Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с РАС.
консультация (средняя группа)

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с РАС. Расстройство аутистического спектра (РАС) ; отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.У детей с РАС наблюдаются особенности в развитии общей и мелкой моторики: слабый контроль равновесия, нарушение точности и силы движений, их скоординированности, а также недостатки в формировании навыков зрительно-двигательной координации.Важная роль в развитии ребенка принадлежит игровой деятельности. По утверждению Л. С. Выготского, игра становится источником развития личности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС являются пальчиковые игры с обязательным включением коммуникативного компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_v_rabote_s_detmi_s_ras.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с РАС.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

У детей с РАС наблюдаются особенности в развитии общей и мелкой моторики: слабый контроль равновесия, нарушение точности и силы движений, их скоординированности, а также недостатки в формировании навыков зрительно-двигательной координации.

Важная роль в развитии ребенка принадлежит игровой деятельности. По утверждению Л. С. Выготского, игра становится источником развития личности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС являются пальчиковые игры с обязательным включением коммуникативного компонента.

Для детей с РАС характерно сочетание манипуляторных действий с предметами и предметных действий. Преобладают повторяющиеся движения. При освоении дидактических игрушек им необходима помощь взрослых так как способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Поэтому детям нужно большее количество проб для решения наглядной задачи.

Общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают сложности в формировании навыков самообслуживания - затруднения в использовании ложки в процессе еды, большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

В начале развития мелкой моторики необходимо использовать предметы, которые вызывают положительные эмоции у детей с РАС. Постепенно переходя на более сложные формы. Для увлечения детей можно использовать предметы быта: карандаши, прищепки, бусины, шишки, крупы. Начинать лучше с ярких, больших предметов, которые ребенок видит каждый день дома. Сначала необходимо дать ребенку познакомиться с предметом, а уже потом давать инструкцию по его использованию.

Отклонения, которые наблюдаются в развитии двигательной сферы у детей с РАС: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточность

скоординированности и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, нарушение моторики кистей и пальцев рук.

В результате систематического применения пальчиковых игр и упражнений у детей с РАС происходит активизация моторики рук, желание повторять движения, договаривать и повторять фразы. Использование игр снимает у детей психическое напряжение, вызывает желание тактильно контактировать со взрослым, развивать эмоциональное общения, коммуникативные навыки.

В зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей необходимо варьировать подбор игр и упражнений, их количественный и качественный состав. Большое значение имеют желание ребенка и положительная эмоциональная составляющая. Любое достижение необходимо обязательно поощрять для достижения и закрепления результатов.

Серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики с коммуникативным компонентом («Вот-вот!», «Колючий ежик», «Ладошки», «Башня».

Примеры таких игр приведены ниже:

«Вот –вот!»

Где червяк ползет? Вот-вот!

(Сгибаем и разгибаем указательный палец левой руки, а указательным пальцем правой руки показываем на «червяка».)

Где же дерево растет? Вот-вот!

(Левую руку ставим на локоть, пальцы растопырены, а указательным пальцем правой руки показываем на «дерево».)

Где мальчик идет? Вот-вот!

(Указательным и средним пальцами левой руки «идем» по столу,

указательным пальцем правой руки показываем на «мальчика».)

А лягушка? Вот-вот!

Эту песенку поет

(Четырьмя пальцами левой руки шлепаем по ладоши).

«Башня»

Кулачок на кулачок

Ставим дружно на бочок

(Взрослый с ребенком по очереди ставят друг на друга кулаки.)

Держим крепко кулаки.

Башня, ты не упади!

(Удерживаем «башню»)

«Колючий ежик»

Ежик колючий бежал по дорожке,

Ежик колючий — короткие ножки.

(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)

Встретил он зайчика,

(Показываем «ушки».)

«Здравствуй!» — сказал

(Пожимаем руку ребенку.)

И по дорожке опять побежал

(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)

«Ладошка»

Ладошка вверх,

Ладошка вниз, (Дети делают движения в соответствии с текстом.)

На бочок,

И в кулачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми

Особенность работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Да...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми (из опыта работы)

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и ...

Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...