культура речевого общения дошкольников
консультация (средняя группа)
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechevogo_obshcheniya_doshkolnikov.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речевого общения дошкольников
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так - же вежливое поведение в общественных местах, быту.
Дар словотворчества у детей можно наблюдать уже в раннем возрасте. Этот исключительный в речевом отношении период детской жизни описал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Герои книги «От двух до пяти» познают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной детям любознателыюстью и доверием.
Во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка» читаем: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при номощи которых ему удается в такое изумителыю корогкое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, ириставок и флексий».
Основные негативные явления в устной речи сегодня:
• чрезмерное заимствование;
• жаргоны;
• речевые штампы;
• слова – спутники;
• многословие;
• неправильное словоупотребление;
• неправильное расположение слов;
• низкий уровень общей речевой культуры;
• слова-паразиты.
Слова-паразиты: в принципе, это, так, тсс..., такскать (так сказать), блин, например, вот, в общем-то, типа, короче говоря, в натуре, это самое, понимаешь и многие другие.
Причины возникновения слов-паразитов:
Ø повышение эмоциональности речи, взволнованность;
Ø снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
Ø демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
Ø демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
Ø недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
Ø намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Ø быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Ø мода на некоторые слова.
Ю.Важдаев
Мы нынче как бы все глупеем -
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, с другой стороны.
Рекомендации по формированию речевой культуры в воспитании детей
1. Соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.
2. Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.
3. Говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.
4. Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.
5. Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучить к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником.
Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями воспитания. Подобные традиции не только могут помочь в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....
Средства развития культуры речевого общения у дошкольников.
Культура речевоо общения, средства развития культуры речевого общения у дошкольников...
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания.В предложенной системе обучения решаются задачи воспитания культуры общения во взаимосвязи со всеми за...
Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников.
Принимая во внимание актуальность и значимость проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку старших дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости и важности разраб...
Проект «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух н...
Консультация для родителей Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Воспитание культуры речи у детейПравильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можн...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по формированию культуры речевого общения дошкольников.
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по формированию культуры речевого общения дошкольников....