КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
картотека (старшая, подготовительная группа)
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:
- Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- Блок взаимоуважения: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- Блок дружбы: умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- Блок взаимопонимания: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
- Блок взаимоотношений: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Наша задача - научить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать даже без слов. И если эта картотека Вам поможет достичь эту цель, то конфликтов в детском коллективе станет намного меньше, а решение их проще, качественнее и безболезненнее! Вырастим коммуникабельную, толерантную и самодостаточную личность!
Блок взаимодействия:
«Хор животных»
Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги, остальная часть группы), поющим как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
- «Волшебный клубок»
Цель: формировать чувство близости с другими детьми.
Содержание: Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
- «Эстафета любви»
Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.
Содержание: Группа детей встает в хоровод. Начинает ведущий: "Я передала вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
(5 - 7 ЛЕТ)
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:
- Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- Блок взаимоуважения: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- Блок дружбы: умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- Блок взаимопонимания: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
- Блок взаимоотношений: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Наша задача - научить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать даже без слов. И если эта картотека Вам поможет достичь эту цель, то конфликтов в детском коллективе станет намного меньше, а решение их проще, качественнее и безболезненнее! Вырастим коммуникабельную, толерантную и самодостаточную личность!
Блок взаимодействия:
«Хор животных»
Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги, остальная часть группы), поющим как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
- «Волшебный клубок»
Цель: формировать чувство близости с другими детьми.
Содержание: Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
- «Эстафета любви»
Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.
Содержание: Группа детей встает в хоровод. Начинает ведущий: "Я передала вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.»
- «Царевна Несмеяна»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.
- «Поварята» (автор - Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Содержание: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
- «Газета» (автор - Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Необходимые приспособления: газета.
Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
- «Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Содержание: Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
- «Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
- «Нос к носу»
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
- «Бабушка Маланья»
Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.
Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими вот ушами, вот с такими вот носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так...(повторяют за «Маланьей» любое смешное движение).»
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
- «Цифры»
Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
- «Дотронься до…»
Цель: игра нацелена на снятие телесных барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию визуальной памяти и включению зрительных анализаторов.
Содержание: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него.
- «Волшебные водоросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
- «Весёлый паровозик»
Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений).
Содержание: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы») .
- Проползти под столом («Въехали в тоннель»).
- Пробраться через «дремучий лес».
- Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
- «Пожалуйста»
Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы.
Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
- «Доброе животное»
Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.
Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно
большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
- «Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Содержание: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Блок взаимоуважения:
«Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Содержание: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, со словами:
«Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…»
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
- «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Содержание: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани): «Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?» (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель: «Как вы думаете, чего на ней не хватает?» (Цветов)
Воспитатель: «Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты»?»
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель: «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?» (Веселое, счастливое).
Воспитатель таким образом подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие, добрые слова.
- «Радио»
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка.
В роли диктора радио может побыть каждый желающий
- «С воздушным шариком»
Цель: прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов.
Содержание: Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.
- «В гости»
Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми.
Содержание: дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости. Разыгрывается ситуация «по ролям».
- «Секрет»
Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.
- «Пусть всегда будет»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Содержание: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы
- «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
- «Пожалуйста»
Цель: развивать желание и умение играть совместно, формировать навыки коллективной игры.
Содержание: Дети встают в круг. Ведущий горит, что он будет показывать разные движения, а играющие будут их выполнять, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет 8 приседаний.
- «Комплименты»
Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
Содержание: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу.
- «Конкурс хвастунов»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
- «Мы - разные»
Материал: картины птиц, зверей.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- У кого на голове есть бант?
- У кого на одежде есть пуговицы?
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогаю...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Формирование коммуникативных навыков – практически первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни....
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА(5 - 7 ЛЕТ)Воспитатель: Стеклярова И.А.1. «Волшебный клубок»Цель: формировать чувство близости с другими дет...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети дошкольного возраста должны у...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Картотека коммуникативных игр...
"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"
В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков....