Проект на тему: «Дружба начинается с улыбки».
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
В средней группе
Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Введение: дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок проекта: месяц
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проблема: при наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и ссор. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Актуальность: день ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т.е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка.
Цель проекта: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
Участие родителей в реализации проекта: создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы.
Ожидаемый итог проекта: сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
План реализации проекта:
1.Подготовка необходимого материала. Создать условия для реализации проекта.
2.Подбор и изучения литературы по данному вопросу.Подобрать и изучить литературу.
3.Беседа на тему: «Умейте дружбой дорожить».
Пальчиковая игра: «В гости к пальчику большому»
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы».
Формировать представления детей о дружбе между людьми;развивать мелкую моторику рук.
Знакомить детей с понятием дружба через художественную литературу, развивать связную речь детей.
4.Слушание и пение песни: «Дружба начинается с улыбки».
Стихотворения: «Про дружбу» Ю. Энтина, «Подарок» Благининой.
Обсуждения поступков, д/и «Добрые и вежливые слова».
Оценивать поступки, учиться рассуждать, высказывать свои мысли.
5. Д/и: «Передай своё настроение». С/р «Семья»
Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
6.Чтение басни И. Крылова «Лебедь, рак да щука»
Коммуникативные игры: «Чему можно научить друга»; «Как выручить друга»; С/р «В кафе»
Уточнять понятия о дружбе, доброжелательности, вежливости, формировать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих.
7.Сюжетно – ролевая игра: «Детский сад».Заучивание мирилок.
Просмотр познавательных фильмов «Уроки тётушки Совы. «Уроки доброты».
Сказка «Два жадных медвежонка». Пальчиковая игра «Апельсин»
Развивать социально-коммуникативные качества; развивать творческие и речевые способности детей.
8.Чтение художественной литературы: Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Дидактическая игра: «Скажи, кто твой друг?»
Слушание песни: «Песенка друзей».
Знакомить детей с понятием дружба через художественную литературу.
9.Пальчиковая игра: «Дружные пальчики». Рисование: «Подарок для друга».
Заучивание мирилки: «Тёплый лучик».
Развивать умение не обижаться друг на друга, формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать
10.Пословицы и поговорки о дружбе. Слушание песни: «Настоящий друг».
Инсценировка сказки: «Репка». Пальчиковая игра: «Сороконожки»
Воспитывать потребность проявлять доброту,заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь.
11.Чтение художественной литературы: «Цветик - семицветик».Д/и «Дорисуй рисунок»
П/и «Котята и щенята».Уточнять понятия о дружбе, доброжелательности. Оценивать поступки, учиться рассуждать
Работа с родителями
Консультация на тему: «Помогите ребенку научиться дружить». Распространение педагогических знаний среди родителей.
Вовлечь родителей в совместную деятельность.
Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Вывод проекта:
Наблюдения за детьми показали наличие позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Они стали понимать значение дружбы как нормы поведения в системе межличностных отношений, испытывать чувство гордости за свои поступки.
Однако анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что не все дети в своих поступках руководствуются желаниями других и ориентированы на дружбу, как нравственную норму. Поэтому в дальнейшем планируем продолжить поиск путей совершенствования работы по формированию дружеских взаимоотношений в группе.
Приложения к проекту «Дружба начинается с улыбки».
Беседа «Умейте дружбой дорожить ».
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.
Ход беседы:
Воспитатель: (читает стихотворение)
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Воспитатель: Дети, о чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, это стихотворение о дружбе. Дружить – значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать. В свою очередь друг – это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научить завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом. Найти друга не так-то тяжело, а вот сохранить хорошие отношения труднее. У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3—5 и более высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?
(Педагог выслушивает суждения детей). Суть их чаще всего сводится к тому, что друг — это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями. Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам,— уточняет воспитатель и спрашивает: — А как вы сами должны относиться к другу?
Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом (дети ищут себе пару).
Повторяйте вместе со мной такие слова:
Я – человечек! (показ рукой на себя).
Ты человечек! (показ рукой на друга).
У меня есть сердечко (показ рукой на сердце).
У тебя есть сердечко (показ рукой на сердце друга).
У меня щечки гладкие (растираем щечки).
У тебя щечки гладкие (растираем щечки друга).
У меня губки сладкие (показ на губы).
У тебя губки сладкие (показ на губы друга).
Я с тобой дружу (берутся за руки).
Нашей дружбой дорожу (обнимают друга).
Звучит песня «Дружба крепкая».
Воспитатель: Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!
Игра «Слушайте внимательно!»
В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Попрыгайте те, кто любит мультики.
Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Давайте, посмотрим от кого? На письме обратный адрес, от Кота Леопольда. А вы знаете кто это, из какой сказки? (ответы детей) Да, правильно «Приключение Кота Леопольда». Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Кот Леопольд. Меня измучили мышата - проказники. Сколько бы я ни призывал озорников к дружбе и спокойствию, каждый раз мыши придумывают все новые проделки. И смешно то, что в свои ловушки мышата обычно попадают сами. Тогда я спешу к ним на помощь, и раскаявшиеся мышата стараются не проказничать. Но все начинается по новой и я снова "подлый трус", так меня обзывают мыши, отказывающиеся верить в искренность и доброту мою. Помогите мне, пожалуйста, подружиться с мышатами».
Воспитатель: Ребята, поможем Коту Леопольду? (Да)
Игра «Комплименты».
Скажем друг другу приятные слова. Дети стоят по кругу поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят: «Света, добрая». «Алина, заботливая». «Полина, ты красивая умная». «Максим, ты храбрый, трудолюбивый» и т.д. Воспитатель: Пришло время вспомнить, какие мы с вами учили пословицы о дружбе. Дети:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Доброму слову – добрый ответ.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
За дружбу дружбой платят.
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе. Я все записала, мы положим их тоже в коробочку. Дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман).
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – Планетой мира и дружбы. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате (дети макают ладошки в разноцветные краски и делают круг.)
Включить музыку «Песня о дружбе» (мультфильм «Маша и медведь»)
Воспитатель: Вот какой круг дружбы у нас получился. Давайте его фотографируем и тоже положим в коробочку. Ребята, у вас сейчас какое настроение? (ответы детей).
Предлагаю в честь радостного настроения, в честь дружбы детей в нашей группе запустить фейерверк из мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей.
Воспитатель: Мыльные пузыри, мы тоже положим в коробочку. Все запакуем и отправим мышатам посылку. Я думаю, они перестанут пакостничать и вредничать. И будут жить дружно и тогда жизнь непременно повернется к ним своей солнечной стороной.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним. Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом. «Добрые и вежливые слова». Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.
«Угадай настроение»
Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе красивую игрушку; младший брат дразнит тебя и др.
«Какое настроение»
Вариант № 1:
У детей конверты с карточками, на которых изображены люди. В центр стола кладем карточку пиктограмму с той или иной эмоцией (радость, грусть, удивление, злость, испуг, страх).
Задание: найти карточки, на которых изображены люди, с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме.
Вариант № 2:
На столе разложены карточки-пиктограммы эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребенок выбирает любую карточку.
Задание: изобразить данную эмоцию. Задания для остальных детей – угадать, какая это эмоция.
«Дорисуй рисунок».
Ребенку даётся рисунок, и предлагается дорисовать людей с эмоциональным состоянием. Это способствует развитию творческого воображения и мелкой моторики.
«Узнай по описанию».
Ребенок должен описать своего друга: какой цвет волос, во что любит играть, во что одет и так далее.
«Да-да-да. Нет-нет - нет»
Воспитатель: задает вопросы, а дети отвечают хором.
1.Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2.Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3.Умные руки умеют играть (да-да-да)
4.Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5.Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6.Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7.Будем крепко мы дружить (да - да -да)
Воспитатель:
Вы все ребята
Вы все ребята дошколята
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо.
Вместе радостно, легко.
Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Был бы друг – будет и досуг.
Верному другу цены нет.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба — великая сила.
Друзья познаются в беде.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Ради друга терпи и пургу и снег. Скатерть со стола — и дружба сплыла.
Стихотворения для заучивания, используемые в работе над проектом.
Про дружбу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо! (Энтин Юрий)
Подружки.
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» ( А. Кузнецова)
Подарок.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка,
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала. (Елена Благинина)
Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.
В гости к пальчику большому.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас , а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика).
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для бобра.
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Сороконожки.
Две сороконожки,
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз) (Ладошки разжались)
Насилу расстались – (Разжать ладошки)
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга)
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем - братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)
Дружат в нашей группе.
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.( соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями)
Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
«Котята и щенята».
Задачи: развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге.
Описание игры: играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по - кошачьи" пройти и обнять друг друга.
«Найди себе пару».
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.
Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
«Лавата».
Количество играющих: 3-8 и более человек
Выбирается ведущий. Дети встают в круг, берутся за руки и поют:
«Танец танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,
Танец танцуем мы — это лавата».
Мои ручки хороши? — спрашивает ведущий.
«Хороши!» — отвечают все хором.
Все берутся за руки и идут по кругу, повторяя первые две строчки.
«Мой носик хорош?» — спрашивает ведущий.
«Хорош!» — отвечают все хором.
Все прикладывают кончик указательного пальца к носу впереди стоящего соседа и снова идут по кругу, повторяя первые строчки.
«Мои коленки хороши?»
«Хороши!»
Все прикладывают ладошки к коленкам стоящих рядом детей и поют песенку, идя по кругу. «Мои ушки хороши?» «Хороши!»
Все прикладывают ладошки к ушкам детей, стоящих рядом по кругу, и снова идут по кругу с песенкой.
Можно использовать в игре и другие части тела: щеки, лоб, живот.
«Подтолкни шарик».
Количество играющих: 3 и более человек.
Инвентарь: воздушные шарики.
Надуйте шарик.
Играющие, взявшись за руки, встают в круг.
Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.
Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.
«Теремок».
Задача: развить подражательность, воображение, двигательные навыки детей.
Оборудование: шапочки-маски зверей.
Описание. Играющие количеством не меньше шести выполняют следующие роли: мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк и медведь. Всех животных может быть несколько, только медведь будет один. Все герои идут по кругу, взявшись за руки, и произносят первые слова сказки:
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю мышка бежит, У дверей остановилась и стучит.
Все дети-«мышки» вбегают в круг и спрашивают: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? » Никто им не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети опять идут по кругу и произносят слова, называя поочередно лягушку, зайку, лисичку, волка. Им отвечают все стоящие в кругу: «Я - мышка-норушка», «Я - лягушка-квакушка» и т. д. А вы кто?» Услышав ответ, они говорят: «Иди к нам жить!» При обращении к медведю он отвечает: «А я - Мишка, всех ловишка!» После этих слов дети-герои разбегаются, а «медведь» старается их поймать. Пойманным детям медведь сам распределяет роли, остальные выбирают роли по желанию (в том числе медведь). Игра повторяется снова.
Сюжетно - ролевые игры, используемые в работе над проектом.
Семья.
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
В кафе.
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли воспитателя, няни, музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Мирилки, используемые в работе над проектом.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.
Консультации для родителей. Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка. «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры.
Нет семьи – растет сорная трава под названием, перекати – поле.
Дом – это место, переступая порог которого, ты сбрасываешь
всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься
сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном
значении школы и других организаций, все-таки основы
формирования духовного мира человека начинаются в семье».
Виктор Розов, писатель.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами-педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.
Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя – они распускаются») .
Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому, что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личной неполноценности становится основой неуверенности к себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.
«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать. » В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность человека.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознаны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.
Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Бездуховность – условие для проступков и преступлений в этом мире.
Общайтесь с детьми как можно чаще.
Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научится вас слушать.
Помните, что если вы человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы человек злой – то злые.
Будьте милосердны!
Счастливым можно быть, если «дома папа, мама, лампа светит на столе… »
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Эти слова Л. Толстого не потеряли своего мудрого значения и в наше время.
Общение ребенка со сверстниками.
«Помогите ребенку научиться дружить»
Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, что абсолютно все нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья; мы, взрослые, не мыслим свою жизнь без дружбы. Но не каждый родитель догадывается, что ребенка нужно научить дружить. Мы, родители, конечно же, не задаем себе вопрос, зачем нужны друзья нашему малышу. Мы даже не сомневаемся в том, что дружба – это нечто необходимое и очень важное. Но далеко не все родители знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны принять самое активное участие. Мы должны помочь ребенку стать хорошим другом! Детей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, умение сочувствовать и сопереживать, и желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Нельзя забывать о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально-личностное развитие вашего малыша как раз и начинается с обычного умения дружить.
Конечно, необходимо помнить, что ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений. Поэтому, чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга), на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья, и как выручали друзей вы. Расскажите ребенку, что жизнь без друзей скучна и однообразна, что без друзей трудно прожить в одиночку. Хотя, в большинстве случаев, дети быстрее знакомятся, чем взрослые. Стоит в песочнице детворе обменяться ведерком или лопаткой, как вы можете услышать: " Мама, этот мальчик - мой друг! " Не стоит скептически к этому относиться. Просто нужно объяснить своему малышу, что такое дружба и кто такой друг. Нужно объяснить, что не стоит путать обычные знакомства с дружбой. Ведь знакомых может быть много, а настоящих друзей, как правило, несколько. Расскажите ребенку, кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашел – береги», значение слов известной детской песенки «Без друзей меня чуть-чуть, с друзьями – много». Читайте ребенку сказки, там мы всегда найдем множество примеров дружбы между сказочными героями. Читайте ребенку больше стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им. Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия.
Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность. Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых. Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей. Придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях. Конечно, нужно обсуждать с малышом его проблемы при общении со сверстниками. Обязательно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и понимание. Но не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Дайте возможность ребенку самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев малыши неплохо с этим справляются. А резкие выпады родителей: "Я запрещаю тебе с ним дружить! "- как правило, не приносят ожидаемого результата. Не стоит критиковать друзей своего малыша. Естественно, желание каждого родителя, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми. Но нужно помнить о том, что детская логика отличается от логики взрослого человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями вашего ребенка. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь как известно, ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок, которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже.
Каждым маме и папе хочется, чтобы ребенок был чутким, порядочным и отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, был надежным другом, умел откликаться на чужую беду.
А поэтому, помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример верности и человечности.
Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.
Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга, а также самому быть верным надежным другом - это ЗДОРОВО!
Приложения
Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
Маленьких детей можно условно сравнить с чистыми листами бумаги, которые еще никто не исписал и не испортил. Почему так? Потому, что маленький ребенок, который только начинает свой путь еще ничего не знает об окружающей среде, людях и жизни в целом, его нужно учить абсолютно всему.
Этот период в жизни каждого человека невероятно важен, ведь, то, что закладывается в голову малыша в это время, останется с ним навсегда.
Именно в это время ребенка учат таким понятиям, как семья, дружба, любовь, уважение, помощь и т.д. И объяснять смысл данных понятий можно с помощью тех самых пословиц и поговорок.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Смысл данного выражения в том, что у каждого из нас есть много знакомых людей, но не все они являются нашими близкими друзьями. При этом если вам удалось найти настоящего друга, его нужно ценить, уважать, беречь и помогать ему. Ни в коем случае нельзя ссориться с другом и обижать его, потому, что ему это будет очень неприятно.
Друг познается в беде.
В поговорке речь идет о том, что понять, настоящий ли друг с вами рядом, можно лишь познав вместе с ним трудности и неприятности. Потому, что играть и дружить, когда вам весело и все хорошо – может каждый, а вот прийти на помощь, например, пожертвовать для вас что-то свое – это поступок настоящего верного друга.
Для друга все не туго.
Эта поговорка учит нас тому, что мы должны помогать своим друзьям и выручать их в нужную минуту. «Не туго» употребляется тут в смысле не тяжело, не сложно.
Друг денег дороже.
Друга за деньги не купишь. В этих словах следующий смысл: дружба это очень важно, и настоящую дружбу нельзя купить ни за какие деньги в мире. Также и наоборот – нельзя продавать дружбу ни за какие деньги. Малышам для понимания можно объяснить, что продавать здесь употребляется не в буквальном смысле, а в смысле предавать. Например, нельзя бросить друга и дружить с другим, только потому, что у нового товарища лучше игрушки, компьютер и т.д.
Как аукнется, так и откликнется.
Поговорка гласит о том, что как вы будете относиться к людям, так и они будут относиться к вам. Если хотите доброго, уважительного отношения к себе, так же относитесь к окружающим.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба крепчает с годами, поэтому старые друзья всегда в почете.
Загадки о дружбе и друзьях.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…
(Друг)
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать!
(Дружба)
***
За него в огонь и в воду.
С ним в разведку и в походы.
(За друга)
***
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
(Дружба)
***
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой, шутят все вокруг.
В полдень или полночь, он придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный …
(Друг)
***
В горе не бросит,
Ненужного не спросит.
Упадёшь – руку подаст,
Всегда поможет, не предаст.
(Друг)
***
С ним за ручку ходишь ты,
Делишься конфетами,
Потому что в мире ближе,
Человечка нету.
(Друг)
***
С этим человеком ни в дождь, ни в снег не страшно.
Ведь вдвоем тебе с ним весело, прекрасно.
(Друг)
***
Даже яблоко и то напополам,
Есть секреты у вас от пап и мам.
Вместе ходите гулять,
Вам вдвоем вершины даже можно покорять.
(С другом)
***
Ни на конфету, ни на игрушку, ни на живую настоящую зверушку,
Ты никогда его не променяешь, ведь лучше всех с ним время коротаешь.
(С другом)
Стихотворения о дружбе.
ПРО ДРУЖБУ.
Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
ПОДАРОК
Елена Благинина
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
ДРУЗЬЯ
Елена Стеквашова
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты -
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг
Так и pвет ее из pук.
Hу, зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
********
На свете без дружбы сложно прожить,
Ведь должен же кто-то кого-то любить,
Иль просто быть рядом, в минуты тоски,
Пригладить причёску, поправить носки,
Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба,
О каждом на свете заботиться нужно!
********
Дружбу крепкую не сломишь,
Не разрушишь без труда.
С другом верным не поспоришь,
Ну а если вдруг беда,
Он всегда протянет руку,
Не оставит никогда.
********
У меня есть лучший друг
Он достойный самый,
Если что случится вдруг,
Смелый и упрямый,
Он на выручку придёт,
И протянет руку.
Вместе мы идём вперёд,
Позабыв про скуку!
«Мирилки»
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Хватит нам уже сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Подружки
Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!
***
Раз! – мирись!
Два! – мирись!
И со мной не дерись!
Три – прощенья попросили!
На четыре – всё забыли!
Пять! – надутым быть нельзя:
Мы теперь опять друзья!
***
К нам с тобой подкралась ссора,
Надо нам ее прогнать,
Мы за пальчики возьмемся,
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы друзья опять!
Пальчиковые игры. Упражнения с шариками су-джок.
«Друзья»
Вместе пальчики друзья.
Колечко катим, ты и я.
(Надевать кольцо на два больших, на два
указательных, на два средних, на два
безымянных,
на два мизинца.)
« Апельсин»
Мы делили апельсин
(сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Много нас, а он один
Эта долька для чижа
(массаж пальцев кольцом, начиная с
большого)
Эта долька для ужа
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Эта долька для моржа
А для волка кожура!
(сжимать и разжимать кольцо в ладони)
"Дружные пальчики"
Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их)
Девочки и мальчики
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков)
Начинай скорей считать
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Мы закончили считать
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
Будут пальчики играть, наших деток забавлять
Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись (из кулачка пальчики разгибаются вверх)
Наши пальчики, ребятки, дружно делают зарядку.
Вверх, вниз, вверх, вниз, в кулачок и разожмись (из кулачка выпрямляем пальчики)
Поздороваться нам надо (прикасаются поочередно каждым пальцем к большому пальцу)
Пальчик мальчик, пальчик папа
Запираем на замок, (переплетают пальчики в замок)
чтоб открыть ни кто не мог. (руки в замке выворачиваем от себя, вытягиваем перед собой.)
Потрясем теперь кистями (трясут кистями рук)
Стали пальчики друзьями (обхват рук)
Вот и кончилась зарядка, вам понравилось, ребятки?
Ручки наши не играют, на коленках отдыхают. (руки кладут на коленки)
Пальчики здороваются
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить
Начало формы
Конец формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей 5 - 6 лет. Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, через развитие их коммуникативных умений и навыков....
Конспект совместной организованной деятельности К проекту «Танцуем вместе» Тема: «Дружба начинается с улыбки!» Группа: подготовительная
Конспект совместной организованной деятельности к проекту «Танцуем вместе»Тема: «Дружба начинается с улыбки!» Группа: подготовительная...
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"...
Проект В средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Проект В средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»...
Краткосрочный проект в средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необ...
Краткосрочный проект в средней группе на тему: " Дружба начинается с улыбки".
Дружеские отношения - это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружеские отношения возникают в процессе общ...
Приложение к проект На тему: «Дружба начинается с улыбки»
Приложение к проект: «Дружба начинается с улыбки»...
- Мне нравится (2)