Проект во второй младшей группе «Профессии моей мамы»
проект (младшая группа)

Марина Николаевна Фомина

Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. В возрасте 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга, и поэтому родитель становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Очень важно познакомить ребёнка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Профессия моей мамы"1.92 МБ
Файл "Профессия моей мамы"934.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Знакомство детей с профессией врача» Подготовила воспитатель: Фомина М.Н. Одинцово 2023 г.

Слайд 2

Тип проекта : познавательно-игровой. Участники проекта : педагоги, воспитанники. База проекта: вторая младшая группа. Срок проекта: краткосрочный.

Слайд 3

Актуальность проекта Каждая профессия своеобразна, на основе которой развивается значимые качества. Но у детей дошкольного возраста нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий: не чётко представляют особенности работы врача; какие предметы необходимы врачу в работе. Недостаточно знаний о труде медицинских работников. О том, что за здоровьем человека с самого его рождения наблюдает не только врач- педиатр, но и другие специалисты .

Слайд 4

Цель проекта: Расширение представлений о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Формирование познавательного интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Слайд 5

Гипотеза: Дети знают, что их мамы работают, но мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получают знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Проблема. В процессе бесед, рассказав из личного опыта детей, наблюдений за игрой детей, мы пришли к выводу, что у детей низкий уровень знаний о профессиях родителей.

Слайд 6

Задачи проекта: Для педагога: Вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности мам и месту их работы. Расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы и дидактические игры. Помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 7

Для детей : Узнать, что такое профессия. Узнать у родителей об их профессии, подготовить сообщении. Обогащать активный словарь. Для родителей: Организовать беседы о профессиях в домашней обстановке. Подготовить рассказ о своей профессии. Участвовать в реализации проекта .

Слайд 8

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Этапы работы над проектом. Подготовительный этап. Постановка цели и задач. Разработка дидактических игр на тему «Профессии». Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях. Подбор настольных игр по теме. Подготовка информации для родителей. Разработка конспектов занятий. Подготовка презентации по теме.

Слайд 9

Основной этап: Проведение НОД. Обыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме «Профессии» («Больница», «Парикмахерская», «Стройка», и др.) Речевое развитие: беседы по картинкам, работа с пословицами и поговорками о труде, составление рассказов по теме «Профессии». Чтение художественной литературы о профессиях, умение задавать вопросы по тексту. Продуктивная деятельность детей: рисование, конструирование, раскраски «Профессии». Пополнение и обновление игровых зон. Выступление (рассказы0 детей о мужских и женских профессиях своей семьи. Беседы о профессиях родителей: «Всякий труд в почёте». Отгадывание загадок по теме. Рассматривание альбомов по теме. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Просмотр презентаций «Профессии». Чтение литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях) «А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, « Строители» Б. Заходер , «Чем пахнут ремёсла?» Д. Родари , «Доктор Айболит» К. Чуковский.

Слайд 10

Заключительный этап. Оформление альбома «Профессии наших мам». Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. Коллаж «Кем работает моя мама» Фотоотчёт . Презентация проекта. Взаимодействие с родителями. Анкета для родителей «Ранняя профориентация в ДОО». Пополнение игровых зон (кукольный домик, пополнение РППС). Подготовка коллажа (альбома) по теме «Профессия наших мам». Консультация для родителей

Слайд 11

Продукт. Анкета для родителей «Ранняя профориентация в ДОО». Пополнение игровых зон (кукольный домик, пополнение РППС). Подготовка коллажа (альбома) по теме «Профессия наших мам». Консультация для родителей. Альбом «Профессии наших мам».

Слайд 12

Предполагаемый итог реализации проекта: Дети более глубоко познакомятся с профессиями своих родителей. Поймут значение слова «профессия». Повысится качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий. Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях. Повысится уважительное отношение к родителям, как представителям разных профессий. Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг.

Слайд 13

Пословицы о труде и профессиях В добрых руках работа спорится. Глаза боятся, а руки делают. Пчела мала, а и та работает. Шевелись, чтобы денежки велись. Кто на все руки, у того нет скуки. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Как ты к работе, так и работа к тебе. Ленивые руки не родня умной голове Кто не работает, тот не ест. По работе и работника знать. Работа всякую дурь выгоняет. Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не coвестно . По работе и плата, по товару и цена. Что потопаешь, то и полопаешь. Работай-ка, не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка. Работай смелее — будешь жить веселее. Сперва аз да буки, а там и науки. Учение да труд к славе ведут. Учение — путь к умению.

Слайд 14

У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер) Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. (Ткачиха) Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари) Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? (Врач) Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И, конечно же, не плачь, Это просто детский ... (Врач) Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист? (Терапевт) Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (Хирург) Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак! (Шофёр) В детском садике обед, Повар пробу с блюд снимает. Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя) Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Слайд 15

Конспект НОД «Путешествие в мир профессий» во второй младшей группе детского сада. Познание (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам; развить внимание, память, мышление. Программные задачи: Образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий. Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии» . Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе. Активизация словаря: фонендоскоп. Демонстрационный и раздаточный материал: мультимедийное оборудование (на проекторе демонстрируются картинки с изображениями профессий, инструментов) , доска, магниты, картинки с изображением овощей и фруктов, кастрюли и банки, картинки с изображением нарисованной расчески без зубчиков, карандаши, руль, «автобус» , аптечка. Ход занятия 1. Организационный момент. Установление эмоционального контакта. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера. − Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра. (Дети здороваются.)

Слайд 16

Спасибо за просмотр.



Предварительный просмотр:

       

МБОУ ОЦ «Багратион» Дошкольное отделение Детский сад № 67

проект

во второй младшей группе.

Тема: «Профессии моей мамы»

                                                                 

                              Выполнила воспитатель:

Фомина М. Н.

Одинцово 2023 г.

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Срок проекта: 1 месяц

Актуальность проекта:

Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. В возрасте 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга, и поэтому родитель становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Очень важно познакомить ребёнка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Гипотеза:

Дети знают, что их мамы работают, но мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получают знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Проблема.

В процессе бесед, рассказав из личного опыта детей, наблюдений за игрой детей, мы пришли к выводу, что у детей низкий уровень знаний о профессиях родителей.

Цель проекта:

Расширение представлений о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Формирование познавательного интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта.

Для педагога:

Вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности мам и месту их работы.

Расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы и дидактические игры.

Помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии.

Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Для детей:

Узнать, что такое профессия.

Узнать у родителей об их профессии, подготовить сообщении.

Обогащать активный словарь.

Для родителей:

Организовать беседы о профессиях в домашней обстановке.

Подготовить рассказ о своей профессии.

Участвовать в реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап.

  1. Постановка цели и задач.
  2. Разработка дидактических игр на тему « Профессии».
  3. Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.
  4. Подбор настольных игр по теме.
  5. Подготовка информации для родителей.
  6. Разработка конспектов занятий.
  7. Подготовка презентации по теме.

Основной этап:

Проведение ОД.

Обыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме «Профессии» («Больница», «Парикмахерская», «Стройка», и др.)

Речевое развитие: беседы по картинкам, работа с пословицами и поговорками о труде, составление рассказов по теме «Профессии».

Чтение художественной литературы о профессиях, умение задавать вопросы по тексту.

Продуктивная деятельность детей: рисование, конструирование, раскраски «Профессии».

Пополнение и обновление игровых зон.

Выступление (рассказы детей о мужских и женских профессиях своей семьи.

Беседы о профессиях родителей: «Всякий труд в почёте».

Отгадывание загадок по теме.

Рассматривание альбомов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».

Просмотр презентаций «Профессии».

Чтение литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

«А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, « Строители» Б. Заходер,

«Чем пахнут ремёсла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский.

Заключительный этап.

Оформление альбома «Профессии наших мам».

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

Коллаж «Кем работает моя мама»

Фотоотчёт.

Презентация проекта.

Взаимодействие с родителями.

Анкета для родителей «Ранняя профориентация в ДОО».

Пополнение игровых зон (кукольный домик, пополнение РППС).

Подготовка коллажа (альбома) по теме «Профессия наших мам».

Консультация для родителей.

Продукт.

Анкета для родителей «Ранняя профориентация в ДОО».

Пополнение игровых зон (кукольный домик, пополнение РППС).

Подготовка коллажа (альбома) по теме «Профессия наших мам».

Консультация для родителей.

Альбом «Профессии наших мам».

Предполагаемый итог реализации проекта:

Дети более глубоко познакомятся с профессиями своих родителей.

Поймут значение слова «профессия».

Повысится качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.

Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

Повысится уважительное отношение к родителям, как представителям разных профессий.

Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг.

Итог реализации проекта:

Дети знают и называют большое количество профессий, орудий труда, могут рассказать о профессии по картинке, нарисовать портрет своих мам.

Дети знают стихи, песни и загадки о профессиях мам.

Дети играют в сюжетно-ролевые, дидактические игры по данной теме.

В свободной деятельности применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

                                                                                                               Приложение 1

Дидактические игры.

«Кто где работает».

 Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

          Воспитатель – в детском саду;

          учитель – в школе;

          врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

          повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

 Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

 Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

 Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

 «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

 «Продолжи предложение»

 Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)    

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда

и подбирать картинку с изображением человека

соответствующей профессии.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит?  Чем занимается? и т. п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было плотников, то…

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было сварщиков, то…

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т. д.

Приложение 2

Консультации для родителей.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.

 Что такое профессиональная ориентация?

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

 В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.   Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

     С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

     «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.»  А.Г. Асмолов

    Больше всего дошкольники любят играть, недаром игру психологи считают ведущей деятельностью ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

     Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

     В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

      Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

     Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами – предложите ребенку совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже, если это возможно, сводите  его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

     Хорошо, если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

     Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

     Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

     Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

     И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

      Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

                                                                                                                 Приложение 3

Пословицы о труде и профессиях

В добрых руках работа спорится.

Глаза боятся, а руки делают.

Пчела мала, а и та работает.

Шевелись, чтобы денежки велись.

Кто на все руки, у того нет скуки.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

Ленивые руки не родня умной голове

Кто не работает, тот не ест.

По работе и работника знать.

Работа всякую дурь выгоняет.

Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не coвестно.

По работе и плата, по товару и цена.

Что потопаешь, то и полопаешь.

Работай-ка, не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.

Работай смелее — будешь жить веселее.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Учение да труд к славе ведут.

Учение — путь к умению.

Чему учился, тому и пригодился.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Счастье тот добывает, кто учением ума набирает.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Учиться всегда пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Не заработав, не поешь.

Трудовая копейка велика.

Трудовая копейка до веку живет.

Деньги счет любят.

Трудовые деньги век кормят.

Трудовая денежка — мозольная.

У лентяя хребет не болит.

Ленивого и по платью узнаешь.

Кто ленив сохой, тому весь год плохой.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Отсталый да ленивый всегда позади.

Проленишься, так и хлеба лишишься.

У ленивого, что на дворе, то и на столе.

У ленивого и крыша течет и печь не печет.

Терпенье и труд всё перетрут.

Не затем руки, чтобы зря болтались.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.

Труд на ноги становит, а лень валит.

Без труда нет и плода.

Ученье и труд рядом живут.

Счастье не в богатстве, а в труде.

Где охота и труд, там поля цветут.

К чему стремился, того и добился.

От тунеядца, как от быка: ни шерсти, ни молока.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не учи безделью, учи рукоделью.

Бездеятельность — сестра болезни.

И камень лежа мохом обрастает.

Под лежачий камень и вода не течет.

Кто не работает, тот отдыха не знает.

После дела и погулять хорошо.

Белоручка не работник. Белые ручки чужие труды любят.

На скорую ручку — комком да в кучку.

Наскоро делать — переделывать.

Сбил, сколотил — вот колесо; сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад: одни спицы лежат.

Делано наспех, а сделано на смех.

Как ни замазывай лаком, брак останется браком.

                                                                                                             Приложение 4

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

                              (Парикмахер)

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

                                      (Ткачиха)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

                                          (Пекари)

 Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

                   (Врач)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ...

                                       (Врач)

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

                                           (Терапевт)

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай.

                                          (Хирург)

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак!

                            (Шофёр)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает?

                            (Няня, помощник воспитателя)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.

                                                   (Учитель)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать?

                              (Учитель)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

                                       (Клоун)

Ты учишь буквы складывать, считать, 
Цветы растить и бабочек ловить, 
На всё смотреть и всё запоминать, 
И всё родное, родину любить.
                                 
(Воспитатель)

                                                                                                                     Приложение 5

Конспект ОД «Путешествие в мир профессий» во второй младшей группе детского сада.

Познание (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам; развить внимание, память, мышление.

Программные задачи:

Образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий.

Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».

 Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Активизация словаря: фонендоскоп.

Демонстрационный и раздаточный материал: мультимедийное оборудование (на проекторе демонстрируются картинки с изображениями профессий, инструментов), доска, магниты, картинки с изображением овощей и фруктов, кастрюли и банки, картинки с изображением нарисованной расчески без зубчиков, карандаши, руль, «автобус», аптечка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Установление эмоционального контакта. 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

− Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра. (Дети здороваются.)

2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.

− Ребята, каждый день утром родители приводят вас в детский сад,  а сами отправляются куда, как вы думаете? (Ответы детей)

Правильно, на работу. Все люди трудятся. А вы знаете, кем работают ваши родители? (Ответы детей)

Я тоже работаю. Скажите мне, где и кем я работаю? (Ответы детей) Да, я работаю в детском саду, а профессия моя – воспитатель.  А как вы думаете, что такое профессия? (Ответы детей.)

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь, это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессий очень много, все они очень нужны и важны для людей. Чтобы получить профессию, как вы думаете, что нужно сделать? (Ответы детей) Верно, нужно хорошо учиться, много знать и уметь.

Воспитатель: Ребята вы не слышите, кажется, кто-то плачет. Да это же наш Кузя. Кузя, Что случилось?

Кузя: Когда я вырасту, я хочу стать настоящим Человеком, а Нафаня говорит, что у настоящего Человека должна быть профессия, а что это такое я не знаю (плачет).

Дети садятся на коврик. Успокаивают Кузю.

Воспитатель: Да, у каждого взрослого человека есть профессия. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день.

Кузя: как всё сложно и непонятно.

Воспитатель – Мы тебе постараемся помочь. Мы сегодня отправляемся в мир профессий. И сейчас я хочу предложить вам отправиться в путешествие по миру профессий. А в путешествие я предлагаю вам отправиться на поезде, который уже ждет нас около детского сада занимайте места отправимся в путь. Поехали! 

(Ответы детей)

3. Знакомство с профессией «Повар».

− И вот наша первая остановка.

(Дети выходят из «автобуса» и подходят к экрану)

Ребята, как вы думаете, куда мы с вами приехали? Как называется это место?

(Ответы детей)

Правильно, это кухня – помещение, где готовят еду. А люди какой профессии здесь трудятся? (Ответы детей)

Правильно, повара. Это очень важная и нужная профессия. Повар есть и в детском саду, в школе, в больнице, на заводе, в кафе.

А что делает повар?

(Ответы детей: варит, жарит, печет, тушит, чистит, режет и т.д.)

Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Ребята, а что нужно повару для работы?

(Ответы детей: плита, кастрюли, сковородки, половники и т.д.) 

А давайте мы поможем поварам приготовить суп и компот. А ты смотри, Кузя и учись! Скажите, из каких продуктов можно приготовить суп? (Ответы детей: картофель, лук, капуста и др.)

А как назвать все это, одним словом? (Ответы детей: овощи)

Молодцы! Значит, суп мы с вами будем готовить из овощей. А компот, из каких продуктов готовят?

(Ответы детей: яблоки, груши и т.д.)

А как назвать эти продукты одним словом?

(Ответы детей: фрукты и ягоды) Верно! Компот мы будем готовить из фруктов.

Дидактическая игра «Суп или компот?» На столах лежат картинки овощей, фруктов и ягод, кастрюли и банки. Овощ нужно положить в кастрюлю (суп), фрукт и ягоды в банку − в банку (компот). При этом необходимо побуждать детей объяснять свой выбор словами: «Яблоко – это фрукт, поэтому из него варят компот» или «Лук добавляют в суп».

− Хорошо, вот сварили мы с вами вкусный суп и компот. А теперь отправимся дальше в путь, занимайте места в поезде. Поехали! 

4. Знакомство с профессией «Парикмахер».

− А вот и следующая остановка. (Дети выходят из «поезда» и подходят к экрану)

Как вы думаете, где мы с вами оказались? (Ответы детей)

Правильно, это парикмахерская. А скажите, кто здесь трудится?

(Ответы детей)

Правильно, парикмахер. А чем занимается парикмахер на своей работе. (Ответы детей: стрижет, красит, делает прическу и т.д.).

А какими инструментами пользуется парикмахер в своей работе?

(Ответы детей: расческой, ножницами, феном и т.д.).

Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически и делает людей красивыми. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.

Ребята, парикмахер попросил нас о помощи, он очень много работает, и у него сломались зубчики на расческах, давайте ему поможем и дорисуем зубчики на расческах. Поможем? Тогда проходите за столы берите фломастеры и дорисовывайте зубчики..

…зубчики это вертикальные линии одной длины.

(Воспитатель предлагает детям нарисовать расчески.)

Рисование «Дорисуй расческе зубчики». Дети рисуют «зубчики расчески» − вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке.

Воспитатель: — молодцы, и с этим заданием справились, помогли парикмахеру починить все зубчики теперь он может продолжать работать.

Кузя: как много вызнаете о профессиях!

5. . Физкультминутка. 

Игра: «Кто, что делает?» Здесь есть список профессий.

Кузя – я с этим заданием справлюсь сам.

Воспитатель – ты уверен? А давай мы тебе немного поможем. Встанем в круг. Если ты скажешь правильно – дети будут хлопать, если не правильно – топать.

Врач делает укол.

Художник поливает цветы.

Парикмахер стирает одежду.

Пожарный тушит картошку.

Шофёр красит стены.

Воспитатель – ты всё перепутал, давай мы с тобой поиграем в игру с мячом «Кто, что делает?» и ты во всём разберёшься.

Кузя называет профессию, отвечает тот, кому он бросит мяч.

1. Врач делает компресс, дает лекарства, мажет мазью, смотрит горло, накладывает бинт, гипс.

3. Продавец …считает деньги, взвешивает товар, продаёт, упаковывает.

4. Парикмахер …стрижёт, сушит волосы, моет, делает прическу, красит волосы.

5. Пожарный …тушит пожар, спасает людей, запасается водой, едет на помощь.

6. Повар …жарит котлеты, варит компот, делает винегрет, печет пирожки.

7. Шофёр …водит машины, меняет колеса, везет людей, ремонтирует.

8. Почтальон …приносит письма, газеты, журналы, раскладывает их в почтовый ящик, носит телеграммы, ходит с большой сумкой.

Молодцы, и с этим заданием справились, Кузя ты все запомнил?

− Отправляемся дальше. Поехали! 

6. Знакомство с профессией «Врач».

− А вот и следующая остановка. (Дети выходят из «поезда» и подходят к экрану.)

Как вы думаете, где мы с вами оказались?

(Ответы детей)

Правильно, это поликлиника (больница). Скажите, люди какой профессии здесь трудятся? (Ответы детей)

Правильно, врачи.

А что делает врач? (Ответы детей: лечит, ставит уколы, выписывает рецепты, измеряет, прослушивает и т.д.)

Что нужно врачу для работы? (Ответы детей: аптечка, градусник, бинты, шприц и т.д.).

А вы знаете, как называется этот инструмент и для чего он служит?

(Ответы детей)

Этот инструмент нужен для прослушивания ваших внутренних органов: сердца, легких. Он называется фонендоскоп. 

(Дети повторяют новое слово.)

Профессия врач – это очень важная и необходимая профессия.

Скажите, что случилось бы, если бы у нас не было врачей? (Ответы детей)

Правильно, если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Каких врачей вы знаете?

(Ответы детей)

Правильно, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Соберем аптечку». Кузя помогает! На столе лежат различные предметы, из которых детям нужно выбрать инструменты, необходимые врачу для работы.

Воспитатель: Ты понял, Кузя?

Кузя: Да я много сегодня узнал! А главное, я понял, что нужно много учиться.

Итог:

− Наше путешествие в страну профессий подходит к концу. С какими профессиями мы сегодня с вами познакомились? (Ответы детей)

Мы обязательно продолжим путешествие в следующий раз, ведь профессий очень много. И все они очень важны и нужны людям. А сейчас давайте возьмем курс обратно в детский сад.

(Дети садятся в «поезд» и возвращаются в детский сад.

Кузя – Да… сколько много в мире профессий. Сколько много, сегодня я узнал. Ребята, мы с вами выполнили все задания, за это я Вас благодарю, и дарю вам вот такие раскраски!

Прощаются с Кузей!

Воспитатель: Ребята спасибо вам за старание, вы все сегодня молодцы!

                                                                                                             Приложение 6

Консультация для родителей

«Ранняя профориентация младших дошкольников»

  «У меня растут года, будет и семнадцать.

  Где работать мне тогда, чем заниматься?          В. Маяковский

http://detsad96.tom.ru/images/metodisti/26.04.2018/img7.jpg

  Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.

 Что такое профессиональная ориентация?

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

                                      http://detsad96.tom.ru/images/metodisti/26.04.2018/Kartochki-Domana-Professii.jpg

      В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.   Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

     С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

     «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.»  А.Г. Асмолов

     Больше всего дошкольники любят играть, недаром игру психологи считают ведущей деятельностью ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

     Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

     В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

http://detsad96.tom.ru/images/metodisti/26.04.2018/c5cef783e4783767ee76e303460494c3.jpg

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

      Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

     Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами – предложите ребенку совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже, если это возможно,  сводите  его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

     Хорошо, если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

     Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

     Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

     Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

     И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

      Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

                                                                                                              Приложение 7

Занятие по познавательному развитию детей

во второй младшей группе «Мама доктор у нас в гостях».

 Задачи:

 Образовательные:

 Познакомить детей с профессией врача, обогатить их знания о труде врача, дать

  представление о необходимости этой профессии. Знакомить детей с оборудованием, медицинскими инструментами.

  Развивающие:

  Развивать познавательный интерес, речь, внимание. Развивать желание помогать

  взрослому.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к профессии родителя, труду врача.

Воспитывать доброжелательность, желание помогать и заботиться о больных.

Предшествующая работа:

  - Беседы о профессиях, профессии родителей, чтение стихотворений, «Стихи для самых маленьких» «О профессиях», рассматривание иллюстраций, дидактического материала.

Оборудование:

 Медицинские инструменты: шпатель, градусник, шприц, фонендоскоп, бинт.

 Чемоданчик для инструментов и лекарств. Кукла, пазлы, телефон, машина скорой помощи.

 Словарная работа: Активизация словаря: градусник, термометр, бинт.

  Обогащение словаря: шпатель, фонендоскоп.

В группе звучит музыка П.И. Чайковского «Кукла больна».

 Воспитатель: Ребята, вы узнали музыку? Как она называется?

-Правильно, «Кукла больна».

-Посмотрите, у нас в группе есть тоже кукла, которая заболела, давайте подойдём к ней и посмотрим, что же с ней произошло. Почему она заболела? Что может у нее болеть? (Ответы детей) Как мы можем помочь кукле? Как вы думаете?

-Правильно, вызвать скорую помощь

-Посмотрите, какой номер нужно набрать. (Воспитатель звонит по телефону и вызывает скорую помощь).

 (Под звук сирены в группу въезжает скорая помощь).

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам приехал? - Доктор, мама Миланы, Зарина Исмаиловна.

- Каким должен быть врач? – Верно, добрым, отзывчивым, во время приходящим на помощь к людям.

-Посмотрите на одежду нашего доктора, назовите, во что одета врач?  (медицинский халат, колпак, перчатки, маска). Она приехала, чтобы помочь вылечить куклу.

-Что же она держит в руке? (мама открывает свой чемоданчик и просит детей назвать медицинские предметы, для чего они необходимы)

- Давайте посмотрим, с какими же инструментами работает врач.

-Для чего этот инструмент врачу? (показать фонендоскоп).

— Это трубочка чтобы слушать больного.

-Правильно, эти инструментом врач прослушивает больных, а называется он фонендоскоп.

-Как называется этот прибор?

(хоровой и индивидуальный ответы детей).

-Что делает этим прибором врач? (показать шпатель)

-Горлышко смотрит.

-Да, это шпатель, им врач смотрит горлышко. Что это такое?

(хоровой и индивидуальный ответы детей).

-Какой звук нужно произнести, чтобы доктор хорошо рассмотрел горлышко?

– а-а-а.

-Для чего нужен врачу этот инструмент? (показать градусник).

-Чтобы измерять температуру.

-Как он называется?

-Градусник. А еще его называют термометр.

-А это что такое? (показать шприц).

-Что делает врач шприцем?

-Что такое? (показать бинт).

-Для чего нужен бинт врачу?

-Перевязывать больных.

 Воспитатель предлагает осмотреть больную куклу

 Доктор: - Чтобы вылечить куклу, нужен помощник, который будет подавать мне инструменты. Выбирает себе ребенка и показывает процесс лечения куклы Маши.

 Доктор: - Куклу полечили, положите ее на кроватку, чтоб она выздоровела. (Ребенок кладет куклу на кровать и закрывает ширму).

 Воспитатель: - Пока кукла отдыхает, мы поиграем с нашей мамой.

Игра «Сложи пазлы» (дети вместе с мамой собирают пазлы, мама благодарит детей)

 Воспитатель: Ребята, кто - то рассыпал с чемодан с медикаментами.   Поможем собрать чемоданчик, только кладём те вещи, которые необходимы доктору.

Игра «Собери чемоданчик».

 Воспитатель: — Вот и наша кукла выздоровела и хочет у вас спросить, что же нужно сделать, что нужно делать, чтобы не болеть? Верно, кушать фрукты, овощи, т.к. в них есть витамины, ещё чистить ежедневно зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе. Я предлагаю вам сделать физкультурную минутку.

Физкультминутка: «Если нравится тебе, то делай так».

 Воспитатель: — Вот какие молодцы! Нашему доктору пора возвращается на работу. Яна Викторовна приготовила для нас подарок. (Доктор вносит для детей медицинские халаты, чемоданчик.)

Доктор: - Я дарю вам чемоданчик с инструментами, чтобы вы лечили своих кукол, чтобы они были здоровы. А вас угощаю витаминами, чтобы вы были здоровы.

 Воспитатель: - Давайте этот чемоданчик положим в наш игровой уголок «Больница», чтобы и наши доктора - ребятки могли всегда прийти на помощь, ведь врач — это очень важная и нужная профессия.

D:\8 группа\фото 8 группа\1000045247.jpg F:\Screenshot_20231031-220020.jpg

D:\8 группа\фото 8 группа\1000045274.jpg  D:\8 группа\фото 8 группа\1000045236.jpg

D:\8 группа\фото 8 группа\1000045139.jpg

Заключение.

Участвуя в проекте дети многое узнали о профессиях и профессиях своих родителей. Дети убедились что знакомство с любой профессией начинается с первого знакомства мира профессий. Чем раньше дети определятся, что им нравится, к чему у них есть способности, тем успешнее будет их выбор в будующем.

В ходе реализации проекта сделали книгу игры на липучках: «Профессии детского сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование элементарных математических представлений» «День рождения мамы Козы» в старшей группе

Цель образовательной деятельности: тренировать   умения и навыки, полученные детьми на предыдущих занятиях по ФЭМП. Задачи:Образовательные: упражнять в количественном и порядковом счёте...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...