Проект
проект (младшая группа)

Зеленская Татьяна Михайловна

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Лучик света»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenkskaya_t.m.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

«Лучик света»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Зеленская Т.М.

 

 


 


Пояснительная записка

 

Актуальность проекта «Лучик света» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Цель проекта - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить добро от зла, но и противостоять злу.

В процессе освоения проекта решаются главные задачи развития личности проявление добрых чувств к другим людям, к окружающему миру.

Для детей четвертого года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него. 

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у них очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. 

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным. 

Воспитанники второй младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Дети начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно. 

Таким образом, уже в возрасте 3-4 лет у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Содержание программы

           Проект разработан для детей 3-4 лет (вторая младшая группа), обучающихся и воспитывающихся в МАДОУ города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».

          Срок реализации проекта – 1 год.

           Проект рассчитана на 36 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май).

           Форма занятия - групповая.

           Продолжительность занятия: 15 минут.

Общая характеристика программы

         Данный проект составлен на основании авторской программы Бородиной А.Н. «Культура и творчество в детском саду».

         Формы занятий: беседа, игра, проведение праздников.

         Виды деятельности на занятиях:

~         слушание рассказа воспитателя,

~         рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

~         диалог;

~         слушание классической и духовной музыки;

~         продуктивная деятельность (лепка, рисование);

~         чтение воспитателем художественной литературы;

~         сочинение сказок и рассказов;

~         игры на темы нравственного выбора.

Целеполагание

          Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

        

           Задачи:

-            духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-            формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

-            приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

-            создание условий творческого развития;

-            воспитание любви к Родине, семье.

        Одним из ведущих принципов проекта является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.

 

 

Методы обучения

 

1.                  Игровой:

       Дидактические игры (например, «Семья», «Раздай инструменты»)

       Подвижные игры (например, «Хоровод», «Шофёры»)

       Словесные игры (например, «Покажи и назови знакомые профессии», «Хорошо - плохо»)

       Сюжетно-ролевые игры (например, «Семья», «Парикмахерская», «Больница»)

2.                  Наглядный:

       Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).

       Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.

3.                  Словесный:

       Диалог (например, о труде взрослых: какие профессии знает ребёнок, какой инструмент нужен для каждой профессии и т.д.).

       Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг)

       Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время.

       Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора

4.                  Практический:

       Моделирование: в первую очередь, это работа с моделями города, улицы; составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т.д., а также составление картинок из паззлов.

• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка - с использованием природного материала.

Предметно-пространственная среда

         С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы:

-                     уголок «Читай-ка» (детские книги)

-                     уголки для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская».

-                     спортивный уголок

-                     патриотический уголок

-                     уголок народного творчества

Ожидаемые результаты

      Дети должны получить элементарные знания:

-       о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)

-       о родном городе Нижневартовске, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)

-       о народной игрушке: дымковской, богородской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей

       У детей должны быть сформированы:

-       опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.

-       навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом

-       элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице

-       элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

      У детей должны быть воспитаны:

-       отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

-       внимательное отношение к родителям, близким людям

-       положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

проведения

Тема мероприятия

Цели

Форма проведения

Сентябрь

1

неделя

«Наши воспитатели»

Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра

2

неделя

«Водичка, водичка…»

Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.)

Чтение художественной литературы, игры с водой

3

неделя

«Мы пришли в детский сад»

Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение)

Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций

4

неделя

«Родной город»

Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь.

Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест

Октябрь

1

неделя

«Детки взяли погремушки»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - погремушка

Танцевальная песня

2

неделя

«Кукла Ваня в гостях у ребят»

Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями

Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной

3

неделя

«Добрый доктор Айболит»

Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

4

неделя

«Народная игрушка»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей

Ноябрь

1

неделя

«Мы пришли в больницу»

Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций

2

неделя

«Бубенцы»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - бубенцами

Музыкально-ритмические движения

 

3

неделя

«Моя семья»

Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству

Рассматривание семейных фотографий, беседа

4

неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме

Чтение стихотворений, изготовление подарков маме

Декабрь

1

неделя

«Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме)

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе

Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет»

2

неделя

«Любимые игрушки»

Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места

Презентация любимой игрушки

3

неделя

 

«Важные профессии»

Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?»

4

неделя

«Колокольчик»

Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик

Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик»

Январь

1

неделя

«Рождественс-кая ёлка»

Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона

2

неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками»

Разгадывание загадок, беседа

3

неделя

«Урок вежливости»

Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу

Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?»

4

неделя

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с дымковской народной игрушкой

Аппликация «Узоры на платье»

Февраль

1

неделя

«Знакомые профессии»

Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

2

неделя

«Москва – сердце России»

Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля

Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве

3

неделя

«Гуси-гуси»

Знакомить детей с народными подвижными играми

Народная подвижная игра

4

неделя

«Масленица»

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хороводы, народные игры, чаепитие

Март

1

неделя

«Мама - главное слово в каждой судьбе»

Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них

Прослушивание песен о маме, изготовление подарка

2

неделя

«Мы веселые матрешки»

Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой

Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок

 

3

неделя

«Урок этикета»

Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой)

Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо»

4

неделя

«Мы с ним поем и пляшем»

Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Заучивание песни в подарок музыкальному работнику

Апрель

1

неделя

«Ложки»

Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом

Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения

2

неделя

Кукольный спектакль «Золотое яичко»

Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение.

Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц»

3

неделя

«Доброе слово»

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых

Беседа, инсценировка ситуаций

4

неделя

«Петушок с семьей»

Познакомить детей с народной богородской игрушкой

Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка»

Май

1

неделя

«Они нам подарили жизнь»

Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины

Изготовление подарков ветеранам

2

неделя

«Внимание - улица!»

Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора

Дидактическая игра «Подскажи Мишке»

3

неделя

«Стану

самостоятель-ным»

Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых

Дидактическая игра «Что не так?»

4

неделя

«Белая берёзка»

(Праздник Троицы)

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хоровод,

лепка «Березка»

Июнь

1

неделя

«День защиты детей»

Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей.

Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы

Июль

2

неделя

«День семьи»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья»

Август

3

неделя

«Любимые сказки»

Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Викторина «Путешествие по сказкам»

 

 

 

Список литературы

1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: МОФ «ОПК», 2013.

2. Веракса Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.

3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.

5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.

6. Татаринова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

 

 


 

Литература, рекомендованная для чтения детям

 

1.     Русские народные сказки

2.     Русские народные потешки

3.     Барто А. Цикл «Игрушки»

4.     Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.

5.     Правила поведения для детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...