«Общение со сверстниками и друзьями»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Левина Дарья Георгиевна

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе «Общение со сверстниками и друзьями»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев и давать им моральную оценку, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения:  умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.  

ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации к рассказу;  диск с песней «Настоящий друг», «Улыбка»; на всех детей контурное изображение бабочки, цветные карандаши;  костюм для Незнайки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

чтение детям рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Плохо», «На катке», «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища», «До первого дождя», «Просто старушка»; Л.Н.Толстой «Косточка», «Котенок»; Н.Носов «Карасик». Заучивание пословиц о дружбе, честности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте поговорим о сверстниках и друзьях. Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения.  

Взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет. Входит Незнайка и поет детям отрывок из песни старухи Шапокляк:

…Кто людям помогает,

Теряет время зря –

Хорошими делами

Прославиться нельзя.

И я вам предлагаю

Всем делать точно так,

Как делает старуха

По кличке Шапокляк.

Незнайка:  «Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?»

Воспитатель: «Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно  ли о Незнайке сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сделать? Выйди и зайди снова».

Незнайка снова входит, здоровается, просит разрешения войти.

- Здравствуй, Незнайка! Познакомься с ребятами.

- А что за песню ты нам сейчас спел?

- А разве вы ее не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. А какого – пусть дети сами отгадают!

Дети узнают знакомый мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена».

- Дети, а чью песенку спел Незнайка? (Старухи Шапокляк.) Почему?

- Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)

Предлагаю Незнайке сесть и послушать ребят, поучиться вежливости и дружбе.

Воспитатель. Кого называют хорошим товарищем? (Хороший товарищ добрый, нежадный, умеет дружно играть, не дразнится, помогает другим.) А как быть с такими ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть?

Некоторые дети считают, что драчуну нужно сдать сдачи.

Воспитатель. А как можно по-другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно?

После ответов детей педагог делает вывод:

- Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделит радость.

Но мы знаем, что есть дети, которые всегда и во всем стремяться стать первыми, самыми лучшими, хотят, чтобы хвалили только их, чтобы окружающие постоянно восхищались ими.

Как вы думаете, легко ли общаться с такими детьми?

Общаться и дружить с ними нелегко и неинтересно. Ведь они думают только о себе.

Очень неприятная черта характера – зависть. Старайтесь не завидовать  и не злиться, если кто-то делает что-нибудь лучше вас. Умейте проигрывать!

Научитесь уступать друзьям и не спорить с ними из-за пустяков, умейте радоваться их удачам и успехам!

Теперь представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет поиграть с конструктором.

Как вы поступите?

Уступите другу, сначала поиграйте вместе с конструктором, а уж потом поиграйте в шашки или лото.

Послушайте стихотворение:

Я хочу испечь пирог

Я играть в песок люблю –

Я куличики леплю.

Ровные, как из печи,

Получились куличи!

Дай мне, Танечка, совок,

Я хочу испечь пирог!

- На, возьми скорей совок,

Вместе будем печь пирог.

Я пойду сорву травинку,

Выйдет пирожок с начинкой.

Как вы думаете, умеет ли дружить девочка по имени Таня?

Почему вы так решили?

А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди.

Что вы будете делать?

Правильно! Немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.

Качели

Представьте, качели – ковер-самолет,

На нем отправляюсь в далекий полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой!

Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе

Я дам полетать на волшебном ковре.

Дети, о которых рассказывалось в стихах, умеют дружить с товарищами.

Послушайте стихотворение и подумайте, что можно сказать об этом ребенке.

Подъемный кран

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий.

Никому его не дам –

Это мой подъемный кран!

В стихотворение рассказывается о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили, что «кто жаден, тот в дружбе неладен, а кто щедрый, тот в дружбе первый».

Делитесь с товарищами тем, что у вас есть.

И, конечно, не забывайте говорить «пожалуйста», если просите у друга какую-нибудь вещь, и «спасибо», если друг выполнил вашу просьбу.

Самое главное в отношениях со сверстниками – проявлять дружелюбие к ним, понимать их внутреннее состояние, стараться поддерживать в трудную минуту.

Вопросы

Расскажите о своих друзьях. Какие черты характера привлекают вас в них?

Умеете ли вы уступать друзьям?

Помогаете ли вы другу, если у того что-то не получается?

Делитесь ли вы с друзьями игрушками?

Умеете ли вы принимать советы и замечания друзей?

Воспитатель. Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сразу же помириться? А как вы миритесь со своими друзьями?

Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки…»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…» (Под песню «Улыбка»).

Стоящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку ( по очереди).

Предлагаю послушать детям рассказ «Федя и волшебный ключик».

Утром Федя как обычно капризничал и ворчал: «Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!»

- Не надоело тебе ворчать? – вздохнула мама. – Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты в детский сад.

- Не пойду я сегодня в детский сад! – угрюмо сказал Федя.

Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

- Но почему? Может быть, ты заболел? – встревожилась мама.

- Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

- Может, кто-то тебя там обидел?

- Да никто меня не обижал, - хмуро бросил Федя.

- Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

Делать нечего! Пришлось Феде послушать маму, одеться и идти в детский сад.

Вы поняли, почему Федя не хотел идти в детский сад?

Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка.

Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

- Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

- Не забыл, не забыл, - хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. – Какая болтливая, вертлявая девчонка, - подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

Как вы думаете, легко ли общаться и дружить с Федей? Почему?

Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры. (Показать первую иллюстрацию.)

Войдя в групповую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер.

Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

Федя молча подошел поближе.

- Федя! – послышался голос Зинаиды Ивановны. – Давай поздороваемся.

Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

- Здравствуйте, Зинаида Ивановна! Здравствуйте, ребята! – выдавил из себя Федя.

Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным? Почему вы так думаете?

- Здравствуй, Федя! – весело отозвалась Зинаида Ивановна. – Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Зинаидой Ивановной он не стал.

После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.

Дима спросил:

- Будем снежную крепость строить?

- Будем, – согласились ребята.

Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

- Я буду командиром крепости! – крикнул Федя.

- Почему ты? – удивился Коля.

- Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! – гордо ответил Федя.

Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

- Командиром крепости будет Дима!

- Да! Да! Дима! – хором подтвердили ребята.

- Это еще почему? – удивился Федя.

- Дима справедливый и добрый, - ответил Коля.

А Денис добавил:

- Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

A кого выбрали бы вы – Федю или Диму? Почему?

- Тогда я вообще с вами играть не буду! – обиделся Федя и отошел в сторону.

Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами. А почему мальчик не понимал.

А вы знаете, почему?

В субботу папа взял Федю в гараж.

Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями.

Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленький ключик.

- Папа, смотри, что я нашел! Золотой ключик! От чего  этот ключик, ты не знаешь?

Папа взял ключик, повертел его в руках и пожал плечами:

- Не знаю, сынок! Я этого ключика раньше не видел.

Федя полюбовался ключиком и положил его в карман джинсов.

Мальчик даже не догадывался, что золотой ключик был волшебным!

Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

- Доброе утро, «дядя» Федор, - пошутил Коля.

Но Федя совсем не обиделся. (Показать вторую иллюстрацию.)

На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

- Санки – это вагоны, вы будете пассажирами, а я – электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась!

- Здесь остановка, - сказал Федя возле ледяной горки. – Немного покатаемся с горки. Потом поезд снова отправится в путь!

Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

- Зинаида Ивановна, - вежливо обратился Федя к воспитательнице, – можно я помогу вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь!

- Ну, помоги, Федюня! – удивленно и ласково сказала Зинаида Ивановна.

Вечером ребята стали готовить новогодние подарки. Когда Верочка попросила у Феди ножницы, мальчик сказал:

- Ну, конечно, возьми, а я пока елочку раскрашу!

- Спасибо, Федя, ты такой добрый! Я тебя не узнаю.

Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебный ключик!

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

Как вы думаете, почему у Феди появилось много друзей?

Весной Федя переоделся в шорты, а волшебный ключик так и остался в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без ключика оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Мама отдала Федины джинсы племяннику Косте, ведь Федя из них уже вырос. Теперь и Костя никогда не ссорился с ребятами из-за игрушек, научился уступать друзьям и радоваться их успехам.

Вот такая история!

Хотите верьте, хотите нет!

Вопросы

Почему Федя не хотел идти в детский сад?

Почему Федя не хотел дежурить?

А вы помогаете воспитателям?

Почему Зинаида Ивановна сделала Феде замечание?

Куда пошли ребята после завтрака?

Что предложил Дима?

Почему ребята выбрали командиром снежной крепости Диму, а не Федю?

Что важнее – уметь командовать или быть добрым и справедливым?

Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят? Кому от этого стало хуже – ребятам или Феде? Почему?

Что Федя нашел у папы в гараже?

Как волшебный ключик помог Феде?

Как изменилось поведение Феди?

Что вы заметили хорошего в поведении Феди и в его отношении к окружающим?

Как вы думаете, почему Федя не изменился после того, как волшебный ключик перестал ему помогать?

Заключение

- Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия.

- Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Незнайка, понравился тебе урок вежливости и дружбы, все правила усвоил?

Рисование на тему.

Воспитатель предлагает детям раскрасить красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре – они помогут помириться. (Под детскую песенку «Настоящий друг».)

Совместные занятия

     Умейте сотрудничать с друзьями, когда занимаетесь одним делом: выполняете совместный рисунок, готовите аппликацию, строите из кубиков, из деталей конструктора.

     Умейте распределять между собой обязанности, делить игрушки, материалы для совместных игр и занятий.

     Прислушивайтесь к мнению других детей, когда что-то делаете вместе.

     Перед началом совместной игры все вместе дружно обсудите ее правила.

     Принимайте в игру всех детей, никого не отвергайте. Каждому в игре найдется своя роль!

     Соблюдайте правила игры, не старайтесь выиграть и добиться перевеса нечестным путем.

     Не радуйтесь, когда другие проигрывают.

     Если проиграете, не падайте духом и не злитесь ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

     Не давайте своим сверстникам прозвищ и кличек.

     Если товарищу очень нужна какая-то вещь, а ты можешь без нее обойтись, предложи ему ее сам.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Появление потребности в общении со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками....

общение со сверстниками и друзьями конспект занятие

в ходе занятия  дети приобретают сведения о правилах общения со сверстниками и взрослами, усваивают нормы поведения в общественных местах....

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей.          Первая отличительная особенность контактов со сверстник...

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста по теме:"Общение со сверстниками и друзьями"

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о сверстниках и друзьях.Обсудим, что нужно делать, чтобы поддерживать с ними ровные, хорошие отношения....