Рабочая программа "Раз словечко, два словечко" Е.В. Колесникова
рабочая программа (младшая группа)
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения.
Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности,
«экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raz_slovechko_dva_slovechko_-_kopiya.docx | 61.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Раз словечко, два словечко»
Направленность: социально - педагогическая
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Князева Дарья Петровна,
педагог дополнительного образования
Москва, 2024
Пояснительная записка
Введение
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения.
Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности,
«экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.
Актуальность программы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.
Цель программы:
помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте. Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова
Задачи программы:
Обучающие:
формировать общие речевые навыки (правильное речевое диафрагмальное дыхание, силу и динамику голоса, интонационную выразительность речи, правильный умеренный темп речи);
формировать фразовую речь.
Развивающие:
развивать фонематические представления и навыки. - развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
развивать лексику и грамматику;
развивать слуховое внимание и восприятие;
развивать моторную сферу (через комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, комплексы физических упражнений, массаж рук);
развивать элементарные произносительные навыки.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательно взаимодействовать с
ровесниками и взрослыми.
развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Отличительные особенности:
Общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» отличается от других программ тем, что наряду с речевым материалом в процессе занятий используются упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на развитие правильного речевого дыхания, фонематического восприятия и развитие мелкой моторики.
При этом программа: - соответствует принципу развивающего воспитания, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (содержание позволяет решать поставленные задачи на необходимом и достаточном материале);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования и осуществляет дополнительное развитие детей в возрасте от3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области речевого развития.
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Продолжительность образовательного процесса: 15 минут 1 раз в неделю.
Форма организации:
В связи со спецификой теоретической и практической деятельности учащихся и преобладанием практических занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:
-фронтальная – взаимодействие педагога и всех учащихся осуществляется одновременно; применяется преимущественно при предъявлении учащимся новых игрушек-прототипов, обсуждении принципов их действия;
-групповая – организация взаимодействия педагога с учащимися, объединенными в малые группы, в т. ч. в пары; при этом группы могут выполнять как одинаковые, так и различные задания.
Планируемые результаты освоения программы к концу обучения дети умеют:
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолировано, в словах в фразовой речи;
- правильно и четко произносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ», «П-ПЬ», «Т-ТЬ»,
- «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «Х», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц» изолировано,
- в словах и фразовой речи.
- правильно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;
- использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
- понимать значение терминов «звук» и «слово»;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.
Календарно – тематическое планирование содержания организованной образовательной деятельности
Месяц | Неделя | Тема занятий | Время проведения занятия | Программные задачи | Интеграция образовательных областей | Дополнительное педагогическое обеспечение |
Сентябрь | 3 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | 15 минут | Познакомить Детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом. Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). | Познавательное, Речевое | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.10 |
4 | Звук «А» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”А Учить Детей внимательно слушать стихотворение, отвечать вопросы строчками из Данного стихотворения. Способствовать четкому и правильному произношению звука ”А в словах и фразовой речи. | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). С.12 Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Октябрь | 1 | Звук «У» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при ПРОИЗНОШеНИИ звука У. Способствовать четкому и правильному произношению звука ”У” в словах и фразовой речи. Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат. Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь. Развивать произвольную память. Учить Детей внимательно слушать стихотворение, отвечать вопросы строчками из него. | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.17 |
2 | Звуки «А», «У», «О» | 15 минут | Упражнять в правильном произношении звуков «Э», «Ы», «И» во фразовой речи; -вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; - развивать умение управлять пальцами, добиваясь произвольности движений. | - Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко», Колесникова Е.В., 2015. | ||
3 | Звук «О» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”О” Способствовать четкому и правильному произношению звука ”О ” в словах и фразовой речи. Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загаДки. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.с.22 | |
4 | Звук «Ы» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”Ы”. Способствовать четкому и правильному произношению звука ”Ы” в словах и фразовой речи. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая кажДое слово. Добиваться, чтобы Дети произносили текст стихотворения правильно. Закреплять навыки правильного произношения звуков: ”А ”, ”О”, ”У". Продолжать учить рисовать Дорожки фломастером. | Речевое, социально -коммуникативное развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.23 | |
4 | Звук «Э» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”Э”. Способствовать четкому и правильному произношению звука ”Э” в словах и фразовой речи. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая кажДое слово. Добиваться, чтобы Дети произносили текст стихотворения правильно. Закреплять навыки правильного произношения звуков: ”А ”, Продолжать учить рисовать Дорожки фломастером. | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”.с.30 | |
Ноябрь | 1 | Звук «И» | 15 минут | Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ”И” Способствовать четкому и правильному произношению звука ”И” в словах. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, поДбирать слова не просто близкие по звучанию, но и поДхоДящие по смыслу. Развивать общую моторику и Двигательные функции рук. | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. С.31 |
2 | Звуки «Ы», «Э», «И» | 15 минут | Упражнять в правильном произношении звуков «Э», «Ы», «И» во фразовой речи; -вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; - развивать умение управлять пальцами, добиваясь произвольности движений. | Познавательное, речевое развитие | ||
3 | Звуки «М – Мь» | 15 минут | Упражнять детей в правильном произношении звуков «М_МЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | ||
4 | Звуки «Н – Нь» | 15 минут | -упражнять детей в произношении звука «Н-НЬ» в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи; - вырабатывать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предмета; -способствовать развитию слухового внимания; -развивать графические навыки | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.35 | |
Декабрь | 1 | Звук «Б-Бь» | 15 минут | -способствовать развитию силы голоса, вырабатывая умение пользоваться громким и тихим голосом; -развивать графические навыки; -развивать умение рассказывать потешку, четко выговаривая каждое слово | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. |
2 | Звук «П-Пь» | 15 минут | способствовать развитию речевого дыхания; -развивать графические навыки; -развивать умение отгадывать загадки; - развивать связную речь | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.43 | |
3 | Звуки «Б – Бь», «П – Пь» | 15 минут | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б-БЬ», «П-ПЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; --развивать графические навыки; -способствовать развитию зрительного внимания, силы голоса; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы; -читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово | Познавательное, речевое развитие | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.47 | |
4 | Звуки «Д – Дь» | 15 минут | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Д-ДЬ», в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | ||
Январь | 3 | Звуки «Т – Ть» | 15 минут | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Т-ТЬ», в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи; Практика развивать графические навыки; вырабатывать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предмета; - развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения.
| Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. |
4 | Звуки «Д –Дь», «Т – Ть» | 15 минут | - вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; -развивать графические навыки; -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения. | Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Февраль | 1 | Звуки «Г – Гь» | 15 минут | - вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; -развивать графические навыки; -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения. | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63 |
2 | Звуки «К – Кь» | 15 минут | - вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; -развивать графические навыки; -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; -развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление | Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.67 | |
3 | Звуки «К», «Г» | 15 минут | вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; -развивать графические навыки; -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; _развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63 | |
4 | Звуки «В – Вь» | 15 минут | вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; -развивать графические навыки; -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать активную речь детей, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; -развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление | Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Март | 1 | Звуки «Ф – Фь» | 15 минут | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Ф-ФЬ» в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. с.63 |
2 | Звуки «В – Вь», «Ф – Фь» | 15 минут | развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки; - развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление; -Способствовать развитию долговременной памяти; Закреплять обобщающие понятия «Игрушки» и «Одежда» | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
3 | Звук «Х» | 15 минут | -развивать речевое дыхание; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; -развивать графические навыки | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
4 | Звуки «Л – Ль» | 15 минут | развивать речевое дыхание; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; | Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Апрель | 1 | Звуки «С – Сь» | 15 минут | -развивать речевое дыхание; -Развивать графические навыки; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения; | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. |
2 | Звуки «З – Зь» | 15 минут | развивать речевое дыхание; -Развивать графические навыки; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения. | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | ||
3 | Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» | 15 минут | -развивать речевое дыхание; -Развивать графические навыки; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения. | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | ||||||
4 | Звук «Ц» | 15 минут | развивать речевое дыхание; -Развивать графические навыки; -побуждать детей внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу; -развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память; -развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками стихотворения. | Познавательное, речевое развитие, социально – коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. | |
Май | 1-4 | Закрепление пройденного материала | 15 минут | -развивать речевое дыхание – закреплять на одном выдохе произносить три четыре слога; -закреплять умение отгадывать загадки; -закреплять умение читать потешки, четко выговаривая каждое слово; -развивать графические навыки; -закреплять умение закрашивать контуры предметов | Познавательное, речевое развитие, социально - коммуникативное | Колесникова ЕВ. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога). Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради ”Раз - словечко, два - словечко”. |
Список используемой литературы
- - Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко», Колесникова Е.В., 2015.
- - Елена Колесникова - Раз - словечко, два - словечко. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. ФГОС ДО
- Новиковская О.А. "Развитие звуковой культуры речи у дошкольников" -СПб, 2002 г.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа.-М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Рабочая тетрадь. От слова к звуку. 4-5л. Е.В. Колесникова 2016
Рабочая тетрадь. От слова к звуку. 4-5л....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...
Развитие фонематического слуха у детей с ТНР. Методика С. В. Колесниковой «Подскажи словечко».
Развитие фонематического слуха у детей с ТНР. Методика С. В. Колесниковой «Подскажи словечко»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе Е. В. Колесниковой «Раз – словечко, два - словечко» во второй младшей группе детского сада
Конспект «Раз – словечко, два - словечко» во второй младшей группе детского сада...
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» по Колесниковой
Рабочая программакружка «Весёлая математика»в старшей группе Подготовила воспитательвысшей квалификационнойкатегории:Бахарева Н.В. Целевой разделПоя...
Рабочая программа дополнительного образования Е.В.Колесниково
Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Марцинкевич Г. В «Обуч...