Нейроигры
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов «Нейроигры».
Цель: познакомить педагогов с нейроиграми, как нетрадиционным приёмом работы с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
- Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывав интерес к методике.
- Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы.
Оборудование:
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал. В работе воспитателя они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, разные виды деятельности и закреплять уже имеющиеся знания.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Для того, чтобы определить как наши полушария взаимодействуют друг с другом предлагаем вам выполнить ещё одно упражнение
Тест Струпа (карточки)
- Для того, чтобы погрузить Вас в суть нейропсихологического подхода предлагаю следующие игры.
Первая игра называется тест Струпа. Перед Вами карточки, вам нужно быстро называть цвета, а не то, что написано.
А теперь, чтобы активизировать межполушарное взаимодействие предлагаю вам выполнить несложное упражнение.
2.«Коза и заяц»
Цель этого задания – развитие внимания и межполушарного взаимодействия.
Одной рукой показываем ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.
Уважаемые коллеги, межполушарное взаимодействие мы с вами наладили и настроились на активную работу.
Нейроигры - это эффективнейший инструмент, позволяющий без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми в различных режимных моментах.
Упражнение 3.«Молчу — шепчу — кричу» или «Светофор». Можно использовать на занятиях по развитию речи.
Красный – молчу, жёлтый – шепчу, зелёный – кричу. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя говорить ребенка то тихо, то громко, а то и вовсе молчать. Заканчивать эту игру следует на нотах «шепчу» или «молчу», чтобы снять возбуждение перед следующим видом деятельности.
Упражнение 4.«Перекрестные шаги». Можно использовать на физкультурных, музыкальных занятиях и в качестве физминутки. Это упражнение активизирует зону обоих полушарий, обеспечивает уровень мышления, развивает нейронные связи.
Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Упражнение 5. «Колечко». Тоже
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Это очень просто и не очень ярко.
Игра 6.Упражнение со стаканчиками и воздушным шариком «Переставь стаканчики». Используем в индивидуальной работе, с небольшой группой в свободной деятельности, во вторую половину дня. Эта игра развивает дыхание, активизирует нейронные связи между полушариями.
Игра 7.«Нейродорожки» Цель этой игры – развитие межполушарного взаимодействия. Задача – провести одновременно двумя руками по линиям.
Можно использовать во вторую половину дня, в качестве пальчиковой гимнастики.
Игра 8. «Весёлые лягушки» развивает внимание, способствует закреплению основных цветов у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этой игре нужно выставить лягушек соответственно цветовой схеме. Подходит для индивидуальной работы с детьми, с подгруппой детей во вторую половину дня.
9. Игра «Речка- берег» Можно использовать на физкультурных и музыкальных занятиях, на развлечениях и физкультурных досугах.
Оборудование: веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию".
Ход игры: Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С
другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в
случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать
избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.
Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает
вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.
Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне
освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок,
можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.
Все эти задания помогут активизировать межнолушарное взаимодействие ваших воспитанников, они станут более гибко мыслить, более креативными, эмоционально устойчивыми. Нейроигры очень нравятся детям ещё и потому, что это весело, в чём вы сейчас и убедились. Для нас, педагогов, плюс в том, что эти игры в основной своей массе не требуют особой подготовки и специального оборудования. Могут использоваться с детьми разного дошкольного возраста.
Хотелось бы сделать
III. РЕФЛЕКСИЯ
В заключении нашего мастер-класса мне хочется рассказать Вам одну притчу.
«Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость.
Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если ответит философ, что мертвая, я отпущу бабочку, и она улетит. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и бабочка погибнет. В любом случае мудрец окажется не прав».
Так он и сделал – поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу.
Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка — мертвая или живая?».
Мудрец посмотрел на него, прищурился и с улыбкой сказал: «Все в твоих руках!»
Уважаемые коллеги все в ваших руках. Я прошу Вас сейчас выпустить сейчас своих бабочек на наши великолепные цветы. Если наш мастер-класс был интересен, полезен, чем-то необычен для Вас, Вы узнали что-новое и будите использовать это в работе просим Вас прикрепить к цветку зеленую бабочку. Если Вам не совсем понятно и остались вопросы– пусть на цветок опуститься голубые мотыльки. Если Вам было не интересно и не понятно — прикрепите оранжевую бабочку.
Вместе мы – сила и нам все по плечу в работе с детьми! Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Нейроигры"
Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить...
Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
На мастер-классе представлена система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...
Занятие с детьми подготовительной группы с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике
Занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике...
Картотека игр "Нейроигры"
Для использования в работе с дошкольниками....
Мастер-класс НЕЙРОИГРЫ
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего з...
Пособие нейроигр для детей с родителями
Развиваем внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; межполушарное взаимодействие...
«ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ. НЕЙРОИГРЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД».
Семья это важнейший из фактов, сопровождающий человека всю его жизнь. Семья призвана обеспечить эмоционально-устроенную среду для ребенка, то есть состояние комфорта, защищённости и раскрепощенн...