«Общение со сверстниками и друзьями»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе «Общение со сверстниками и друзьями»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев и давать им моральную оценку, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации к рассказу; диск с песней «Настоящий друг», «Улыбка»; на всех детей контурное изображение бабочки, цветные карандаши; костюм для Незнайки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
чтение детям рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Плохо», «На катке», «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища», «До первого дождя», «Просто старушка»; Л.Н.Толстой «Косточка», «Котенок»; Н.Носов «Карасик». Заучивание пословиц о дружбе, честности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте поговорим о сверстниках и друзьях. Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения.
Взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет. Входит Незнайка и поет детям отрывок из песни старухи Шапокляк:
…Кто людям помогает,
Теряет время зря –
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю
Всем делать точно так,
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Незнайка: «Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?»
Воспитатель: «Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Незнайке сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сделать? Выйди и зайди снова».
Незнайка снова входит, здоровается, просит разрешения войти.
- Здравствуй, Незнайка! Познакомься с ребятами.
- А что за песню ты нам сейчас спел?
- А разве вы ее не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. А какого – пусть дети сами отгадают!
Дети узнают знакомый мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена».
- Дети, а чью песенку спел Незнайка? (Старухи Шапокляк.) Почему?
- Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)
Предлагаю Незнайке сесть и послушать ребят, поучиться вежливости и дружбе.
Воспитатель. Кого называют хорошим товарищем? (Хороший товарищ добрый, нежадный, умеет дружно играть, не дразнится, помогает другим.) А как быть с такими ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть?
Некоторые дети считают, что драчуну нужно сдать сдачи.
Воспитатель. А как можно по-другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно?
После ответов детей педагог делает вывод:
- Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделит радость.
Но мы знаем, что есть дети, которые всегда и во всем стремяться стать первыми, самыми лучшими, хотят, чтобы хвалили только их, чтобы окружающие постоянно восхищались ими.
Как вы думаете, легко ли общаться с такими детьми?
Общаться и дружить с ними нелегко и неинтересно. Ведь они думают только о себе.
Очень неприятная черта характера – зависть. Старайтесь не завидовать и не злиться, если кто-то делает что-нибудь лучше вас. Умейте проигрывать!
Научитесь уступать друзьям и не спорить с ними из-за пустяков, умейте радоваться их удачам и успехам!
Теперь представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет поиграть с конструктором.
Как вы поступите?
Уступите другу, сначала поиграйте вместе с конструктором, а уж потом поиграйте в шашки или лото.
Послушайте стихотворение:
Я хочу испечь пирог
Я играть в песок люблю –
Я куличики леплю.
Ровные, как из печи,
Получились куличи!
Дай мне, Танечка, совок,
Я хочу испечь пирог!
- На, возьми скорей совок,
Вместе будем печь пирог.
Я пойду сорву травинку,
Выйдет пирожок с начинкой.
Как вы думаете, умеет ли дружить девочка по имени Таня?
Почему вы так решили?
А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди.
Что вы будете делать?
Правильно! Немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.
Качели
Представьте, качели – ковер-самолет,
На нем отправляюсь в далекий полет.
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой!
Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе
Я дам полетать на волшебном ковре.
Дети, о которых рассказывалось в стихах, умеют дружить с товарищами.
Послушайте стихотворение и подумайте, что можно сказать об этом ребенке.
Подъемный кран
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам –
Это мой подъемный кран!
В стихотворение рассказывается о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили, что «кто жаден, тот в дружбе неладен, а кто щедрый, тот в дружбе первый».
Делитесь с товарищами тем, что у вас есть.
И, конечно, не забывайте говорить «пожалуйста», если просите у друга какую-нибудь вещь, и «спасибо», если друг выполнил вашу просьбу.
Самое главное в отношениях со сверстниками – проявлять дружелюбие к ним, понимать их внутреннее состояние, стараться поддерживать в трудную минуту.
Вопросы
Расскажите о своих друзьях. Какие черты характера привлекают вас в них?
Умеете ли вы уступать друзьям?
Помогаете ли вы другу, если у того что-то не получается?
Делитесь ли вы с друзьями игрушками?
Умеете ли вы принимать советы и замечания друзей?
Воспитатель. Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сразу же помириться? А как вы миритесь со своими друзьями?
Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки…»
Упражнение «Дружба начинается с улыбки…» (Под песню «Улыбка»).
Стоящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку ( по очереди).
Предлагаю послушать детям рассказ «Федя и волшебный ключик».
Утром Федя как обычно капризничал и ворчал: «Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!»
- Не надоело тебе ворчать? – вздохнула мама. – Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты в детский сад.
- Не пойду я сегодня в детский сад! – угрюмо сказал Федя.
Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.
- Но почему? Может быть, ты заболел? – встревожилась мама.
- Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.
- Может, кто-то тебя там обидел?
- Да никто меня не обижал, - хмуро бросил Федя.
- Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!
Делать нечего! Пришлось Феде послушать маму, одеться и идти в детский сад.
Вы поняли, почему Федя не хотел идти в детский сад?
Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка.
Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:
- Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.
- Не забыл, не забыл, - хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. – Какая болтливая, вертлявая девчонка, - подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.
Как вы думаете, легко ли общаться и дружить с Федей? Почему?
Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры. (Показать первую иллюстрацию.)
Войдя в групповую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер.
Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.
Федя молча подошел поближе.
- Федя! – послышался голос Зинаиды Ивановны. – Давай поздороваемся.
Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?
- Здравствуйте, Зинаида Ивановна! Здравствуйте, ребята! – выдавил из себя Федя.
Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным? Почему вы так думаете?
- Здравствуй, Федя! – весело отозвалась Зинаида Ивановна. – Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.
Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Зинаидой Ивановной он не стал.
После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.
Дима спросил:
- Будем снежную крепость строить?
- Будем, – согласились ребята.
Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.
Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.
- Я буду командиром крепости! – крикнул Федя.
- Почему ты? – удивился Коля.
- Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! – гордо ответил Федя.
Ребята немного посовещались, и Коля сказал:
- Командиром крепости будет Дима!
- Да! Да! Дима! – хором подтвердили ребята.
- Это еще почему? – удивился Федя.
- Дима справедливый и добрый, - ответил Коля.
А Денис добавил:
- Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.
A кого выбрали бы вы – Федю или Диму? Почему?
- Тогда я вообще с вами играть не буду! – обиделся Федя и отошел в сторону.
Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами. А почему мальчик не понимал.
А вы знаете, почему?
В субботу папа взял Федю в гараж.
Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями.
Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленький ключик.
- Папа, смотри, что я нашел! Золотой ключик! От чего этот ключик, ты не знаешь?
Папа взял ключик, повертел его в руках и пожал плечами:
- Не знаю, сынок! Я этого ключика раньше не видел.
Федя полюбовался ключиком и положил его в карман джинсов.
Мальчик даже не догадывался, что золотой ключик был волшебным!
Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:
- Доброе утро, «дядя» Федор, - пошутил Коля.
Но Федя совсем не обиделся. (Показать вторую иллюстрацию.)
На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:
- Санки – это вагоны, вы будете пассажирами, а я – электровозом.
Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась!
- Здесь остановка, - сказал Федя возле ледяной горки. – Немного покатаемся с горки. Потом поезд снова отправится в путь!
Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.
Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?
- Зинаида Ивановна, - вежливо обратился Федя к воспитательнице, – можно я помогу вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь!
- Ну, помоги, Федюня! – удивленно и ласково сказала Зинаида Ивановна.
Вечером ребята стали готовить новогодние подарки. Когда Верочка попросила у Феди ножницы, мальчик сказал:
- Ну, конечно, возьми, а я пока елочку раскрашу!
- Спасибо, Федя, ты такой добрый! Я тебя не узнаю.
Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.
Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебный ключик!
Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.
Как вы думаете, почему у Феди появилось много друзей?
Весной Федя переоделся в шорты, а волшебный ключик так и остался в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без ключика оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.
Мама отдала Федины джинсы племяннику Косте, ведь Федя из них уже вырос. Теперь и Костя никогда не ссорился с ребятами из-за игрушек, научился уступать друзьям и радоваться их успехам.
Вот такая история!
Хотите верьте, хотите нет!
Вопросы
Почему Федя не хотел идти в детский сад?
Почему Федя не хотел дежурить?
А вы помогаете воспитателям?
Почему Зинаида Ивановна сделала Феде замечание?
Куда пошли ребята после завтрака?
Что предложил Дима?
Почему ребята выбрали командиром снежной крепости Диму, а не Федю?
Что важнее – уметь командовать или быть добрым и справедливым?
Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят? Кому от этого стало хуже – ребятам или Феде? Почему?
Что Федя нашел у папы в гараже?
Как волшебный ключик помог Феде?
Как изменилось поведение Феди?
Что вы заметили хорошего в поведении Феди и в его отношении к окружающим?
Как вы думаете, почему Федя не изменился после того, как волшебный ключик перестал ему помогать?
Заключение
- Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия.
- Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Незнайка, понравился тебе урок вежливости и дружбы, все правила усвоил?
Рисование на тему.
Воспитатель предлагает детям раскрасить красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре – они помогут помириться. (Под детскую песенку «Настоящий друг».)
Совместные занятия
Умейте сотрудничать с друзьями, когда занимаетесь одним делом: выполняете совместный рисунок, готовите аппликацию, строите из кубиков, из деталей конструктора.
Умейте распределять между собой обязанности, делить игрушки, материалы для совместных игр и занятий.
Прислушивайтесь к мнению других детей, когда что-то делаете вместе.
Перед началом совместной игры все вместе дружно обсудите ее правила.
Принимайте в игру всех детей, никого не отвергайте. Каждому в игре найдется своя роль!
Соблюдайте правила игры, не старайтесь выиграть и добиться перевеса нечестным путем.
Не радуйтесь, когда другие проигрывают.
Если проиграете, не падайте духом и не злитесь ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Не давайте своим сверстникам прозвищ и кличек.
Если товарищу очень нужна какая-то вещь, а ты можешь без нее обойтись, предложи ему ее сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми
данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....
Появление потребности в общении со сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками....
общение со сверстниками и друзьями конспект занятие
в ходе занятия дети приобретают сведения о правилах общения со сверстниками и взрослами, усваивают нормы поведения в общественных местах....
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей. Первая отличительная особенность контактов со сверстник...
Беседа с детьми среднего дошкольного возраста по теме:"Общение со сверстниками и друзьями"
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о сверстниках и друзьях.Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения....
Как преодолеть трудности в общении со сверстниками?Как побороть страх при поступлении в новый коллектив? Помогут терапевтические сказки " У меня нет друзей..."
Терапевтические сказки "У меня нет друзей..."...