Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогают развивать эмоциональную сферу ребенка.
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:
- Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- Блок взаимоуважения: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- Блок дружбы: умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- Блок взаимопонимания: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
- Блок взаимоотношений: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry.docx | 60.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
(5 - 7 ЛЕТ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Формирование коммуникативных навыков – практически первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети дошкольного возраста должны уметь понимать, что, в какой форме, а также в какой ситуации нужно сказать, чтобы быть понятым. Дошкольникам необходимо приобрести понимание того, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, им важно научиться не только слушать, но и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки, в первую очередь, развиваются в повседневной деятельности, но их необходимо еще и дополнительно развивать при помощи дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогают развивать эмоциональную сферу ребенка.
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:
- Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- Блок взаимоуважения: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- Блок дружбы: умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- Блок взаимопонимания: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
- Блок взаимоотношений: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Наша задача - научить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать даже без слов. И если эта картотека Вам поможет достичь эту цель, то конфликтов в детском коллективе станет намного меньше, а решение их проще, качественнее и безболезненнее! Вырастим коммуникабельную, толерантную и самодостаточную личность!
Блок взаимодействия:
Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов. Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги, остальная часть группы), поющим как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню. |
Цель: формировать чувство близости с другими детьми. Содержание: Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. |
Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы. Содержание: Группа детей встает в хоровод. Начинает ведущий: "Я передала вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.» |
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить. |
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Содержание: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж. |
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Необходимые приспособления: газета. Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа. |
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Содержание: Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему? |
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Содержание: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. |
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу. Содержание: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д. |
Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки. Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими вот ушами, вот с такими вот носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так...(повторяют за «Маланьей» любое смешное движение).» Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры. |
Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки. |
Цель: игра нацелена на снятие телесных барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию визуальной памяти и включению зрительных анализаторов. Содержание: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него. |
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения. Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят. |
Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений). Содержание: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например: — Я веселый паровозик Лена, а ты кто? — А я красивый вагончик Саша. — Поехали дальше вместе. — Поехали. Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»). |
Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы. Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение. |
Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы. Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. |
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Содержание: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). |
Блок взаимоуважения:
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Содержание: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…» В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. |
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. Содержание: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани): «Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?» (Грустное, печальное, скучное) Воспитатель: «Как вы думаете, чего на ней не хватает?» (Цветов) Воспитатель: «Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты»?» Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель: «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?» (Веселое, счастливое). Воспитатель таким образом подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие, добрые слова. |
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу. Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий |
Цель: прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов. Содержание: Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова. |
Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми. Содержание: дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости. Разыгрывается ситуация «по ролям». |
Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми. Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет. |
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. Содержание: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы |
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно). |
Цель: развивать желание и умение играть совместно, формировать навыки коллективной игры. Содержание: Дети встают в круг. Ведущий горит, что он будет показывать разные движения, а играющие будут их выполнять, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет 8 приседаний. |
Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения. Содержание: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу. |
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств». |
Материал: картины птиц, зверей. Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы: - Кто из нас самый высокий? - У кого на голове есть бант? - У кого на одежде есть пуговицы? Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются. |
Блок дружбы:
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. |
Цель: игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши. |
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Содержание: Игра выполняется в парах: с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. |
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Содержание: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку». |
Блок взаимопонимания:
Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих. Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек». После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец. |
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения. Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает. |
Цель: Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости. Содержание: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения», после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему «яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём. Другие дети отгадывают |
Цель: формирование умения составления описательного рассказа на заданную тему, подбирая точные описательные определения и эпитеты, помогающие быстро распознавать задуманный предмет. Содержание: Один загадывает слово, другой пытается его угадать при помощи наводящих вопросов. Эффективны вопросы обобщающего характера: «Это растение?», «Это мебель?» Ответ должен содержать фразы: «Да», «Нет». |
Цель: развить умение мимику и жесты. Содержание: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другому ребенку отгадать то, что он увидел. |
Цель: развитие навыков невербального общения, т.е. языком тела. Содержание: Дети двигаются под весёлую музыку по всему залу, с окончанием музыки застывают в определённой позе: гладят собачку, пропускают кого - то вперёд и т. д. Дети должны объяснить, что они делают, выбирается самая вежливая поза. |
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Содержание: Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». |
Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга. Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. |
Цель: развитие коммуникативных навыков. Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). Содержание: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки.Остальные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. |
Блок взаимоотношений:
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. Содержание: Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей. |
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Содержание: Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! “ (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор). |
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. Содержание: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений: «Чего мне по-настоящему хочется, так это…»; «Особенно мне не нравится, когда…»; «Однажды меня очень напугало то, что…»; «Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…» |
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Содержание: Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. п. Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. п.) |
Цель: Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей. Учить выполнять различные роли Содержание: Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра». |
Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения, корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства. Игровое правило: соблюдать очередность. Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например: - Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги. Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие. |
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Содержание: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. |
Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга. Например: «Оживут все сказочные герои» ил и «Дождь будет идти, не переставая». |
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. Содержание: Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два ... " и т. д., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу. |
Цель: формировать чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Содержание: Дети стоят в кругу. Поют: Вот и ты, вот и я – под слова протягивают ладони вперед, Ссориться нельзя - кладут себе на грудь, затем грозят в центр пальцем Вот и ты, вот и я – под слова протягивают ладони вперед, Вместе мы друзья - кладут себе на грудь, затем взялись за руки. Вот и ты, вот и я – повтор движений в парах. На окончание обнимают друг друга, а на проигрыш кружатся в парах |
Цель: развивать умение говорить о своих намерениях (учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах) Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит: -У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры. |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- https://infourok.ru/sbornik-igr-i-uprazhneniy-kommunikativnie-igri-460971.html#2
- https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-kommunikativnyh-igr-dlya-detey-5-7-let#1
- http://fullref.ru/job_6db06dd55981b47e2315a759cce84c9a.html
- http://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/formirovanie-kommunikativnosti-ndash-vazhnoe-uslovie-normalnogo-psihologicheskogo-razvitiya-rebenka-651319
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Формирование коммуникативных навыков – практически первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни....
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА(5 - 7 ЛЕТ)Воспитатель: Стеклярова И.А.1. «Волшебный клубок»Цель: формировать чувство близости с другими дет...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесны...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети дошкольного возраста должны у...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Картотека коммуникативных игр...
"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"
В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков....
- Мне нравится (1)