Птицы нашего края
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Формировать умение отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 7.11.2023г. Тема недели: «Птицы нашего края»
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Ситуативный разговор «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.. Д/и.: «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.) | Инд. работа по развитию речи с Димой, Стасом, Софией Д/и.: «Назови как можно больше признаков». Цель: Активизировать словарь детей за счёт прилагательных, обозначающих характерные признаки птиц, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Труд в уголке природы Цель: полив и рыхление почвы, сбор сухих листьев. Ц.: Прививать любовь к живой природе, желание заботиться о растениях. | Просмотр презентации «Детям о перелётных птицах». Цель: расширять представления детей о жизни птиц осенью. Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают» | ||||
Кружковая работа | РР Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | |||||||
НОД 2 | Физическое развитие по плану физ. инструктора | |||||||
Прогулка | Наблюдение за птицами. Цели: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц. П/и.: «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения. | По ФИЗО (с группой детей) Ходьба на брусьях. Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, Держать равновесие. | Д/и.: «Летает - не летает» Цель: Закрепить знания детей о птицах их отличии от животных Рисование по мокрому песку «Следы птиц». Цель: развивать моторику. | Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту. | ||||
Обед, работа перед сном | КГН. Продолжать закреплять у детей навыки аккуратного складывания покрывала и свою одежду. Чтение. М Сибиряк «Серая шейка» Массаж стоп, дыхательная гимнастика после сна | |||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам С/р игра «Исследователи» Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Учить моделировать игровой диалог Психогимнастика. Пластические этюды: Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек. | Д/и.: «Чудесный мешочек» Цель: Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания | Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка» И.Токмаковой. Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц. | Обрывная аппликация с подгруппой «Птицы — наши друзья». Цель: продолжить учить детей работать в технике обрывной аппликации, аккуратно пользоваться клейстером и кистью. | ||||
НОД 3 | ХЭР (рисование) по плану руководителя изо студии | |||||||
Прогулка | Наблюдение за неживой природой. П/и.: «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Цель: Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Инд. работа по развитию основных движений Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: воспитывать выносливость. | |||||||
Работа с родителями | Рекомендации для родителей по теме «Перелётные птицы» Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Дата: 8.11.2023г. Тема недели: «Птицы нашего края»
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая
|
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны Д/и.: «Назови ласково»: Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) | Развивающие карточки «Какая картинка лишняя». Цель: закреплять счёт в пределах 5, развивать логическое мышление. | Труд -,дежурство в столовой. Цель: Закрепить умение быстро и аккуратно накрывать на стол, правильно держать вилки и ложки | Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка» И.Токмаковой. Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц. | ||||
НОД | ХЭР Лепка по мотивам богородской игрушки. Тема: «Косматый мишка» Цель: Учить лепить медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). | |||||||
НОД 2 | Физическое развитие по плану физ. инструктора | |||||||
Прогулка | Наблюдение за облаками Цели: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы. Трудовая деятельность Сгребание листьев под кусты и деревья, расчистка дорожек. Цель: учить работать сообща, получать радость от результата. | «Попади в обруч», Цель: упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель. | П/и.: «Наседка и коршун». Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего. | Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на…. Сравнить перистые облака и кучевые | ||||
Обед, работа перед сном | Разговор с детьми о пользе дневного сна. Продолжение чтения В.Бианки «Синичкин календарь» Оздоровительная гимнастика и массаж стоп. | |||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Д/и.: «Орёл» (по теме недели) Цель: Учить детей правильно использовать в речи предлоги «под», «над». Игра – инсценировка по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли, передавать характеры персонажей, испытываемые ими эмоции. Способствовать повышению выразительности речи, мимики, движений, поощрять желание попробовать себя в разных ролях. Творческая мастерская «Утки летят на юг» Цель: Учить детей лепить фигурку утки в движении с расправленными крыльями. Закреплять знакомые приёмы лепки. | Развивающая интерактивная игра «Право — лево». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. | Беседа «Как помочь природе». Цель: формировать основы экологической культуры дошкольников. | Обсуждение «Что бывает ярким» (тусклым, светлым, тёмным). Сформировать понятие о том, что у одного цвета множество оттенков, систематизировать знания о делении цвета | ||||
Прогулка | Наблюдение за пешеходом Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения Подвижные игры «Стая», «Светофор». Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. | |||||||
Работа с родителями | Беседы с родителями о самочувствии и настроении детей. Предложить родителям разучить с ребёнком пальчиковую гимнастику «Десять птичек - стайка» |
Дата: 9.11.2023г. Тема недели: «Птицы нашего края»
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||
Групповая, подгрупповая |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседа с детьми на тему: «Водоплавающие птицы» Цель: Расширять представление детей о перелётных птицах и способе их питания. Предложить детям сделать выводы о том, почему водоплавающие птицы улетают на юг последними Д/и.: «Подумай, разложи» (по теме недели) Цель: Учить детей согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе. | Инд. работа по развитию коммуникативных навыков со Стасом, Мишей И, Артемом. Цель: пробуждать интерес детей к игровому общению со сверстниками, формировать умение объединяться в игру, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре. | «Расскажем сказку вместе» Развитие коллективного творчества детей, развитие | Работа в уголке книги -Подбор литературы «О птицах» -сказки, рассказы, стихи. Цель: активизировать самостоятельную деятельность детей по работе с книгой. Просмотр презентации «Птицы нашего края». | ||
НОД | РР Завершение работы над сказкой «Айога» Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | |||||
НОД 2 | ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя | |||||
Прогулка | Распознающее наблюдение «Лужи на асфальте» Цель: Познакомить детей с различными свойствами воды, предложить детям рассмотреть лужи после осеннего дождя, посмотреть на своё отражение в луже, обсудить, почему осенью лужи долго высыхают. П/и.: «Пчёлки и ласточка»» Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге, развивать умение двигаться легко, свободно. Развивать быстроту реакции. Д/и.: «Он, она, они» (по теме недели) Цель: Учить детей согласовывать местоимения 3 лица единственного и множественного числа с глаголами. Трудовые поручения: уборка мусора и сухих веток на участке. Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность. | Индивидуальная работа с Прыжки в длину с места. Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер. | Труд в природе – покормить птиц. П/и.: "Воробушки и автомобиль": Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках | Исследовательская деятельность Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.) | ||
Обед, работа перед сном | Практическое упражнение «Самые аккуратные» Цель: Учить детей приводить в порядок одежду и обувь после прогулки, воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность. Чтение х/л: русские народные сказки «Лиса и Журавль», «Журавль и Цапля», «Хроменькая уточка» Дежурство по столовой Цель: Закреплять умение детей правильно сервировать стол. Воспитывать аккуратность, ответственность, трудолюбие. | |||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Сюжетно - ролевая игра «Ветеринарная клиника», сюжет: «Лечим уточку» Цель: Продолжать знакомить детей с работой ветеринара. Развивать игровой опыт детей; формировать умение договариваться о взаимодействии, распределять роли, подбирать необходимые атрибуты. Творческая мастерская: «Сказочные птицы» Цель: Учить детей украшать готовые силуэты птиц узорами по представлению. Развивать творческое воображение. Рассматривание картинок «Птицы средней полосы России» Цель: Уточнить, систематизировать и дополнить знания детей о перелётных птицах, их строении, питании, образе жизни. | Инд. работа по познавательному развитию с Димой, Тимофеем, Софией И/У.«Чудесный мешочек» Цель: Упражнять детей в умении определять геометрические фигуры ( шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) осязательно — двигательным путём. | Д/и.: «Кто больше подберет действий (признаков закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях. | Работа в уголке творчества Лепка «Учимся лепить птиц»: Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения | ||
Прогулка | Исследоват. деятельность Из какого песка можно лепить? Попробовать слепить ком снега. Трудовая деятельность Сбор листьев в кучу для постройки. Цель: продолжать работать сообща. П/и.: «Ворона — воробей». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве. | |||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребёнка» Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Предложить родителям закрепить с детьми названия перелётных птиц, рассмотреть их на картинках. |
Дата: 10 .11.2023г. Тема недели: «Птицы нашего края»
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||
Групповая, подгрупповая |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Перелётные и зимующие птицы» Цель: Уточнить, систематизировать и дополнить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их строении, питании, образе жизни. Рассматривание плаката «Перелётные птицы» Цель: Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, составлять описательные рассказы о птицах с помощью схемы. | С группой ранее пришедших детей поиграть в настольно дидактические игры Цель: Развивать мелкую моторику рук, мышление, формировать коммуникативные компетенции, активизировать разные виды речевой деятельности. Способствовать овладению детьми различными способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуации общения. | Разучить с детьми физ.минутку «Цапля» Очень трудно так стоять Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться За соседа не держаться. Развивать равновесие. | Отгадывание загадок о птицах. Цель: развивать мышление, умение выделять отличительные признаки птиц. | ||
НОД | ПР (математика) «Трапеция, ромб» Задачи. Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предмета на глаз. | |||||
НОД 2 | ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя | |||||
Прогулка | П/У «На прогулку собирайся!» Цель: Закрепить правильное выполнение детьми действий при надевании различных предметов одежды, формировать умение действовать самостоятельно, помогать товарищам. Составление описательного рассказа «Что дерево расскажет о себе?» Цель: Учить детей составлять описания знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки. Учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью. П/и.: «Тепло — холодно» Цель: Развивать двигательные навыки детей, умение детей действовать по сигналу. Д/и.: «Четвёртый лишний» (по теме недели) Цель: Учить детей классифицировать птиц, использовать в активной речи обобщающие слова. Трудовые поручения: уборка мусора и сухих веток на участке. Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность. | Инд. работа по физической культуре с Никитой, , Артёмом. И/У «Отбей мяч» Цель: Учить детей отбивать и ловить мяч по команде воспитателя
| Общение. Напомнить детям о доброжелательном отношении друг другу и умении договариваться. | Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период. | ||
Обед, работа перед сном | Практическое упражнение «Всё по порядку» Цель: Учить детей расстегивать различные застёжки, снимать и аккуратно вешать и складывать одежду в шкафчик, ставить обувь в пакет Чтение х/л: М.Пришвин «Журка» Дежурство по столовой Цель: Способствовать повышению самостоятельности детей при выполнении обязанностей дежурных, учить распределять работу. Воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие. | |||||
Вечер | С/р. игра «Водоплавающие птицы». Цель: Стимулировать применение в игре знаний о перелётных птицах. Учить подбирать необходимые атрибуты, обустраивать место для игры. Способствовать обогащению сюжета, активизации диалогической речи. Творческая мастерская «Птицы из геометрических фигур» Цель: Упражнять детей в составлении изображения птицы из плоскостных геометрических фигур по замыслу. Закрепить названия геометрических фигур и. частей тела птицы. Д/и.: «Что забыл нарисовать Незнайка?» (по теме недели) Цель: Уточнить представление детей о птицах, их птенцах, научиться правильно употреблять существительные единственного и множественного числа в Р.П. | Инд. работа по развитию речи с Ярославом, Ксюшей, Арсением. Игра «Помоги мне рассказать» Цель: Учить детей правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при- , пере-. | Д/и.: «Подбери одежду по сезону» Развивать умение классифицировать одежду по сезонам. | Ситуативный разговор о вежливых словах, поступках, знаков внимания (мальчики должны пропускать девочек, открывать им двери и т. д.) | ||
Прогулка | Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: Цель: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. П/и.: «Встречные перебежки». Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга. | |||||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы по запросам родителей. Цель: распространение педагогических знаний среди родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490890-1412258117.jpg)
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708341-1447420898.jpg)
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905719-1489684121.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-944558-1504681003.jpg)
Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1157675-1666185222.jpg)
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1067682-1565038738.jpg)
Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...