Речевое развитие дошкольников посредством использования нейротренажёра.
методическая разработка (младшая группа)

Кулешова Ксения Владимировна

Наш «Детский сад общеразвивающего вида № 97» постоянно стремится улучшить качество дошкольного образования, повысить эффективность работы с детьми по физическому, речевому и интеллектуальному развитию.

Удовлетворить естественную потребность детей в речевом развитии помогает нестандартное оборудование Сибирский борд – это нейротренажёр в виде изогнутой доски, изготовленной из экологически-чистого материала – алтайской березы, который применяется для стимуляции мозжечка. Известно, что каждое полушарие мозга отвечает за разные функции. Только взаимосвязанная синхронная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов – отличной памяти, реакции, навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Чтобы ввести звук в речь, необходимо автоматизировать его в ДВИЖЕНИИ!  Это ускорит процесс введения звука в речь. С бордом процесс пойдёт ещё быстрее, потому что дети занимаются с удовольствием. Балансируя на доске, они выполняют артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление мышц органов речи, закрепляют поставленные звуки с помощью чистоговорок и скороговорок, развивают фонематический слух и звукослоговой анализ слов (игры «Поймай звук», «Точно повтори», «Хлопни, когда ошибусь»), совершенствуют лексико-грамматический строй речи с помощью упражнений на словоизменение и словообразование («Один-много», «Назови ласково», «Назови какой?»). Раскачиваясь на тренажёре стоя, лёжа, поворачивая борд, как лодку на волнах Вы перемещаете внимание ребёнка на удержание равновесия. Снимается напряжение и звуки даются детям легче.

Данное оборудование уникально и многофункционально, позволяет проводить нейродинамическую гимнастику. Нейрогимнастика – это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга ребёнка. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи. Основная цель применения такой гимнастики – активизировать развитие речи у детей через двигательную активность.

Потому что вестибулярный аппарат человека связан с мозжечком и слухом. Хорошо развитый вестибулярный аппарат помогает адекватно воспринимать информацию. Мозжечок эту информацию обрабатывает и координирует деятельность нервных сигналов к мышцам. Вы не просто балансируете – вперёд-назад, влево-вправо – вы активизируете разные составляющие вестибулярного аппарата.

Сибирский борд через усиление активности создаёт особую развивающую среду и не только укрепляет здоровье, но и помогает в решении логопедических, сенсорных и речевых задач.

Этот тренажёр универсален его можно превратить в крепость, мост, качели, гараж, горку, лабиринт, использовать в подвижных и малоподвижных играх: «Мышеловка», «Займи место в кругу», «Считалки», «Скороговорки» - с покачиванием на досках.

 

 

 

Сегодня вашему вниманию, я хочу представить комплекс нейроупражнений и игр на координацию, которые дети могут делать на балансире с дополнительными предметами (мячиками, кубиками, лентами) и без них, с одновременным произношением стихов и логоритмикой.

Для нас важно – уметь выполнять многозадачные задания.

Занимаясь на балансировочных досках важно придерживаться нескольких правил:

  1. Соблюдать технику безопасности.
  2. Упражнения должны носить игровой характер, при этом важна сосредоточенность и правильное выполнение.
  3. Заниматься около 15 минут в день с позитивным настроем.

Начинаем с самых простых и постепенно усложняем.

Знакомство с бордом началось с его истории возникновения. С прикосновений: сначала дети потрогали, покрутили доску, попробовали встать на неё, сесть, лечь, выполнить простые движения на равновесие.

Видео – катают мяч с определённым заданием.

  • Катать и ловить мячик одной рукой
  • Катать и ловить попеременно
  • Ловить двумя пуками
  • Катать – ловить только определённого цвета

Используем несколько варианта выполнения для более эффективной проработки задачи:

- Ловим баланс на борде, находим устойчивое положение. Перекидываем мячик из руки в руку и следим за ним глазами и движением головы

- Игра «Не урони» (Дети балансируют с мешочками на головах, держа руки в стороны). развитие произвольности, самоконтроля.

-Игра «Высоко-низко» (Дети балансируя, поднимают мешочек правой рукой над головой, перекладывают в левую руку и опускают вниз). развитие межполушарного взаимодействия, произвольности, самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сибирские борды позволяют повысить двигательную активность ребёнка, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.

Занятия с использованием данного тренажёра нравятся детям и помогают быстрее преодолеть имеющиеся речевые трудности у дошкольников. Дополнительная мозжечковая стимуляция значительно усиливает эффект коррекционно-развивающей работы.

Что развиваем?

- слух;

-речь;

- контроль движений тела;

- координация движений;

- баланс тела;

- ловкость;

- вестибулярный аппарат;

-ощущение тела в пространстве;

- физическое развитие;

- межполушарное взаимодействие;

- оптимизируем вестибулярную систему;

- и конечно, просто расслабляемся.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи....

«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...

Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движени...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...