Педагогический совет : «Формирование основ речевой и театральной культуры дошкольников»
методическая разработка
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21g._pedsoveta_po_teatr.docx | 91.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек», корпус № 2, г. Бабушкин МО «Кабанский район Республики Бурятия
Педагогический совет
Тема: «Формирование основ речевой и театральной культуры дошкольников»
Старший воспитатель
Казакова Л.В.
г. Бабушкин 2021
Цель: расширить знания педагогов о речевой самостоятельности детей через приобщение их к чтению и основам театральной культуры.
Предварительная работа:
1.Тематический контроль «Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников»
2. Консультация для педагогов «Формирование основ речевой и театральной культуры дошкольников»
3. Мастер-класс по театрализованной деятельности «Самодельные куклы в детском саду».
Повестка дня:
1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.
2.Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника. (т. воспитатель)
3. «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» (Тяговская А.Е.).
4. «Театральная деятельность как средство развития речи детей на музыкальном занятии» (муз. рук. Бурина Л.В.).
5. Итоги тематического контроля «
6. Разное.
7. Решения педагогического совета.
Ход педсовета:
1. Ст. воспитатель
Решения предыдущего педагогического совета выполнены: созданы творческие группы по направлениям работы ДОУ на 2020 – 2021 учебный год.
2. Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления (спектакли );
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
2. «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»
ст. воспитатель.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Жизнь ставит перед педагогом новые задачи и новые требования. Педагог должен сам быть творческим человеком, осуществлять творческий подход к обучению, совершать маленькие открытия каждый день.
И здесь неоспорима роль театрального искусства в воспитании детей.
Театр для ребенка-это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления…
Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности.
Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО?
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка,
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
- индивидуальные предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:
Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
В групповой комнате также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
- ширма, готовые костюмы, атрибуты-заместители;
- театр настольный;
- театр масок;
- театр верховой;
- пальчиковый театр;
- театр на фланелеграф;
- магнитный театр;
- театр оригами;
- театр на палочках;
- театр эмоций;
- театр на стаканчиках;
- театр картинок;
- теневой театр;
- театр марионеток.
А также в театральных уголках должно быть: грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал и т.д.
Образовательная театральная деятельность должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для образовательной театральной деятельности помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
2.Тяговская А.Е. - «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
3. «Театральная деятельность как средство развития речи детей на музыкальном занятии» (Бурина Л.В.., муз. рук., из опыта работы).
6. Итоги тематического контроля «Организация уголков речевого развития в группах ДОУ» (ст. воспитатель)
Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дети старшей, подготовительной группы умеют пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Старшие дошкольники владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Проведённый анализ в старшей, подготовительной группах по театрализованной деятельности показал, что 75% детей проявляют устойчивый интерес к театральному искусству, творчески применяют в и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, согласованность действий с партнёрами. Однако, недостаточно развита звуковая культура речи (у многих детей) и невысок уровень связной речи при пересказе сказки или художественного произведения. В целом речевое развитие детей старшей, подготовительных группы соответствует уровню программных требований.
Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют норме.
В средней группе в процессе театральной - игровой деятельности воспитатель формирует у детей умение передавать в роли что-то свое личное, индивидуальное, театрализованная деятельность в этом возрасте возникает уже по инициативе детей. Уделяется внимание воспитанию у детей уверенности в себе, в своих силах, умение сочетать в роли движения и слова.
Во второй младшей группе разыгрываются с детьми песенки, потешки, небольшие сценки, используются игрушки и фигурки плоскостного театра. Формируется у детей умение передавать интонации сказочных героев, подражать голосам птиц, животных.
В старшей группе можно организовать специальные занятия, где проводится обучение способам художественно-образной выразительности речи, включаются фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также используются занятия по развитию речи и культуре речевого общения для обогащения активного словаря при проведении театрализованных игр.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Тематический контроль показал, что театрализованной деятельности многие воспитатели уделяют значительное место в своей работе.
В рамках тематической недели проходили открытые просмотры театрализованных постановок с участием детей в следующих группах:
- старшая, подготовительная «Любознайки» - «Три поросенка»
- средняя группа «Семицветик» -- «Теремок»
- младшие группы «Теремок» и «Сказка» - «Три медведя», «Колобок»
Анализируя данные показы можно сделать вывод о том, что задачи и содержание постановок соответствуют возрасту детей. В деятельность удачно включались музыкальный, песенный, танцевальный репертуар. Атрибуты были удобно расположены, доступны детям. Все воспитатели провели большую работу по подбору костюмов и декораций. В результате проведенных показов заметна эффективность работы педагогов в развитии творческих способностей детей. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками.
Наблюдая за поведением детей в самостоятельных играх хочется отметить, что и здесь воспитатели умело руководят игровой деятельностью, становятся «играющими партнёрами» (воспитатель обыгрывала с детьми сказку «Колобок» беря на себя различные роли, дети охотно вступали с ней в игру, общались как с персонажем сказки). Воспитатели проводят с детьми много разнообразных словесных игр, игр с пальчиками, игр-драматизаций, построенных на диалоге персонажей, что играет немаловажную роль в развитии речи детей.
Всеми воспитателями широко используются возможности художественных произведений. Было проведено анкетирование воспитателей, в котором они отметили важность театрализованной деятельности в работе с детьми, её положительное влияние на речевое развитие ребёнка.
Трудность в работе по театрализованной деятельности в группах младшего дошкольного возраста состоит в том, что многие дети плохо говорят, застенчивы.
Однако не все воспитатели ответственно относятся к решению задачи речевого развития посредством театрализованной игр. Следует помнить, что театрализованная игра близка по своему воспитательному значению сюжетно-ролевой игре, в которой ребёнок действует свободно, в непринуждённой обстановке. Необходимо изучить цели, задачи, содержание и основные принципы руководства театрализованными играми детей; планировать их с целью общего, в том числе речевого развития дошкольников.
Изучение предметно-развивающей среды для организации театрализованной деятельности показало, что во всех группах имеются театрализованные уголки. Хочется отметит, что во всех группах имеются разнообразные виды театров, сказочных персонажей, театральные ширмы, элементы костюмов и уголки «ряжения». Многие виды тетра с любовью сделаны руками воспитателей и родителей. Видна эстетика предлагаемых пособий и атрибутов в группах. В группах также имеются персонажи для демонстрации кукольного спектакля, костюмы для постановок, маски для драматизации, нетрадиционные виды театра (театр на варежках, театр на ложках, разнообразный пальчиковый театр и многое другое). Широко представлено наличие в группах библиотек сказок соответствующих возрасту детей.
В музыкальном так же есть ширма для показа кукольных спектаклей, имеется большой ассортимент детских костюмов, масок, куклы персонажи сказок, мягкий театр кукол бибабо, атрибуты для постановок. Но все это используется крайне редко.
Анализ документации показал, что во всех группах детского сада планирование работы соответствует программным требованиям и возрасту детей. Планируются следующие формы работы:
1. Беседы: подготовительная группа «Что такое театр?», средняя группа «Как вести себя в театре», старшая группа «Мы играем в театр»;
2. Этюды и упражнения по развитию творческих способностей детей: младшие группы «Поймай хлопок», «Что слышно», «Весёлый дождик» и др., средние группы «Слушай хлопок», «Четыре стихии», «Шалтай-болтай», «Волшебная палочка» и др., старшие группы «Волшебная корзинка», «Как тебя ласково называет мама», «Сосулька», «Покажи, как коза любуется собой в зеркало» (и подобные этюды на развитие творческого воображения).
3. Подвижные игры и этюды: через образ «покажи, как бегает ёж, как поссорились два петушка…» и т.д.
4. Разучивание скороговорок (работа с голосом);
5. Чтение художественной литературы (согласно программе);
6. Продуктивная деятельность: Рисование любимых сказочных героев, изготовление атрибутов для игры в «Театр», изготовление элементов костюмов;
7. Работа над постановкой сказки: чтение сказки, анализ каждого события, анализ характера каждого персонажа, создание образа, разучивание сказки по сценам.
8. Использование средств ТСО: прослушивание диска со сказками, просмотр сказок.
Однако не во всех группах запланирована индивидуальная работа с детьми по использованию театрализованных игр и упражнений с целью развития речи.
Вопрос взаимодействия с родителями по этой теме освещён недостаточно.
Подводя итог тематической проверки организации театрализованных игр с дошкольниками следует оценить работу педагогического коллектива детского сада удовлетворительно. В целях улучшения работы по этому направлению воспитателям даны следующие рекомендации:
- изучить методические рекомендации по развитию речи детей, их развитию в театрализованной деятельности на основе задач развития игры;
- систематизировать работу по ознакомлению детей с театром, видами спектаклей;
- продолжать пополнять театральную копилку различными видами театра, активнее привлекать родителей к данному виду деятельности;
7. Деловая игра «Театральный ринг»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
- Назовите формы работы направленные на развитие речи дошкольников.
- Чтение и совместный анализ сказок
- Проигрывание отрывков сказок
- Прослушивание сказок, стихотворений
- Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
- Режиссерская игра
- Словесные, настольные и подвижные игры
- Этюды и упражнения
- Хороводные игры, музыкотерапия
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры с проговариванием
- Разучивание чистоговорок
- Назовите формы работы по речевому развитию в театрализованной деятельности
- Просмотр спектаклей и беседы по ним
- Просмотр видеоматериала
- Игры-драматизации
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
- Игры и ситуации по произведениям
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Назовите виды театров, используемых вами в работе.
- Настольный
- Теневой
- На фланелеграфе
- Пальчиковый
- Кукольный
- Костюмированный
- Масочный
Решение кроссвордов
Десять Р
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.
Ответы: 1. Театр. 2. Режиссер. 3. Репетиция. 4. Яма. 5. Актер. 6. Рампа. 7. Антракт. 8. Танец. 9. Цветы.
Задание «Изобрази»
- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;
- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.
И закончить нашу игру хочется словами Л.С. Выготского:
«Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Выводы:
Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.
Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).
С помощью театральной деятельности ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои произведений становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.
9. Решения педагогического совета.
1.Признать решения предыдущего педагогического совета выполненными.
2. Продолжать создавать в дошкольном образовательном учреждении условия для развития театральной деятельности. Пополнять театрализованные уголки разнообразными видами театра в группах, привлекать родителей к проведению совместных мероприятий, к пополнению предметно – пространственной развивающей среды.
Ответственные: воспитатели групп. Срок: в течение года.
4. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности осуществлять систематически в разнообразных формах работы (рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировки, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа). Отражать в календарном планировании.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
Срок: постоянно
5. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности в д/с.
6. Принять к сведению результаты и рекомендации контрольной деятельности.
Все решения приняты единогласно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет: «Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ и семье»
Сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, социального, так и психического зависит от воспитания. Целесообразным является изменение целевой установки воспитательной деятельности. Ключевы...
Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...
Консультация для педагогов «Формирование основ речевой и театральной культуры дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Формирование основ речевой и театральной культуры дошкольников»
Полезный материал как для педагогов так и для родителей....
Доклад на педагогическом совете "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников как один из компонентов здоровье сберегающей технологии"
В докладе содержится материал о формах работы по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни...
Педагогический совет "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"
В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Финансовая грамотность...