«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Красноперова Оксана Анатольевна

Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_skazkam_k.i._chukovskogo_pravka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда        Красноперова Оксана Анатольевна

Тема: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Цель: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи:

- систематизировать знания  о литературном творчестве К. И. Чуковского;

- развивать творческие способности;

- активизировать словарный запас детей.

-учить анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

- учить сопереживать героям;

Предварительная работа: чтение сказок; разучивание стихов; рисование  иллюстраций к произведениям;

Виды детской деятельности:         игровая,  продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятия – художественной литературы.

Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского; развивать творческие способности; активизировать словарный запас детей;  пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;        

Форма проведения занятия:  Путешествие по сказкам К. И. Чуковского

Контингент воспитанников: старшая группа.

Оборудование: портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, атрибуты к драматизации.

Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и превращений. Путешествовать мы будем по замечательным сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Актуализация знаний        

Может быть,  кто-то знает, кто это?  (показываю портрет). Посмотрите на портрет. Это был удивительный человек. Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов,  смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича  Чуковского.  Стихи и сказки он писал для своей маленькой внучки Лялечки. Стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Сказки Корнея Ивановича живут в каждом доме.

Логопед. Посмотрите, что я нашла за дверью (Показывает сундучок), а в нем записка: «Кто узнает, из каких произведений Чуковского эти предметы, тот попадет в сказку». Первый предмет самовар  (из сказки «Муха – Цокотуха»),  Бинт (из сказки «Айболит»),  сито (из сказки «Федорино Горе»),  шар (Из сказки «Путаница»),  телефон (из сказки « Телефон»),  автомобиль  (из сказки «Путаница»),  ёлка (из стихотворения  «Ёлка»).

Викторина угадайте героя сказки.

•        Он лечил всех зверей.  (Айболит)

•        Она нашла денежку и купила самовар.  (Муха – Цокотуха)

•        Он проглотил солнце. (Крокодил)

•        Бабушка, которая не ухаживала за посудой.  (Федора)

•        Он просил шоколада для сыночка.  (Слон)

•        Рыжий и усатый, страшный великан.  (Таракан)

•        Кривоногий и хромо умывальник.    (Мойдодыр)

Путешествие по станциям        (23 мин)

Логопед. Ребята вспомните сказку «Тараканище». Читает отрывок  сказки «Тараканище».

«Ехали медведи.  На велосипеде..  А за ними кот Задом на перед.       А за ним комарики  На воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке.  Волки на кобыле львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике.  Жаба на метле…. Едут и смеются, пряники жуют. Вдруг из подворотни  Страшный великан,  Рыжий и усатый таракан!  Таракан, Таракан, Тараканище!  Он рычит и кричит,  И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!  Проглочу, проглочу, не помилую».   Звери задрожали,  В обморок упали.   Волки от испуга  Скушали друг друга.  Бедный крокодил  Жабу проглотил.   А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа».

- На чем ехали герои сказки? А мы с вами превратимся в зайчиков и поедим на трамвайчике, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича.

Первая станция «Мойдодыр»

Логопед.  Дети, куда же мы попали.  Кто здесь живет? (ответы детей)

Логопед показывает иллюстрации и книжки из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», атрибуты.

Логопед.  Почему убежало от мальчика одеяло, простыня и пирожки?          (ответы детей)

Логопед.  Читает  отрывок  сказки   «Мойдодыр»

 «Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,

Умывальникам начальник

И мочалок Командир,

И, целуя, говорил:

- Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то  ты, грязнуля,  Мойдодыру  угодил!»

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не чистым и Трубочистым –

Стыд и срам!

Стыд и срам!»

Логопед.  Прежде чем выехать из этой станции, нужно выполнить задание.

Загадки.

Гладкое душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. Что это, ребята?  (мыло)


Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.                  (зубная щетка)

На стене висит, болтается, всяк за него хватается.       (полотенце)

Хожу брожу не по лесам, а по усам и по волосам.

И зубы у меня длинней. Чем у волков и медведей.               (расческа)

Логопед.   Но нам нужно продолжать путешествие. Зайчики, садимся в трамвайчики, и едем  путешествовать по сказкам дальше. Помахали этой станции, скажите до свидания.  (Проговариваем чисто говорку «Ту- ту я люблю игру. Ать – Ать  будем мы играть».)

Вторая станция «Айболит»

Логопед. Дети куда же мы попали?  Кто здесь сидит у нас? А кто к нему пришел? (ответы детей)

Логопед.  Для чего нужен градусник,  бинт, аптечка, различные таблетки и сиропы.

Дети.  Чтоб излечить зверей.

Логопед.   Мы с вами поиграем. Игра называется «Доскажи словечко».  Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

- Добрый доктор ….(Айболит)

- Он под деревом ... (сидит)

- Приходи к нему лечится

И корова, и … (волчица)

И жучок, и … (червячок),

И медведица!

Всех излечит исцелит

Добрый ….  (доктор Айболит).  

Логопед. Какие вы молодцы, внимательные, умеете играть. Спасибо вам за интересную игру.

Отрывок  из сказки «Айболит»:

« И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»

И пришел к Айболиту барбос:  «Меня курица клюнула в нос!»

 И прибежала зайчиха

И закричала: Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!

 Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке.  И ему перерезало ножки.

И теперь он больной и хромой  Маленький  заинька мой!»    

Игра «Самый внимательный»

Логопед. Пока я буду читать строчки из сказок К. Чуковского, нужно угадать, из какой сказки эти строчки.

- Что такое, почему?

Ничего я не пойму!   (Федорино Горе)

Таня, Ваня задрожали,

Бармалея увидали!  (Бармалей)

- Вот теперь тебя хвалю я,

Вот тебя люблю я   (Мойдодыр)

Музыканты прибежали

 В барабаны за стучали  (Муха – цокотуха)

А лихие обезьяны

подхватили чемоданы…   (Тараканище)

Вдруг от куда-то шакал

На кобыле прискакал   (Доктор Айболит)

И такая дребедень

Целый день      (Телефон)

Физкультминутка

Здравствуй правая рука   (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука     (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг               (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг                (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг!  (качаем руками).

(Зайчики садятся в трамвайчики и едут дальше.)

Третья станция  «Телефон»

Логопед показывает иллюстрации из произведения К. И. Чуковского  «Телефон». Дети садятся за столом полукругом. Звонит телефон.

Логопед. У меня зазвонил телефон? Кто говорит?

Дети: Слон.

Логопед:  откуда?

Дети: от верблюда.

Логопед: что вам надо?

Дети: шоколада.

Логопед. А вы откуда всё это знаете?                        

Дети: из книги К. И. Чуковского  «Телефон».

Отрывок из сказки «Телефон».

«А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Пастой, не тебе ли  

На прошлой неделе

Я выслал две пары  

Отличных калош?

-Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему  ужину

 Дюжину

Новых и сладких калош!»    

Логопед. Путешествие наше продолжается. Сядем  в трамвайчик, и поедем на следующую станцию. (Проговариваем чисто говорку  «Ать – ать будем, будем мы играть»). Почему, здесь все валяется и убежала вся посуда? Какая это сказка? Правильно, это сказка «Федорино горе». Давайте вспомним сказку о Федоре, читает отрывок из этой сказки.

«Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам.

За лопатою метла

 Вдоль по улице пошла.

Топоры-то,  топоры

 Таки сыплются с горы.

Испугалась коза,

Растопырила глаза:

«Что такое?  Почему?

Ничего я не пойму».    

Логопед. У меня, ребята, есть одна интересная игра, игра называется  «Самый умный» на знание произведений К. Чуковского.

  • В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище)
  • Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на билет на самолет)
  • Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»? (и корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, И горлышко болит.)
  • Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
  • Чем крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)

Логопед. Очень много интересных сказок и стихотворений у Чуковского, мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Краденое солнце».

Солнце по небу гуляло              И за тучи забежало,  

 Глянул заинька в окно,             Стало заиньке темно .

А сороки – Белабоки                  Поскакали по полям,

Закричали журавлям:  «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»  

Наступили темнота, Не ходи за ворота:  Кто на улицу попал -   Заблудился  и пропал.

Логопед. Отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха».

- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар   И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,

А букашки -  По три чашки

С молочком и крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха Именинница!

Итог Рефлексия

Логопед. На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Вы познакомились со многими сказками Чуковского. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту. Чему нас научили  сказки Чуковского?

Дети:  быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Логопед. Ребята вам было интересно сегодня, что вы нового узнали? Какими можете поделиться  впечатлениями с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по сказкам К.И.Чуковского Занятие-развлечение для детей группы общеобразвивающей направленности №3 от 3-х до 4-х лет Мамонтова О.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Вызывать у детей радостное настроение, желание участвовать в развлечении; Обобщить знания детей о творчестве К.И.Чуковского;Стимулировать творческие проявления детей;  Дать возм...

открытое занятие-"Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Увлекательная игра по сказкам К.и.Чуковского, с использованием презинтации, также имеется пояснительная записка и музукальное сопровождение. Для детей старшего и подготовительного возраста....

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Игра – путешествие по сказкам К. И. Чуковского для детей 4 – 7 лет «Чудо – дерево».

Участники – все группы детского сада одновременно.Место проведения – спортивная площадка на улице, участки детского сада.Время проведения: прогулка в первой половине дня....

НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Сценарий Непосредственной Образовательной Деятельности детей и педагогов на тему творчества К.И. Чуковского.Целями данного проекта является развитие свободной творческой личности ...