Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Феликсовна

 Как посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Воспитатель группы «Мамонтенок» для детей 5-6лет Ткаченко Татьяна Феликсовна МБДОУ «Детский сад № 59 »

Слайд 2

Целью моей работы стало – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение. Я поставила перед собой задачу : формировать представления у детей о растительном и животном мире, природе родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования игровых технологий, в процессе самостоятельной деятельности, развития собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности. Работу по экологическому воспитанию я организую в различных формах – игры, беседы, наблюдения, экспериментирование.

Слайд 3

Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» . В. А. Сухомлинский. Экологическое образование дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности просвещенческой работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры.

Слайд 4

Игровые технологии Игровые технологии влияют на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр «игровые технологии» обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии создаются при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к экологическому образованию. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя.

Слайд 5

В своей работе по экологическому воспитанию использую разные виды игр экологической направленности, используемых мною в качестве игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. В группе организована предметно-развивающая развивающая среда. В ней представлены: пособия, календарь природы, альбомы перелетных, зимующих, кочующих птиц, диких и домашних животных, папки для детей, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал. Здесь ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить. Для повышения эффективности работы по экологическому воспитанию используются разнообразные формы и методы. Один из таких методов - экологические игры.

Слайд 6

Экологические игры бывают: ролевые; дидактические; имитационные; соревновательные; игры-путешествия.

Слайд 7

Ролевые игры Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например игра «Строительство Зеленого города», «Путешествие в Африку с Айболитом», «Интервью в лесу у зверей». В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы. Благодаря ролевой игре решаются основные воспитательно - образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.

Слайд 8

Соревновательные игры Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д. В своей работе соревновательные игры пока я не применяла Имитационные игры Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Дети идентифицируют себя с животными, растениями, насекомыми: «Медведь в берлоге», «Кто живет в дупле?», «Танец бабочек», «Танец цветов».

Слайд 9

Дидактические игры по характеру используемого материала Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -- самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», « Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Слайд 10

Игры - путешествия Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, в жаркую пустыню, на дно океана: «Поездка на выставку растений», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В процессе игры-путешествия дети узнают много нового. Воспитатель должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Слайд 11

Значение игровой технологии: Экологическая игра способствует: – в более доступной форме донести информацию o сложных природных явлениях; – обогащению чувственного опыта ребенка; – более чуткому отношению к природе, развивая при этом умственные способности воспитанников; – получению новых знаний, их обобщению и закреплению; – развитию познавательных способностей; – уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных .

Слайд 12

Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Игра – это дело серьёзное!

Слайд 13

Все хорошее в людях – из детства Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем. Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

доклад Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ре...

Выступление на педсовете на тему: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему:«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»(из опыта работы)...

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видет...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...