Проект по нравственно-патриотическому развитию для старшей группы "Русский народный костюм"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 города Благовещенска «Надежда»
(МАДОУ «ДС № 3 г. Благовещенска «Надежда»)
Проект в старшей группе на тему: «Русский народный костюм».
Воспитатель: Христенко Светлана Николаевна
«Русский народный костюм»
Вид проекта: групповой, познавательно-продуктивный.
Срок реализации проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь).
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 4-5 лет.
Подготовительный этап:
1. Подбор художественной литературы.
2. Сбор и изготовление дидактических игр.
3. Пошив костюмов для кукол.
4. Сбор наглядного материала.
5. Составление консультаций и рекомендаций для родителей.
6. Разработка конспектов НОД.
Актуальность:
Проект «Русский народный костюм» направлен на решение проблемы недостаточного уровня знаний о русской национальной одежде среди подрастающего поколения. Актуальность данной проблемы заключается в том, что знание традиций и культуры своего народа является основой формирования патриотических чувств и уважения к истории своей страны. Кроме того, изучение русского народного костюма способствует развитию творческих способностей детей и молодёжи, а также укреплению межнационального согласия и толерантности.
Русский народный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия нашей страны. Его изучение помогает нам лучше понять историю и традиции нашего народа, а также развивает уважение к труду и наследию наших предков. Кроме того, приобщение к народному искусству играет важную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.
Постановка проблемы:
Когда дети начали задавать вопросы о том, какую одежду носили люди на Руси, они проявили интерес к изучению истории и культуры своей страны. Это привело к тому, что они решили углубиться в эту тему и узнать больше о происхождении одежды, её стилях и особенностях.
Дети были заинтересованы в том, чтобы узнать, как менялась мода на протяжении веков, какие материалы использовались для создания одежды и какие символы и узоры были характерны для разных регионов. Они также хотели узнать о традиционных способах изготовления одежды и о том, как эти навыки передавались из поколения в поколение. Этот интерес привёл к тому, что дети захотели участвовать в проекте, связанное с русским народным костюмом.
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через ознакомление с русским народным костюмом у дошкольников, имеющие нарушение зрения.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русским народным костюмом и его видами, обращать внимание на средства выразительности (орнамент, узор, цвет, цветовой ритм, форма).
Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.
Развивающие:
Развивать представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу в русский народный костюм», рассказа о деталях русского народного костюма.
Углублять интерес детей к литературе, народному фольклору, к изделиям декоративно-прикладного искусства, народным традициям.
Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывающие:
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, чувство гордости за свой народ, особенностям традиций русского народного костюма;
Методы и приёмы:
- Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
- Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
- Практический – НОД
Ожидаемый результат:
1. Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к русской народной одежде, а как следствие к русским народным традициям и обычаям.
2. Будут значительно расширены и обобщены представления детей о русской народной одежде, как о объекте материальной и духовной культуры русского народа.
3. Будет положено начало воспитания патриотических чувств у детей.
4. Значительно будет расширен словарный запас детей по теме проекта.
5. У детей сформируется знания и представления о русском народном костюме.
Взаимодействие с родителями:
1. Пошив русского народного костюма для кукол.
2. Помощь в подборке материала и иллюстраций на тему «Русский народный костюм».
3. Изготовление альбома по теме проекта.
4. Выставка рисунков.
Основной (практический):
1. Чтение русских народных сказок: «Царевна лягушка», «Как старуха нашла лапоть», «Как рубаха в поле выросла», «Гуси лебеди», «Морозко», «Три медведя», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
2. Беседы: «Как наши предки шили одежду», «Какую одежду носили на Руси», «Русский народный костюм», «Символ русского костюма» «Знакомство с женской русской народной одеждой», «Как одевались мужчины на Руси», «Традиции русского костюма», «Узоры на одежде», «Как я забочусь о своём внешнем виде», «Как одеться на праздник», «Для чего нужна одежда».
3. Дидактические игры: «Собери узор», «Узнай картину по описанию», «Одень куклу», «Составь узор», «Собери картинку», «Найди отличие», «Укрась кокошник», «Подбери одежду по сезону», «Найди то, что я скажу», «Кому что нужно для работы».
4. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие», «В гостях».
5. Подвижные игры: «Каравай», «Жмурки», «Наш платочек голубой», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Заря-Зарницы».
Непосредственно организованная деятельность:
1. НОД по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм».
2. НОД по познавательному развитию на тему: «Одежда наших предков».
3. НОД по рисованию на тему: «Девочка в русском сарафане».
4. НОД по рисованию «Украсим сарафан для Кати» и «Украсим узорами рубаху».
5. НОД по лепке «Барышня-крестьянка».
5. НОД по лепке на тему: «Нарядный кокошник».
6. НОД по аппликации на тему: «Украсим русские костюмы: сарафан, рубаха».
7. НОД по речевому развитию на тему: «Составление описательного рассказа о русском костюме».
8. НОД по театрализованной викторины «Наряды Древней Руси».
9. Культурно-досуговая деятельность на тему «Русские посиделки».
Провела с дошкольниками беседы: «Как наши предки шили одежду», «Какую одежду носили на Руси», «Русский народный костюм», «Символ русского костюма» и другие во время которых ребята познакомились с историей русского национального костюма, особенностями его внешнего вида, головными уборами, обувью, с декоративными элементами, орнаментами, символикой цвета, тканями (лен, хлопок, шёлк, шерсть), процессом получения ткани, пословицами об одежде, отгадывали загадки, играли в игры.
Играли в дидактические игры «Одень девочку в русский костюм», «Одень мальчика в русский костюм», «Собери узор», «Узнай картину по описанию», в которых дети закрепляли знания, полученные ранее.
·Составляли рассказы «Народные костюмы».
Рисование «Украсим сарафан для Кати», «Украсим узорами рубаху», «Алёнушка и Иванушка», раскрашивание раскрасок, лепка «Барышня-крестьянка», аппликация «Украсим русский костюм».·
Родители приняли участие в создании костюмов для кукол, конкурсе рисунков «Русский народный костюм»
Расписывали с воспитанниками заготовки различных видов русского костюма для применения их в дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых играх. Это способствовало обучению основам моделирования из различных материалов, установлению координации рук и глаз, развивает у детей правильное восприятие окружающего мира, мышление, речь, объективную художественную эстетическую оценку, творческие способности.
Развлечение «Русские посиделки», на котором ребята разыграли драматизацию «Поступление новых русских нарядов», девочки продемонстрировали платки: оренбургский, паутинка, павло-посадский, пропели частушки об одежде, поиграли в русские народные игры «Мой платочек голубой, «Золотые ворота», «Ручеёк». Дети сплясали в народных костюмах танец «Калинка-малинка», демонстрируя праздничные народные костюмы.
Вывод: Знакомство детей с русскими народными костюмами действительно способствует воспитанию уважения к истории и традициям русского народа. Изучение народного костюма расширяет познания детей во всех образовательных областях, особенно в художественно-эстетической. Это включает в себя знакомство с русским народным фольклором, такими как сказки, песни, пословицы, приговорки и прибаутки. Также важно отметить, что в русском народе уделялось большое внимание живописи, вышивке и другим видам искусства, которые имеют глубокие корни в истории. Все это вместе формирует наше национальное творчество и гордость за нашу историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта....
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.
Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....
"Георгиевская ленточка". Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
"Георгиевская ленточка". Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...