доклад Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Комарова Светлана Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_komarovoy_s.n.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Целью моей работы стало – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.

Я поставила перед собой задачу: формировать представления у детей о растительном и животном мире, природе родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования игровых технологий, в процессе самостоятельной деятельности, развития собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности. Работу по экологическому воспитанию я организую в различных формах – игры, беседы, наблюдения, экспериментирование.

Одной из структурных единиц, представляющих определенные направления развития и образования детей, является познавательное развитие, предполагающее экологическое воспитание. В процессе развития общества экологическое образование приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления и сознания.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Игровые технологии влияют на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр «игровые технологии» обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии создаются при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к экологическому образованию.

Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя.

В своей работе по экологическому воспитанию использую разные виды игр экологической направленности, используемых мною в качестве игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

В группе организована предметно-развивающая развивающая среда. В ней представлены: пособия, календарь природы, альбомы перелетных, зимующих, кочующих птиц, диких и домашних животных, папки для детей, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал. Здесь ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.

Для повышения эффективности работы по экологическому воспитанию используются разнообразные формы и методы. Один из таких методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Успешно применяются в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В своей работе я также использую дидактические экологические игры и упражнения, например:

«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.

«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.

«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…

«Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.

Различные ботанические, зоологические лото, пазлы, демонстрационные картины помогают детям закреплять и систематизировать знания, формируют навык пользования моделями. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Воспитатель играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Ребята учатся наблюдать за сезонными изменениями, за погодными явлениями, выделять основные признаки времен года. В уголке природы малыши помогают воспитателю ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, освещение), усваивая значение всех этапов ухода за живыми объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

Выступление на педсовете на тему: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему:«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»(из опыта работы)...

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видет...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...

Использование игровой технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Экологические игры дают новые впечатления о жизни и труде люд...