Проект "С чего начинается здоровье"
проект

Татьяна Анатольевна Караваева

Проект "С чего начинается здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_zdorove.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №5 Дубравушка»

__________________________________________________________________

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ?

исследовательский проект

 Автор:

 Саночкина Василиса Сергеевна

 воспитанница старшей группы

 Руководители проекта:                    

 Гаджиева Фаиза Омаровна

 Караваева Татьяна Анатольевна

 воспитатели

Нягань, 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

Основная часть……………………………………………....................................6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12

Введение

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. 

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье начинается со стопы. Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно- связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерационально подобранная сменная обувь.

Ногам человека приходится нелегко. Они загружены значительно больше, чем лапы четвероногих животных: ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. И чтобы человек мог ходить или бегать, обе ноги должны быть здоровыми, в то время как животные могут бегать и на трех лапах.

Работа посвящена исследованию и изучению стопы человека, без неё человек не может стоять, ходить, бегать.

Выбор темы вызван интересом к тому, что в нашей группе у многих ребят «болеют» ножки. Такие дети быстро устают, не хотят двигаться и играть у них меняется походка и это плохо влияет на здоровье.  

Мы считаем, что игры и упражнения «лечат ноги». Наше исследование привлечёт внимание к данной проблеме. И тогда дети и взрослые будут более бережно относиться к своему здоровью, правильно ухаживать за стопами, выполнять самостоятельно упражнения и меньше болеть.

Цель: воспитывать потребность в здоровом образе жизни и заботе своих стоп.

Задачи:

- узнать, для чего стопа человеку;

- почему стопы «болеют»?

- что делать, чтобы ноги были здоровыми?

- провести тест для определения плоскостопия – плантографию;

- изготовить  артопедический коврик.

Объект исследования: детские стопы.

Предмет исследования: Узнать почему «болеют» ножки? Какие упражнения сделают наши ножки здоровыми. Как можно самим изготовить артопедические коврики.

Методы исследования:

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, видеофильмы, Интернет);

- консультация у врача в детской поликлинике;

- встреча с сотрудниками городской библиотеки;

- сбор фотоматериалов.

Гипотеза: чтобы стопы были здоровыми нужно выполнять определённые правила.

         Ожидаемый результат:

Мы узнаем какие правила нужно соблюдать, чтобы наши стопы были здоровы.  Какие упражнения нужно выполнять для здоровья стоп. Как можно самим изготовить артопедические коврики, и для чего они нужны .

        Тип проекта: познавательно – исследовательский

        Вид проекта: индивидуальный

        Продолжительность: декабрь 2022 г. – февраль 2023 г.

        Новизна работы: Это моя первая самостоятельная исследовательская работа.

 Основная часть

Здравствуйте, меня зовут Саночкина Василиса! Мне 5 лет. Я посещаю группу «Ромашка» детского сада «Дубравушка».

В нашей группе проводятся беседы как нам беречь своё здоровье. И что ходьба и бег очень важны для нас.

      Я заметила, что некоторые дети в нашей группе бегают медленно, быстро устают. Я спросила у Фаизы Омаровны:

- «Почему некоторые дети бегают медленно?

- Быстро устают?»

   На этот вопрос она мне ответила, что у детей может быть плоскостопие.

Я спросила: «Что это такое?»  Фаиза Омаровна показала нам картинки и видео о плоскостопии.

Плоскостопие – это изменение анатомически правильных соотношений костей свода стопы, которое нарушает биомеханику ходьбы. Заболевание создает постоянный дискомфорт у ребенка, трудности при ходьбе и изменения походки.

Дети страдают плоскостопием очень часто. Основное проявление – уплощение свода стопы.

Своё исследование я начала с того, что вместе с мамой и воспитателями Фаизой Омаровной и Татьяной Анатольевной нашли много информации о плоскостопии. Так как я ещё не умею читать, всю информацию мне читали, а я внимательно слушала и запоминала.

Я вместе с мамой и старшим братом пошли в библиотеку. Из энциклопедий я узнала много интересного и познавательного о строении своего тела и особенности стоп. На сколько они важны для каждого человека, ведь человек большую часть времени проводит на ногах. И спросила об этом маму. Открыв интернет, мы узнали, что стопы бывают разные и как можно понять здоровы ли наши стопы, и что для этого нужно делать.

На следующий день, я рассказала воспитателям и ребятам в детском саду о своём посещении библиотеки, воспитатели мне сказали, что мы, сможем ещё больше узнать о стопах, провести плантографию у нашего медицинского работника. А также самостоятельно провести тест по определению плоскостопия.

Я попросила родителей сходить в детскую поликлинику на консультацию, и узнать о здоровье моих ножек. Мы пошли с папой в городскую детскую поликлинику к ортопеду, врач с удовольствием мне рассказал, что нужно заботиться и беречь свои ножки, чтобы они были здоровыми и что нужно для этого делать. Соблюдать личную гигиену, проводить самомассаж стоп, и обязательно носить правильную обувь.

Я занимаюсь гимнастикой. Инструктор по художественной гимнастике нам посоветовала подобрать удобную обувь для занятий; так как удобная обувь имеет важное значение. Я вдруг подумала, что мамина обувь мне подойдет лучше, но на деле получилось – совсем неудобно. Решила померить свои любимые розовые летние кеды – в них я и шагу не смогла сделать – были малы! И я вернулась к своей обуви, в которой ходила ранее – они были комфортными и удобными! Я поняла, что из-за неправильной обуви стопы могут болеть.

Очень важное значение играет правильно подобранная обувь. Стопы - проекция всех наших органов. Одним из главных факторов здоровых стоп – самомассаж.

Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день незаметно для себя улучшать свое здоровье и здоровье своих детей.

         В детском саду мы ходим в тренажерный зал, занимаемся на тренажерах, а также ходим по артопедическим коврикам, что положительно влияет на здоровье.  Анна Александровна, наш инструктор по физической культуре, научила нас делать самомассаж стоп. Выполняем игры-упражнения на ковриках для стоп, делаем массаж шариком су-джок и  массажной палочкой.

           Дома мы ходим босиком, закаливаем наши стопы, ходим по массажным коврикам. Я предложила маме сделать артопедический коврик своими руками. Но так как я ещё маленькая и не могу сама работать с клей-пистолетом, мне помогали мама и папа. Для того чтобы сделать артопедический коврик нам понадобился большой мягкий пазл – основа коврика, пластмассовые бусины, прорезиненные длинные бигуди, которые мы поочередно приклеивали на нашу основу.

        Сделать артопедический коврик своими руками достаточно просто. Наполняющими элементами могут быть совершенно разные вещи, от природных материалов, до старых фломастеров. Это и шишки, каштаны, желуди, веточки, песок, деревянные палочки, камушки, галька, орехи, и пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок

Каждый день после сна в детском саду мы делаем пробуждающую гимнастику, а так же ходим по различным массажным коврикам, для здоровья, в том числе которые сделали наши родители и мы совместно с Татьяной Анатольевной и Фаизой Омаровной.

 Массажный коврик, имитирующий природные неровности, приносит существенную пользу здоровью ребенка:

- способствует профилактике или лечению плоскостопия;

- помогает правильному формированию свода стопы и всего опорно-двигательного аппарата;

- воздействуя на рефлексогенные зоны стоп, улучшает кровообращение, благотворно влияет на сердечнососудистую систему;

- активизирует обменные процессы в организме;

- развивает вестибулярный аппарат;

- способствует умственному развитию ребенка, в том числе и речевому;

- согласно акупунктуре, воздействует на биологически активные точки, благодаря чему положительно влияет на все внутренние органы, повышает иммунитет;

- расслабляет, снимает психологическое напряжение.

Собрав информацию о здоровье стоп и правилах проведения упражнений и самомассаже, мы с мамой  решили сделать буклет «С чего начинается здоровье?»

 

Заключение

Мы проделали большую работу и ответили на все вопросы, которые возникли у нас в самом начале моей исследовательской работы.

Мы думаем, что наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали, для чего стопа человеку, узнать, почему стопы «болеют»; что делать, чтобы ноги были здоровыми? провели тест для определения плоскостопия; изготовили  артопедический коврик.

В ходе проекта я узнала много полезного, интересного. Лучше беречь здоровье своих стоп, чем лечить.

Будьте здоровы и красивы!

Список литературы

  1. Бедарева М.С. Профилактика и лечебные физические упражнения при плоскостопии / М.С. Бедарева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2020. – 291 с.
  2. Галкин Ю.П. Стопа: строение, функции, профилактика плоскостопия / Ю.П. Галкин, О.А.Комачева: монография. – Смоленск: Издательство:Смоленская гос. акад. физической культуры, спорта и туризма, 2021. – 156 с.
  3. Знатнова Е.В. Использование физкультурно-оздоровительных технологий для профилактики и коррекции плоскостопия у детей / Знатнова Е.В. // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2019. -167 с.
  4. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. – Санкт-Петербург: Изд-во «КОРОНА-Век», 2018. – 72 с.
  5. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: практ. Пособие / О. Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2020. – 109 с.
  6. Струкова Т.С. Создание единого здоровьесберегающего пространства для профилактики плоскостопия в условиях дошкольного учреждения и семьи / Т.С. Струкова, И.В. Чубаковская // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. – № 4. – С. 158-161.

Приложение 1

Комплексы упражнений направленные на профилактику плоскостопия.

Каждый комплекс можно начинать с массажа стоп.

Комплекс № 1.

«Массаж стоп щетками».

(используются щеточки небольших размеров индивидуальные для каждого ребенка)

В руки щетку мы берем,

По подошве проведем (4 раза).

Проведем от пятки к пальцам,

А затем наоборот (4 раза).

Пощекочем пяточку,

Постучим по пальчикам.

От большого, до мизинца,

А затем наоборот.

Постучим по серединке

Пусть попляшут все щетинки.

(убирают щетки в свои кармашки)


«Собери бумажки»

Оборудование: смятая цветная бумага трех цветов (можно использовать фантики).

Дети пальцами ног (педагог контролирует, чтобы дети чередовали правую и левую ногу), собирают бумагу в коробки по цветам.

Мы бумажки соберем

И в коробки разнесем

И уборка ерунда –

Сделаем все быстро (Да!)

(дети садятся на стульчики)

Наши ножки поиграли.

И немножечко устали.

А теперь пусть отдыхают

И носочки надевают.

Комплекс № 2.

«Соберем палочки».

Оборудование: палочки (можно использовать веточки, карандаши, камушки, детали мелкого конструктора…).

(карандаши рассыпаны на ковре, дети берут по одному, зажимая, пальцами ног и приносят на маленький коврик под веселую музыку).

Собираем палочки,

Это нелегко.

И нести нам палочки

Очень далеко!


«Ходьба по коврику».

Теперь пусть ножки отдохнут.

И по коврику пройдут.

(когда все палочки собраны, дети друг за другом по коврику с выложенными палочками).

Комплекс № 3.

«Перенеси мячик»

Оборудование: набивные мячи, кубики.

Дети сидят на стульчиках с набивными мячами малых размеров, перед каждым ребенком на полу стоит кубик высотой 15 – 20 см. Дети зажимают мяч между стопами, переносят его справа налево, стараясь не задеть кубик.

Мячик прыгать научите,

Через куб перенесите.

После выполнения дети, зажимая мяч между стоп, прыжками, относят его в корзинку.

Дружно мячики берем

И в корзинку их несем.


Комплекс № 4.

«Художники»

Оборудование: бумага, карандаш (можно использовать маркеры, гуашь, кисти; трафареты для обведения и образцы для рисования: например, солнышко, домик, ромашка… ).

Дети, сидя на стульчиках, перед ними на полу лежат листы бумаги, карандаши и рисуют на листе бумаги, зажав карандаш пальцами ног.

Вот художники у нас,

Посмотрите, высший класс!

Небывалой красоты

Солнце, воздух и цветы!

(при использовании трафаретов, деталей для обведения)

Одной ножкой трудно рисовать,

Надо другой помогать!

(одной ногой поддерживают деталь, трафарет сверху, второй, в которой между пальцами зажат карандаш, обводят деталь, трафарет…)

Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Пальчиками карандаш возьми

И детали обведи.

(рассматривая рисунки)

Теперь пусть ножки отдыхают,

Побегают и поиграют.

Дети бегают на носочках под веселую музыку.

Комплекс № 5.

"Стирка"

Оборудование: платочки (20 x 20)

Дети сидят на стульчиках. На полу перед ними платочки. Пальцами ног дети собирают платочек в гармошку и сминают его (стирают).

Маме помогаем

Платочки постираем.

Вот так, вот так

Платочки постираем.

Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут), чередуя ноги.

Еще нужно полоскать.

Вот так, вот так.

Очень любим полоскать.

Вот так, вот так.

Накрывают платком стопу ноги и покачивают из стороны в сторону.

А теперь мы их посушим.

Вот так, вот так.

Очень весело посушим.

Вот так, вот так.

Высохли платочки

Разглаживают платочки на полу всей ступней.

Мы совсем большими стали,

Нашим мамам помогали.

Платочки нам стирать не лень,

Мы стираем каждый день!


Комплекс № 6.

«Сложи узор»

Оборудование: палочки (полоски из плотного картона, веточки, фломастеры, карандаши различной длины и цвета…).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки (или составляют узор по образцу – схеме-рисунку: солнышко, домик…).

В этом домике живут

Маленькие пальчики

Песни весело поют,

Сидя на диванчике.

Дети садятся на стульчики, приподнимают ноги и выполняют танцевальные движения ступнями.


Игры эстафеты.

Эстафета с машиной.

Оборудование: машина, с привязанной веревочкой.

Дети строятся в две команды. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до отметки, затем возвращается и передает ее следующему. Игра проходит под веселую музыку.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в две линии, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Побеждает, та команда, которая первой передала палочку и не уронила на пол.

В конце каждой эстафеты дети садятся на пол и растирают ступни ног.

Победили наши ножки.

Мы погладим их немножко.

Самомассаж стоп

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми:

- они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

- составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног.

Продолжительность аппаратного самомассажа 2 – 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия.

Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя.

В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная – стоя.

После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровье-сберегающих технологий в подготовительной группе « С чего начинается Родина…».

Цель: формировать у детей представление о Родине, о природе родного края, приобщать детей к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей об охране природы,- закре...