Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольника.
статья по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольника.
Разработала воспитатель Гребнева О.В.
2021 г
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. И игра –это ведущий вид деятельности младшего дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится ко взрослой жизни. Игра привлекает детей больше, чем любая другая деятельность.
Я считаю, что играя, дети лучше всего получают и осваивают различные знания. Значит ,цель моей работы –через игру формировать начало экологической культуры дошкольника: правильного отношения ребенка к природе, окружающей его, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Дети думают ,что они только играют, но незаметно для себя , дошкольники познают окружающий мир ,мир природы. При этом мы, взрослые, вызываем интерес в игре к природе, ее многообразию, стимулируем желание больше узнавать о явлениях и объектах природы, формируем первичные навыки бережного и заботливого отношения ко всему живому, направляем, поддерживаем, но однако же не подавляем инициативы ребенка. Играя с детьми и обучая их в игре, надо стремиться к тому ,чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Можно твердо сказать ,что в младшей группе почти все игры природоведческой направленности служат формированию зачатков экологической культуры.
Младшие дошкольники уже могут высказывать мнение ,во что именно они хотят поиграть , более уверенно выполняют действия, умеют придерживаться правил. Но тематика игр, которые четырехлетние дети способны организовать ,очень узка , а сюжет не имеет развития. Поэтому на первый план по ознакомлению с природой и экологическим воспитанием детей я выставляю организованную игру, а именно ее виды:
- дидактические игры:
а) игры с предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные игры.
-творческие ( строительные, имитационные, фантазирование, сюжетно- ролевые, театрализованные.)
- подвижные.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе использую простые по содержанию дидактические игры. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний ,которые дети получают в наблюдениях повседневной жизни:
« Волшебный мешочек» - достают предметы ( в зависимости от тематики недели) , внимательно рассматривают их и называют.
« Что съел зайка?» - учу замечать какого предмета (овоща, фрукта, игрушки) не стало.
« Куда села бабочка (снежинка, листочек и т.д.)?» - закрепляем умение дерево, траву, цветок, предметы мебели.
« Фокусник» - развиваем память , наблюдательность.
Настольно-печатные игры:
«Кто, где живет?», разнообразные лото, «Подарки осени (зимы и т.п.), « Найди маму малышу», « Чей хвост?», « Угости зверят», « Назови правильно».
Словесные игры :
« Веселый кубик», « Доскажи словечко», « Кто чем питается?», « Лучший наблюдатель».
Пальчиковые игры тоже использую по теме недели: «Замок», « Капустка», «У оленя дом большой», « У мамы любимые детки», « Наш мир».
Игры на развитие дыхания:
« Сдуй снежинку (листок и т.п.), « Веселые стаканчик», « Мы подуем высоко…»
Творческие игры детей четвертого года жизни становятся содержательней , сложнее. Им доступны сюжеты не только на основе личных впечатлений , но и просмотренных мультфильмов, прочитанных сказок, рассказов. Отличает этот возраст и более активное использование предметов – заместителей:
« Путешествие к морю, в лес, в горы, на пикник», « Ухаживаем за домашним любимцем», « Ферма», « Приехали гости», « Кукла заболела», « Поход в парикмахерскую», « День рождения мишки».
Театрализованные игры, где дети сами разговаривают и ведут персонажей сказок:
« Репка», «Колобок», « Маша и медведь», « Теремок», « Цыпленок».
Подвижные игры.
Основная задача подвижных игр развитие физических качеств детей. Но если игра связана с темой природы , ее можно использовать на экологических занятиях. Это послужит укреплению интереса детей к теме, поскольку малышам очень нравится двигаться, выполнять различные упражнения под музыку ,перевоплощаться в персонажей игр:
(применяя подвижные в работе ,также не забываю учитывать тематику недели)
« У медведя во бору», « Лягушки», «Кто соберет больше шишек», «Птички в гнездышке», « Мыши в кладовой», « Рыбки в пруду», «Море волнуется», «Солнечный зайчик», « Солнышко и дождик».
Мир игры ,многогранный и прекрасный , полон загадок, как и окружающая нас природа. Может ,поэтому дети так тянутся разгадать ее тайны? Нам надо приложить все усилия ,чтобы эту потребность направить в полезное русло : мягко, ненавязчиво, посредством игр и занимательных упражнений формировать всесторонне развитую, гармоничную личность , неотъемлемым свойством которой является экологическая культура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.
Воспитатель МБДОУ «Атемарский д/с № 1 «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...
Методическая разработка "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников"
Игровые технологии...
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...
Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников
1.сл.Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежин...
презентация по экологии "Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".
Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников...
Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников
В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Игровые технологии в экологическом...