Организация и оснащение предметно-пространственной среды в группах раннего возраста для начала формирования основ функциональной грамотности у детей
методическая разработка (младшая группа)

Пузанова Лидия Николаевна

Организация и оснащение предметно-пространственной среды в группах раннего возраста для начала формирования основ функциональной грамотности у детей 1,5 - 3 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheizvestno.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

       Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени. Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, одно из условий – обеспечение высокого уровня функциональной грамотности обучающихся. Что же такое функциональная грамотность? «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребѐнка играет предметноразвивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.                                                                                  Большое значение для начала формирования основ функциональной грамотности у детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, творческая, игровая деятельность. Поэтому в группах ДОУ должны быть условия для их полноценной реализации. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. В нашем детском саду воспитатели поставили цель: создать эффективную предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие детей раннего дошкольного возраста, с учетом требований ФГОС ДО и ФОП, позволяющую формировать основы функциональной грамотности у детей раннего возраста.

 Мы поставили следующие задачи:

 • Сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов в различных видах детской деятельности.

 • Способствовать практическому применению и эффективному использованию предметно – развивающей среды для общения и совместной деятельности детей раннего дошкольного возраста.

 • Обеспечить эффективное использование предметно – развивающей среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и активности.

 • Приобщать дошкольников к активной игровой, коммуникативной, творческой и познавательно – исследовательской деятельности в предметной среде группы.

Созданная нами  предметно-развивающая среда рассчитана на стимулирование основ функциональной грамотности у детей раннего возраста. Пространство в нашей группе «Непоседы»  дает возможность одновременно свободно заниматься разными видами детской деятельности. Этому способствует зонирование групповой комнаты на центры.

Центр сенсорного развития включает в себя:

     Разнообразные  дидактические пособия  для малышей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные. При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений.

 Дидактические игрушки:  игрушки-вкладыши различной формы; доски-бизиборды предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками; матрешки; наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски). Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная мозаика, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными и объемными геометрическими фигурами.

Центр сюжетных игр

     Играя в сюжетно-ролевые игры, дети раннего возраста развивают  диалогическую речь, обогащают словарный запас.

 Кукольный уголок оснащен: домиком  (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, кровать с комплектом постельных принадлежностей. Набор кукол, с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; пупс, имитирующий ребенка-младенца;  кукла с полным набором зимней верхней одежды. Коляски для кукол. Атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный, вазочки, телефоны, часы, муляжи овощей, фруктов, ванночка для купания кукол, утюжки и другие.

Наборы «Парикмахерская», «Магазин», Больница» размещены в специальных местах   так, чтобы дети могли с помощью воспитателя подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для этих сюжетных игр.

 Книжный уголок

      Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей. В книжном уголке расположены  книжки в соответствии с возрастом,  с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки  по темам (одежда, посуда, мебель, животные, птицы,  транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (времена года, сказочные, бытовые ситуации).

 Театральный уголок расположен  рядом с книжным уголком.

     Любимые и знакомые сказки обыгрываем вместе с детьми при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, а так же  используем звуковые книжки,  маски, шапочки животных, элементы костюмов.  Театрализованная игровая деятельность стимулирует  речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Центр изобразительной деятельности.

     Ранний возраст  благоприятен для развития изобразительной деятельности. Имеются магнитная доска для рисунков детей (выставка), восковые мелки; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь); кисти для рисования; палитра, емкости для воды, красок; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры,  пластилин мягкий, тесто для лепки; формочки для лепки, печатки, губки, ватные тампоны и палочки для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доска для рисования мелками, раскраски. Материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству,

формирует эстетическое восприятие, воображение.

Центр экспериментирования и игр с песком и водой.

     Дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим малышей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, свойствах предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ѐмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тѐплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.  Занятия в этом центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше выражать свои мысли, объясняя природные явления.

 В уголке природы

     Располагаются календарь природы с временами года,  комнатные растения, цветущие с характерными частями (листьями, стебли, цветы), лейка,  палочки для рыхления почвы и природный материал. Благодаря «центру природы» дети получают первоначальное представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, логически мыслить. Дети с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный природный материал (камешки, шишки, желуди, каштаны, перышки, семена и другое)   Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений природы.

Центр музыки

    В центре музыки имеются разнообразные музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчики, трещенки, маракасы и др.,  аудиосредства  с записями музыкальных произведений, звуков природы, детских песен. Игры в музыкальном центре развивают у малышей фонематический слух, чувство ритма и доставляют детям много радостных положительных эмоций.

Центр для игр с машинами и строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр таким образом что, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол. Сюжетное конструирование  служит основой для формирования предпосылок функциональной грамотности. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили  грузовые, легковые, автобусы, паровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детенышей, птицы, рыбки,  насекомые, люди, сказочные персонажи и др.

 Центр ФИЗО

      Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. В центре расположено оборудование для проведения подвижных игр,

утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей: мячи,

обручи, мешочки, набитые песком, ленточки, платочки, флажки, массажные дорожки и др. Всё это развивает у детей двигательную деятельность и укрепляет здоровье малыша. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Применение здоровьесберегающих технологий служит для формирования предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья у детей раннего возраста.

      Пространство нашей группы организовали по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека.                                          Развивающая  предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для начала формирования основ функциональной грамотности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разные виды  активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности и формирование основ функциональной грамотности у детей раннего возраста.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»

В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...