Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является одной из основных задач профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lesnik2.docx | 54.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок».
Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель высшей квалиф. категории
Петрова Наталья Ивановна
Новогорный
Пояснительная записка:
Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является одной из основных задач профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Как – то, упомянув профессию лесника, у детей возникло много вопросов: Кто это? Чем занимается? Каким должен быть лесник? Кого и что он бережёт? Проведённая среди детей диагностика выявила следующие проблемы: у 70 % детей отсутствуют знания о профессии лесника, 30% мало знают о людях такой профессии.
Такой интерес подтолкнул к созданию информационно – познавательного проекта «Кто заботится о лесе?» Ведь профессия лесника актуальна и нужна в наши дни. Чтобы сберечь лесное богатство нашей страны, нужны специально обученные люди, которые знают лес и всегда готовы беречь, охранять и защищать его от пожаров и злоумышленников и браконьеров. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник.
Цель: создание условий для ознакомления детей с профессией лесника.
Вид проекта:
- по целевой установке: информационно – познавательный, творческий.
- по срокам реализации: краткосрочный (2 недели).
- по составу участников: групповой (дети, воспитатели, родители).
- по содержанию: интегративный.
Продукт проекта: Коллективный коллаж «Лес охраняй – правила соблюдай», аппликация «Синичкин день», макет «Как лесничий помогает животным», семейная мастерская «Кормушки для птиц».
Проблемная ситуация: низкий уровень знаний детей о профессии лесника, его обязанностях.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные: познакомить детей с профессией лесника, и его трудовой деятельностью; формировать представления о значимости этой профессии для общества и природы; углублять знания о жизни диких животных и птиц.
Развивающие: развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых. Развивать речь, память, творческие способности детей старшего возраста. Развивать мелкую моторику рук, графомоторные навыки.
Коррекционные: упражнять в подборе однокоренных слов к слову «лесник», уметь объяснять их значение; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения слова от начальной формы слова «лесник». Активизировать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, бережное отношение к природе и её обитателям.
Для педагогов:
- создать условия в группе для знакомства детей с профессией «лесник», а также познавательной активности и творческих способностей детей.
- создать информационную базу для родителей по данной теме.
Для родителей:
- вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс МБДОУ.
Предполагаемый результат:
- у детей сформируются устойчивые знания о профессии лесника, и его трудовой деятельностью;
- сформированы представления о значимости этой профессии;
- наблюдается обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности;
- повысится воспитательная компетентность родителей в трудовом образовании дошкольников.
Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства и оборудование:
Технические: фотоаппарат, мольберт, ноутбук, музыкальная колонка.
Методические: наглядные пособия, подборка художественной и методической литературы.
Организационные: столы, бумага, пластилин, цветная бумага, картон, цветные карандаши, раскраски, игрушки.
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения.
Используемая литература:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа./Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
2. Грехов И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л. И. Грехов. - 2-е издание. - М. : «Проэксмо», 2000.
3. Морозова Е.Е.,Пономарева О.Н., Фёдорова О.А., Золотухина О.А.Эколог образовательный проект «Школа добрых дел»:Учебное пособие для учащихся начальных классов.Саратов:Издательство «Научная книга»2009.-36с.
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар», 1996
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет:Мозаика-синтез; М.:; 2010
6. Ожегов С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
7. Рыжова Н.А. Программа «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «Карапуз-дидактика», 2005. — 192 с.: ил.
8. Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от «17» октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
Интернет-ресурсы:
wikipedia.ru
inksystem-az.com
nsportal.ru
kopilkaurokov.ru
multiurok.ru
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Этапы проекта | Формы взаимодействия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Поисковый | Педагог - дети | Выявление интереса и знаний детей по теме проекта. Проведение диагностики по теме проекта. | 2 дня | Педагоги группы |
Педагог-родители | Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта. Подбор информации для консультаций с родителями. | Педагоги, родители | ||
Деятельность педагогов | Определение цели и задач проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Составление перспективного планирования проекта. | Педагоги группы | ||
Аналитический | Педагог - дети | Беседа: «История возникновения профессии лесник» Занятие по познавательному развитию «Знакомство с профессией лесник». Проведение мероприятий, запланированных по плану. | 2 дня | Педагоги группы |
Педагог-родители | Разработка консультации для родителей | Педагоги группы | ||
Деятельность педагогов | - Подбор подвижных, дидактических, пальчиковых игр; - Подбор методической и художественной литературы. | Педагоги группы | ||
Практический | Педагог - дети | - Беседы: «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств», «Как люди помогают лесным обитателям». - Наблюдение за трудом лесника, наблюдение за птицами на кормушке. - Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме. - Пальчиковая гимнастика: «Мы пошли в лесок гулять», «Птицы», «Бурый мишенька», «Есть у каждого свой дом». - Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом», «Заинька», «Синичка» - Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Синичка, лети!» - Чтение худ. лит.: А. Вайц «Дед-лесник», «Друг леса. сказка для детей» Татьяна Домаренок , Калистратова М. «Лесник и его добро»- Дидактические, настольно-печатные игры «Что нужно леснику для работы», «Угадай кто это?» «Кто где живет?», «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой». - Подвижные игры: «Волшебный лес», "Охотник и лесник", «Птичка на дереве». - Физминутка «Лесник». - Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник», «Звери в лесу». - Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта. - Занятие «Как люди помогают лесным обитателям» - Рисование «Безопасность в природе» - аппликация «Синичкин день» - Коллективный коллаж «Лес охраняй – правила соблюдай» - Прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы», звуки диких зверей, пение птиц. | 1 неделя | Педагоги группы |
Деятельность педагогов | - Оснащение материально - технической базы по теме проекта. - Организация и проведение подвижных и дидактических игр. - Участие в акции «Накормите птиц зимой» | Педагоги группы | ||
Педагог-родители | - Консультация «Лес – наше богатство» - Макет | Педагоги группы | ||
Рефлексивный | Педагог – дети - родители | - Проведение итоговой диагностики по теме проекта. - Семейная мастерская. Изготовление кормушек для птиц. - Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта «Кто заботится о лесе?» | 1 день | Педагоги |
Технологическая карта проекта.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательский. | - Занятие «Знакомство с профессией лесник» - Беседы: «История возникновения профессии лесник», «Как люди помогают лесным обитателям», «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств». - рассматривание иллюстраций, альбомов «Как лесник заботится о лесе», «Помощь животным зимой», «Правила поведения в природе». - наблюдение за трудом лесника, наблюдение за птицами на кормушке. - Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта. |
Речевое развитие | Коммуникативный, восприятие художественной литературы. | - Занятие «В гости к леснику» - пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Птицы», «Бурый мишенька», «Есть у каждого свой дом». Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом, «Заинька», «Синичка» - Чтение худ. лит. А. Вайц «Дед-лесник», «Друг леса. сказка для детей» Татьяна Домаренок , Калистратова М. «Лесник и его добро»- Дидактические игры - загадывание загадок. |
Физическое | Физический, двигательный. | - Подвижные игры: «Волшебный лес "Охотник и лесник". - Физминутка «Лесник». - Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Синичка, лети!» |
Социально- коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникативный | - Дидактические, настольно-печатные игры: «Что нужно леснику для работы», «Угадай кто это?», «Кто где живет?», «Лесник». «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой». Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник», «Звери в лесу». |
Художественно- эстетическое развитие | Музыкально- художественный, продуктивный. | - рисование «Береги природу» - аппликация «Синичкин день» - Прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы», звуки диких зверей, пение птиц. - Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта. |
Перспективный план по проекту «Кто заботится о лесе?»
для детей 5-6 лет.
Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Индивидуальная деятельность с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
1 неделя | 1. Занятие «Знакомство с профессией лесник» 2. Занятие (аппликация) «Синичкин день» 2. Просмотр презентации «Профессия лесник». 3. Беседа: «История возникновения профессии лесник». 4. Рассматривание плаката «Как лесник заботится о лесе». 5. Подвижная игра: «Волшебный лес». 6.Физминутка «Лесник» 7. Чтение Калистратова М. «Лесник и его добро»8. Чтение стихотворения «Лесник» 9. Загадки про птиц. 10.Дидактическая игра «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой» 11. Настольно-печатная игра «Экологические знаки» 12. Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Есть у каждого свой дом» 13. Наблюдение за птицами на кормушке» | 1.Индивидуальные беседы по теме проекта. 2.Проверить знания с помощью диагностики 3.Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Есть у каждого свой дом» 4.Активизировать знания детей об истории возникновения профессии лесник. 5.Дидактическая игра «Маленький- большой». 6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков) | 1. Проблемные ситуации: «Лесник спешит на помощь: птицам» (закреплять знания о профессии лесника) 2.Артикуляционная гимнастика: «Синички» , «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом» (укрепление мышц речевого аппарата) 3. Акция «Покормим птиц зимой» (воспитывать желание помогать живой природе, помогать леснику) 5.Ситуативная беседа «Как бы я помог леснику» (воспитывать желание помогать взрослым) 6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков) | 1. Подготовка средств и оборудования для реализации проекта. 2. Подбор литературы по теме проекта 3. Подготовить дидактическую игру «Найди лишнее» (закрепить знания о птицах) 4.Внести иллюстрации и плакат «Как лесник заботится о лесе». 5. Подготовить атрибуты для подвижной игры. 6. Внести раскраски с изображением лесника. 7. Внести презентацию «Профессия лесник». 8. Внести настольно-печатную игру «В небе, на земле и в воде» | Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта. Попросить родителей посмотреть фото в интернете про лесника Предложить родителям присоединиться к акции «Покормите птиц зимой» Семейная мастерская. Изготовление скворечников Взаимодействие с волонтёрским движением «Поможем птицам» Посмотреть мультфильм «Лесничий». |
2 неделя | 1. Занятие (рисование) «Береги природу» 2. Занятие по речевому развитию «В гости к леснику». 2. Беседа «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств», «Как люди помогают лесным обитателям» 3. Рассматривание альбома «Правила безопасности в лесу» и плаката «Экологические знаки». 4. Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса». 5. Подвижные игры: «Волшебный лес», "Охотник и лесник". 6. Чтение худ. лит.:, А. Вайц «Дед-лесник», «Друг леса. сказка для детей» Т. Домаренок .7. Наблюдения за трудом лесника при просмотре видео –фильма. 8. Дидактические, настольно-печатные игры: «Что нужно леснику для работы», «Лесник», «Оцени поступок человека» 9. Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник». 11. Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Мелькает беличий хвостик», «Заинька» 12. .Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Бурый мишенька» | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Бурый мишенька» 2.Артикуляционная гимнастика: «Пролезаем через бурелом». 3.Дидактическая игра «Что нужно леснику для работы», «Лесник». 4.Закрепить знания о правилах поведения в лесу. 5.Продолжать закреплять знания о профессии лесник. 6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков) | 1. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от лесника» (воспитывать эмоциональную отзывчивость). 2. Проблемные ситуации: «Лесник спешит на помощь: зайчатам». (закреплять знания о профессии лесника) 3.Ситуативная беседа «Безопасное поведение в природе и на участке» (формировать основы безопасности) 4. Игровое упражнение «Кто аккуратно сложит материал для труда» (развивать навыки сотрудничества, общения). 5. Упражнение «Нам нравится помогать взрослым» (формировать отзывчивость, трудолюбие) | 1. Подготовить материал для рисования. 2. Подготовить иллюстрации к беседе. 3. Внесение альбома «Правила безопасности в лесу» и плаката «Экологические знаки». 4. Подготовить атрибуты для подвижной игры. 5.Внести художественную литературу по теме проекта. 6. Подготовить атрибуты для сюжетно – ролевой игры. 7. Внести материалы для игры: «Что нужно леснику для работы», «Лесник». 8. Внести раскраски по теме | Подбор информации для консультаций с родителями. Порекомендовать посмотреть видеоролик про деятельность лесника Консультация для родителей Предложить родителям поучаствовать в выставке рисунков «Лесник глазами детей» |
В ходе реализации проекта «Кто заботится о лесе» предполагаемые результаты были достигнуты:
- сформируется первоначальное представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях;
- сформированность знаний о жизни диких животных и птиц;
- участие в совместной трудовой деятельности, доводит начатое дело до конца;
- сформирована культура поведения в природе;
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- в ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к продуктивной деятельности, сформирован ряд навыков;
- во время проекта активизировалась речь детей, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Результат проекта: проект «Кто заботится о лесе», несомненно, удался. Детям были интересны занятия, беседы, игры, а также презентации подготовленные авторами проекта. Родители принимали активное участие в организации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Особенности создания коллективного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"
В данной работе представлен материал на тему:"Особенности коллективного художественного творчества детей в ДОУ"...
Итоговое мероприятие экологического проекта "Путешествие в мир растений. Разноцветная клумба" для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в ...
Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада. Окружающая детей среда должна обеспечивать им физ...
Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...
Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста...
Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?» для детей старшего дошкольного возраста
Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное о...