Рабочая программа "Раз словечко, два словечко" Е.В. Колесникова
рабочая программа (младшая группа)

Князева Дарья Петровна

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения.

Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности,

«экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raz_slovechko_dva_slovechko_-_kopiya.docx61.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Раз словечко, два словечко»

Направленность: социально - педагогическая

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год 

Автор-составитель:

Князева Дарья Петровна,

педагог дополнительного образования

Москва, 2024

Пояснительная записка

Введение

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения.

Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности,

«экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.


Актуальность программы

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Цель программы: 

помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте. Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова

Задачи программы:

Обучающие:

формировать общие речевые навыки (правильное речевое диафрагмальное дыхание, силу и динамику голоса, интонационную выразительность речи, правильный умеренный темп речи);

формировать фразовую речь.

Развивающие:

развивать фонематические представления и навыки. - развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками;

развивать лексику и грамматику;

развивать слуховое внимание и восприятие;

развивать моторную сферу (через комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, комплексы физических упражнений, массаж рук);

развивать элементарные произносительные навыки.

 Воспитательные:

воспитывать        умение работать в коллективе, доброжелательно взаимодействовать с

ровесниками и взрослыми.

развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

Отличительные особенности:

Общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» отличается от других программ тем, что наряду с речевым материалом в процессе занятий используются упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на развитие правильного речевого дыхания, фонематического восприятия и развитие мелкой моторики.

При этом программа: - соответствует принципу развивающего воспитания, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (содержание позволяет решать поставленные задачи на необходимом и достаточном материале);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования и осуществляет дополнительное развитие детей в возрасте от3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области речевого развития.

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Продолжительность образовательного процесса: 15 минут 1 раз в неделю.

Форма организации:

В связи со спецификой теоретической и практической деятельности учащихся и преобладанием практических занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:

-фронтальная – взаимодействие педагога и всех учащихся осуществляется одновременно; применяется преимущественно при предъявлении учащимся новых игрушек-прототипов, обсуждении принципов их действия;

-групповая – организация взаимодействия педагога с учащимися, объединенными в малые группы, в т. ч. в пары; при этом группы могут выполнять как одинаковые, так и различные задания.

Планируемые результаты освоения программы к концу обучения дети умеют:

  1. правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолировано, в словах в фразовой речи;
  2. правильно и четко произносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ», «П-ПЬ», «Т-ТЬ»,
  3. «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «Х», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц» изолировано,
  4. в словах и фразовой речи.
  5. правильно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;
  6. использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
  7. понимать значение терминов «звук» и «слово»;
  8. выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  9. рисовать        прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.

Календарно – тематическое планирование содержания организованной образовательной деятельности

Месяц

Неделя

Тема занятий

Время проведения занятия

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Дополнительное педагогическое обеспечение

Сентябрь

3

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

15 минут

Познакомить Детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Познавательное, Речевое

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.10

4

Звук «А»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”А

Учить Детей внимательно слушать стихотворение, отвечать вопросы строчками из Данного стихотворения.

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”А в словах и фразовой речи.

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). С.12

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.

Октябрь

1

Звук «У»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при ПРОИЗНОШеНИИ звука У.

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”У” в словах и фразовой речи.

Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Учить Детей внимательно слушать стихотворение, отвечать вопросы строчками из него.

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.17

2

Звуки «А», «У», «О»

15 минут

Упражнять в правильном произношении звуков «Э», «Ы», «И» во фразовой речи; -вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; - развивать умение управлять пальцами, добиваясь произвольности движений.

- Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко», Колесникова Е.В., 2015.

3

Звук «О»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”О”

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”О ” в словах и фразовой речи.

Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загаДки.

Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

Познавательное,

речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.с.22

4

Звук «Ы»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”Ы”.

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”Ы” в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая кажДое слово.

Добиваться, чтобы Дети произносили текст стихотворения правильно.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: ”А ”, ”О”, ”У".

Продолжать учить рисовать Дорожки фломастером.

Речевое, социально -коммуникативное развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.23

4

Звук «Э»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”Э”.

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”Э” в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая кажДое слово.

Добиваться, чтобы Дети произносили текст стихотворения правильно.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: ”А ”,

Продолжать учить рисовать Дорожки фломастером.

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.с.30

Ноябрь

1

Звук «И»

15 минут

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”И”

Способствовать четкому и правильному произношению звука ”И” в словах.

Приучать внимательно слушать текст стихотворения, поДбирать слова не просто близкие по звучанию, но и поДхоДящие по смыслу. Развивать общую моторику и Двигательные функции рук.

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.

С.31

2

Звуки «Ы», «Э», «И»

15 минут

Упражнять в правильном произношении звуков «Э», «Ы», «И» во фразовой речи; -вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

- развивать умение управлять пальцами, добиваясь произвольности движений.  

Познавательное, речевое развитие

3

Звуки «М – Мь» 

15 минут

Упражнять детей в правильном произношении звуков «М_МЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи;

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

4

Звуки «Н – Нь»

15 минут

-упражнять детей в произношении звука «Н-НЬ» в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи;

- вырабатывать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предмета;

-способствовать развитию слухового внимания;

-развивать графические навыки  

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.35

Декабрь

1

Звук «Б-Бь»

15 минут

-способствовать развитию силы голоса, вырабатывая умение пользоваться громким и тихим голосом;

-развивать графические навыки;

-развивать умение рассказывать потешку, четко выговаривая каждое слово  

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

2

Звук «П-Пь»

15 минут

способствовать развитию речевого дыхания;

-развивать графические навыки;

-развивать умение отгадывать загадки;

- развивать связную речь 

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.43

3

Звуки «Б – Бь», «П – Пь»

15 минут

Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б-БЬ», «П-ПЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; --развивать графические навыки;

-способствовать развитию зрительного внимания, силы голоса;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы;

-читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово  

Познавательное, речевое развитие

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.47

4

Звуки «Д – Дь»

15 минут

Упражнять детей в правильном произношении звуков «Д-ДЬ»,  в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи;

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Январь

3

Звуки «Т – Ть»  

15 минут

Упражнять детей в правильном произношении звуков «Т-ТЬ», в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; Практика  

развивать графические навыки;

вырабатывать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предмета; - развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.

 

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

4

Звуки «Д –Дь», «Т – Ть»

15 минут

- вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

-развивать графические навыки;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.

Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.

Февраль

1

Звуки «Г – Гь»

15 минут

- вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

-развивать графические навыки;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.  

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63

2

Звуки «К – Кь»

15 минут

- вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

-развивать графические навыки;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения;

-развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление

Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.67

3

Звуки «К», «Г»

15 минут

вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

-развивать графические навыки;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения;

_развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление 

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63

4

Звуки «В – Вь»

15 минут

вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу;

-развивать графические навыки;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения;

-развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление 

Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Март

1

Звуки «Ф – Фь»

15 минут

Упражнять детей в правильном произношении звуков «Ф-ФЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63

2

Звуки «В – Вь», «Ф – Фь»

15 минут

развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки;

- развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;

-Способствовать развитию долговременной памяти;

Закреплять обобщающие понятия «Игрушки» и «Одежда» 

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

3

Звук «Х»

15 минут

-развивать речевое дыхание;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения;

-развивать графические навыки 

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

4

Звуки «Л – Ль»

15 минут

развивать речевое дыхание;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; 

Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Апрель

1

Звуки «С – Сь»

15 минут

-развивать речевое дыхание;

-Развивать графические навыки;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения;

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

2

Звуки «З – Зь»

15 минут

развивать речевое дыхание;

-Развивать графические навыки;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

3

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ»

15 минут

-развивать речевое дыхание;

-Развивать графические навыки;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

4

Звук «Ц»

15 минут

развивать речевое дыхание;

-Развивать графические навыки;

-побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу;

-развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память;

-развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.

Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Май

1-4

Закрепление пройденного материала

15 минут

-развивать речевое дыхание – закреплять на одном выдохе произносить три четыре слога;

-закреплять умение отгадывать загадки;

-закреплять умение читать потешки, четко выговаривая каждое слово;

-развивать графические навыки;

-закреплять умение закрашивать контуры предметов

Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное

Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. 

Список используемой литературы

  • - Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко», Колесникова Е.В., 2015.
  • - Елена Колесникова - Раз - словечко, два - словечко. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. ФГОС ДО
  • Новиковская О.А. "Развитие звуковой культуры речи у дошкольников" -СПб, 2002 г.
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа.-М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.144с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Рабочая тетрадь. От слова к звуку. 4-5л. Е.В. Колесникова 2016

Рабочая тетрадь. От слова к звуку. 4-5л....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»

Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

Развитие фонематического слуха у детей с ТНР. Методика С. В. Колесниковой «Подскажи словечко».

Развитие фонематического слуха   у детей с ТНР. Методика С. В. Колесниковой «Подскажи словечко»....

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» по Колесниковой

Рабочая программакружка «Весёлая математика»в старшей группе   Подготовила воспитательвысшей квалификационнойкатегории:Бахарева Н.В.   Целевой разделПоя...