«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
методическая разработка
Личностно-ориентированное обучение и воспитание, является одним из направлений гуманистической педагогики, смысл которого в признании основной ценностью образования, становление личности как индивидуальности, ее самобытности, уникальности, неповторимости; в предоставлении каждому воспитаннику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
Личностно-ориентированное обучение и воспитание, является одним из направлений гуманистической педагогики, смысл которого в признании основной ценностью образования, становление личности как индивидуальности, ее самобытности, уникальности, неповторимости; в предоставлении каждому воспитаннику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей.
Цель- Изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.
Задачи: изучить данную тему в педагогической литературе, внедрить ее в свою педагогическую практику;
использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Предполагаемый результат: Заложить фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность ребёнка.
Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной)
Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:
• в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;
• в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;
• в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:
• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;
• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;
• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.
Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.
Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитаниюнеобходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д.
Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.
Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.
Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.
Какие же стили личностно - ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?
1.Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения — это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.
2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.
3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:
вопрос вас заинтересовал;
вы знаете, где и как искать на него ответ;
вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.
4. В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения - внеситуативно-личностный.
Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.
Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Изучение методической литературы по теме:
- Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
3. Корчак Януш «Как любить детей»
4. Никитин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки»
5. Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность» - 1.• Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
- • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
- • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
- • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007
- 2. Поиск материалов в Интернете.
Методическая работа по самообразованию:
1. Ознакомление с опытом работы педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход в воспитании.
2. Посещение НОД педагогов ДОУ.
Представление опыта работы:
1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
2. Обобщение результатов работы на итоговом педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...
"Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"
В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные...
Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Статья о новых подходах в воспитании дошкольников....
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.
-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...