Тема педсовета: «Безопасность и здоровье детей».
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их профессионального мастерства.

 

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, обогащенностью жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом различных угроз.

Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как реагировать на опасные ситуации? Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Тополек», корпус № 2, г. Бабушкин МО «Кабанский район Республики Бурятия

Тема педсовета: «Безопасность и здоровье детей».

Старший воспитатель

Казакова Л.В

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их профессионального мастерства.

Задачи:

1. Теоретически обосновать актуальность вопроса по формированию безопасности жизнедеятельности

2. Активизировать деятельность педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста

3. Вынести решение по результатам педагогического совета.

Повестка:

1. Актуальность темы по формированию безопасности жизнедеятельности детей (старший воспитатель)

2. «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

(Воспитатель Грудева  Н.С.)

3. Сообщение по теме:               (воспитатель  Дьяченко М.Я)

4.  Подведение итогов смотра-конкурса уголков по ОБЖ, награждение (старший воспитатель)

5. Дискуссия с педагогами  «Что такое опасность, безопасность»

6. Педагогическая игра «Страницы безопасных наук» (старший воспитатель)

7. Выработка решения педсовета

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье:

если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон,

поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,

поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься".

Януш Корчак

Ход педсовета:

Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательности нет границ. Поэтому, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить, за ним нужен особый присмотр. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне.

А ребенок может - из озорства или любопытства, плюс по своим физиологическим особенностям он не может самостоятельно определить всю меру опасности. И поэтому ребенок, оставшись без надзора взрослых, способен беспечно открыть кран газовой плиты, по неосторожности выпасть из открытого окна, из любопытства попробовать бабушкино лекарство. Все это становится причиной тяжелых увечий или даже смерти.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людейПоэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, обогащенностью жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом различных угроз.

Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как реагировать на опасные ситуации? Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Как с этой проблемой  справится с помощью детской художественной литературы,  расскажет воспитатель Грудева Н.С.  в своем сообщении  «Формирование основ безопасности через произведения художественной литературы».

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в  ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Занятия по ОБЖ в  ДОУ  направлены на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь.

Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения необходимо, чтобы взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали.

Таким образом, взрослым следует помнить, что лучшая вакцина против несчастных случаев с детьми – воспитание и личный пример…

Выступление Дьяченко М.Я.

Но мы всегда должны помнить о том, что воспитание и формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Для того, чтобы работа принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.

Таким образом, человек (большой и маленький) может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Дискуссия с педагогами

  • Так что же такое опасность?

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

  • Назовите признаки, которые определяют опасность.

- Это:

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
  • Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.
  • Что такое безопасность?

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях.

Это так же безопасные условия пребывания детей в детском саду это:

- Безопасная среда (закреплѐнные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности

 - Правильное хранение различных материалов, медикаментов

 - Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели;

- Маркировка постельного белья и полотенец;

- Правильное освещение.

 - Безопасность образовательного процесса

Педагогическая игра «Страницы безопасных наук».

      Уважаемые коллеги! А сейчас мы перенесёмся в страну «Безопасных наук», чтобы помочь жителям этой страны построить прочный безопасный дом. Для этого нам нужно вдохнуть, выдохнуть. Вот мы и  в волшебной стране. Ой, посмотрите, кто-то оставил здесь волшебный мешочек. Давайте посмотрим что там. Тут записка от  госпожи Безопасность. Она предлагает нам поиграть в игру. За правильный ответ кирпичик,  ответы должны быть правильные, полноценные.

     Пройдём на строительную площадку. Начинаем строительство, и прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент.

  1. Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей? Назовите основные направления работы по данной проблеме.

Направления работы:

- ребенок на улицах города;

- противопожарная безопасность;

- ребенок дома;

- ребенок и другие люди;

- ребенок и природа.

Какую работу должны проводить педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста?

(коллективное обсуждение)

• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Итак, фундамент для безопасного дома готов. Приступаем к строительству надежных стен.

  1. «Сказка к нам приходит»

Вы с детьми читаете сказки, где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду.

Давайте вспомним эти сказки.

1. У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино.)   

 

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)

 

3. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят)

 

4. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок.)

 

5. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок. (Зайкина избушка) 

 

6. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла. (Гуси – лебеди.)

При чтении этих сказок возможно организовать беседу по безопасному поведению.

«Сказка ложь, да в ней намек»

Всем известны сказки (большинство, содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения.

1.Назовите сказки, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объясните, почему?

2.Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности?

Рекомендация: Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей.

3. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый, звонкий мяч?» (зеленого)

4. В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? ( «Красная шапочка»)

5. Назовите стихотворение, в котором «медведи ехали на велосипеде»? («Тараканище»)

6. Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве?

( кузнечик)

7. На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю?

(на гужевом)

8. Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (Солнечный)

9. В каких названиях детских произведений встречаются цвета красный, желтый, зеленый?

Стены надежного безопасного дома отстроены. Приступаем  к строительству крыши.

  1. Музыкальная пауза                                                                                

Командам педагогов предлагается  назвать песни  о безопасном поведении и исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.                  

 На мелодию песни "Улыбка"

Никогда, нигде не забывай Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

 И на тротуаре не толкай прохожих 

припев: И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

 Даже строгий постовой –

Старый или молодой –

 Станет другом для девчонок и мальчишек.

 На мелодию песни "Облака - белогривые лошадки"

 Мимо белых полосок "переход",

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет

Попадает в беду он очень скоро. 

припев: Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

 Если рядышком находится переход.

 

Крыша нашего надежного дома  построена, приступаем к украшению фасада.

4.Верно ли… (отвечаете «да» или «нет» с мячом по типу детской игры «съедобное» - «не съедобное»)

                                                                 

1. Что электропроводку под напряжением нельзя тушить водой (да)                                                  

 2. Что бегущему горящему человеку нужно подставить подножку, чтобы уронить его на землю        (да)                                                                                                                                                  

 3. Что люди чаще при пожаре страдают от огня, чем от дыма (нет)                                                        4. Что с помощью углекислого газа можно тушить пожар (да)                                                    

5. Что бочка, наполненная бензином, не так опасна, как пустая из под бензина (да, внутри пустой бочки может образоваться взрывоопасная смесь паров бензина)                                          

 6. Что при пожаре внутри помещения нужно настежь открывать окна и двери (нет)                            7. Что резина является негорючим материалом (нет)

8. Что не погашенный окурок может тлеть (да)

9. Что в старину пожарные носили длинную бороду (да)

10. Что знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона продолжался 10 дней (нет, 5 суток)

11. Что загоревшийся бензин можно тушить землей или водой (да)

 12. Что можно выливать горящее масло в раковину (нет)

5.  «Отгадай и закончи фразу.

1. Сердце машины -… (мотор)

2. Главная автомагистраль -… (шоссе)

3. Знак, обозначающий “Проезд запрещен”, - …(кирпич)

4. Край дороги - …(обочина)

5. Изменение направления движения - … (поворот)

6. Наказание за нарушение ППД - … (штраф)

7. Заторы транспорта на дороге - …(пробка)

8. Животное, обозначающее переход дороги, - … (зебра)

9. Пересечение двух дорог - … (перекресток)

10. Транспорт, выравнивающий дорогу, - … (каток)

11. Человек, управляющий транспортом, - … (водитель)

12. Человек, идущий вдоль дороги, - … (пешеход)

13. Пассажирский транспорт, работающий на бензине, - … (автобус)

14. Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут, Вдоль по улицам бегут, - …(метро)

15. Транспортное происшествие - … (авария)

16. Место ожидания транспорта - … (остановка)

17. Конец дороги - … (тупик)

18. Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)

19. Устройство, останавливающее движение людей и машин, - … (светофор) 10. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью, - … (велосипед)

Вот мы построили для  жителей страны Безопасных наук надежный дом, а заодно повторили  правила основы безопасности жизнедеятельности,  я думаю жители страны нам благодарны и будут рады новым встречам с нами.

 Заключительное слово:

 Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Показать СЛАЙД - формула безопасности

формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!

Принятие решений

1. Отметить положительную работу педагогов ДОО по формированию основ безопасности дошкольников.

2. Совершенствовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через новые формы работы.  (Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели)

3. Усилить контроль за реализуемыми мерами по всем направлениям безопасности: пожарная, антитеррористическая, профилактика дорожно-транспортного травматизма и т.д. (Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель)

4. Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности дошкольников (спецтранспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные дидактические игры).  (Срок до 31.05.2022 г. Ответственные: воспитатели)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "безопасность и здоровье детей через проектную деятельность"

Открытый педсовет в нетрадионной форме по программе "Жить здорово"....

Педсовет "Безопасность и здоровье детей в наших руках"

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым! И чтобы наши дети в детском с...

Презентация к педсовету "Безопасность и здоровье наших детей"

Отражены этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей ОБЖ. А так же цели и задачи....

Доклад на тему: "Безопасность и здоровье детей".

В докладе я попыталась донести до родителей и своих коллег, насколько важно уделять внимание вопросам безопасности и здоровья детей уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы дети знали основы поведения ...

Презентация к педсовету Безопасность и здоровье детей в наших руках

Формирование у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города....

Сообщение на педсовете "Безопасность и здоровье детей в ДОУ"

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях....

Педсовет: «Безопасность и здоровье детей»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье:если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон,поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,поломали бы ноги ...