.
Заключительный этап
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дидактические игры своими руками для детей раннего дошкольного возраста"
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру....
Дидактические игры своими руками для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры своими руками для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры своими рукамидля детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру....
Мастер-класс для педагогов. "Дидактические игры своими руками для детей среднего дошкольного возраста"
Цель: способствовать интересу педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию....
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...
Мастер-класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем для детей младшего дошкольного возраста»
Цель: помочь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста....