«Решение задач патриотического воспитания детей ДОУ в рамках сетевого взаимодействия»
статья
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Горбунова Дина Ивановна,
старший воспитатель МДОБУ ЦРР – д/с № 4
«Лесовичок» пгт. Талакан, Россия
Из опыта работы
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОУ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Одним из главных направленийвоспитательно-образовательной работы в ДОУ в рамках программы воспитания является патриотическое воспитание детей.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, экологическим и др.
Решение задач патриотического воспитания детей ДОУ возможно не только через интеграцию воспитательно-образовательной деятельности, но и в рамкахсетевого взаимодействия с учреждениями культуры и образования через выстраивание отношений партнерства.
Наш детский сад расположен в сельской местности. Отдаленность от культурных центров, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие музеев и театров, узкий круг социальных партнеров ведет к ограниченности и замкнутости социума. Традиционно воспитанники детского сада вместе с педагогами принимают активное участие в жизни поселка.
Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребенка. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в поселке, которые способствуют формированию чувства единения с родным поселком, чувства патриотизма, гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить богатства своей малой родины в интересах своей семьи, земляков и страны в целом.
Дошкольники ежегодно выступают на митинге, посвященном празднованию Дня Победы, возлагают цветы к монументу памяти защитникам Родины. Также принимают участие в концертах ко Дню Матери и Международному женскому дню, Дню пожилого человека.
Очень интересно проходят совместные обрядовые праздники: «Рождество», «Крещение», «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха», где дети узнают о сохранившихся народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах в общественной и семейной жизни. Духовное единение, забота о младших и уважение к людям старшего поколения способствуют активному формированию у детей социальных качеств, социального поведения и социальной адаптации в окружающей среде. Эти мероприятия приобщают дошкольников к духовному, культурному и историческому наследию народов России.
Дом культуры постоянно приглашает коллектив педагогов и воспитанников принять участие в конкурсах, фестивалях, праздничных программах.
МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека Бурейского района, филиал № 10 п. Талакан (далее Библиотека), еще один наш партнер.
Сотрудничество Библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
В начале учебного года руководство Библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год и включает разнообразные формы работы. Формы взаимодействия:
- Экскурсии в библиотеку
- Выставки рисунков и поделок
- Совместные праздники – «Библиотечная продленка»
- Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашегодетства».
- Акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку».
Детей знакомили с творчеством детских писателей: К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.Барто, С.Михалков, Е.Чарушин, Н.Носов, Э.Успенского, В.Бианки, Н.Сладкова, Сутеев и другие. Также познакомили с праздником славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. Было проведено занятие «Откуда азбука пошла». Дети узнали о Кирилле и Мефодии, о том, как создавалась первая азбука, как выглядели буквы.
В библиотеке проходили и другие мероприятия, направленные на расширение кругозора у детей: «Цветочный калейдоскоп», «Что ты знаешь о животных», «Из истории родного поселка», «Чайные посиделки» и другие.
С целью приобщения детей к мировой и национальной культуре заключен договор о сотрудничестве с МОАУ ДОД Муниципальным образовательным «Детская музыкальная школа» п. Талакан (далее Школа).
Мероприятия проводятся по курсу «Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре» по тематическому плану, согласованному обеими сторонами. Совместными усилиями решаются следующие задачи курса:
- познакомить детей с произведениями классической и народной музыки;
- развить представления у детей о различных видах музыкального искусства и различных жанрах музыкальных произведений;
- познакомить детей с различными выразительными средствами в музыке;
- познакомить детей с различными классическими и народными музыкальными инструментами.
Школа проводит мероприятия на территории ДОУ, используя потенциал учащихся и преподавателей Школы, музыкальные инструменты Школы:
- исполнение музыкальных произведений, беседы по их содержанию, библиографическая справка о композиторе, истории создания произведения;
- исполнение произведений народной музыки;
- знакомство с музыкальными (в том числе народными) инструментами.
Сотрудничество со Школой позволяет детям, их родителям, сотрудникам приобщиться к миру музыки, слушать, слышать и понимать «живую» музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, с особенностями игры на них.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Поэтому мы стараемся, как можно теснее взаимодействовать с еще одним социальным партнером – это МОБУ Талаканская СОШ № 5
Новизна заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада и школы с учетом содержания воспитательной системы начальной школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.
Пути реализации программы взаимодействия:
Экскурсии в школу (День открытых дверей); проведение совместных (детский сад и школа) познавательных бесед по теме «Моя Родина-Россия», «Моя малая Родина», «Символы нашего края»; реализация мини-проекта «Путешествие по стране Знаний, Успеха и Добра»;встречи учеников младших классов и дошкольников: составление воспитанниками сада своих нравственно-патриотических норм и правил, решение спорных вопросов о событиях в группе, поступков литературных героев, рассказы из личного опыта воспитателя и товарищей; совместное участие в социально-значимых акциях проводимых на территории РФ; спортивные соревнования; обмен детскими книгами, в которых рассказывается о героизме советских людей в боях за Родину; проведение досугов по теме «Памятные даты нашей семьи», создание проекта «Мы благодарные потомки победителей»; совместное создание творческого проекта «Профессии моих родных»; акция «Марафон добрых дел»; подготовка фоторепортажа «Есть такая профессия – Родину защищать»; ознакомление с государственной символикой; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей.
Таким образом, взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.
Партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников. Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства — формирование патриотических чувств новые взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация дошкольников в общество.
Опыт работы ДОУ убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимно дополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
Доклад на тему: « Решение задач патриотического воспитания во взаимодействии с семьей»
К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся отношения к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"
Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...
«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
«Решение задач патриотического воспитания через использование фольклора».
Выступление на стажерской площадке ЯМР «Преемственность по патриотическому воспитанию дошкольного и начального школьного образования».Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...