Птицы нашего края
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Формировать умение отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_noyabr.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 7.11.2023г.                                                                                                                                                   Тема недели: «Птицы нашего края»

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.    

Ситуативный разговор «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Д/и.: «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)                     

Инд. работа по развитию речи с  Димой, Стасом, Софией

Д/и.:  «Назови как можно больше признаков».

Цель: Активизировать словарь детей за счёт прилагательных, обозначающих характерные признаки птиц, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

 Труд в уголке природы                        Цель: полив и рыхление почвы, сбор сухих листьев. Ц.: Прививать любовь к живой природе, желание заботиться о растениях.

 Просмотр презентации 

«Детям о перелётных птицах». Цель: расширять представления детей о жизни птиц осенью.

Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»

Кружковая работа

РР Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

 Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

НОД 2

Физическое развитие по плану физ. инструктора

Прогулка

 Наблюдение за птицами.                          Цели: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.                                                 П/и.: «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

По ФИЗО (с группой детей) Ходьба на брусьях. 

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении,

Держать равновесие.

Д/и.: «Летает - не летает»                            Цель: Закрепить знания детей о птицах их отличии от животных

Рисование по мокрому песку «Следы птиц». Цель: развивать моторику.

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега. 

Цельвоспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Обед, работа перед сном

КГН. Продолжать закреплять у детей навыки аккуратного складывания покрывала и свою одежду.

Чтение. М Сибиряк «Серая шейка» Массаж стоп, дыхательная гимнастика после сна

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

 С/р игра «Исследователи»

Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Учить моделировать игровой диалог

Психогимнастика. Пластические этюды:

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

Д/и.: «Чудесный мешочек»

Цель: Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания

Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка» И.Токмаковой.

Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц.

Обрывная аппликация с подгруппой «Птицы — наши друзья».

Цель: продолжить учить детей работать в технике обрывной аппликации, аккуратно пользоваться клейстером и кистью.

НОД  3

ХЭР (рисование) по плану руководителя изо студии

Прогулка

Наблюдение за неживой природой.

П/и.: «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят)

Цель: Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности.

Инд. работа по развитию основных движений Выполнение упражнений на сохранение равновесия. 

Цель: воспитывать выносливость.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей по теме «Перелётные птицы»

Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Дата: 8.11.2023г.                                                                                                                                                                 Тема недели:  «Птицы нашего края»

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

        


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.

Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны 

Д/и.: «Назови ласково»:

Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко)

Развивающие карточки «Какая картинка лишняя».

Цель: закреплять счёт в пределах 5, развивать логическое мышление.

Труд -,дежурство в столовой.

Цель: Закрепить умение быстро и аккуратно накрывать на стол, правильно держать вилки и ложки

Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка» И.Токмаковой.

Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц.

НОД

ХЭР Лепка по мотивам богородской игрушки. Тема: «Косматый мишка»

Цель: Учить лепить медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры).

НОД 2

Физическое развитие по плану физ. инструктора

Прогулка

Наблюдение за облаками

Целирасширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Трудовая деятельность Сгребание листьев под кусты и деревья, расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, получать радость от результата.

«Попади в обруч»,

Цель: упражнять в умении

действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.

П/и.: «Наседка и коршун».

Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего.

Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на…. Сравнить перистые облака и кучевые

Обед, работа перед сном

Разговор с детьми о пользе дневного сна. Продолжение чтения В.Бианки «Синичкин календарь» Оздоровительная гимнастика и массаж стоп.

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам                                                         

Д/и.: «Орёл» (по теме недели)

Цель: Учить детей правильно использовать в речи предлоги «под», «над».

Игра – инсценировка по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли, передавать характеры персонажей, испытываемые ими эмоции. Способствовать повышению выразительности речи, мимики, движений, поощрять желание попробовать себя в разных ролях.

Творческая мастерская «Утки летят на юг»

Цель: Учить детей лепить фигурку утки в движении с расправленными крыльями. Закреплять знакомые приёмы лепки.

Развивающая интерактивная игра «Право — лево».

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Беседа «Как помочь природе».

Цель: формировать основы экологической культуры дошкольников.

Обсуждение «Что бывает ярким» (тусклым, светлым, тёмным). Сформировать понятие о том, что у одного цвета множество оттенков, систематизировать знания о делении цвета

Прогулка

Наблюдение за пешеходом

Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения

Подвижные игры «Стая», «Светофор».

Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.                                                                                                                            Индивидуальная работа Развитие движений.                                                                                                                                                                         Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Работа с родителями

Беседы с родителями о самочувствии и настроении  детей.

Предложить родителям разучить с ребёнком пальчиковую гимнастику «Десять птичек - стайка»

Дата: 9.11.2023г.                                                                                                                                                                Тема недели: «Птицы нашего края»

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.                                                        

Беседа с детьми на тему: «Водоплавающие птицы»

Цель: Расширять представление детей о перелётных птицах и способе их питания. Предложить детям сделать выводы о том, почему водоплавающие птицы улетают на юг последними

Д/и.: «Подумай, разложи» (по теме недели)

Цель: Учить детей согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Инд. работа по развитию коммуникативных навыков со Стасом, Мишей И, Артемом.

Цель: пробуждать интерес детей к игровому общению со сверстниками, формировать умение объединяться в игру, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре.

«Расскажем сказку вместе» Развитие коллективного творчества детей, развитие

Работа в уголке книги -Подбор литературы «О птицах» -сказки, рассказы, стихи.

Цель: активизировать самостоятельную деятельность детей по работе с книгой.

Просмотр презентации «Птицы нашего края».

НОД

РР Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

НОД 2

ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя

Прогулка

Распознающее наблюдение «Лужи на асфальте»

Цель: Познакомить детей с различными свойствами воды, предложить детям рассмотреть лужи после осеннего дождя, посмотреть на своё отражение в луже, обсудить, почему осенью лужи долго высыхают.

П/и.: «Пчёлки и ласточка»»

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге, развивать умение двигаться легко, свободно. Развивать быстроту реакции.

Д/и.: «Он, она, они» (по теме недели)

Цель: Учить детей согласовывать местоимения 3 лица единственного и множественного числа с глаголами.

Трудовые поручения: уборка мусора и сухих веток на участке.

Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Индивидуальная работа с

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Труд в природе – покормить птиц.

П/и.: "Воробушки и автомобиль":                 Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Обед, работа перед сном

Практическое упражнение «Самые аккуратные»

Цель: Учить детей приводить в порядок одежду и обувь после прогулки, воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность.

Чтение х/л: русские народные сказки «Лиса и Журавль», «Журавль и Цапля», «Хроменькая уточка»

Дежурство по столовой

Цель: Закреплять умение детей правильно сервировать стол. Воспитывать аккуратность, ответственность, трудолюбие.

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

Сюжетно - ролевая игра «Ветеринарная клиника», сюжет: «Лечим уточку»

Цель: Продолжать знакомить детей с работой ветеринара. Развивать игровой опыт детей; формировать умение договариваться о взаимодействии, распределять роли, подбирать необходимые атрибуты.

Творческая мастерская: «Сказочные птицы»

Цель: Учить детей украшать готовые силуэты птиц узорами по представлению. Развивать творческое воображение.

Рассматривание картинок «Птицы средней полосы России»

Цель: Уточнить, систематизировать и дополнить  знания детей о перелётных  птицах, их строении, питании, образе жизни.

Инд. работа по познавательному развитию с  Димой, Тимофеем, Софией

И/У.«Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять детей в умении определять геометрические фигуры  ( шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) осязательно — двигательным путём.

Д/и.: «Кто больше подберет действий (признаков закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Работа в уголке творчества Лепка «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Прогулка

 Исследоват. деятельность Из какого песка можно лепить? Попробовать слепить ком снега. 

Трудовая деятельность Сбор листьев в кучу для постройки. 

Цель: продолжать работать сообща. 

П/и.: «Ворона — воробей». 

Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребёнка»

Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Предложить родителям закрепить с детьми названия перелётных птиц, рассмотреть их на картинках.

Дата:  10 .11.2023г.                                                                                                                                                                                 Тема недели: «Птицы нашего края»

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.                             

Беседа «Перелётные и зимующие птицы»

Цель: Уточнить, систематизировать и дополнить  знания детей о перелётных и зимующих   птицах, их строении, питании, образе жизни.

 Рассматривание плаката  «Перелётные птицы»

Цель: Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, составлять описательные рассказы о птицах с помощью схемы.

С группой ранее пришедших детей поиграть в настольно дидактические игры

Цель:  

Развивать мелкую моторику рук, мышление, формировать коммуникативные компетенции, активизировать разные виды речевой деятельности. Способствовать овладению детьми различными способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуации общения.

Разучить с детьми физ.минутку «Цапля» Очень трудно так стоять Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться За соседа не держаться. Развивать равновесие.

Отгадывание загадок о птицах. Цель: развивать мышление, умение выделять отличительные признаки птиц.

НОД

ПР (математика) «Трапеция, ромб»

Задачи. Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предмета на глаз.

НОД 2

ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя

Прогулка

П/У «На прогулку собирайся!»

Цель: Закрепить правильное выполнение детьми действий при надевании различных предметов одежды, формировать умение действовать самостоятельно, помогать товарищам.

Составление описательного рассказа «Что дерево расскажет о себе?»

Цель: Учить детей составлять описания знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки. Учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

П/и.: «Тепло — холодно»

Цель: Развивать двигательные навыки детей, умение детей действовать по сигналу.

Д/и.: «Четвёртый лишний» (по теме недели)

Цель: Учить детей классифицировать птиц, использовать в активной речи обобщающие слова.

Трудовые поручения: уборка мусора и сухих веток на участке.

Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Инд. работа по физической культуре с Никитой, , Артёмом.

И/У «Отбей мяч»

Цель: Учить детей отбивать и ловить мяч по команде воспитателя

 

Общение. Напомнить детям о

доброжелательном отношении друг другу и умении договариваться.

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

Обед, работа перед сном

Практическое упражнение «Всё по порядку»

Цель: Учить детей расстегивать различные застёжки, снимать и аккуратно вешать и складывать одежду в шкафчик, ставить обувь в пакет

Чтение х/л: М.Пришвин  «Журка»

Дежурство по столовой

Цель: Способствовать повышению самостоятельности детей при выполнении обязанностей дежурных, учить распределять работу. Воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие.

Вечер

 С/р. игра «Водоплавающие птицы».

Цель: Стимулировать применение в игре знаний о перелётных птицах. Учить подбирать необходимые атрибуты, обустраивать место для игры. Способствовать обогащению сюжета, активизации диалогической речи.

Творческая мастерская «Птицы из геометрических фигур»

Цель: Упражнять детей в составлении изображения птицы из плоскостных геометрических фигур по замыслу. Закрепить названия геометрических фигур и.    частей тела птицы.  

Д/и.: «Что забыл нарисовать Незнайка?» (по теме недели)

Цель: Уточнить представление детей о птицах, их птенцах, научиться правильно употреблять существительные единственного и множественного числа в Р.П. 

Инд. работа по развитию  речи с Ярославом, Ксюшей, Арсением.

Игра «Помоги мне рассказать»

Цель: Учить детей правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при- , пере-.

Д/и.: «Подбери одежду по сезону» Развивать умение классифицировать одежду по сезонам.

Ситуативный разговор о вежливых словах, поступках, знаков внимания (мальчики должны пропускать девочек, открывать им двери и т. д.)

Прогулка

Наблюдение «Какие звуки издают птицы»:

Цель: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.                                                          

П/и.: «Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

Цель: распространение педагогических знаний среди родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...